Профилактика нарушений звукопроизношения
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

«Все должны знать, что профилактика нежелательных проявлений - это трудный процесс, но очень важный в формировании личности ребенка»  

А.С. Макаренко

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения. Ведь благодаря речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным? Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний - психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.

Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_zvukoproiznosheniya.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей

 

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь – неотделим друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого. Но самопроизвольно речь не формируется. Без целенаправленного воздействия, только в процессе общения, речью ребенок, безусловно, овладеет. Но такая речь часто не соответствует речевым нормам. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. И большая роль в ее формировании принадлежит родителям.

Речь должна обладать определенными качествами: быть содержательной, уместной, ясной, эмоциональной, выразительной и благозвучной. Нарушение звукопроизношения – наиболее заметный речевой дефект. Окружающие, в том числе и сверстники,  в большинстве случаев не заметят ограниченность словарного запаса или аграмматизм, а вот неправильное произношение как на ладошке.

Следует напомнить, что для формирования правильного звукопроизношения, необходимо вести работу по нескольким направлениям:

1. Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.

2. Развитие речевого дыхания.

3. Развитие артикуляционного аппарата.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

5. Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Только в этом случае работа взрослых (родителей и воспитателей) по формированию правильного звукопроизношения детей будет иметь толк, и будет способствовать уменьшению количества детей с речевыми нарушениями. Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Своевременное оказание помощи детям на раннем возрастном этапе по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение.

Восприятие речи, овладение ее звуковой стороной полностью зависит от сформированности и развития слуха, который в раннем возрасте развивается раньше артикуляционного аппарата. С его помощью воспринимаются все тонкости звучащей речи, он регулирует и контролирует речь говорящего.

*Физический слух - это способность слышать окружающие звуки. При снижении слуха затрудняется восприятие речи, а при его отсутствии (глухоте) речь без специального обучения вообще не развивается.

*Слуховое внимание - способность дифференцировать на слух звучание разных предметов, определять место и направление звука. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность и пр.

*Речевой слух-это способность человека точно воспринимать все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух - необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи, ритмический слух.

            Недоразвитие речевого слуха может быть причиной несвоевременного усвоения звуковой стороны речи: нечеткого произношения звуков, слов, неточного использования речевой интонации, отклонений в темпе и громкости речевого высказывания.

*Фонематический слух - способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), благодаря чему осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак, мышка – мишка, угол-уголь и т. п. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов и подготовки их к овладению чтением и письмом.

*Фонематическое восприятие -специальные умственные действия по различению звуков и установлению звуковой структуры слова (по значению близко к фонематическому слуху).

*Ритмический слух - способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.

            *Звуковысотный слух-способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи. Звуковысотный слух начинает развиваться у детей очень рано. Младенцы, еще не умея говорить, узнают голоса близких, по-разному реагируют на тон речи взрослых: на сердитый - хмурятся, на ласковый - улыбаются.

            *Восприятие темпа речи и громкости голоса - способность на слух  воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.

           

1. Игры по развитию слухового внимания, фонематического слуха и фонематического восприятия.

Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет.

В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка прислушиваться  к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

1.Игры на различение звуков окружающего мира и специально производимых взрослыми. Сначала используют предметы, сильно отличающиеся по звучанию. Например, стук карандаша и шуршание бумаги, звук  игрушки-пищалки и погремушки, затем не так резко отличающихся друг от друга, но чтобы ребенок этого возраста смог их отличить (две разные игрушки-пищалки, две погремушки с разным звучанием, две коробочки, например, с гречкой и горохом). Сначала ребенку дают послушать, какой «голос» у каждого из двух предметов; затем просят отвернуться, воспроизводят звук одним из этих предметов. Затем просят ребенка отгадать, какой предмет или игрушка звучала.

2.Игры на различение звуков по силе (громко - тихо).Это игры типа, «Какие часы тикают?», «Какой зайка стучал?» и т. д. Взрослый предлагает ребенку послушать, как тикают большие часы, громко произнося: «Тик-так», а затем как тикают маленькие, тихо произнося: «Тик-так». Затем произносят «тик-так» то громко, то тихо и предлагают ребенку угадать, какие часы тикали? По такому же принципу проводятся игры типа, «Какой зайчик стучал? Какая кукла плакала?» и т. п.

