«Формирование коммуникативных умений детей с ОВЗ»
материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Формирование коммуникативных умений детей с огшраниченными возможностями здоровья - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей , но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_umeniy_detey_s_ov1.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
«Формирование коммуникативных умений детей с ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях, методах обучения и воспитания. Воспитываясь в условиях интерната они лишены естественного социального окружения, имеют низкий уровень приспособления к жизни в обществе, к выполнению общественно-полезного труда и поэтому требуют усилий многих специалистов и, в первую очередь, воспитателя.
Я готовлю своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности. На мой взгляд, дети должны быть воспитаны так, чтобы в естественном социальном окружении в разнообразных жизненных ситуациях их самостоятельное поведение соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Для регуляции общественно адекватного поведения личности одно из важных значений имеют коммуникативные умения и навыки.
Формирование коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Речь детей с ограниченными возможностями здоровья - отличает замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.
Наличие дефектов произношения у детей с ограниченными возможностями здоровья оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи.
Следующая особенность устной речи детей заключается в ее недостаточной выразительности.
Речь их бедна интонациями, монотонна, с наличием необоснованных пауз и неправильных ударений. Поэтому в своей работе уделяю внимание воспитанию выразительной речи учащихся, учить их выражать смысловые оттенки с помощью голоса, правильно расставлять ударения и паузы.
Недостаточность словарного запаса легко прослеживается при назывании предметов, явлений, выполняемых действий. Запас слов их беден.
Внеурочная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Т. е. способствует развитию следующих коммуникативных способностей:
1. Знакомству с окружающим миром.
2. Становлению психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).
3. Развитию речи (словарный запас, грамматический строй речи,совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)
4. Развитию эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).
5. Формированию первичных социальных навыков поведения
(доброта, дружба, честность, смелость).
6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).
7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
8. Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.
Развитию коммуникативных умений детей способствуют их частые выступления и участия в различных мероприятиях . В этот период происходит реализация творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощение и повышение самооценки, общее развитие; проявление любознательности, стремление к усвоению новой информации, развитие ассоциативного мышления, настойчивости, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие во внеурочной деятельности доставляет детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. Массовый праздник сближает, объединяет людей.
Куделькина Таня испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Она не умеет по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняется ответить соответствующим образом, если к ней обращается кто-либо. Она не может поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание
Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирована моя работа. Формы работы: занятия, диалог, познавательные беседы, рассказы, чтение и обсуждение книг, инсценирования, практические занятия, экскурсии, игра и т. д. Такой подход отражает связь усвоения этических формул и других норм поведения с типичными ситуациями важными воспитанникам. Работа по формированию коммуникативных навыков связана с развитием самооценки. Самооценка — это осознание собственной , оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Она регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная). Самооценка также неразрывно связана с самовосприятием — личностным определением образа «Я»:
• наличное «Я» (каким я себя воспринимаю);
• желаемое «Я» (каким бы я хотел стать);
• представляемое «Я» (каким меня видят другие).
Самовосприятие- осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных норм и ценностей, результатов собственной деятельности, соотнесение себя с другими и восприятие себя окружающими. Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в
общении с другими. Многие дети не знали, как нужно знакомиться друг с другом, как представить себя. Я проводила такие беседы и практические упражнения: «Давайте
познакомимся», «Здравствуй, друг!», «Кто такой «Я»?».
Знакомила детей с правилами речевого этикета. Этикет определяет формы, технику общения в разных жизненных ситуациях. Культурный, воспитанный человек владеет такими качествами, как приветливость, добросердечность, учтивость, уважительное отношение к людям. Поэтому важно знакомство детей с простейшими правилами общения (вежливое обращение, употребление в речи выражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов). Проводила такие занятия: «Живут на белом свете волшебные слова», «Такое простое слово «здравствуйте», «До свидания», « Путешествия по городу вежливости», «Привет, привет. Пока, пока. Я очень видеть рад тебя».
Знакомила учащихся с нормами поведения в общественных местах (школа, магазин, общественный транспорт, кино и т. д.). Человек больше всего контактов с другими людьми имеет на улице, в городском транспорте, в магазинах и т.д., поэтому правила поведения в общественных местах являются в нашей жизни основополагающими. Правила поведения в общественных местах лишь конкретизируют общие требования культуры поведения и отношений. Важно, чтобы каждый ребенок стремился соблюдать эти правила, способствуя тем самым созданию в нашем обществе атмосферы благожелательности и взаимного уважения. Много бесед, практических занятий было проведено на темы: « Поведение в общежитии», «Поведение в школе», «Поведение в магазине», «Поведение в общественном транспорте», « Как вести себя в гостях».
В формировании коммуникативных навыков детей большую роль играет социум семьи «Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты» (культура речевого общения). Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим.
Правила поведения и общения с окружающими усваиваются школьниками в различных ситуациях (разговор с младшим, разговор с незнакомым на улице, вежливое обращение к старшим). Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, самому активнее вступать в контакты с окружающими.
Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Работа по формированию коммуникативных умений проводится регулярно и органично включается во все виды детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта
Выпускная квалификационная работа в МОСГИ по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта....
Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...
Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью
В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....
Теоретические основы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому лич...
«Формирование коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста"
laquo;Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»....
Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...
Игровая деятельность как условие формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста
Игра, являясь неотъемлемой часть детского развития, и охватывающая все сферы детской деятельности на протяжении всего дошкольного детства предполагает взаимное сотрудничество. Коммуникативная игра &nd...