Виды терапевтических сказок
консультация по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Кашина Юлия Николаевна

Решение возрастных проблем с помощью терапевтических сказок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_terapevticheskih_skazok.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Виды терапевтических сказок.

   Существуют два вида терапевтических сказок:


1. Терапевтические сказки о ребёнке, который похож на вашего малыша.
В таких сказках главным героем вы делаете ребёнка, который попадает в ситуацию, похожую на ситуацию вашего малыша. Сказка не должна прямо повторять сюжет из жизни вашего малыша, но должна быть похожей. Ребёнок понимает, что не один он может оказаться в подобной ситуации, и на примере другого ребёнка делает выводы и учится самостоятельно решать проблему. Такие сказки всегда развиваются по определённому сценарию:
Знакомство с героями (Жил-был мальчик Петя, который…). Если ребёнок очень маленький, то на месте героя может быть животное, игрушка. Для детей постарше гораздо эффективнее, если героем сказки будет настоящий ребёнок. Для дошкольников (после 4 лет) желательно вводить в сказку волшебных героев или волшебные предметы, а с 5 лет волшебство является обязательным условием сказки (в большинстве случаев).
Проблема. Герой сказки сталкивается с проблемой, конфликтом, страхом, присущим вашему ребёнку.
Пути решения проблемы. Рассказывается, что нужно сделать герою сказки, чтобы справиться с проблемой. Нередко при этом ему необходима помощь волшебных предметов.
Кульминация. Герой сказки справляется с проблемой.
Развязка. У терапевтической сказки всегда должна быть развязка. Нельзя оставлять конец открытым, недоделанным.
Мораль. Выводы, которые делает герой сказки. Мораль не должна быть затянута, 1-2 предложения. Не стоит обсуждать её с ребёнком. Он сам сделает выводы на подсознательном уровне.
Сказки такого плана не должны быть слишком сложными, с запутанным сюжетом.
Примеры.
Давайте приведём пару примеров.
Ваш ребёнок отличается чрезмерной неаккуратностью. Он не убирает за собой вещи, игрушки и пр. Вы рассказываете ему сказку о девочке (мальчике), который волшебным образом попадает в страну нерях и видит, как живут жители этой страны. Он делает выводы о том, как ужасно быть неаккуратным и обещает себе исправиться.
Другая частая проблема – ребёнок не хочет есть полезные овощи и фрукты. Расскажите ему сказку о том, как герой сказки подслушал разговор овощей о том, какие они полезные.
Важно помнить, что героем сказки такого вида является другой ребёнок, а не ваш. Иначе вы можете вызвать отрицание вашего чада, говоря ему в лоб о проблеме, и такая сказка может навредить, а не помочь.

2. Терапевтические сказки о вашем ребёнке.
Эти сказки отличаются от сказок первого вида тем, что главным героем является ваш малыш. Рассказывая сказки, нужно обязательно использовать какие-то элементы из жизни ребёнка, имена друзей и родных, название улицы, ввести в сказку любимую игрушку, предметы домашнего обихода и пр. Таким образом, ребёнок действительно поверит, что вы рассказываете сказку о нем.
Дети по своей природе эгоцентричны. Ещё Джанни Родари в своей книге «Грамматика фантазии» говорил о том, как важны для ребёнка сказки про него самого и каким огромным потенциалом они наделены.
Главным отличием сказки данного вида является то, что вы наделяете главного героя сказки (своего ребёнка) тем качеством, которое хотите ему привить.

Примеры:
например, если ваш ребёнок невежлив, в сказке вы показываете его очень вежливым, он обязательно здоровается со всеми встречными, говорит спасибо. Если ребёнок боится темноты, в сказке он смелый герой, помогающий маленькому котёнку, который заблудился в темноте. Ребёнок, который с трудом ложится спать, в сказке всегда идёт в кровать во время и, засыпая, попадает в волшебную страну, где его ждут невероятные приключения и т.п.
Такие сказки отличаются от сказок первого вида тем, что проблема, которую вы хотите решить, не стоит на центральном месте. Положительное качество ребёнка играет вспомогательную роль, помогает герою бороться с врагами, защищать слабых и т.п. Сюжет этой сказки может быть немного запутаннее, терапевтическая цель более завуалирована.
Важные моменты практической сказкотерапии для детей, о которых следует помнить:
Для того, чтобы сказка подействовала, желательно рассказать её не один раз. Можно придумать несколько сказок на одну и ту же тему. Если ребёнок просит вас снова и снова рассказывать одну и ту же сказку, не отказывайте ему. Это означает, что сюжет сказки действительно важен для него.
Не используйте терапевтические сказки слишком часто. Помните, что они как лекарство, которое надо принимать по назначению. При слишком частом использовании сказкотерапия может потерять свою эффективность.

Не стоит растолковывать ребёнку мораль сказки. Он сам сделает выводы о том, что хорошо и что плохо, как следует поступать — часто на подсознательном уровне.
Юмор и шутки в сказке сближают родителей и детей.
Не говорите себе, что вы не можете придумать терапевтическую сказку! Вы – самый лучший сказкотерапевт для своего малыша, ведь никто кроме вас не знает его проблем и переживаний так хорошо. Вы всегда можете обратиться за помощью к книгам и интернету, почитать другие сказки на эту тему, а потом придумать свою, чем-то похожую на другие, но созданную с и учётом вашей конкретной ситуации и, конечно, с любовью.

Желаю вам удачи на сказочном пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя коллекция терапевтических сказок для индивидуальной и групповой работы .

Тематика терапевтических сказок:Не хочет засыпать Тема и сонОльга Быкова  Смелый мальчик и Тётушка НочьДмитрий Соколов  Сказка про кроваткуТатьяна Холкина Не хочет ...

Моя коллекция терапевтических сказок для индивидуальной и групповой работы - 2 часть.

Скрипочка 6-11 летНизкая самооценка. Чувство неполноценности и "ненужности". Зажатость, скованность. Часы 7-12 летНеорганизованность. Трудности усвоения порядка. Хвостастик....

Сборник терапевтических сказок

Данный материал будет интересен педагогам работающим с детьми в ДОУ....

Коррекционная работа социального педагога с применением терапевтических сказок

Детская агрессия встречается довольно часто и доставляет немало хлопот как родителям, так и окружающим. Но и «агрессору» живется несладко – он сам себе не рад и не знает, как с этим ...

Статья "Арт-терапия в работе с агрессивными детьми. Подборка терапевтических сказок для коррекции и профилактики детской агрессии"

Современные дети растут в сложное время быстрых изменений, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о том...

Использование терапевтических сказок в период адаптации детей к детскому саду

Поступая в ДОУ ребёнок, естественно переживает определённую стрессовую ситуацию: он находится в детском саду один, без родителей, в новом помещении, ему предъявляют определённые требования к поведению...

6 терапевтических сказок от самых распространенных детских сказок

6 терапевтических сказок от самых распространенных детских сказок...