3.Игры на определение направления звука. Это игры типа «Угадай, где стучит (звенит)?». Например, мобильный телефон, на который производится звонок с другого телефона (заведенный будильник и т. д.) прячется в разных легкодоступных местах. Ребенок отгадывает, откуда исходит звук.

4.Игры на узнавание знакомых людей по голосу, животных и птиц по звукоподражаниям.  Это игры типа «Кто позвал?», «Кто в гости пришел?».

 

Игры по развитию фонематического восприятия у детей от 3 до 4лет.

Игры по развитию слухового восприятия на материале неречевых звуков:

Повторять игры, которые проводились с детьми от 2 до 3 лет. Этоигры на различение звуков окружающего мира и специально производимых взрослыми.

Игры по развитию фонематического восприятия на материале речевых звуков:

1.Игры на знакомство с понятием «звук» и органами артикуляционного аппарата. Люди умеют издавать (произносить) разные звуки. Например, девочка плачет: «ААА…». У мамы болит зуб: «ООО…», и так далее. Из звуков образуются слова. Говорить звуки нам помогают губы, зубы и язык. И рассматриваете вместе с ребенком, что делают губы, зубы и язык при произнесении тех или иных звуков. Одновременно дети знакомятся и с разнообразием речевых звуков.

2.Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа «Поймай звук».  Взрослый и ребенок договариваются, какой звук будут «ловить». Ребенку предлагается хлопнуть, или поднять руку, если он услышит этот звук. Например, звук [А]. И предлагается ряд изолированных звуков: [У, А, А, О, И, А, М, К, А]. Произнося эти звуки, взрослый закрывает свой рот экраном (карточкой, листом бумаги), чтобы ребенок выделял звук только на слух.

3.Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости - глухости. Например, взрослый предлагает ребенку послушать, как свистит водичка в кране и произносит протяжно звук  [ССС], затем послушать, как звенит комарик и произносит протяжно звук  [ЗЗЗ]. Затем взрослый произносит то звук  [З], то звук  [С]  и просит ребенка угадать, кого или что он слышит сейчас, комарика или водичку? То же и с другими парами.

ЗЗЗ - звенит комарик, ССС - свистит водичка в кране.

ВВВ - воет вьюга,  ФФФ - фыркает ежик.

ДД Д - стучит клювом дятел, ТТТ - стучат колеса вагона.

ГГГ - гогочет гусь, ККК - капают капли дождя.            

БББ - стучит барабан, ППП - пыхтит паровоз.

ЖЖЖ - жужжит жук, ШШШ - шипит змея.

4.Игры на повторение серий слогов с общими гласными и разными согласными звуками. Сначала из двух, а к концу года из трех слогов: ба-да, фа-ха, па-ка, ма-ва-ха, га-да-ба и т.п. (аналогично с гласными у, о, ы).Повторение серий из двух, а к концу года из трех слогов с согласными звуками, различающихся по звонкости - глухости: па-ба, да-та, бу-пу, по-бо, ва-фа, ка-га, го-ко; па-ба-па, ба-па-па, па-па-ба, ба-ба-па и т. д. Это игры типа «Повтори, не ошибись!»

5. Игры, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов. Детям предлагается хлопнуть, когда они услышат правильно произнесенное слово, например: банан, паман, ваван, банан, даван; клетка, кьетка, клетта, клетка, кветка, автобус, автокус, давтобус,автобус, автобус, автобут, автобус, авнобус, автобуш и так далее.

6.Игры на умение слышать и различать звуки в словах. Ребенку предлагается хлопнуть или произвести какое-либо другое действие, если он услышит в слове рычание собаки (РРР): рыба, доска, окно, карман, стол, шар, дрова и тому подобное.

Мычание коровы (МММ)мышь, кукла, гном, банан, сумка,мак, шкаф, замок, окна, сом и т. п.

Свист водички (ССС)мама, сок, нос, вата, капуста, коробка, сапоги, диван, ноги, квас  и т. п.

Гудение комара (ЗЗЗ): замок, пальто, козы, зайка, лейка,зубы, береза, акула, шкаф, забор и т. п.

Шипение змеи (ШШ): шуба, рыба, шапка, платье, кошка, душ, помидор, клоун, лошадь и т. п.

Жужжание жука (ЖЖ)жук, рука, жаба, конь, жираф, ведро, ежик, лопата, художник и т. п.

