Авторская программа по развитию эмоционально - волевой сферы дошкольников
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Основная цель программы – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, помочь развитию его эмоционально – чувственного внутреннего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по развитию эмоционально - личностной сферы детей 5 -7 лет
«Помощницы эмоции». ( «Радуга чувств»)
Пояснительная записка.
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Bыготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, обучая ребенка взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр «мультиков» или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Специальная проведенная работа показала, что родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало достается теплых слов. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы, как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются, поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. И одним из эффективных способов формирования эмоционально чувственной сферы ребёнка является приобщение его к миру искусства. Эту деятельность нужно вести в разных направлениях: через взаимодействие с музыкой, пением, живописью, архитектурой, занятия литературным и художественным творчеством. Н. Басин, О. Суслова считают, что « природа ребёнка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь – чувственным аспектом познания»(3).
Основная цель программы – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, помочь развитию его эмоционально – чувственного внутреннего мира.
В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:
1. помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
2. обучить способам регуляции эмоциональных состояний, элементам расслабления.
3. вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; проектировать его нежелательные черты характера и поведения ;
4. подвести ребёнка к пониманию, что искусство отражает окружающий мир, в том числе может отразить внутренний мир самого ребёнка.
5.помочь ребёнку через художественные образы, обращённые к чувствам и сердцу, приобрести ориентации в общечеловеческих ценностях.
6. через взаимодействие с произведениями искусства и художественное творчество ребёнка сохранить и укрепить его психологическое, а как следствие и физическое здоровье, применяя целительную силу искусства живописи, музыки, пения, художественного слова.
Программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет.
Содержит в себе 4 блока:
I блок: « Я и мои эмоции».
II блок: «Я и мои чувства».
III блок: «Я и искусство».
IV блок: «Я и общество».
I блок.
Цель: Научить ребёнка понимать и распознавать свои эмоции, уметь ими владеть, правильно реагировать, откликаться на происходящее.
Задачи:
1. Познакомить с некоторыми базовыми эмоциями.
2.Научить проявлять и выражать своё эмоциональное состояние.
3.Сформировать умение контролировать свои эмоции, быть их «хозяином».
II блок.
Цель: Сформировать знания о различных чувствах человека, умение их проявлять, придерживаясь норм нравственности и социокультуры.
Задачи:
1.Познакомить детей с различными чувствами.
2. Научить распознавать и произвольно проявлять чувства.
3. Учить анализировать возникающие чувства при взаимодействии с произведениями искусства, и во время занятия художественным творчеством обогащая свой внутренний мир.
III блок.
Цель: Научить распознавать эмоциональное состояние, передаваемое в произведениях искусства, и откликаться на них, проявляя свои чувства.
Задачи:
1.Учить выделять и распознавать элементы художественной выразительности, используемые в различных видах искусства, дать понятие о средствах художественной выразительности.
2. Развивать эмоционально – эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения.
3. Учить передавать своё эмоциональное состояние в процессе художественного творчества, пения, литературного творчества через различные средства художественной выразительности (цвет, форму, характер линий, динамичность, тембр голоса, выразительность, мимику, и т. д.).
4. Укреплять психологическое здоровье ребёнка , как неотъемлемую часть его общего здоровья через арт -терапевтические техники.
IV блок.
Цель: Формировать понятия этики, эстетики, способствовать овладению способами социального поведения.
Задачи:
1. Дать знания о нормах и правилах этики.
2. Учить законам эстетики, знакомя с понятиями – красота, привлекательность, аккуратность.
3. Помочь ребёнку овладеть навыками общения в различных жизненных ситуациях и сформировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
4. Повышать уровень эмпатийности ребёнка.
Знакомить с общекультурными ценностями, формировать желание приобщаться с этим ценностям и создавать их самим
В каждом из представленных блоках - по 8 занятия, продолжительностью 25 -30 минут.
Структура занятия такова:
Каждое занятие состоит из четырёх частей: приветствие и прощание, разминка, основная часть и заключительная часть.
Приветствие и прощание создаёт свой ритуал, традиции, которые придают занятиям необычность, формируют групповые нормы, развивают сплочённость группы.
В разминку входит упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния цель - включить детей в работу.
Основная часть определяется содержанием темы.
Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия.(приложение 1)
Методы и формы занятий: этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера, сказкотерапия, рисование своих проблем, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, психогимнастика, ролевые ситуативные игры, проблемные ситуации. .
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются следующие методические средства:
- Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе
- Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.
- Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.
- Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева,..; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.
- Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.
- Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.
Методы, используемые для выявления эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста следующие:
- Методика – Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина.
- Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)
- Методика “ Лесенка” (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)
- Графическая методика “Кактус” (модификация М.А. Панфиловой)
- Тест “Страхи в домиках” (модификация М.А. Панфиловой)
- Проективный тест “Дом – Дерево – Человек” (разработан Дж. Буком)
- Анкета для педагогов и родителей.
Ожидаемый результат
Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;
Имеют представление о способах выражения собственных эмоций;
Умеют управлять своими эмоциями и чувствами. Эмоции освобождаются от импульсивности , начинают появляться высшие чувства – сочувствие, сострадание, обнаруживается способность к эмпатии, возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков.
Для того, что бы дать оценку результативности данной программы проводится диагностика детей старшего дошкольного возраста до проведения занятий и после них.
Диагностика состоит из 8 тестовых методик (Приложение 2)
Литература
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. “Я хочу”. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Изд. “ВИРТ” Кишинев. “Дорваль” СПб.,1993.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7лет). – М.: Книголюб, 2004.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004.
- Крюкова С.В. , Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
- Пусть меня похвалят! / под ред. Е.Горбаченок, С.Слепица, Т.Казаченок. Белфакс, 2007.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие: 4 том. М.: Генезис, 2000.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. М.: Генезис, 2003.
- Хухлаева О.В., Хухлаева О. Е., Первушина И.М. Тропинка к своему я. М.: Генезис, 2004.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред.М.М. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
- Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: “Валерии СПД”, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематичекий вечер для родителей "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников"
Конспект тематического родительского собрания с мини-лекцией о важности развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и игровым тренингом для родителей, обучающим их на практике играм, которые мо...

Сюжетно-ролевая игра как фактор развития эмоционально-волевой сферы дошкольника
В данной статье раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры, и её влияние на эмоциональную сферу старших дошкольников....

развитие эмоционально- волевой сферы дошкольника (подготовительная группа)
консультация для родителей...

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников...

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ с помощью игротерапии.
Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, ...

Рабочая программа по развитию эмоционально - волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья
Социальная адаптация является основопологающим моментом при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети часто имеют заниженную самооценку. что формирует в них неуверенность в себе...

Методическая разработка «Копилка добрых дел» (авторские игры для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ)
Игры для детей существуют разные:одни развивают память, другие-речь малыша, третьи-воображение. А еще существуют замечательные игры, которые развивают п...