Организация коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
учебно-методический материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Взаимодействие специалистов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_korrektsionnoy_raboty_s_detmi_imeyushchimi_rechevye_narusheniya.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Хахова Л.Н.
МБДОУ детский сад «Дюймовочка», г. Тамбов, lkhakhova@yandex.ru
Коррекциооно - развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой целостную систему, которая включает в себя взаимодействие специалистов ДОУ. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкально – терапевтических произведений. На занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса. Музыкально – ритмические занятия имеют широкие возможности для развития слухо – двигательных связей, поскольку в их содержании используются не только словесная, но и значимая для возраста эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением. Задаваемый музыкой ритм и темп, а также эмоциональная включенность ребенка позволяют на первых порах достичь общей корректности движений, автоматизировать их, а затем добиваться осознанности кинестического и кинестетического контроля.
Задачи в работе музыкального руководителя:
1. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности.
2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечивать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.
3. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыке.
4. Активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений.
5. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, способности выражения своего Я во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
6. Осуществлять средствами музыки профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.
7. Учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
8. Применять дифференцированный подход к каждому ребенку в связи с организацией коррекционно-педагогического процесса.
9. Использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии ребенка.
Логоритмика – как одно из средств воздействия, в комплексе методик, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.
Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация и социализация ребенка. Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром.
Специальные методы логоритмики: подвижные игры, двигательные ритмы, выполнение движений по речевой инструкции, а так же необходимое развивающее начало, так как речевое расстройство появляется и развивается у формирующейся личности.
Логопедическая ритмика состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры способствуют развитию общей и речевой моторики, развивают координацию движений, умение управлять собой, включаться в деятельность по сигналу, воспитывают чувство ритма. Они призваны также снимать общую скованность, напряжение. Большое внимание при этом уделяется развитию внимания у детей.
Воздействие окружающих на личность ребенка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Педагоги, воспитатели, родители должны воспитывать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него; постоянно поддерживать сознание успеха на каждом этапе занятий и убеждение, что, в конце концов, успех будет полным.
Основная форма логоритмики и ритмики – групповая. Телесные движения как язык коммуникации наиболее полно раскрывают представления о себе и о других. Положительный образ собственного тела способствует самопринятию ребенка. Танцевальные движения, все виды общеразвивающих упражнений в группе дают уникальную возможность безопасной и эффективной обратной связи, что способствует самопринятию, а также принятию другими детьми. Таким образом, использование логоритмики в процессе организации коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (нарушения речи) является продуктивным средством позволяющим преодолевать трудности в развитии дошкольников.
Литература:
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1972 г.
- Воронкова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. ТЦ «Сфера». М., 2006 г.
- Лапшина А.Е. Логоритмика: диагностика, коррекционно – развивающие аспекты. Методические рекомендации. Красноярск, 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика, как средство коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
логоритмика в работе с детьми на музыкальных занятиях...
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...
Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения....
Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...
Организация коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
консультация для воспитателей логопедич. групп...