            На начальном этапе нужный звук надо выделять протяжным произнесением: рррак, гномммкапуссста,жираффф. Следует только учесть, что звонкие согласные  в конце слов и перед глухими согласными оглушаются, поэтомунельзя предлагать детям в этих играх такие слова, как«нож, кружка» для игр со звуком [Ж]; «дуб, зубки» для игр со звуком [Б] и т. п.

7.Игры на усвоение понятия «ряда» на примере сказки «Репка» и построений игрушек и детей в ряд. На примере героев сказки выяснять, кто пришел тащить репку первым, то есть в начале (дед); кто последним, то есть в конце (мышка). Кто находится между первым и последним, они все в середине. Это вторая - бабка, третья - внучка, четвертая – Жучка, пятая -  Мурка. Необходимо только помнить, что героев или игрушки для подготовки к звуковому анализу нужно располагать и считать только слева направо (как пишем буквы в словах).

8.Игры на развитие умения выделять первый и второй звук из рядов, состоящих из 2 гласных звуков:«АУ» - кричит человек, заблудившись в лесу. «УА» - произносит маленький ребенок  в коляске. «ИА» - кричит ослик.  И учим слышать и называть первый звук в слове «ау», используя прием прихлопывания рта при протяжном произнесении этих слов. Затем учим слышать последний (второй) звук  в слове «ау». Такие игры можно включать после усвоения понятия «ряда». К концу четвертого года жизни можно даже предлагать (если ребенок умеет выделять количества, состоящие из 3 предметов) ряды из 3 звуков. И прислушиваться, какой звук в этом ряду первый, какой второй, какой третий (он же и последний). Обращать внимание детей на то, что первый звук – он в начале слова. Третий звук – в конце слова, а второй – в середине слова.

  

Игры по развитию фонематического восприятия и первоначальных  навыков звукового анализа у детей от 4 до 5 лет.

            Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха - фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для большинства детей. Поскольку слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков, то затруднения неизбежны, если на предыдущих возрастных ступенях, дети не усвоили понятие «ряд». То есть, если они не усвоили понятия: справа, слева, перед, за; между, в середине; первый, в начале; последний, в конце. А это знания, на которые необходимо опираться при формировании навыков звукового анализа и синтеза. В этих случаях до начала работы   над звуковым   анализом   необходимо   проводить   специальные  игры  и  упражнения  в построении и анализе различных предметных рядов (герои сказки «Репка», построение детей, предметов, игрушек с различными изменениями ряда), то есть повторять игры, которые проводились с детьми до 4 лет. Также необходимо повторять игры и на развитие фонематического восприятия, только усложняя задания. Например, при играх на различение изолированных звуков включать игры и упражнения на различение звуков не только по глухости-звонкости, но и по твердости- мягкости.

1.Игры на знакомство с понятием «звук», «слово».Звуки мы слышим ушами. Люди умеют произносить много разных звуков, например: ААА, ИИИ, УУУ, МММ, ССС и так далее. Из звуков получаются слова. Слова бывают длинные – в них много разных звуков и короткие – в них мало звуков. Например, заблудившись в лесу, люди кричат: «Ау»! Это короткое слово, в нем  мало звуков (выяснить, что в этом слове всего 2  звука и установить, какой звук первый, какой второй). А вот слово «витамины» - это длинное слово, в нем много звуков. А вот слово «кот» - это короткое слово, в нем мало звуков. А теперь скажите, какое слово длиннее: «дом» или «апельсин»? В каком слове – «апельсин» или «дом» больше звуков? Просить детей придумать слова, в которых много звуков (длинные слова), мало звуков (короткие слова). И так далее.

2.Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа «Поймай звук» (для тех детей, кто не усвоил это ранее).  

3.Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости-глухости (для тех, кто не усвоил ранее).

4.Игры на различение изолированных согласных звуков по твердости (сердитые звуки) – мягкости (ласковые звуки), например:

МММ - мычит большая корова ------------  МЬ(М'М') - мычит маленький теленок.

ННН - ноет сердитая девочка --------------- Н'Н'Н'- ноет маленькая Нина.

ВВВ - воет злая, сердитая вьюга ----------- В'В'В'- воет ласково маленький ветерок.

ФФФ - фыркает большой еж ---------------- Ф'Ф'Ф'- фыркает маленький ежонок.

ППП - пыхтит большой паровоз ------------ П'П'П'- ласково пыхтит чайник.

БББ - стучит большой барабан -------------- Б'Б'Б'- ласково стучит маленький бубен.

ТТТ - стучат колеса вагонов ----------------- Т'Т'Т'- тикает ласково будильник.

ДДД - стучит клювом большой дятел -----  Д'Д'Д'- стучит клювом маленький дятел.

ККК - капают большие капли дождя ------- К'К'К'- капают маленькие капли.

ГГГ - гогочет большой гусь сердито ------- Г'Г'Г'- ласково гогочет гусенок.

ХХХ - храпит дедушка ------------------------ Х'Х'Х'- хихикает девочка.

ССС - свистит сердито струя воды --------- С'С'С'- свистит маленькая струйка водички.

ЗЗЗ - звенит большой комар ------------------ З'З'З'- звенит маленький комарик.

ЛЛЛ - гудит сердито самолет ---------------- Л'Л'Л'- гудит маленький колокольчик.

РРР -  рычит злая собака ---------------------- Р'Р'Р'-  рычит щенок.

Проводятся по аналогии с играми на различение звуков по глухости – звонкости.

5.Продолжать проводить игры на повторение серий слогов с общими гласными и разными согласными звуками, отличающимися не только по глухости – звонкости (па-ба-ба, ба-па-ба и так далее), но и по твердости – мягкости (ба-бя-ба, бя-ба-ба и так далее).

6.Продолжать игры, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов.

7.Продолжать игры, направленные на умение слышать и различать звуки в словах. Ребенку предлагается хлопнуть, топнуть, поднять руку и так далее, если он услышит в слове нужный (который вы договорились «ловить») звук.

8.Игры на развитие умения делать звуковой анализ и синтез рядов из 2, затем из 3 гласных звуков: АУ, УА, ИА, ИАО, и так далее. Например, назови первый звук в слове «АУ», назови второй звук  в слове «АУ» - это анализ. Какое слово получится, если первый звук [А], а второй звук [У]:«АУ» – это синтез, основа для будущего обучения чтению. Повтори за мной: [УИА]. Какой звук был первым? (в начале слова?).  Какой звук был последним? (в конце слова?). Какой звук был в середине? (между звуками [У] и [А]?). При затруднениях проводить аналогию с рядом из 3 игрушек, то есть повторить на игрушках, какая из них в начале ряда (первая), какая в конце (последняя), какая в середине (между первой и последней).

9.Игры на выделение первого гласного звука в словах: А Аня, аист, ...; О - Оля, ослик, окна, обруч, облако и так далее. Нельзя только для выделения звука [О] использовать слова с безударным звуком [О], например, окно' - [акно']У - Уля, утка и так далееИ - Игорь, иголка и так далее. Если выделение звука вызывает затруднения, то можно использовать прием «прихлопывания» рта после протяжного произнесения первого звука. Назови первый звук в слове «А__ня». Угадай, какой первый звук в слове «А__ня»? И так далее.

10.Игры на выделение согласных звуков из конца слов: мак, ослик - К; кот, бегемот - Т; дом, гном - М и так далее. Назови последний звук в слове «мак». Угадай, какой звук последний в слове «мак»? Догадайся, какой звук прячется в конце слова «мак»? И так далее. На начальных этапах нужный звук выделять голосом.

11.Игры на выделение гласных звуков из конца слов:дома, поляна, чашка – А; столы,  березы, коты, бегемоты –Ы; сани, сапоги - И;  кольцо, яйцо, пальто – О; кенгуру - У.

12.Игры на выделение первого согласного звука из начала слов: М – муха, Л – лук, С – сок и так далее.

 

2. Развитие речевого дыхания.

            Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков (так для правильного произношения звука [Р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести к колебательному состоянию кончика языка) и т. п.

Задача взрослых — научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого уже с маленькими детьми необходимо проводить подготовительную работу — учить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточно сильный выдох. Полезны также игры на протяжное и длительное произнесение отдельных звуков. Особое внимание нужно обращать на слитное произнесение детьми двух гласных звуков, например, в звукосочетаниях типа АУ, УА, ИО. Нужно учить детей произносить эти звукосочетания на одном выдохе, плавно переходя от произнесения одного звука к другому. 

            Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) различные дыхательные упражнения и игры:

*дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских духовых музыкальных инструментах;

*дуть на привязанные к ниточке воздушные шарики; разноцветные картонные и бумажные фигурки;

*надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

*сдувать со стола ватные или бумажные шарики в определенном направлении (игра в «футбол»);

*дуть вверх, не давая упасть пушинке, ватке, воздушному шарику и т. д.;

*протяжно, на одном выдохе произносить отдельные звуки, звукоподражания; детям постарше — фразы (с детьми старше 4 лет, например, уже из 3-5 слов).    

