Гимнастика и массаж.
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Гимнастика и массаж как эффективные методы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_i_massazh_kak_effektivnye_metody_korrektsionnoy_raboty.doc | 947.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимнастика и массаж как эффективные методы коррекционной работы
Все мы в процессе своей педагогической деятельности периодически (к сожалению, в последние годы всё чаще) сталкиваемся с детьми, которых даже родители называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную учебную работу. Такие дети плохо читают, медленно и «коряво» пишут, делая большое количество нелепых ошибок, испытывают трудности в решении математических задач. Далеко не всегда это связано с тем, что ребёнок не старается хорошо учиться и быть успешным. Причины многих проблем учебной деятельности связаны с недостаточно сформированным межполушарным взаимодействием.
Как известно, правое и левое полушария головного мозга постигают внешний мир по-своему. Правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, даёт необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нём определяются сходство и различие между предметами, явлениями, обрабатывается речевая информация.
Правое и левое полушария связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приёмом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Такое разделение функций обеспечивает взаимодополняемость в работе полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Практически в каждом виде учебной деятельности выделяют компоненты работы как правого, так и левого полушария. Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией, акалькулией.
Что собой представляет, например, процесс письма? Сначала мы вычленяем звук из потока речи, сравниваем его с другими; потом представляем, какой буквой этот звук обозначается, как она выглядит и располагается в пространстве.
Затем это представление реализуем в моторике, т.е. букву пишем. Да еще вспоминаем при этом, под какое правило эта буква или это слово подпадает.
Для того, чтобы помощь слабоуспевающим детям была эффективной, необходимо как можно раньше выявить их зону трудностей. Коррекция межполушарного взаимодействия, необходимая для интеллектуального развития каждого ребёнка, а особенно для детей с левшеством или элементами левшества, включает в себя формирование или совершенствование фонематического слуха, зрительного анализа, артикуляции, мелкой моторики, пространственной, временной и количественной ориентации, слухоречевой и зрительной памяти, внимания, образного восприятия.
Т.к. невозможно в одном выступлении рассказать обо всех методах и приёмах коррекционной работы, я решила остановиться на самых, так сказать, нетрадиционных и, к сожалению, редко применяемых. Это двигательные упражнения и логопедический массаж. На необходимость использования этих методов указывают многие нейрофизиологи, психологи, логопеды. В последние годы даже пресса уделяет этому компоненту работы с неуспевающими детьми большое внимание.
Ошибаются те, кто считает, что действие логопедического массажа сводится лишь к механическому влиянию на определённые участки тела. Логопедический массаж стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы, облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток. Показаний для проведения логопедического массажа, массажа лицевой мускулатуры и кистей рук - масса. Не буду тратить время на их перечисление. Напомню основные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
Поглаживание улучшает кожное дыхание, повышает кожно-мышечный тонус, сократительную функцию мышц. Существует прямолинейное, спиралевидное и комбинированное поглаживание. Именно им начинают и заканчивают логопедический массаж.
Растирание усиливает кровообращение, происходит даже местное повышение температуры на 1-2 градуса. Существует прямолинейное, кругообразное растирание и растирание «щипками».
Разминание - это пассивная гимнастика для мышц. Проводят разминание подушечками большого и указательного пальцев.
Вибрация делается кончиками пальцев с максимальной частотой. Вибрация стимулирует рефлексы, восстанавливает угасшие рефлексы, производит обезболивающий эффект.
Логопедический массаж может быть расслабляющим (при гипертонусе мышц) или стимулирующим (при их слабости). В логопедической практике часто применяется массаж языка, нёба, губ. Швейцарский детский психолог профессор Фритц Р. Ауглин отмечает: « Наши исследования и тесты показали, что массаж ушей, надбровий и носа увеличивает у ребёнка возможности абстрактного мышления, вызывает двукратное улучшение памяти и способности мозга сопоставлять факты, что и называется интеллектом».
В лаборатории доктора Ауглина в Люцерне 100 детей в возрасте от 7 до 15 лет в течение 8 месяцев каждый день делали себе логопедический массаж ушей, надбровий и носа под наблюдением учёных. Уже после 3-х недель таких упражнений у 98% детей повысилась активность мозга.
Участвовавший в эксперименте 11 -летний мальчик рассказал корреспондентам, что выполнение этих упражнений в течение 10 минут перед завтраком вошло у него в привычку.
Начинает он с ушей. Сначала оттягивает их вперёд, затем назад, медленно считая до 10. 3 раза это упражнение выполняется с открытыми глазами, 3 раза с закрытыми.
Затем в течение 1 минуты мальчик массирует щёки круговыми движениями. Далее он двумя пальцами «рисует» круги на подбородке и лбу, считая до 13.
Затем в течение 1 мин массируются верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
После этого проводится логопедический массаж носа подушечками указательных пальцев путём нажимания на кожу от основания носа до ноздрей. Повторяется 20 раз.
