Ваш тип темперамента
презентация к уроку по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Еремкина Наталья Александровна

Темперамент - Это сочетание характерных для человека особенностей силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, определяющих стиль его поведения.

Это характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_temperament.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

«Учет типа темперамента детей педагогами ДОУ
в воспитательно-образовательном процессе»

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Учебно-воспитательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях построен таким образом, что у вас педагогов нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но мы должны уметь выделять среди воспитанников представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценке детских игр и т.д. Мы, педагоги можем направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников. Такой личностно – ориентированный подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с дошкольниками.

Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем говорить о темпераменте детей.

Что же такое темперамент? (Ответы педагогов).

СЛАЙД 2

Темперамент - это врожденное качество. Вернее, отчасти он формируется до 3-6 месяцев. По большому счету - это скорость нейрореакций. Изменить его нельзя, а вот научиться с ним считаться можно и нужно. Темперамент детей определяется при наблюдении за детьми: при общении, в игре, на занятиях, как они относятся к своим сверстникам и взрослым и даже как двигаются!

Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать детей, эффективно воспитывать и развивать их. Если у детей темпераменты схожи, они быстро находят общий язык, если же темпераменты резко отличаются (один – холерик, другой – флегматик), это может привести к проблемам в общении детей друг с другом.

Темперамент характеризуется такими свойствами нервной системы, как:

- сила процессов возбуждения и торможения (сильный или слабый);

- степень равновесия между возбуждением и торможением (уравновешенный или неуравновешенный);

- скорость смены процессов возбуждения (подвижный или инертный).

СЛАЙД 3

Виды темперамента:

В зависимости от степени выраженности того или иного свойства нервной системы различают четыре основных типа высшей нервной деятельности и соответственно четыре основных типа темперамента: меланхолический, флегматический, холерический и сангвинический. В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном, они «смешанные». Но даже в этом случае наиболее яркие черты всё равно будут уловимы. Именно на них и стоит обращать внимание.

Из-за незнания темперамента детей происходят большинство конфликтов. Мы, педагоги пытаемся добиться от них не присущей им активности или усидчивости, на которую возможно ребенок не способен в силу особенностей темперамента.

Сейчас мы с вами рассмотрим типы темпераментов. У вас на столах лежит характеристика одного из темперамента, и вы, прочитав её,  должны определить, к какому типу темперамента относится данная характеристика.  Написать на листочках, какими положительными и отрицательными чертами обладает данный тип темперамента. На данное задание дается пять минут. (Педагоги выполняют задание и каждой группе, дается возможность объяснить, почему они отнесли данную характеристику к одному из типов темперамента и назвать положительные и отрицательные черты данного темперамента).  

СЛАЙД 4

РЕБЁНОК-ХОЛЕРИК характеризуется энергичностью, неутомимостью, нетерпеливостью, горячностью. Любит шумные азартные игры с баловством, часто меняет друзей. Быстро и эмоционально говорит. Думает быстро, схватывая на лету детали происходящего и быстро их забывая. Движения порывистые, все делает быстро. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает — появляется “наплевательское” настроение. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый.

Часто дети с таким темпераментом срывают занятия, ввязываются в драки, вообще доставляют множество хлопот вам воспитателям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников.

СЛАЙД 5

Положительные черты: энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность.

Отрицательные черты: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, конфликтность.

Если вы будете пытаться переломить характер такого ребенка, ограничивая его свободе, то у него непроизвольно возникает естественный протест, так как нервная система такого ребенка не может работать по-другому. Такие дети становятся чаще всего «трудными».

С такими детьми используйте чрезмерную подвижность ребенка. Назначайте их в свои помощники, но работа не должна требовать долгого сидения на одном месте. Направьте активность ребенка в нужное русло.

СЛАЙД 6

РЕБЁНОК-ФЛЕГМАТИК характеризуется медлительностью, неторопливостью, обстоятельностью. Предпочитает спокойные и тихие игры, в дружбе отличается постоянством. Говорит медленно, с паузами между слов. Медленно запоминает, однако схватывает целое и долго не забывает. Делает все медленно, движения неторопливые. Флегматик уравновешен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Такие дети организованы, выдержаны. Всегда аккуратно одеты, спокойны и медлительны. Им трудно переключиться от одного вида деятельности к другому. Такие дети не участвуют в спортивных соревнованиях, они не бывают лидерами, но к ним часто идут за советами и разрешением проблем.

СЛАЙД 7

Положительные черты: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность.

