Презентация "Пересказ литературных произведений".
презентация к уроку по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Презентация содержит теоретические аспекты данного вопроса, программные звдвчи по каждой возрастной группе, методы и приёмы обучения детей пересказыванию литературных произведений в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz.ppt | 937.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пересказ- первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей. Пересказ- воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи. Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Подбирать сюжеты с чётной композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий .
ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА 1. должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей 4. написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь 2. быть доступными по содержанию 5. иметь чёткую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий 3. быть доступными по объёму НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ
ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА подробный (близкий к тексту) краткий (сжатый) выборочный с перестройкой текста с творческими дополнениями
1. Осмысленность (полное понимание текста) 2. Полнота передачи произведения ( отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения) 3. Последовательность и связность пересказа 4. Использование словаря и оборотов авторского текста 5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз 6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ
Подготовительная работа: Подготовка воспитателя: а) выбор произведения с учётом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения б) анализ произведения и работа над выразительностью исполнения в) отбор в тексте слов, непонятных детям, и приёмов их объяснения. Подготовка детей: а) обогащение детского опыта путём наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста) б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.
СТРУКТУРА ПЕРЕСКАЗА 1. Вводная часть Цель : вызвать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста. Приёмы: краткая вступительная беседа, показ картинки, напоминание о наблюдениях, загадка 3. Беседа по содержанию произведения , направленная на анализ и запоминание текста 2. Первичное чтение произведения . Сообщение названия, автора, жанра. Чтение без установки на запоминание 5. Пересказы детей. 4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ 6 . Заключительная часть занятия . Приёмы: драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра
Методы и приемы обучения пересказыванию Средняя группа Пересказ коротких сказок и рассказов (русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», Сутеев «Цыпленок и утенок» и др.) Приёмы : вопросы, пояснения, показ иллюстраций, упражнения на развитие выразительности речи, прием «отраженной речи», подсказ, поощрение, совет Подготовительная группа (Русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи» Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода». Приёмы: выборочный пересказ, пересказ от лица героев, придумы- вание продолжения, сочинение рассказов и сказок. Старшая группа (Русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак», рассказы К.Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котёнок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц») Приёмы: беседа, вопросы (характеристика героев, описание времени, места действия, подбор определений, сравнений), план пересказа (составленный воспитателем или совместно с детьми), пространственная модель, указания, оценка пересказа детьми, пересказ по ролям, инсценировка
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Пересказ литературных произведений"
Презентация содержит основные теоретические аспекты данного вопроса, программные задачи по каждой возрастной группе, методы и приемы обучения детей пересказыванию литературных произведений в ДОУ....
Консультация для педагогов "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"
В материале отражены психологически аспекты знакомсва детей дошкольного возраста с книгой. Раскрыты все их возрастные особенности. ...
Консультация "Беседа о литературном произведении в литературном образовании"
Что такое беседа?Структура беседы. Беседы о литературном произведении...
Консультация "Беседы о литературном произведении в литературном образовании"
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игр...
Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.
Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений....
Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений. Литературное образование детей.
Восприятие литературы - это сложный творческий процесс. В статье представлена классификация уровня восприятия художественного произведения детьми младшего и старшего дошкольного возраста.....
Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.
Художественная литература это одно из важнейших средств, всестороннего развития личности дошкольника....