Что такое Арттерапия?
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Малышева Лира Владимировна

воздействие арттерапии на детей. конспекты занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_artterapii_liry.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Малышева Лира Владимировна

Что такое АРТТЕРАПИЯ?

В последние годы в педагогической практике образовательных учреждений все более активно применяется метод психотерапии искусством. В современной международной классификации он представлен пятью основными направлениями: атртерапией, включающей в себя изотерапию, глинотерапию, песочную терапию и т. д.; драмотерапией, в которую входят сказкотерапия, сценические игры и т. д.; танцевально-двигательную и музыкальную терапии.

Термин «арттерапия» (art therapy) был введен Адрианом Хиллом (1938). Им было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием. 1960—1980-е годы являются решающими в становлении психотерапевтических направлений.

В системе различных направлений психотерапии искусством арттерапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений, используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска. Большинством отечественных психотерапевтов и психологов, затрагивающих в своих публикациях тему арт-терапии, она также понимается как система здоровьесберегающих воздействий, либо как одна из форм психотерапии, основанная на занятиях клиентов изобразительным творчеством.

В российских источниках арттерапия наиболее часто трактуется как «метод психотерапии, имеющий вспомогательное и самостоятельное значение» (Бурно, 1999; Хайкин, 1977). Но арттерапия сегодня гораздо чаще применяется в социально-реабилитационных программах, программах социализации, разного рода тренингах и в рамках других работ с практически и клинически здоровыми людьми.

Арттерапия оперирует такими категориями, как «самореализа-ция», «гармонизация» человека, «образ жизни», что является воспитательной задачей педагогики. Применительно к последней, арттерапия решает иные задачи: «гармонизация» личности, помощь человеку в «самораскрытии и са-мореализации», стимулирование «личностного роста», работа с «духовным кризисом» и пр. Педагогика же, которая обращается к реалиям современной культуры (в том числе, художественной и музыкальной), неизбежно имеет дело с вопросами человеческого существования в мире, вопросами свободы и способности индивида взаимодействовать с самим собой и с другими людьми.

Почему так важна арттерапия?

Важная цель, а именно —  становление человека в простом и общекультурном смысле слова. Современная артпедагогика предполагает способность обращаться с реальностью современного искусства.

Говоря об изобразительной деятельности, нам бы хотелось отметить, что намерение разглядеть в художественных продуктах, созданных детьми, черты «патологического», «проекции комплексов» или «отображение симптомов» — тенденция, в которой проявляется традиционное отношение психологов и психотерапевтов к «творчеству кризисных личностей».

Это условие стало основным в решении применить методы артпедагогики в практической работе с детьми в возрасте от 7 до 18 лет. Психологи отмечали высокую степень утомляемости детей, низкий уровень внимания и концентрации, подверженность стрессам, увеличение числа учащихся с ограниченными возможностями, с нарушениями социального развития.

Главными причинами они считают не только ухудшение социальных и экологических условий жизни, но и разрушение института семьи, психофизическую неготовность детей к высоким нагрузкам в школе, неумение детей управлять своим эмоциональным состоянием, анализировать и выражать свои чувства.

Рассмотрев возможные методы и приемы коррекции создавшейся ситуации, мы остановились на изотерапии, позволяющей реализовать ряд целей:

1) преодолеть психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;

2) установить контакт между педагогом и ребенком;

3) развить коммуникативные и творческие возможности ребенка;

4) повысить самооценку учащегося;

5) способствовать развитию чувств;

6) возможность пережить катарсис;

7) способствовать установлению и развитию межличностных отношений;

8) формировать ценные практические навыки работы с различными художественными материалами;

9) улучшить речевую функцию, развить мелкую моторику;

10) помочь занять ребенка увлекательным делом — рисованием.

11) увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей.

Внутреннее «Я» человека проявляется в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Наши педагоги заметили, что для детей младшего школьного возраста характерна одна особенность: образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у детей могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний. Дети «передвигаются» от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими.

Следует особо отметить, что арттерапевтические занятия в нашей школе проходят на особых уроках, и изобразительные упражнения по своим целям и задачам совершенно отличаются от обычных уроков учебного цикла.

Рисунки и скульптуры детей в данном случае не подвергаются ни критике, ни оценке, не ведется обсуждение художественных достоинств рисунка, его грамотности и выразительности, эти работы не экспонируются на просмотрах. Ребенок рисует то, что думает, чувствует, переживает или боится. Во время работы и по ее окончанию педагог разбирает с ребенком то, что нарисовано, «проигрывая» ситуацию соответственно теме рисунка.