Отрицательные черты: медлительность, безразличие, сухость, «толстокожесть»

Не пытайтесь переломить медлительность таких детей. Не смейтесь над их недостатками. Перевоспитать флегматика необычайно трудно! Продумайте режим, привычки, которые должны быть основой жизни таких детей, — они сохранятся на долгие годы.

СЛАЙД 8

РЕБЁНОК-САНГВИНИК - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая.

СЛАЙД 9

Положительные черты: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность.

Отрицательные черты: зазнайство, легкомыслие, поверхность, ненадежность, 

Такие дети быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко схватывают материал. Трудолюбивы, часто лидируют в коллективе. Но при неправильном воспитании могут стать лицемерами и приспособленцами. Наблюдайте за такими детьми. По возможности передавайте им ответственность: поручайте важные дела. Хвалите, если все сделано правильно, но не допускайте захваливания. Пресекайте их попытки манипулировать сверстниками.

СЛАЙД 10

РЕБЁНОК-МЕЛАНХОЛИК - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный.

Часто этим детям трудно в детском коллективе. Они не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Такие дети задания выполняют всегда хорошо и аккуратно, а когда их спросят – теряются.

Дети меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться. В нормальных условиях ребенок - меланхолик глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого, склонного к тяжелым внутренним переживаниям.

СЛАЙД 11

Положительные черты: чувствительность, легкоранимость, проявляет сочувствие к людям.

Отрицательные черты: низкая работоспособность, мнительность, застенчивость, замкнутость.

Постарайтесь выявлять у таких детей таланты, которые часто скрыты за нерешительностью. Это повысит их престиж в группе.

СЛАЙД 12

Уважаемые педагоги! Предлагаю Вам определить Ваш тип темперамента. Посмотрите на эти фигуры. Выберите одну из них, которая Вам больше всего нравится, которая, по Вашему мнению, отражает Ваш внутренний мир.

СЛАЙД 13

Расшифруем полученные результаты. Те, кто выбрал фигуру А –флегматик, фигуру Б – холерик, фигуру В – сангвиники и фигуру Г – меланхолики. Этот тест Вы можете предложить своим детям и узнать, совпадают ли ваши темпераменты.

СЛАЙД 14

Уважаемые педагоги! Предлагаю Вам психологический практикум. Попробуйте определить тип темперамента в каждой серии картинок.

СЛАЙД 15

  • Картинка 1 - вы поведете себя в этой ситуации как сангвиник!  
  • Картинка 2 - вы поведете себя в этой ситуации как меланхолик!  
  • Картинка 3 - вы поведете себя в этой ситуации как холерик!
  • Картинка 4 - вы поведете себя в этой ситуации как флегматик!

С помощью экспресс теста вы уже определили к какому виду темперамента вы себя относите. Мы предлагаем познавательную информацию, как семя ведет человек с данным темпераментом в общении, какая самооценка, насколько вы уверены в себе, ваше поведение в любовных  и дружеских отношениях, каков ваш аппетит, сон, и даже по вашим движениям и походке можно определить вид темперамента.

СЛАЙД 16-22

СЛАЙД 23

Нет плохих или хороших темпераментов, есть лишь природная базовая данность, дающая человеку арсенал особенностей, которые он может реализовать, развить и преумножить в соответствии со своими жизненными                                          задачами.

СЛАЙД 24

Мы все разные…

СЛАЙД 25

…и поэтому достойны пристального внимания!!!

СЛАЙД 26

Спасибо за внимание!

Тактика поведения с ребенком – холериком (картинка 3)

- Помните, что на этого быстрого ребенка наиболее вредное действие оказывает чрезмерное ограничение со стороны значимых взрослых.

- Направляйте энергию ребенка в полезную двигательную активность. Поддерживайте увлечения, связанные с двигательной активностью.

- Не используйте для наказания такие формы лишения активности, как, например, «сидение на стуле», «стояние в углу» и т.п.

- В семье организуйте для такого ребенка щадящий режим: возбуждающие игры, фильмы и т.п. в умеренных дозах и не менее чем за два часа перед сном.

- Старайтесь по возможности ежедневно организовывать такую деятельность для ребенка, которая требует сосредоточения внимания (настольные игры, игры с правилами).

- Будьте взыскательны к ребенку и учите его исправлять последствия своей импульсивности.

- Всячески приветствуйте и поддерживайте отношения ребенка-холерика с ребенком-сангвиником или, еще лучше, флегматиком. Эта дружба научит сдерживаться, действовать не так быстро и импульсивно, не только обращать внимание на пустяки, но и видеть целое, выделять главное.

