Использование поведенческой терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся.
материал по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
«Использование поведенческой терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся»
Мы готовим своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, наши выпускники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно – следственные связи между поступком и его результатом, часто является истинной причиной нарушения поведения учащихся. Наша цель помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом условии обеспечивается такое отношение школьников к нормам морали, которое способствует их «присвоению» учащимися.
Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать её, осуществлять самоконтроль. Обучая школьников обще трудовым умениям, формируем у них самостоятельность в домашнем труде и даём им определённый объём знаний и умений. Не всегда старшеклассники владеют различными видами бытового труда. Они затрудняются не только последовательно и полно рассказать, как будут выполнять ту или иную работу, но и практически сделать её.
Часто видим, что бытовая адаптация выпускников далеко не всегда проходит успешно. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная неудовлетворённость заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия.
У наших детей малый словарный запас. Им трудно общаться с незнакомыми людьми и даже с знакомыми. Они затрудняются в построение вопроса, просьбы, собственного высказывания.
Важным, значением, в жизни человека является – устройство быта. Проведены беседы связанные с организацией подростками своего быта. «Твой дом. Как ты его представляешь»
Немаловажной частью быта является обслуживающий труд, включая в себя самообслуживание. Желательно больше уделять внимания ремонтным работам «Почини свою вещь», «Пришей пуговицу»,»Одежда и обувь». У старшеклассников уже сформированы знания и умения по уходу за одеждой и обовью, постельными принадлежностями, уборке и содержанию жилища, умение готовить пищу, накрывать на стол, правильно есть и пользоваться столовыми приборами. В процессе реализации различных хозяйственных дел у учащихся закрепляются знания о правилах выполнения бытовых работ, средствах и машинах, облегчающих домашний труд»Стиральная машина, «Пылесос».
Экономико – бытовые умения школьников так же крайне низкие. Затрудняются спланировать личный бюджет, не представляют структуру повседневных расходов, не могут снять показания счётчика и подсчитать расходы. Имея карманные деньги, не умеют их разумно расходовать. Ходим в магазин покупаем не большие вещи. Затем подсчитываем затраты, считаем оставшийся бюджет.
Коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни , труду, на формирование у них знаний, умений, способствующих социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания
презентация о формировании навыков самообслуживания у детей младшего возраста....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ С ОНР»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Социально-бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование соци...
Консультация для родителей " Использование игровых приемов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста "
Использование игровых приемов...
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Приемы для формирования навыков...
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
ВведениеВ последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальн...