Проект "Семья-это МЫ!"
проект по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Социально-педагогический, долгосрочный совместный проект в дошкольном учреждении с семьями детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malik_proekt.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта «Семья-это МЫ!»
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом, Где любят и ждут, и не помнят о злом!
Источник: http://detochki-doma.ru/stihi-o-seme-dlya-detey/
Тип проекта социально-педагогический, долгосрочный ( в течение учебного года)
Адресат проекта родители ребенка с ОВЗ (диагноз ЗПР)
Цель проекта поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений.
Общая задача выявить и реализовать возможности родителей в воспитании ребенка с особыми потребностями, нормализовать семейный микроклимат, оптимизировать социальные контакты семьи, ребенка и общества.
Основные приоритетные направления деятельности
- сопровождение естественного развития родительства, как особой функции матери и отца,
- поддержка родителей в трудных ситуациях,
-ориентирование процесса семейного воспитания с учетом специфических потребностей и возможностей ребенка.
Содержание проекта
Этап | Содержание |
1 этап | перестановка акцентов. Трансляция родителям положительного образа ребенка, его положительных проявлений, которые родители, сосредоточившись на проблемах ребенка, могут не заметить. |
2 этап | формирование установки к сотрудничеству. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть ими получены в ходе повседневного общения с ребенком в семье. |
3 этап | знакомство педагога, специалиста с проблемами семьи. Оказание педагогической поддержке семье, оптимизация семейного микроклимата. |
4 этап | совместное исследование и формирование личности ребенка. Постепенное увеличение активности родителей, обучение их оказанию помощи и поддержке ребенка в будущем. |
Важнейшим направлением работы с семьей ребенка с особыми потребностями является обучение родителей адекватным способам взаимодействия с ним (дисциплинирование в сочетании с доверием, выражающееся через пример взрослых, эмоциональное подкрепление правильного поведения ребенка, моделирование ситуаций, имеющих воспитательный смысл), способам проявления родительской любви к ребенку, к которым относятся: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание ко всем проявлениям активности ребенка.
Методы проекта:
- обсуждение разных точек зрения на вопросы воспитания и развития ребенка (анкета «Осведомленность родителей о состоянии и степени развития ребенка» О.В.Солодянкина, «Опросник родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья» А.Я.Варга, В.В. Столин дальнейшим обсуждением полученных результатов),
- решение проблемных ситуаций («Что делать, если…?» Цель: обучить родителей адекватным способам взаимодействия с ребенком: дисциплинирование в сочетании с доверием, выражающееся через пример взрослых, эмоциональное подкрепление правильного поведения ребенка, и т.д.)
- ролевое проигрывание семейных ситуаций («А как бы поступил я…? Цель: обучить и упражнять родителей в способах проявления родительской любви к ребенку, к которым относятся: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание ко всем проявлениям активности ребенка),
- тренинговые упражнения, направленные на формирование коммуникативных умений у родителей («Что будет, если…?» Цель: формировать новые родительские установки, включающие: преодоление собственного авторитаризма и умение видеть мир с позиции ребенка, отношение к ребенку как к равному себе и понимание недопустимости его сравнения с другими, знание сильных и слабых сторон ребенка и учет их в общении с ним и т.д.),
- анализ родителями поведения ребенка (Беседы с участием педагога-психолога, музыкального руководителя, педагога по изобразительной деятельности. Цель: создать атмосферу включения родителей и проявление ими искренней заинтересованности в действиях ребенка, готовности к эмоциональной поддержке, понимание того, что воспитание предполагает встречную активность взрослого и ребенка)
- анализ воспитательного опыта родителей, накопленного ими в процессе общения с ребенком (повторное анкетирование «Осведомленность родителей о состоянии и степени развития ребенка» О.В.Солодянкина, проведение опроса «Опросник родительского отношения к ребенку с ограниченными врзможностями здоровья» А.Я.Варга, В.В. Столин и т.д. с дальнейшим обсуждением полученных результатов ,
- организация игрового взаимодействия ребенка и родителей (игры –варианты взаимодействия ребенка и взрослого с предметами : «Игра с осенними листочками», « Игры с мячом» и т.д. Цель: показать родителям варианты взаимодействия ребенка с предметами, побуждать ребенка к пониманию игровой ситуации, действию по показу)
- проведение занятий совместно с ребенком и родителями (игры-упражнения «Ходим, гуляем, маму обнимаем» «Вместе нам хорошо!», коллективная изобразительная деятельность «Осенние листья» и т.д. Цель: снять психоэмоциональное напряжение и установить контакт, эмоциональный настрой взрослого и ребенка на совместную деятельность )
Предполагаемый результат формирование педагогической компетенции родителей. Ее показателями выступают:
- осознанность собственных педагогических целей и задач, способов и сроков ее реализации,
-адекватность родительских ожиданий и притязаний особенностям ребенка,
-объективность знаний об основных закономерностях, этапах и индивидуальном своеобразии развития ребенка,
- осознанность необходимой степени вмешательства в социальную ситуацию развития ребенка и необходимости взаимодействия со специалистами.
Критериями качества поддержки семьи ребенка с особыми образовательными потребностями выступают нормализация эмоционального состояния ребенка, уверенность и гибкость поведения родителей в общении с ним, устойчивость психоэмоционального состояния родителей, создание в семье коррекционной и развивающей среды.
Список литературы
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагога детского сада с семьей ребенка\\Дошкольное воспитание. - № 6/-1998/-C. 66-70. 2.Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника.- Мурманск, 1998. 3. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург, 2003. 4. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и другие. – М, 2001. 5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей.- М, 2004. 6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. - М, 1995.