Обязательно заинтересуйте его каким-либо делом: спортивная секция, танцы, туризм и т. д. Это поможет ребенку реализовать себя. Позволяйте приводить иногда шумные компании домой, таким образом, вы вникнете в жизнь, которой живет ваш сын или дочь. Вообще, будьте информированы и будьте ребенку другом. Не ругайте за срывы, если в них нет ничего серьезного. Поддержите!

- Помните, что для этого медлительного ребенка вредно, когда его чрезмерно подгоняют значимые взрослые.

- Побуждайте к любым проявлениям активности, наблюдайте, какие формы проявления активности вызвали интерес у ребенка. Поощряйте у него подвижность.

- Не отчаивайтесь, когда чему-то учите ребенка: медленно и верно - это про него!

- Придумывайте занятия для ребенка, он легко может справиться с ленью.

- Подбирайте такие игры и занятия, которые научат ребенка ускорять темп действий, быть более быстрым. Вместе с этим предоставляйте ему возможность заблаговременно подготовиться к ответственному событию, например, собраться с мыслями перед выступлением.

- Поддерживайте отношения ребенка-флегматика с детьми-холериками или сангвиниками. Эта дружба научит их быть более быстрыми.

- Используйте в воспитании похвалу (положительное подкрепление), она является лучше поддержкой для ребенка флегматического типа темперамента. Использование крика (отрицательного воздействия) оказывает сильнейшее тормозящее воздействие.

Постарайтесь, чтобы ваши сын или дочь нашли себе место, где бы могли общаться со сверстниками. Здесь неоценима роль различных секций или кружков. Постоянно напоминайте ребенку, что он должен быть внимателен к людям, не бояться новой обстановки. Пусть представляет себе самое хорошее и настраивает себя на лучшее. За рабочим столом ничего не должно отвлекать его внимание, меняйте ему виды деятельности. Не создавайте тепличных условий, это приведет к проблемам в будущем. Ребята такого типа очень ранимы, поэтому старайтесь помочь, хвалите за успехи, вселяйте уверенность в себе, если что-либо не получается из-за медлительности. Не раздражайтесь, так как ребенок будет чувствовать себя не таким, как все, его самооценка будет занижена.

- Приучайте ребенка доводить начатое дело до конца.

- Будьте требовательны к ребенку, когда оцениваете качество его деятельности.

- Контролируйте не только формирование полезных привычек, но их закрепление, поскольку сформированные привычки быстро разрушаются.

- Обращайте особое внимание на аккуратность выполнения ребенком заданий.

- Поддерживайте отношения ребенка с одним-двумя друзьями, иначе вполне вероятна ситуация, когда у ребенка будет много приятелей и ни одного друга.

- Формируйте устойчивые интересы к какому-нибудь делу, занятию, иначе, перебрав множество интересных дел, ребенок так ни в чем и не преуспеет.

- Помогайте ребенку развивать такое качество, как терпение.

Необходимо воспитывать в ребенке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной. Требовать, чтобы знания не были поверхностными, а соответствовали возможностям (если ребенок способен запомнить больше, чем положено по программе, обязательно требуйте глубоких знаний). Старайтесь, чтобы у ребенка не развилось самомнение, что он лучше всех и все может, так как это ведет к неудачам в будущем. Ставьте перед подростком новые и новые задачи, но старайтесь, чтобы они не были слишком трудными (пропадает интерес) или легкими (развивается самомнение). Не забудьте о физическом развитии — это поможет нейтрализовать лишнюю энергию.

- Не допускайте конфликтных ситуаций, при которых на ребенка обрушивается шквал наказаний или порицаний. Если же это случилось, внимательно наблюдайте за подростком, чтобы не допустить склонности к самоубийству.

- Наладьте доверительные отношения с ребенком. Поддерживайте в нем силу духа постоянно, предложите заняться видом спорта, не требующим особого нервного напряжения (бег, катание па велосипеде, туризм). Пусть больше времени проводит на воздухе.

- Старайтесь наладить его общение со сверстниками, помогайте ненавязчиво в общении.

- Поддерживайте хобби вашего ребенка. Ему хорошо подойдут занятия, связанные с художественным творчеством, с точной механикой, с искусством. Не требуйте от ребенка активности и точных выполнений ваших указаний. При полном взаимопонимании в семье ваш ребенок может стать способным и полностью реализовать свои таланты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".

В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"

Типы темперамента  детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе...

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)...

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе.

Определение типа темперамента ребенка.Способы учета темперамента в воспитательно- образовательной работе....

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»...