Песочная игротерапия как средство развития эмоций дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Абросимова Елена Васильевна

Песочная игротерапия как средство развития эмоций дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников

Цель: гармонизировать эмоциональную сферу ребенка через применение игр с песком

Сказочные этюды на выражение эмоций

Этюд па выражение страха «Мост Страха»

Инструкция: «Ребята, вы отправляетесь в дальнее путешествие, на пути вам встретится много преград. Самая главная и сложная из них — Мост Страха. Для того чтобы пройти по нему, необходимо взяться за руки, закрыть глаза и пройти по узкому мостику (мосток из ребристых дорожек). А обратно мы пойдем спиной друг к другу!»

Материал: ребристые дорожки, записи музыки с оттенками тревоги и радости.

Этюд на выражение гнева «Зыбучие пески»

Инструкция: «Представьте себе, что вы превратились в злых волшебников. Когда вы ступаете на горячий песок, ваши ноги начинают проваливаться. Вы гневаетесь, раздвигаете песок...»

Материал: ткань, имитирующая песок.

Этюд на выражение радости  «Встреча с маленькими человечками»

Инструкция: «В небольшой песочной стране жили маленькие человечки. Они не умели радоваться. Я прошу пас научить их радоваться с помощью мимики, жестов, движений. Покажите человечкам, как выглядит радость».

Материал: песочница, фигурки гномов.

Этюд на выражение восторга  «Ветер перемен»

Инструкция: «Ребята, представьте себе, что вы живете в городе, где никогда ничего не происходит. И вдруг однажды вечером по всем улицам города разнеслась музыка, и появился фокусник. Какое чувство вы испытаете?»

Материал: запись музыкального сопровождения, миниатюрные игрушечные домики, фигурка фокусника.

Упражнения на расширение представлений детей об эмоциях

«Портрет на песке»

Инструкция: «Ребята, нарисуйте на песке свой портрет:

  • когда вам дарят новую игрушку;
  •  когда вас обидели;
  • когда вы испугались;
  •  когда увидели радугу».

Материал: песочница.

«Песчинки-эмоции»

Инструкция: «Ребята, создаете в песочнице картину «Песчаные эмоции», используя разноцветный песок.

Материал: разноцветный песок.

Игра-тренинг на снятие напряжении «Песочная река»

Инструкция: «Ребятки, закройте глазки и представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневатые, другие золотистые, третьи ярко-желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Материал: запись релаксационной музыки.

Игры для развития общения

«Страна понимания»

Инструкция: «Ребята, далеко-далеко есть страна понимания, где живут добрые люди, которые понимают друг друга без слов. Сейчас я загадаю слово и покажу его жестами, а вы скажете мне, что я загадала».

Детям предлагается самостоятельно поиграть в эту игру.

«Прием в королевстве Кривых зеркал»

Инструкция: « Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в королевство Кривых зеркал спасать друга, но чтобы пройти мимо стражников, вам необходимо с ними познакомиться и подружиться...»

Игра на оптимизацию самооценки «Мы — мастера»

Инструкция: «Ребята, сегодня вам, детям посчастливилось принять участие в конкурсе мастеров-ремесленников. Вам нужно рассказать всем, что они умеют делать лучше всего. Свой рассказ вам нужно начинать словами: «Я лучше всего умею делать...»

Упражнении на снятие агрессин и конфликтности

«Песочные поединки»

 Инструкция: «Король сказочной страны объявляет жителям о поединке. Вам нужно выбрать себе действующих персонажей. Для того чтобы одержать победу, необходимо:

  • соорудить  совместно  с  персонажем  друга  сторожевую башню;
  • проплыть под водой в песочной реке;
  • написать парами песочное послание».

Этюды на снижение импульсивности и демонстративности

«Песочное зеркало»

Инструкция: детям предлагается посмотреться в песочное зеркало и нарисовать, какими они увидели себя.

Материал: «песочное зеркало», карандаши, цветные мелки, краски, альбом.

«Веселое купание»

Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам искупаться в теплом песке, но вам необходимо быть осторожными, ведь под „песчаной водой" есть жители, которых нельзя наделать».

Материал: песочница, фигурки «подводных жителей».

Игры на снижение тревожности и незащищенности

«Что же спрятано в песке»

Инструкция: «Ребята, опустите руку в песок и постарайтесь определить и назвать спрятанные в песке фигурки».

Материал: песок, фигурки.

«Сундучок с сюрпризом»

Инструкция: ребята открывают сундук с песком. Им предлагается одним пальцем, выполняя круговые движении, найти сюрприз.

Материал: сундучок с песком, сюрпризы - бусины, пуговицы, шишки.

«Бал зверей»

Инструкция: «Сейчас вы отправитесь на бал. Вал не простой, а звериный. Пусть каждый ребенок по желанию выберет себе зверя, охарактеризует его и выполнит вместе с ним танцевальные движения в соответствии с выбранным образом».

Игры па снижение эгоизма

«Великая тайна пустыни»

Инструкция: «Сегодня нам предстоит разгадать тайну. Но это сможет сделать только тот, кто подарит самое дорогое своему другу».

После словесного обсуждения подарков и поступков раскрывается тайна, что самое дорогое в пустыне - это вода. Педагог выступает в роли путника, которому очень хочется

пить, и предлагает детям определенное количество воды. Им необходимо разделить воду на всех поровну.

Материал: песок, пода.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин зеркал»

Инструкция: «Я предлагаю вам побывать в магазине, где продаются различные необычные и волшебные зеркала. Если посмотреться в такое зеркало, то превратишься в Карабаса, Кота в сапогах, Спящую красавицу, Бабу Ягу...»

Дети «смотрятся в «волшебные зеркала» и проигрывают эпизод из их сказки.

Материал: «волшебные» зеркала.

«Четыре характера»

Инструкция: «У каждого человека свой характер. Представьте себе, что вы попали в пещеру. Каждый здесь ведет себя по-своему, но все равно вам нужно суметь договориться, чтобы вместе найти выход».

Творческие задания

Детям предлагаются следующие задания:

  • рисовать песком на стекле;
  • перевоплотиться (в животных пустыни, жаркое солнце, капельки дождя...);
  • собрать солнце из песочных лучиков;
  • разыграть истории из «волшебного мешочка», из «волшебного сосуда»...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников

Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка. Игры с песком снижают негативные проявления (страх,...

Буклет для педагогов:" Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников".

Цель: гармонизировать эмоциональную сферу ребенка через применение игр с песком...

Песочная терапия как средство развития речи дошкольников

Логопед, используя игры с песком, может сделать традиционную работу по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраст...

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности старших дошкольников

Значение и применение песочной игротерапии для работы по речевому развитию старших дошкольников....

Мастер-класс " Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников"

Выступление педагога- психолога на родительском собрании  в форме мастер- класса " Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников"...

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности у дошкольников

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности у дешкольников...