Применение приемов арттерапии в практике художественного образования детей

При работе с изобразительными материалами мы предлагаем детям для изображения объектов использовать линии, геометрические фигуры, легкие или жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие, темные и светлые цвета так, чтобы эти приемы помогали передать настроение самого художника.

Очень важным в ходе занятия мы считаем совместное обсуждение работ, которое предлагаем проводить несколькими способами:

1. Спросить всех детей в группе по очереди, что они чувствуют, глядя на одну из нарисованных картин. При этом все должны внимательно слушать друг друга. Когда человек все сказал, его благодарят. Потом слушают следующего. Не разрешается спорить, перебивать, говорить долго, говорить не о том. В конце педагог делает краткое заключение. (Например: какие мы все разные, неповторимые, как интересно узнать, что чувствует каждый. Или: как замечательно автор передал то, что хотел, все смогли это почувствовать.)

2. Можно попросить каждого ребенка рассказать про свою картину, что он хотел на ней изобразить, дать маленький словесный рассказ-описание. Разрешается задавать вопросы рассказчику о том, что изображено в той или иной части картины, особенно если он затрудняется рассказывать сам. Педагог поощряет неуверенного в себе ребенка, направляет его внимание, ограничивает чрезмерно словоохотливого ребенка, в конце благодарит.

3. Каждый отвечает на вопрос: что он сумел выразить наиболее удачно и почему. Например: «У меня получился дом, я его нарисовал аккуратно», или «У меня красивые яркие цвета», или «Машина у меня похожа на папину», или «Я нарисовал, как девочка танцует» и т. д. Если ребенок затрудняется найти, что вышло хорошо, то ему помогают другие.

4. Если есть застенчивые, неуверенные в себе дети, можно попросить их друзей ответить на вопрос «что тебе нравится в рисунке?». Преподаватель сознательно выбирает рассказчика и картину, о которой он будет говорить.

5. Можно сложить все картины вместе в ряд и попросить одного из ребят сочинить по ним общую историю. Это можно делать, если картины были нарисованы на разные темы или на одну всеобъемлющую тему. Педагог помогает ребенку. Рассказ должен иметь начало, середину и конец. Можно рассказывать историю по очереди (каждый про свою или про очередную картину). Задача ребенка — связать в рассказе изображение на картине с изображением на предыдущем рисунке.

6. Можно спросить ребят, что думает герой, изображенный на их картине. Каждый должен рассказать что-либо от лица героя. (Под героем понимается главный персонаж картины. Это может быть не только живое существо, но и море, платье, чемодан и любой другой предмет.) В этом задании педагог имеет возможность получить информацию от ребенка напрямую: то, что волнует ребенка, что он хотел бы сообщить вам, но не может, он легко произнесет от лица персонажа. Если ребенок произносит что-то тревожное, то рассказ не должен на этом закончиться. Педагог обязательно сразу после слов ребенка задает вопрос, который позволит ребенку присоединить к своему восприятию нечто новое, выводящее его из этого состояния или указывающее направление выхода.

7. Если предложить ребенку поговорить от лица героев картин других детей, то вы сможете узнать о его проблемах во взаимоотношениях с другими людьми (обижает ли его кто-то, боится ли он кого-нибудь) и помочь ему правильно вести себя в этих ситуациях.

Мы используем на занятиях разные упражнения, тексты инструкций к которым могут выглядеть, например, так:

• «Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цветок (игрушку, вазу, осенние листья и т. д.). Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на него».

• «Попробуй выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется».

• «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».

• «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».

• «Нарисуй себя: как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше; когда ты состаришься, когда ты был младше (в каком-то определенном возрасте или вообще)».

• «Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь с удовольствием, ту вещь, которая тебе нравится больше всего; семейную сценку; твой любимый обед; сон».

• «Нарисуй, где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое место. Место, которое ты не любишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить».

• «Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».

• «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».

• «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый — сильный; счастливый — несчастный, печальный — веселый; любить — не любить; хороший — плохой; счастье — несчастье; доверие — подозрение; отдельно — вместе».

• «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»

Работая с детьми, можно также произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то, что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т. д. В качестве тем для рисунков мы предлагаем использовать множество других вещей: фантазию, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений, стихов. При выполнении заданий наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, часто используется для создания коллажей журналы, цветную бумагу, фольгу, текстиль, лепим из глины, пластилина и соленого теста. Для некоторых заданий необходимо иметь бумагу разных форматов, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, скотч и т. д.

Предполагаемый результат работы арттерапии.

Мы убедились в несомненной пользе применения арттерапевтических приемов в работе с детьми в группе:

1. устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз), появляется демократизм отношений;

2. у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;

3. воспитывается чувство коллективизма;

4. отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);

5. на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;

6. создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;

7. стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;

8. формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;

9. идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;

10. уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.

Все эти позитивные изменения мы считаем успехом и в дальнейшем предполагаем ввести занятия с элементами арттерапии с детьми любого возраста в том числе и для старших школьников, так как эти занятия позволят решить ряд проблем выпускников, связанных не только с выбором профессии, но и дальнейшего жизненного пути.

Что для этого нужно.

Краски акварельные12 цветов, краски гуашевые 12 цветов, карандаши цветные 12 цветов, фломастеры, кисточки разных размеров, бумага различных форматов: А4,А3,А2. Для создания коллажей журналы, цветную бумагу, фольгу, текстиль. Для некоторых заданий необходимо иметь бумагу разных форматов, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, скотч.

Программа арттерапии

Занятие 1

Цель: дать понятие об арттерапии. Установить доверительное отношение в группе. Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Задачи:

  1. Рассказать о правилах техники безопасности (правилах поведения на арттерапии)
  2. Дать представление о структуре занятий
  3. Дать представление о комплиментах, научить дарить и принимать комплименты.
  4. Научить выражать свои эмоции.

Ход работы:

Беседа. Что такое Арттерапия?

Правила поведения на арттерапии:

  1. Правило 1 микрофона.
  2. Правило здесь и сейчас.
  3. Правило активности. (говорим о своих состояниях, чувствах; учавсвуем в обсуждении вопросов)
  4. Правило защиты личности. (переход на личности запрещён).

Игра - приветствие "Комплименты" Давайте с вами встанем в круг, внимательно посмотрим на своего соседа слева, подумаем какой комплимент, мы можем ему сказать. Теперь проговариваем по очереди свои комплименты. Не забудьте поблагодарить друг друга.

Игра "Настроение" возьмите лист бумаги и нарисуйте своё настроение. Ответьте на вопросы: что вы видите? Что для вас это значит? Что вы чувствуете? Какое у вас настроение?

Игра «5 вопросов, 5 ответов». Перед вами лежат 5 листов. На этом занятии мы с вами нарисуем образы только 2-х вопросов, остальные мы обязательно нарисуем на следующей встрече. Изобразите образ на первом листочке, то «Как я сейчас вижу себя». На втором рисунке, то «Как я хотела бы себя видеть». Запомните эти образы, так как с этими рисунками мы ещё будем работать.

На данных рисунках опосредованно мы говорим о своих ресурсах (возможностях) и о зоне развития своего роста. Что вы чувствовали, когда рисовали?

Игра «Прощание» Каждый раз наше занятие будет заканчивать одним вопросом, где каждый в пару слов должен ответить на вопрос: что здесь есть для меня?

Занятие 2

Цель: Преодолеть психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;

Задачи:

  1. развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
  2. уменьшить чувство тревожности.
  3. повысить уровень внимания.

Ход работы:

Игра - приветствие "Комплименты" Давайте с вами встанем в круг, внимательно посмотрим на своего соседа слева, подумаем какой комплимент, мы можем ему сказать. Теперь проговариваем по очереди свои комплименты. Не забудьте поблагодарить друг друга.

Игра «Счет». Встаньте все в круг друг другу спиной наша задача досчитать по порядку до 30, но вы не имеете разговаривать друг с другом. Так же называть число не могут рядом сидячие люди, т.е. ваши соседи справа и слева. Молодцы! Вы по сравнению с другими группами справились быстрее.

Игра «5 вопросов, 5 ответов». Сегодня мы с вами продолжим эту игру и закончим её. Приготовьте ещё 3-и листочка. Вспомните, что вы рисовали на прошлом занятии. («Как я сейчас вижу себя», «как я хотела бы себя видеть») теперь нарисуйте образ на 3-м листочке «Что мне нужно, для того чтобы видеть себя так…», на 4-м – «Что мне мешает достичь того, что я хочу?» и на 5-м – «каким образом я могу достичь того, что я хочу». Обратите внимание на то, как можно достичь поставленной цели! Ответьте на вопрос где это находится внутри вас или внешнем мире который окружает вас. Что вы чувствовали когда рисовали? Составьте на листочках рассказ, разложив по порядку рисунки: 1 2 3 4 5. расскажите его своему другу.