            Выполнение таких упражнений влияет не только на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и так далее - важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушения звукопроизношения являются именно эти заболевания. Так, например, хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного произношения свистящих звуков.

3. Развитие артикуляционного аппарата.

Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, движения органов артикуляции уточнялись  и совершенствовались. Воспитателям лучше ее делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком с подгруппами из 4-6 детей, а родителям можно заниматься и вечером. Продолжительность занятий составляет от 3 до 5 минут в зависимости от возраста. Каждое упражнение проводиться в занимательной игровой форме  и повторяется 6-8 раз. При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении тело не напряжено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых движений (точность, плавность, нужный темп, координированный переход от одного движения к другому, симметричность по отношению к левой и правой стороне лица), иначе артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.

Комплексы основных артикуляционных упражнений для разных возрастных групп.

 Дети от 2 до 3 лет: «Окошко», «Заборчик» - «Слоник пьет», «Месим тесто», «Часики».

 Дети от 3 до 4 лет: «Заборчик (Улыбочка)» - «Дудочка (Трубочка)». «Месим тесто (Лопата)». «Загнать мяч в ворота». «Часики». Во втором полугодии добавить «Вкусное варенье» и позднее пробовать заменитьего «Чашечкой». От«Часиков» переходить к «Иголочке».

Дети от 4 до 5 лет«Заборчик (Улыбочка)»- «Дудочка (Трубочка- Рупор)», «Блинчик (Лопата)»- «Иголочка» - «Чашечка», «Качели».  С детьми, у которых еще нет звука[Р], выполнять упражнения «Барабанщик», «Парашютик (Ракета)».

 Если у ребенка не получается, например, «Иголочка», то с этим ребенком отрабатывается упражнение «Часики». При остановке языка-«стрелочки» по середине получается «Иголочка». «Чашечка» получится, если ребенок научится выполнять «Вкусное варенье». Таким же образом вводятся другие более сложные позы и движения. Артикуляционных упражнений очень много, поэтому всегда можно найти простое упражнение, доступное детям этого возраста, и от него перейти к нужной позе или движению.

            Выполнение этих комплексов уже после  2-3 месяцев дает видимый результат, приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Кроме того, в процессе работы по формированию правильного произношения, начиная уже с 2 лет необходимо уделять больше внимания уточнению и закреплению произношения изолированных звуков. Начинать, конечно же, нужно с самых простых звуков: гласных А, У, И, О; согласныхП, Б, М, В, Ф. Эта работа очень нужна, так как при этом идет развитие артикуляционного аппарата и его подготовка к усвоению более сложных звуков. Например, проводя упражнения по закреплению звука [И], мы готовим артикуляционный аппарат ребенка к усвоению и правильному произношению свистящих звуков [С], [З], так как свистящие звуки имеют много общего в артикуляционном укладе со звуком [И]. При их произнесении губы как бы растянуты в улыбке, зубы сближены и имеют щель в 1-2 мм, широкий кончик языка приближен к нижним резцам и касается их, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.  Для развития артикуляционного аппарата также необходимо широко использовать звукоподражания (га-га-га – кричит гусь, и-го-го – лошадка и т. д.). Имитацию различных шумов (тик-так – тикают часы, тук-тук – стучит молоточек и т. д.) с опорой на наглядность (игрушки, картинки). Полезно давать детям задания, в которых нужно произносить звуки и звукосочетания, требующие резкой смены положения губ или языка. Например, [И] и ]: «ДУ-ДУ» и «ДИНЬ-ДИНЬ», так как при произнесении этих пар губы то вытягиваются вперед в форме трубочки, то раздвигаются в улыбке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у  детей  младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...

Методические рекомендации по теме: «Профилактика нарушений звукопроизношения»

Профилактическая работа начинается с раннего возраста и строится по четырем основным  направлениям: - развитие фонематического восприятия;- развитие речевого дыхания;- развитие подвижн...

Антикян И. В. Круглый стол для педагогов "Профилактика нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ, не имеющем в своем составе специализированных групп"

Деловая игра учителя-логопеда для педагогов ДОУ. Цель. Повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников....