Сюжетно-ролевая игра в коррекционной педагогике.
презентация по коррекционной педагогике на тему

Сюжетно-ролевая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon syuzhetno-rolevaya_igra.ppt635 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 

Слайд 2

Гипотеза исследования Процесс обучения игре дошкольников с нарушением интеллекта строится с учетом закономерностей и особенностей ее развития у данной категории детей . Основные принципы построения процесса обучения игре : индивидуальный и дифференцированный подход; сниженный темп обучения; структурная простота содержания знаний и умений; повторность в обучении; самостоятельность и активность ребенка в обучении игре.

Слайд 3

Цель исследования Выявление и формирование уровня развития игровой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта в условиях целенаправленного обучения сюжетно-ролевой игре .

Слайд 4

Задачи исследования Обосновать психолого-педагогические основы обучения игре и коррекционно-развивающее значение игры в процессе развития ребенка. Раскрыть особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. Обосновать значение игры в коррекционно-реабилитационном процессе. Наметить пути и средства активизации взаимоотношений дошкольников с нарушением интеллекта со взрослыми и сверстниками в игре. Разработать рекомендации воспитателям и педагогам-дефектологам по формированию навыков сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта и развитию системы взаимоотношений взрослого и ребенк а .

Слайд 5

Этапы исследования 1 этап - Диагностический эксперимент Цель : определение уровня сформированности игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта и в норме. 2 этап – Формирующий эксперимент Цель : включение в процесс обучения игре детей с нарушением интеллекта, овладение, развитие и коррекция нарушений игровой деятельности. 3 этап – Контрольный эксперимент Цель : определение эффективности применения коррекционно-развивающих игр в процессе обучения сюжетно-ролевой игре дошкольников с нарушением интеллекта.

Слайд 7

Диагностический эксперимент ПРОЦЕДУРА ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание ситуаций для самостоятельного определения ребенком игровых задач Наблюдение за самостоятельной игрой детей Участие воспитателя в игровой деятельности детей (контроль действий, разрешение конфликтов) Фиксация результатов наблюдений в картах развития детей ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ДОУ №242 «Конек-Горбунок» г. Саратова, воспитанники разновозрастной группы «Ромашка» (6 чел.) ДОУ «Солнышко» с. Липовка воспитанники старшей группы (6 чел.)

Слайд 8

Уровни сформированности игровой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта: Выше среднего - дети имеют достаточный уровень владения ориентировочными действиями с дидактическими и сюжетными игрушками, достаточный уровень развития зрительного восприятия и сюжетного воспроизведения, проявляют значительный интерес к игрушкам, испытывают потребность в игре, проявляют значительный интерес в совместным игровым действиям, принимают и реализуют социальные роли. Средний уровень - сформированности игровой деятельности характеризуется недостаточным развитием ориентировочных действий и зрительного восприятия, незначительным интересом к игровым действиям и игрушкам, некоторой готовностью к совместным игровым действиям и использованию социальных ролей. Низкий уровень - сформированности игровой деятельности характеризуется неразвитостью ориентировочных действий, зрительного восприятия, отсутствием потребности и интереса к игровым действиям, неустойчивостью игровой мотивации .

Слайд 9

Сравнительные показатели уровня сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Слайд 10

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: Преобладающее содержание игры: действия с предметами в сочетании с бытовыми действиями, а также недоразвитие содержательной стороны игры: бытовые действия с элементами взаимоотношений между людьми. Дети играют преимущественно в бытовые игры. Игра нецеленаправленная: дети, выполнив несколько логически последовательных действий, прекращают игру или переключаются на другую деятельность, Игра носит, в основном, неречевой характер. Низкая или средняя интенсивность игрового поведения. Дети редко пытаются вступить в контакт со сверстниками и взрослыми в процессе игры. Средства, используемые для взаимодействия с партнером по игре: предметные действия. Отсутствие гибкости во взаимодействии со сверстниками во время игры. Малая устойчивость игровых объединений. Постоянно возникают конфликты в совместной игре по поводу обладания игрушками, распределения ролей, соблюдения правил

Слайд 11

Формирующий эксперимент Методики обучения игре детей с нарушением интеллекта: демонстрация педагогом элементов сюжетно-ролевой игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла; последующее введение детей в роль и в игровую ситуацию; выполнение детьми игровых действий по подражанию; самостоятельное выполнение детьми игровых действий.

Слайд 12

Контрольный эксперимент Параметры динамики игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта - Изменения характера игровой деятельности - Изменения в содержании игры - Принятие роли и выполнение ролевых действий - Отражение в игре социальных отношений - Умение создавать и развивать игровую ситуацию - Использование в игре ролевой речи - Игровое употребление предметов - Адекватность эмоциональных реакций, заинтересованное отношение к игре

Слайд 13

Направления коррекционной работы по формированию навыков игровой деятельности 1. При организации обучения сюжетно-ролевой игре следует опираться на общие подходы: построение процесса обучения игре на основе системы дидактических принципов; общность содержания обучения игре; комплексный характер обучения игре; использование различных форм организации процесса обучения игре, а также разнообразных методов и приемов, обеспечивающих формирование знаний, умений и навыков; организация развивающей среды. 2 . В зависимости от уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей, обучающие игры могут быть направлены на: демонстрацию отдельных игровых действий; обучение цепочке действий; демонстрация новых, более обобщенных способов решения игровых задач с помощью игрушек-заместителей, нарисованных или воображаемых предметов.

Слайд 14

Приемы формирования сюжетно-ролевой игры Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при организации игр: проигрывание действий педагогом на глазах у детей; совместное проигрывание действий педагогом и детьми; выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом; выполнение действий ребенком по словесной инструкции; рассказ ребенка о собственных действиях после их проигрывания; сопровождение ребенком речью выполняемых действий.

Слайд 15

ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

Интеллектуальная игра "Знатоки коррекционной педагогике"

АннотацияПроблема развития речи ребенка является одной из актуальных. Поэтому определение направлений и условия развития речи относится к числу важнейших педагогических задач. Одной из задач  кор...

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...

«Театрализованные игры в коррекционной педагогике».

laquo;Театрализованные игры в коррекционной педагогике»....