Игра "Прощание". Каждый должен ответить на вопрос: что здесь есть для меня?

Занятие 3

Цель: целеполагание. Снятие тревожности.

Задачи:

  1. развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
  2. Дать представление об отношении к себе.
  3. Дать представление об актуальном взаимопонимании.
  4. Снять напряжение.

Ход работы:

Игра - приветствие "Комплименты" Давайте с вами встанем в круг, внимательно посмотрим на своего соседа слева, подумаем какой комплимент, мы можем ему сказать. Теперь проговариваем по очереди свои комплименты. Не забудьте поблагодарить друг друга.

Игра "Отношение к своему имени". Разделите лист на 3 части.

На первом нарисуйте образ имени которое вам не нравиться. На втором - нарисуйте образ имени которое вам нравиться. На третьем - образ своего имени. Расскажите, что вы нарисовали, что вы чувствовали, когда рисовали? Какое имя вы изобразили на рисунке, что оно для вас значит? Как вы его видите? Почему оно у вас вызывает негативизм. Что для вас означает 2-й рисунок? Что оно для вас притягивает, с чем ассоциируется? Как вы относитесь к своему имени, что оно для вас означает? Вам нравиться ваше имя?

(1-й рисунок - ваша плохая сторона личности, которая мешает вашему личностному развитию, 2-й рисунок - ваша сильная сторона, которая помогает вашему личностному развитию и чем вы можете пользоваться или пользуетесь для достижение поставленных целей, то что нужно развивать, для достижение большее результата. 3-й рисунок - означает, то как вы относитесь к себе, принимаете себя или нет, то что вам нужно изменить или развивать).

Игра "Прощание". Каждый должен ответить на вопрос: что здесь есть для меня?

Занятие 4

Цель: Сплочение коллектива. Формировать умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;

Задачи:

  1. Дать представление об актуальном взаимопонимании между сверстниками.
  2. Способствовать развитию воображения.

Ход работы:

Игра "Комплименты". Давайте с вами встанем в круг, внимательно посмотрим на своего соседа слева, подумаем какой комплимент, мы можем ему сказать. Теперь проговариваем по очереди свои комплименты. Не забудьте поблагодарить друг друга.

Игра "Инопланетяне" выберите мало знакомого человека, сядьте вместе. Представьте, что вы 2-а инопланетянина, прилетевшие из разных планет. Вы понравились друг другу и хотите рассказать о своей планете, но вы не умеете разговаривать. Ваша задача молча выбрать понравившийся цвет, из предложенных мной (психологом), и "рассказать" (построить диалог, рисовать) только одним цветом на общем листе. Возьмите теперь лист бумаги и нарисуйте тем же цветом, одновременно название вашей общей картины.

На другом чистом листе не разговаривая, нарисуйте  свои впечатления о вашей совместной работе.

Ответьте на вопросы: получился ли у вас диалог? Что вы делали? о чем хотели рассказать, понимали ли вы своего собеседника?

Игра "Прощание" каждый должен ответить на вопрос: что здесь есть для меня?

Занятие 5

Цель: сплочение коллектива. Снятие эмоционального напряжения личности.

Задачи:

  1. Сплочение коллектива
  2. Дать возможность увидеть себя со стороны
  3. снять излишнюю агрессивность, негативизм.
  4. Решение актуальной задачи

Ход работы:

Игра "Комплименты". Давайте с вами встанем в круг, внимательно посмотрим на своего соседа слева, подумаем какой комплимент, мы можем ему сказать. Теперь проговариваем по очереди свои комплименты. Не забудьте поблагодарить друг друга.

Игра "Зеркало" назовите своё имя и сделайте любой жест, характеризующий вас, а мы ваше большое волшебное зеркало, которое отразит ваши действия и повторит ваше имя. Понравилось ли вам ваш жест? Если нет, то вы можете его изменить? Вы его можете изменять, до тех пор, пока вам не понравиться.

Игра "Автопортрет". Разделите свой лист на 4-е части. Выберите из круга менее знакомого вам человека. На первой части изобразите образ: "Я себя вижу так…", на втором нарисуйте образ: "Я её вижу вот так…", на третей части: "Она меня видит таким…", и на четвертой части изобразите: "Она думает, что она вот такая…"

Объединитесь в пары. Покажите свой первый рисунок, и расскажите своему товарищу, почему вы изобразили так, что это для вас значит, что ты чувствовал, когда рисовал? Ваш сосед может задать вопрос: А что ты видишь в моём рисунке, после рассказывает про свой рисунок.

Игра "Прощание" каждый должен ответить на вопрос: что здесь есть для меня?

Занятие 6

Цель: Установить тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз),  Сплочение. Повышение уровня доверия.

Задачи:

  1. Установит доверительные отношения
  2. Способствовать развитию глазного контакта
  3. Научить невербальному общению передаче информации

Ход работы:

Игра "Комплименты" Давайте с вами встанем в круг, внимательно посмотрим на своего соседа слева, подумаем какой комплимент мы можем ему сказать. Теперь проговариваем по очереди свои комплименты. Не забудьте поблагодарить друг друга.

Игра "Невербальный рассказ" все знают выражение: "Правда - глаза колит." И  все знают, как трудно смотреть в глаза человеку, когда его обманываешь. А вы как часто смотрите в глаза человеку, с которым разговариваете? Как много людей, которые, рассказывая вам что-либо, смотрят в глаза? А знаете ли вы, что для того, что бы человек вам поверил и максимально полно воспринял информацию, необходимо смотреть своему собеседнику в глаза. И для передачи информации необязательно много говорить, т.к. может хватить и одного взгляда! Сейчас мы с вами всему этому научимся, и вы сможете после занятия повторить и отработать полученные навыки!

Выберите собеседника с которым вы мало общаетесь. Сядьте друг перед другом и одну минуту посмотрите друг другу в глаза. Вы можете моргать, отводить взгляд если вам так сильно хочется. Молодцы. Теперь каждый вспомните случай, который приключился с вами, и не рассказывайте его в слух. Теперь по очереди расскажите свой рассказ, у каждого 2 минуты. Слушающий вас собеседник пытается понять, что вам рассказывают.

Теперь мы с вами сядем в круг и ответьте на вопрос: какой рассказ вам рассказал вам собеседник и как вы узнали, что вы чувствовали? В этом рассказе участвовал рассказчик, как вы это поняли? Молодцы!

Игра "Прощание" каждый должен ответить на вопрос: что здесь есть для меня?

Занятие 7

Цель: Устанавливается тесный психологический контакт детей.

Задачи:

  1. Снять излишнюю агрессивность, негативизм или чувство тревожности.
  2. Активизация самостоятельной работы каждого ребенка.
  3. Повысить самооценку
  4. Повысить психологический телесный контакт

Ход работы:

Игра "Комплименты" Давайте с вами встанем в круг, внимательно посмотрим на своего соседа слева, подумаем какой комплимент, мы можем ему сказать. Теперь проговариваем по очереди свои комплименты. Не забудьте поблагодарить друг друга.

Игра "Настроение" возьмите лист бумаги и нарисуйте своё настроение. Ответьте на вопросы: что вы видите? Что для вас это значит? Что вы чувствуете? Какое у вас настроение?

Игра "Волшебники" представьте, что вы волшебники, а волшебная палочка это ваша кисточка. Вы хотели бы поделиться с другом своим положительным качествам, которого у вас в изобилии. Подумайте, чем бы вы могли поделиться? Теперь пусть ваш друг сядет на стул и расслабиться и приготовиться принимать эти положительные качества, которые ему сейчас будут дарить и закроет глаза. Волшебники, не касаясь кисточкой тела, начинает колдовать и предавать это положительное качество, думает только об этом качестве. Теперь поменялись. Теперь не делясь ни с кем впечатлениями, нарисуйте свои ощущения и подпишите качество, которое вам передали. Расскажите друг другу, что вы передавали и что чувствовали, когда передавали. Молодцы!

Игра "Прощание" что тут есть для меня? Что вы будете делать со своими рисунками? Что вам понравилось, или не понравилось? Что бы вы хотели узнать на следующем занятии?

Занятие 8

Цель: Актуализация внутренних переживаний, дать возможность найти пути решения заданных вопросов

Задачи:

  1. развить коммуникативные и творческие возможности ребенка;
  2. повысить самооценку учащегося;
  3. способствовать развитию чувств;

Ход работы:

Игра "Комплименты" Давайте с вами встанем в круг, внимательно посмотрим на своего соседа слева, подумаем какой комплимент, мы можем ему сказать. Теперь проговариваем по очереди свои комплименты. Не забудьте поблагодарить друг друга.

Игра «Я хочу…»Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».

Игра «Я и время времечко». Нарисуйте себя: как вы выглядите сейчас, как бы вы хотели выглядеть, когда станете старше; когда вы состаритесь, когда вы были младше (в каком-то определенном возрасте или вообще).

Игра "Прощание" что тут есть для меня? Что вы будете делать со своими рисунками? Что вам понравилось, или не понравилось? Что бы вы хотели узнать на следующем занятии?

Занятие 9

Цель: научить детей управлять своими эмоциями.

Задачи:

  1. стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения.
  2. Научить детей выражать положительные и отрицательные эмоции, контролировать их.

Ход работы:

Игра "Комплименты" Давайте с вами встанем в круг, внимательно посмотрим на своего соседа слева, подумаем какой комплимент, мы можем ему сказать. Теперь проговариваем по очереди свои комплименты. Не забудьте поблагодарить друг друга.

Игра «Сердючка» Нарисуйте, что вы делаете, когда вы, сердитесь. Что заставляет вас быть сердитым?

 Игра «Волшебное местечко» Изобразите место, которое делает вас счастливыми; как вы себя чувствуете в данный момент; как бы вы хотели себя чувствовать?

 Игра «Счастливое время» Нарисуйте то время, которое вы вспоминаете с удовольствием, ту вещь, которая вам нравится больше всего; (семейную сценку; твой любимый обед; сон).

Игра "Прощание" что тут есть для меня? Что вы будете делать со своими рисунками? Что вам понравилось, или не понравилось? Что бы вы хотели узнать на следующем занятии?

Занятие 10

Цель: подведение итогов

Задачи:

  1. Беседа (анализ занятий)
  2. Составить рассказ по рисункам, решение поставленных задач.
  3. способствовать развитию чувств;
  4. способствовать установлению и развитию межличностных отношений;

Ход работы:

Игра "Комплименты" Давайте с вами встанем в круг, внимательно посмотрим на своего соседа слева, подумаем какой комплимент, мы можем ему сказать. Теперь проговариваем по очереди свои комплименты. Не забудьте поблагодарить друг друга.

Игра "Настроение" возьмите лист бумаги и нарисуйте своё настроение. Ответьте на вопросы: что вы видите? Что для вас это значит? Что вы чувствуете? Какое у вас настроение?

Игра "Летопись" развесьте свои рисунки там, где вам больше всего нравиться, и в том порядке в каком вам больше всего нравиться. Найдите в своих рисунках динамику развития, что вам нравиться, что не нравиться. Составьте рассказ-сказку.

Игра "Подарки". У вас есть 15 минут. Вы должны сделать своими руками, из всего, что здесь я вам приготовила открытки или подарки человеку находящемуся здесь, их моет быть несколько, но время только 15 минут.

Теперь по очереди подарите этот подарок и поблагодарите за то, что нового вы открыли в вашем хорошо знакомом человеке. Что приготовить вам помогут ваш ум и разум.

Какие у вас чувства и мысли возникли? Что вы сами чувствовали, когда дарили подарок. Какие эмоции вас переполняли?

Игра "Прощание" что тут есть для меня? Что вы будете делать со своими рисунками? Что вам понравилось, или не понравилось?

Ритуал погребения неудач.

Список литературы.

1. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный от-крытый педагогический университет, 2003 а.

2. Бозенкова М. Психологическая защита, образ «Я» и развитие личности ребенка // Гештальт в работе с детьми. Материалы конференции, 1996. С. 27—28.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965.

4. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков сред-ствами арттерапии в учреждениях дополнительного образования. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Волгоград, 2004.

5. Копытин А. И. Арттерапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб., 2005.

6. Копытин А. И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.

7. Лебедева Л. Д. Арттерапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9. С. 27—34.

Вольфганг Лутэ - соавтор И.Г. Шульца по 6-томному руководству. Фомина О. Е., соискатель, кафедра социальной педагогики и психологии Владимирского гос. пед. университета; зам. директора ДХШ им. И. С. Куликова, г. Муром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...