Презентация "Пересказ литературных произведений".
презентация к уроку по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Презентация содержит теоретические аспекты данного вопроса, программные звдвчи по каждой возрастной группе, методы и приёмы обучения детей пересказыванию литературных произведений в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 937.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пересказ- первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей. Пересказ- воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи. Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Подбирать сюжеты с чётной композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий .
ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА 1. должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей 4. написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь 2. быть доступными по содержанию 5. иметь чёткую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий 3. быть доступными по объёму НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ
ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА подробный (близкий к тексту) краткий (сжатый) выборочный с перестройкой текста с творческими дополнениями
1. Осмысленность (полное понимание текста) 2. Полнота передачи произведения ( отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения) 3. Последовательность и связность пересказа 4. Использование словаря и оборотов авторского текста 5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз 6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ
Подготовительная работа: Подготовка воспитателя: а) выбор произведения с учётом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения б) анализ произведения и работа над выразительностью исполнения в) отбор в тексте слов, непонятных детям, и приёмов их объяснения. Подготовка детей: а) обогащение детского опыта путём наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста) б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.
СТРУКТУРА ПЕРЕСКАЗА 1. Вводная часть Цель : вызвать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста. Приёмы: краткая вступительная беседа, показ картинки, напоминание о наблюдениях, загадка 3. Беседа по содержанию произведения , направленная на анализ и запоминание текста 2. Первичное чтение произведения . Сообщение названия, автора, жанра. Чтение без установки на запоминание 5. Пересказы детей. 4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ 6 . Заключительная часть занятия . Приёмы: драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра
Методы и приемы обучения пересказыванию Средняя группа Пересказ коротких сказок и рассказов (русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», Сутеев «Цыпленок и утенок» и др.) Приёмы : вопросы, пояснения, показ иллюстраций, упражнения на развитие выразительности речи, прием «отраженной речи», подсказ, поощрение, совет Подготовительная группа (Русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи» Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода». Приёмы: выборочный пересказ, пересказ от лица героев, придумы- вание продолжения, сочинение рассказов и сказок. Старшая группа (Русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак», рассказы К.Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котёнок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц») Приёмы: беседа, вопросы (характеристика героев, описание времени, места действия, подбор определений, сравнений), план пересказа (составленный воспитателем или совместно с детьми), пространственная модель, указания, оценка пересказа детьми, пересказ по ролям, инсценировка
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Пересказ литературных произведений"
Презентация содержит основные теоретические аспекты данного вопроса, программные задачи по каждой возрастной группе, методы и приемы обучения детей пересказыванию литературных произведений в ДОУ....
Консультация для педагогов "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"
В материале отражены психологически аспекты знакомсва детей дошкольного возраста с книгой. Раскрыты все их возрастные особенности. ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-1104023-1547734952.jpg)
Консультация "Беседа о литературном произведении в литературном образовании"
Что такое беседа?Структура беседы. Беседы о литературном произведении...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/05/picture-991539-1515144181.jpg)
Консультация "Беседы о литературном произведении в литературном образовании"
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/20/picture-1279163-1703069795.jpg)
Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.
Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/13/picture-372131-1586793974.png)
Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений. Литературное образование детей.
Восприятие литературы - это сложный творческий процесс. В статье представлена классификация уровня восприятия художественного произведения детьми младшего и старшего дошкольного возраста.....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-1435856-1670273338.jpg)
Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.
Художественная литература это одно из важнейших средств, всестороннего развития личности дошкольника....