Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с заиканием.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Заикание – одно из наиболее сложных нарушений речи, отрицательно сказывающееся на всем процессе социализации таких детей. Нарушение речевой функции создает трудности для формирования личности ребенка, его взаимодействию с окружающим миром, тем самым препятствуя процессу социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaikanie.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №29 города Ейска МО Ейский район
Использование здоровьесберегающих технологий
в работе с детьми с заиканием.
Учитель- логопед Богомолова Н. А.
Г. Ейск 2016 г.
Заикание – одно из наиболее сложных нарушений речи, отрицательно сказывающееся на всем процессе социализации таких детей. Нарушение речевой функции создает трудности для формирования личности ребенка, его взаимодействию с окружающим миром, тем самым препятствуя процессу социализации.
Главным богатством любого государства является здоровье подрастающего поколения. В последние годы ученые отмечают увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. В этих условиях большое значение приобретает проблема здоровьесбережения детей, которая отражает современные подходы к деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. По уставу ВОЗ здоровье – это состояние душевного, физического и социального благополучия человека. Данное определение указывает на тесную взаимосвязь здоровья и социализации ребенка, что является особенно важным для детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности для детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи.
Заикание – наиболее сложное нарушение речи. Работа по устранению заикания у детей наиболее эффективна, если она носит комплексный лечебно-оздоровительный и коррекционно-воспитательный характер. Цель комплексной реабилитации заикающихся дошкольников заключается в создании специальных условий, способствующих коррекции всего симптомокомплекса заикания, что способствует нормализации темпа речи.
В России накоплен достаточный опыт работы с заикающимися детьми в условиях дошкольных образовательных учреждений. Достаточную эффективность показали существующие методики работы с заикающимися дошкольниками (С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Н.А. Чевелева), а также методические разработки по реализации коррекционных задач комплексной системы реабилитации заикающихся дошкольников (С.В. Леонова, Е.А. Шилова и др.). Однако необходимо дальнейшее совершенствование коррекционно-развивающего воздействия. В настоящее время актуальным является разработка и внедрение в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий, позволяющих усилить эффективность педагогического и коррекционного воздействия в дошкольном возрасте. Использование в работе с заикающимися детьми здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, упражнений для релаксации, гимнастики пробуждения, двигательных разминок, упражнений по биоэнергопластике, элементов самомассажа, су-джок терапии, психогимнастики, позволяет создать условия для повышения эффективности коррекционного воздействия.
Коррекционно-образовательная работа в условиях логопедической группы предполагает совместную деятельность логопеда, воспитателя и родителей при организации коррекционно-воспитательных мероприятий с целью эффективного воздействия на физиологическую и психологическую симптоматику заикания.
Работа организуется по следующим направлениям. 1. Коррекция психологических симптомов заикания: нормализация темпа речи, формирование речевых средств, профилактика фиксированности на своем дефекте, развитие психических процессов дошкольников с заиканием в процессе проведения занятий логопедом и воспитателем. 2. Организация здоровьесберегающего режима в коррекционно-образовательном процессе с целью нормализации состояния нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики дошкольников (учитель-логопед, воспитатель, медсестра). Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду. Логопед и воспитатель с первого этапа работы должны активно использовать на занятиях здоровьесберегающие технологии. Все упражнения, проводимые в рамках здоровьесбережения, органично включаются в занятия и способствуют реализации основных задач работы логопеда и воспитателя с заикающимися дошкольниками. Использование педагогами здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе обеспечивает оптимальный двигательный режим и способствует предупреждению гиподинамии (динамические паузы в процессе занятий, утренняя гимнастика, подвижные игры); снятию психического и мышечного напряжения, коррекции моторных и речевых функций (артикуляционная, пальчиковая гимнастики, самомассаж, дыхательная гимнастика, упражнения для релаксации, гимнастика пробуж- дения, зрительная гимнастика, су-джок терапия, психогимнастика, упражнения по биоэнергопластике). Рассмотрим подробнее, как здоровьесберегающие технологии реализовываются в коррекционном процессе.
Точечный массаж и самомассаж являлся обязательной составной частью занятия логопеда и проводился в начале занятия. Известно, что массаж биологически активных точек улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме; воздействует на органы и системы, связанные с речевой функцией; способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств. На первых занятиях с логопедом осваиваются основные приемы массажа биологически активных точек лица. На последующих занятиях дошкольниками проводился самомассаж под контролем педагога.
Эффективным приемом является и самомассаж кистей и пальцев рук, который проводился в «сухом бассейне». Это способствует стимуляции тактильных ощущений, нормализации мышечного тонуса, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук, увеличевается объем и амплитуда движений пальцев рук. Для создания сухого бассейна используют небольшую емкость, которая наполняется песком или горохом, фасолью. Детям предлагается ладошками скользить по поверхности, выполняя круговые и зигзагообразные движения. Поставить ладонь на ребро и выполнить те же движения. Выполнить движения каждым пальцем. Самомассаж в сухом бассейне может сопровождатся небольшими стихотворными текстами, что способствует формированию речевого дыхания заикающихся.
