Профилактика агрессивного поведения детей.
статья по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Профилактика агрессивного поведения детей.
Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствует более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма. Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример заботы о других, помощи, сочувствия. Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрение. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумными, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.
Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков — это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.
Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: « я разозлился», « я обиделся», « я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: « Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым - он будет так же вести себя с другими детьми. Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам - родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего. Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление. Как помочь ребенку стать менее агрессивным? Самое главное - научить ребенка разряжаться - избавляться от накопившегося раздражения, дать ему воэможность использовать переполняющую его энергию « в мирных целях».
Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию.
Очень активным и склонным к агрессии детям следует создавать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовать для них разные игры, длительные прогулки или походы. Детям можно предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева:
- пусть ребенок нарисует чувство гнева, тогда агрессия найдет выход в творчестве;
- предложите ребенку, когда сложно сдержаться, бить специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу;
- дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти;
- также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:
- обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
- обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
- следить за тем , какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их « ярлыками», возможно , он повторяет ваши слова;
- быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
- поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет;
- никогда не говоить ребенку, что вы его больше не любите. Что бы не случилось, ребенок должен быть уверен в любви своих родителей. Иначе в приступе отчаяния он решит, что раз его все равно не любят, то и вести себя можно как угодно;
- родителям не стоит « загонять ребенка в угол» постоянными упреками и напоминаниями о том, что он провинился. Совершив проступок, ребенок должен получить возможность загладить свою вину и заслужить прощение. Чаще всего достаточно просто объяснить малышу, почему окружающие не одобряют то или иное его действие, сделав это кратко и спокойно. Кроме того, надо как можно чаще хвалить ребенка за хорошие поступки, заостряя внимание именно на них.
Современным родителям очень сложно выдержать соперничество со средствами массовой информации ( особенно с телевидением), оказывая воздействие на социальное развитие своих детей. В телепередачах, которые являются для ребенка мощным средством информации, физическое насилие показывают в среднем пять раз в час. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно увеличивает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии. Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, можно противостоять волне агрессии,захлестывающей детей с экранов телевизоров..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родителям по профилактике агрессивного поведения детей
Представлены рекоменадации родителям по профилактике агрессивного поведения детей....
Проект по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Данный проект был разработан и осуществлен совместно с социальным педагогом ДОУ и педагогом-психологом. Опыт был обобщен на муниципальном уровне, имел очень много положительных отзывов среди педагогов...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии....
Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней представлены рекомендации для родителей и игры на стятие агрессивного поведения...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Памятка для родителей по профилактике агрессивного поведения детей
Рекомендации для родителей по профилактике агрессивного поведения детей...
Игрушка в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы определяется необходимостью изучения влияния современных игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста, так как на современном этапе развития нашего общества появила...