Проект "Семья-это МЫ!"
проект по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Социально-педагогический, долгосрочный совместный проект в дошкольном учреждении с семьями детей с ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malik_proekt.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Название проекта «Семья-это МЫ!»

Семья – это МЫ. Семья – это я,

Семья – это папа и мама моя,

Семья – это Павлик — братишка родной,

Семья – это котик пушистенький мой,

Семья – это бабушки две дорогие,

Семья – и сестренки мои озорные,

 Семья – это крестный, и тети, и дяди,

Семья – это елка в красивом наряде,

Семья – это праздник за круглым столом,

Семья – это счастье,

 Семья – это дом, Где любят и ждут, и не помнят о злом!

Источник: http://detochki-doma.ru/stihi-o-seme-dlya-detey/

Тип проекта социально-педагогический, долгосрочный ( в течение учебного года)

Адресат проекта родители ребенка с ОВЗ (диагноз ЗПР)

Цель проекта  поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений.

Общая задача  выявить и реализовать возможности родителей в воспитании ребенка с особыми потребностями, нормализовать семейный микроклимат, оптимизировать социальные контакты семьи, ребенка и общества.            

Основные приоритетные направления деятельности

 - сопровождение естественного развития родительства, как особой функции матери и отца,

- поддержка родителей в трудных ситуациях,

-ориентирование процесса семейного воспитания с учетом специфических потребностей и возможностей ребенка.

Содержание  проекта

Этап

Содержание

1 этап

перестановка акцентов. Трансляция родителям положительного образа ребенка, его положительных проявлений, которые родители, сосредоточившись на проблемах ребенка, могут не заметить.

2 этап

формирование установки к сотрудничеству. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть ими получены в ходе повседневного общения с ребенком в семье.

3 этап

знакомство педагога, специалиста с проблемами семьи. Оказание педагогической поддержке семье, оптимизация семейного микроклимата.

4 этап

совместное исследование и формирование личности ребенка. Постепенное увеличение активности родителей, обучение их оказанию помощи и поддержке ребенка в будущем.

Важнейшим направлением работы с семьей ребенка с особыми потребностями является обучение родителей адекватным способам взаимодействия с ним (дисциплинирование в сочетании с доверием, выражающееся через пример взрослых, эмоциональное подкрепление правильного поведения ребенка, моделирование ситуаций, имеющих воспитательный смысл), способам проявления родительской любви к ребенку, к которым относятся: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание ко всем проявлениям активности ребенка.

Методы проекта:

-  обсуждение разных точек зрения на вопросы воспитания и развития ребенка (анкета «Осведомленность родителей о состоянии и степени развития ребенка» О.В.Солодянкина, «Опросник родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья» А.Я.Варга, В.В. Столин дальнейшим обсуждением полученных результатов),

- решение проблемных ситуаций («Что делать, если…?» Цель:  обучить родителей адекватным способам взаимодействия с ребенком: дисциплинирование в сочетании с доверием, выражающееся через пример взрослых, эмоциональное подкрепление правильного поведения ребенка, и т.д.)

- ролевое проигрывание семейных ситуаций («А как бы поступил я…? Цель: обучить и упражнять родителей в способах проявления родительской любви к ребенку, к которым относятся: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание ко всем проявлениям активности ребенка),

- тренинговые упражнения, направленные на формирование коммуникативных умений у родителей («Что будет, если…?» Цель: формировать  новые родительские установки, включающие: преодоление собственного авторитаризма и умение видеть мир с позиции ребенка, отношение к ребенку как к равному себе и понимание недопустимости его сравнения с другими, знание сильных и слабых сторон ребенка и учет их в общении с ним и т.д.),

- анализ родителями поведения ребенка (Беседы с участием педагога-психолога, музыкального руководителя, педагога по изобразительной деятельности. Цель: создать атмосферу  включения родителей и проявление ими искренней заинтересованности в действиях ребенка,  готовности  к эмоциональной поддержке, понимание того, что воспитание предполагает встречную активность взрослого и ребенка)

- анализ воспитательного опыта родителей, накопленного ими в процессе общения с ребенком (повторное анкетирование  «Осведомленность родителей о состоянии и степени развития ребенка» О.В.Солодянкина, проведение опроса «Опросник родительского отношения к ребенку с ограниченными врзможностями здоровья» А.Я.Варга, В.В. Столин и т.д. с дальнейшим обсуждением полученных результатов ,

- организация игрового взаимодействия ребенка и родителей (игры –варианты взаимодействия ребенка и взрослого с предметами : «Игра с осенними листочками», « Игры с мячом» и т.д.  Цель: показать родителям варианты взаимодействия ребенка с предметами, побуждать ребенка к пониманию игровой ситуации, действию по показу)

- проведение занятий совместно с ребенком и родителями (игры-упражнения «Ходим, гуляем, маму обнимаем» «Вместе нам хорошо!», коллективная изобразительная деятельность «Осенние листья» и т.д. Цель: снять психоэмоциональное напряжение и установить контакт, эмоциональный настрой взрослого и ребенка на совместную деятельность )

Предполагаемый результат   формирование  педагогической компетенции родителей. Ее показателями выступают:

- осознанность собственных педагогических целей и задач, способов и сроков ее реализации,

-адекватность родительских ожиданий и притязаний особенностям ребенка,

-объективность знаний об основных закономерностях, этапах и индивидуальном своеобразии развития ребенка,

- осознанность необходимой степени вмешательства в социальную ситуацию развития ребенка и необходимости взаимодействия со специалистами.

Критериями качества поддержки семьи ребенка с особыми образовательными потребностями выступают нормализация эмоционального состояния ребенка, уверенность и гибкость поведения родителей в общении с ним, устойчивость психоэмоционального состояния родителей, создание в семье коррекционной и развивающей среды.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Список литературы

1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагога детского сада с семьей ребенка\\Дошкольное воспитание. - № 6/-1998/-C. 66-70.                                                                                                                                     2.Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния  дошкольника.- Мурманск, 1998.                                                                                                                                            3. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург, 2003.                                                                                                                        4. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и другие. – М, 2001.                                                                                                                    5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей.- М, 2004.                            6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии.                             - М, 1995.