Повышению физической и умственной работоспособности дошкольников способствует использование су-джок массажеров. Это создает условия для более высокого уровня двигательной активности мышц и возможности плавного речевого высказывания
Развитию тонких, дифференцированных движений пальцев рук способствует «театр пальчиков и языка». Очень нравятся детям двигательные упражнения, проводимые в быстром темпе и сопровождаемые задорными стихотворения: рисование на ладошке, спине соседа, манке, песке; выкладывание фигур из крупы.
Обязательным элементом логопедических занятий является дыхательная гимнастика. Это метод является оздоровительным, поскольку способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, отрабатывается глубокий вдох и плавный, долгий ротовой выдох. Этому способствуют игры: «Дорожка для зайчика» (на манке), «Воздушный шар» (надувание шарика), «Вьюга» (раздувание ватных шариков), «Морской бой» (бумажные кораблики на воде), «Кто быстрее?» (бумажные игрушки, подвешенные на ниточках). Работа по формированию речевого дыхания проводится совместно с артикуляционной гимнастикой, направленной на укрепление мышцы языка, губ, нижней челюсти, что способствует выработки хорошей дикции.
Гармоничному распределению биотоков в организме способствуют упражнения по биоэнергопластике. Основу этих упражнений составляет соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. При систематическом использовании упражнений по биоэнергопластике на логопедических занятиях наблюдаются положительные изменения психологической структуры личности ребенка: улучшение памяти, внимания, мышления, речи; укрепление нервной системы, что положительно сказывалось на нормализации темпа речи.
Большинству заикающихся детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, нестабильность эмоционально-волевой сферы, двигательное беспокойство, моторная неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие, нарушение темпоритмической организации речи. Преодолеть ребенку эти проблемы помогали речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволяет выработать правильное речевое дыхание, стабилизировать общий тонус организма, развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, нормализовать ритмико-интонационную сторону речи, повысить речевую активность в разных речевых ситуациях. Эти упражнения можно использовать во время динамических пауз и связаны они с темой занятия. Так, при изучении темы «Зима», детям можно предложить превратиться в снежинки. От сильной вьюги они кружатся и «падают» на землю. Каждой «снежинке» предлагается описать свои чувства, когда, упав на землю, она начинает таять. Аналогично по теме «Грибы» дети становились тем или иным грибом и описывают свои эмоции, возникающие при встрече с человеком или природным явлением- дождем. Благодаря этим упражнениям развивается эмоциональнопсихическая сфера, ребенок учился проявлять и описывать разные чувства. В результате тренируется плавность речи в эмоционально значимой для ребенка ситуации.
Здоровьесберегающие технологии дают положительную динамику в формировании навыка плавной речи. Дети перестают использовать моторные уловки, эмболофразию, стабилизируется эмоционально-волевая сфера.
Таким образом, включение в коррекционный процесс здоровьесберегающих технологий способствует эффективному преодолению физиологической и психологической симптоматики заикания, что положительно влияет на становление личности ребенка в целом.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед. 2004. № 6. С. 78–82.
2. Акименко В.Н. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д, 2011. 109 с. 3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. М., 2001. 320 с.
4. Добророднова О.В., Константино- ва С.А., Медведева Е.А. Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений // Логопед. 2012. №
5. С. 19–25. 5. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг // Логопед. 2007. № 4. С. 37–41. 6. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед. 2010. № 1. С. 36–38.
7. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания. М., 2004. 128 с.
8. Миронова С.А. Обучение и воспитание за- икающихся дошкольников. М., 1982. 185 с. 9. Региональная стратегия действий в интересах детей в московской области на 2013–2017 годы [Электронный ресурс] // URL:http://www.garant.ru/hotlaw/ mos_obl (дата обращения: 08.05.2014)
10. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. М., 2001. 2008 с. 11. Шилова Е.А. Замотаева С.А. Как работать с заикающимися дошкольника- ми. – М., 2003. 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми"
Консультация для родителей "Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми"...
Психогимнастика как метод работы с детьми с заиканием
Большинство заикающихся детей в процессе речевого общения испытывают различные эмоциональные и поведенческие проблемы: чувство тревожности, неуверенности, нереши- тельности и даже страх. Все это ведет...
Релаксационные упражнения для коррекционной работы с детьми с заиканием
Мы друзей хороших на Луне нашли. Выполняется под музыкальное иПригласили в космос их и летим....
Использование для родителей Су- Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми.
Консультация для родителей....
«Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми»
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су &nda...
Консультация для родителей "Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми"
В настоящее время в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного и школьного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевом...
Проект «Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми»
На сегодняшний день в арсенале педагогов, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы так и нетрадиционные технологии. Одной из нетрадиционных технологий является массажер С...