Последнее упражнение - движения челюстями: мальчик открывает рот и нижней челюстью делает энергичные движения сначала слева направо, потом наоборот. Всего 10 раз.
Профессор Ауглин не может объяснить точно, почему логопедический массаж лица даёт такой эффект, но предполагает, что всё дело во влиянии внешних импульсов на кору головного мозга.
Хочется остановиться на приёмах самомассажа и гимнастики для формирования двигательного навыка письма, которые полезны при несформированности зрительно-двигательных координаций, нестабильности графических форм (по высоте, ширине, наклону), отсутствии связных движений при письме, небрежном почерке, медленном темпе письма, треморе или сильном напряжении руки при письме. Думаю, часть из них можно выполнять с детьми на уроке, особенно перед объёмными и ответственными письменными работами. Эти упражнения будут полезны и преподавателям для повышения общего тонуса организма, укрепления мышц кисти, профилактики писчего спазма.
Комплекс логопедических упражнений для рук
Упражнение 1. Возьмите ручку обычной толщины. Рука в рабочей позе для письма, ребром касается поверхности стола. Слегка придерживая ручку большим, указательным и средним пальцами (как при письме), одновременно сгибать, затем разгибать их. Делать упражнение ритмично, не отрывая ребра ладони от стола. Важно: работают только пальцы, напряжение не должно иррадировать вверх по руке.
Упражнение 2. Рука с ручкой в исходном положении на столе. Пальцами перебирать ручку от верхнего конца к нижнему и обратно. Во избежание повышения тонуса в руке делать паузы, расслабляя мышцы.
Упражнение 3. Потереть ладони друг о друга до ощущения тепла.
Упражнение 4. Подушечки 4-х пальцев правой руки установить у основания пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. «Пунктирными» движениями продвигаться к лучезапястному суставу. Проделать то же для другой руки.
Упражнение 5. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитируем «пиление». То же для другой руки.
Упражнение 6. Растереть пальцы левой руки, поочерёдно зажимая их между указательным и средним пальцами правой. Повторить для другой руки.
Упражнение 7. Подушечку большого пальца правой руки положить на тыльную сторону фаланги большого пальца левой руки. Остальные 4 пальца правой руки охватывают палец снизу. Массировать спиралевидными движениями. Повторить для каждого пальца. Поменять руки.
Упражнение 8. Большим и указательным пальцами правой руки поочерёдно нажимаем 3-4 раза на ногтевые фаланги пальцев левой. Повторить для другой руки.
Упражнение 9. Руки упираются локтями в стол, ладони прямые. Согнуть пальцы, прикоснувшись подушечками к основаниям 3-х фаланг, затем к основаниям ладоней.
Упражнение 10. Руки упираются локтями в стол, пальцы « растопырены». Соединять одновременно указательный палец со средним, а безымянный с мизинцем («птичья лапка»).
Упражнение 11. Локти упираются в стол, ладони прямые. Пальцы каждой руки поочерёдно сгибать, стараясь, чтобы остальные в этот момент оставались прямыми.
Закончить комплекс необходимо поглаживанием рук (движения имитируют намыливание ладоней при мытье рук). «Стряхните» воображаемую воду с пальцев.
Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции. Самомассаж языка
Сделаем полезный массаж языку - чтобы наш язычок стал, послушным, спокойным, расслабленным и ему легко было произносить разные звуки. В этом помогут тебе твои губы и зубы. Они будут язык поглаживать, похлопывать, постукивать. А теперь внимательно посмотри на рисунки - подсказки и постарайся их запомнить.
Лопаточка языка | |
делаем движения губами | |
делаем движения зубами | |
поглаживаем | |
похлопываем (постукиваем) |
Сначала надо сделать язык лопаточкой, а потом делать так:
Язычок мы наш погладим ласково губами | ||
А теперь мы постучим бережно губами: | ||
Язычок мы наш погладим ласково зубами | ||
нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами | ||
и опять погладим ласково зубами | ||
а потом мы будем хлопать бережно губами | ||
и в конце мы их погладим ласково губами | ||
Сделай массаж язычку еще раз. Чувствуешь как понравился язычку такой массаж? Какой он стал спокойный, расслабленный, готов тебя слушаться и делать все так, как ты ему велишь.
Игры - упражнения для формирования движения губ
Родителям: Ребенок должен научиться правильно делать две основные губные позы: широкую улыбку, которая необходима для произнесения звуков, [ И ] , [ Э ] , [ С ] , [ С'] , [ З ] , [ З ] , [ Ц ] и трубочку — вытягивание губ вперед, необходимую для правильного артикулирования звуков ,
[ О ] , [ У ] , [ Ш ] , [ Ж ] , [ Ч ] , [ Щ ].
Упражнение “улыбка”: удерживаем губы в улыбке, зубы не показываем.
просыпаемся с утра, |
Упражнение “трубочка”: вытягиваем губы в трубочку
сделал трубочкой я губы |
Предлагаю тебе сделать гимнастику для губ, произнося пары звуков.
Очень внимательно слушай и выполняй:
Улыбнись и протяни звук и-и-и | |
сделай губы трубочкой и потяни у-у-у |
А теперь чередуем звуки и-у, и-у, и-у:
и-у | и-у | и-у |
Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком
«Улыбочка-хоботок» «Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Улыбайся народ, | |
«Заборчик» - Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Подъезжает шофёр, | |
«Лопаточка» «Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык широкий покажи | |
«Часики» - Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта. Маятник туда, сюда | |
«Качели» - Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. А сейчас качели вверх | |
«Змейка» - Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд. Осторожно народ: | |
«Чашечка» - Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. Язычок наш поумнел. | |
«Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в варенье | |
«Трубочка-желобок» - Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. Ну-ка делай, дружок! | |
«Горка» - Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх. Санки привезли ребятки | |
«Маляр» - Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок. | |
«Лошадка» - Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Вот лошадка скачет ловко, | |
«Грибок» - Рот открыт. Язык присосать к нёбу. На тонкой ножке вырос гриб, | |
«Гармошка» - Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть. Непослушный язычок | |
«Пароход» - Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход). Отплывает пароход | |
«Болтушка – индюк» - Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. По двору индюк ходил | |
«Барабанщики - дятел» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара. Дятел, дятел тук-тук-тук. |
Артикуляционная сказка - гимнастика Король Язык
В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Рот», жил – был король, которого звали Язык. Это государство защищали сильные ворота «Губы», а за воротами стояла стража короля – «Зубы». Когда в государство приезжали гости, торговцы, купцы, скоморохи вначале открывались сильные ворота «Губы», а затем стража короля «Зубы» впускала их. Выходил король Язык и приветствовал своих гостей (упражнение «Лопаточка»: удержание 15 сек.). А когда гости уезжали, Язык уходил в свои владения, стража «Зубы» создавала собой плотный белый забор и закрывались мощные ворота «Губы» (динамическое упражнение: обнажили десны, открыли рот, высунули язык и обратно. Повторить 3 – 4 раза).
Каждое утро король Язык сначала подходил к каждому из своих стражников, разговаривал с ними про службу (упражнение «Чистим зубки»: повторить 3-4 раза), а затем король занимался бегом, оббегал свои владения (круговые движения языком во рту – повторить 5 раз).
И, вот, в одно прекрасное солнечное утро король Язык, сделав утреннюю пробежку, решил посмотреть, что твориться за пределами его владений. Он сел на своего коня «Нёбо» и поскакал (упражнение «Лошадка»: выполнить 15 цоканий языком).
Скача по лесу, он увидел большую поляну, на которой росло много грибов, и пошел их собирать, напевая песенку:
«Один грибок, два грибка, три грибка (выполнение упражнения «Грибок» 3 раза по 15 секунд удержания в статике)
Ещё немножко (показать пальцами немножко) будет полное лукошко (упражнение «Чашечка»: удержание 15 секунд)».
(Повторить 3 раза).
Собрав грибы, король сел на своего ретивого коня и поскакал обратно в замок (упражнение «Лошадка» выполнить 15 цоканий языком). Приехав в замок, король был в таком хорошем настроении, что решил закатить пир на весь мир, и пригласил шутов, скоморохов для ещё большего веселья.
Приехали его гости, большие ворота и стража запустили их (упражнение: открывание и закрывание рта: выполнить 3-4 раза). И тут началось веселье: музыканты играли на дудках (упражнение «Трубочка» с добавлением голоса: 10 – 15 секунд), король со своими гостями танцевал и пел (упражнение «Болтушка»: выполнить 3 раза), а его подданные зазывали гостей на пир песней:
«Один, два, три, четыре (хлопки),
Открывай ворота шире (открывание рта).
Заходи народ на пир (показать руками зазывание)!
Выходи король – кумир (Упражнение «Лопаточка»: удержание 15 секунд)!
Наступил вечер, гости разъехались, а уставший король Язык лег спать и захрапел: «Хр-р-р-р».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагоговМетодика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей.
Методика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей....
Пальчиковая гимнастика и массаж
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координ...
Пальчиковая гимнастика и массаж
Пальчиковая гимнастика и массаж...
Пальчиковая гимнастика и массаж
Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук....
Консультация для родителей "Гимнастика и массаж как эффективные методы коррекционной работы"
Консультативный материал для родителей детей с ОВЗ...
Презентация "Пальчиковая гимнастика и массаж с использованием нетрадиционных изобразительных материалов"
Комплекс пальчиковой гимнастики и массажа с использованием нетрадиционных изобразительных материалов...