Как правильно общаться с ребёнком
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Что стоит за «плохим» поведением? Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями. Следует одновременно сделать три вещи: 1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению. 2. Создать дома или группе детского сада атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение. 3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению. Как быть… • У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить. • Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание). • Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома. • Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения. • Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии. • Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту. • Дети не знают другого способа получить то, что они хотят. Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку. Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания. Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения. Наименее эффективный способ реагирования – наказание. Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_etika_obshcheniya.doc | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ
« ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
ОБЩЕНИЯ »
ВОПИТАТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Назовите черты творческого работника в любой сфере деятельности:
- мотивы: трудиться на совесть, желание приносить пользу людям;
- постоянный поиск оптимальных путей деятельности;
- четко выраженный рефлекс цели;
- постоянные стремления к пополнению и расширению общеразвивающей и профессиональной информации;
- идеальное – в перспективе;
- причины не удовлетворяющей их результативности своей деятельностью ищут прежде всего в себе, в методике своей работы;
- высокая общая культура, развитый интеллект, широкий кругозор, общественная активность, чувство меры во всем;
- умение общаться.
Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта
Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей, то и говорить о том, как необходимо общаться мы будем именно сейчас.
Общение это взаимодействие двух или более партнеров. Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.
1. Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью
Удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Кеннет Томас считает, что:
- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;
- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;
- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.
В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели
Запишите, если хотите, высказывание А.С. Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения."
Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.
Теперь, давайте рассуждать, что же такое
КУЛЬТУРА РЕЧИ СОТРУДНИКОВ ПРИ ОБЩЕНИИ.
Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников. Требования к речи педагога:
1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.
7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Можно выделить два критерия эффективного взаимодействия в общении.
Первый, достижение результата (предметная цель).
Второй – эмоциональная удовлетворенность партнеров (цель - взаимоотношения).
Чем лучше техника общения, тем ближе расстояние и путь. Чем лучше установлен личностный контакт, тем быстрее вы будете двигаться предметно.
Если сейчас вы не способны достичь конкретных результатов в общении, то имеет смысл сохранить и развить взаимоотношения.
Если приспособились к своему партнеру, выявили достаточно точек соприкосновения, настроились на одну волну с ним (в согласии со свойственными вам манерами, не перешагивая через себя), т. е. установили контакт, то таким образом заложили фундамент сотрудничества на основе доверия. Теперь можете направлять разговор в нужное русло и сосредотачивать внимание на аргументах, которые для вас важны.
Беседа одна из главных составляющих общения. Стратегия ведения беседы:
От желания собеседника говорить с нами, к пониманию того, что ему нужно. От понимания собеседника, к убеждению и принятию совместного решения.
Как правильно построить и качественно отработать каждый этап? Об этом мы поговорим сейчас.
ПОДГОТОВКА к БЕСЕДЕ (нулевая фаза).
Цель. Подготовиться к предстоящей беседе, продумать ее стратегию и тактику.
Задачи
1. Сформулировать общую цель разговора (т. е.”чего я хочу достигнуть”) и мотивы своего поведения (“зачем мне это нужно”).
2. Постараться определить, к чему будет стремиться Ваш собеседник и почему.
3. Найти область пересечения своих интересов и интересов собеседника.
4. Составить общий план разговора.
Содержательная – постоянный сбор, накопление и обобщение информации о партнере.
Психологическая - создание необходимого настроя или коррекция своего состояния Непосредственно перед контактом с партнером или во время этого контакта.
Техника подготовки к беседе
1. Сбор информации о партнере.
2. Определение собственных целей в беседе по минимуму и максимуму.
КОНТАКТ 1-2 %
Цель. Создать атмосферу, благоприятную для беседы.
Задачи
1. Настроиться на собеседника.
2. Настроить собеседника на себя.
Техники установления контакта.
- контакт глаз
- улыбка
- приветствие
- обращение по имени
- открытая поза
- короткая дистанция
- открытые жесты
- подчеркивание значимости…
ЗА ПЕРВЫЕ ПОЛТОРЫ МИНУТЫ РАЗГОВОРА, ВАМ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ МЕНЕЕ ПЯТИ ТЕХНИК КОНТАКТА
Для того чтобы педагоги прочувствовали значимость установления контакта проводим упражнение “Ты сейчас…”
Цели. Понаблюдать за внешними проявлениями эмоционального состояния людей; научить прислушиваться к своим внутренним ощущениям.
Время проведения. 1 минута
Процедура. Ведущий кидает мячик любому участнику и говорит: “Аня, мне кажется, ты сейчас грустная”. Аня кидает мячик следующему участнику и говорит: “Таня, мне кажется, ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все. Можно усложнить игру: получив послание, участник может сказать, что он на самом деле испытывает сейчас и насколько значимо для него то, что кто заметил его состояние.
ОРИЕНТАЦИЯ В СОБЕСЕДНИКЕ 80-90 %
Цель. Совместный с собеседником анализ проблемы.
Задачи
1. Информировать собеседника о своей цели.
2. Понять цели собеседника.
3. Найти область пересечения своих целей и целей собеседника.
Техники пассивного слушания:
- поддакивания;
- стимулирующие реплики;
- расспрашивание.
Техники активного слушания:
- пауза;
- вопрос;
- проговаривание;
- интерпретация.
АРГУМЕНТАЦИЯ. 10-15 %
Цель. Совместный с собеседником поиск вариантов решения.
Виды аргументов:
- факты из совместного опыта;
- очевидные, не подвергаемые сомнению, объективные факты;
- ссылка на собственный опыт;
- ссылка на авторитет.
Техники аргументации.
1. Связка - “А если…”
2. Поэтапное согласие.
Предлагается отработка упражнения “Ситуация в метро”.
Цели. Продемонстрировать отличие просьбы от требования; осознать, в чем это отличие.
Время проведения 3 минуты.
Процедура. Ведущий предлагает разыграть ситуацию в метро: сидят ребята-подростки, а рядом стоит бабушка. Нужно попросить их уступить место. В роли бабушки выступают трое, отработав понятия “приказ”, “требование”, “просьба”.
ЗАВЕРШЕНИЕ БЕСЕДЫ. 1-2 %
Цель. Обеспечить себе хороший деловой и человеческий контакт с собеседником.
Задачи
1. Получить обратную связь по поводу прошедшей беседы и ее результатов.
2. Снять оставшиеся сомнения. Опасения и т. п.
3. Сделать собеседнику последний “подарок” улыбку, комплимент и т. п.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПРИ ЗАВЕРШЕНИИ БЕСЕДЫ ДАЕТСЯ БЕЗ АРГУМЕТАЦИИ, А ПРИНИМАЕТСЯ МОЛЧА, БЕЗ ОПРАВДАНИЙ.
Теория не отработанная на практике очень быстро забывается Предлагаем в парах отработать все этапы беседы. Для работы предложить несколько “рабочих” ситуаций. Например:
- Необходимо родителям напомнить о своевременной оплате за посещение детского сада, так как у них бывает задолженность.
- Добиться того, чтобы родители приводили ребенка к 8. 00. ,до начала утренней гимнастики.
рефлексия.
Участники, выполняющие роль родителей, делятся на круг своими эмоциональными ощущениями от беседы и теми чувствами, которые они испытывают после разговора с воспитателем.
Задаем им вопрос: “Как скоро выполните вы просьбу воспитателя?», Хочется ли вам еще с ним общаться?”
Участники, выполняющие роль воспитателей, выносят на круг то ,что значимо для них на этом занятие.
Задаем им вопрос: “Получили вы от общения удовольствие? Будет ли результат от разговора?”
Последовательность высказываний лучше определить таким образом:
Воспитатель - “Родитель”.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Исключите факторы, не способствующие выравниванию напряжения в беседе:
- игнорирование - в высказываниях и поведении собеседник исходит только из своих интересов. Собеседник пытается найти у Вас понимание только тех вопросов, которые волнуют его самого. Ваше эмоциональное состояние, чувства, самочувствие остаются без внимания.
- принижение личности - в высказываниях собеседника Ваши чувства, эмоции поведение получают негативную оценку.
- противоречивость поведения - между словами и поведением собеседника есть противоречие. Например, говорит “я вас прекрасно понимаю”, хотя Вас просто не слушает.
- перебивание собеседника.
- подчеркивание разницы между собой и собеседником.
- резкое убыстрение темпа беседы.
- избегание пространственной близости и контакта глаз с собеседником
- выспрашивание- собеседник имеет непонятный интерес к тому, что Вы говорите.
Цели и мотивы задаваемых вопросов Вам не объясняются. Направление ответов
В большинстве случаев точно предписано.
- оценка - высказанные Вами мысли и соображения собеседник с ходу, даже не
Дослушав Вас до конца, оценивает негативно.
И что более значимо это то, что общение ВОСПИТАТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ должно
Нести такое эмоциональное состояние, в ходе которого обеим сторонам все чаще хотелось бы его возобновлять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как правильно общаться с ребёнком. Консультация для родителей.
Не в каждой семье у родителей есть возможность оставаться с ребёнком дома. Что же делать тем, кто вынужден оставлять ребёнка без присмотра? Таким родителям психологи рекомендуют несколько прави...
Как правильно общаться с ребёнком.Консультация для родителей.
Психологи рекомендуют несколько правил поведения в семье...
Как правильно общаться с ребёнком?
В данном материале весь спектр правил общения с ребёнком, который полезен не тоьлко родителям, но и педагогам....
Памятка "Как правильно общаться с ребёнком"
памятка для родителей...
"Как правильно общаться с ребёнком"
памятка для родителей...
Как Правильно общаться с ребёнком
Как быть…если...случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет ...
Как правильно общаться с ребёнком. Консультация для родителей.
Правила общения с ребенком!...