Создание слухоречевой среды в ДОУ.
консультация по коррекционной педагогике по теме

Харламова Ольга Леонидовна

Формирование и коррекция речи воспитанников с нарушениями слуха– это многоплановый процесс, для которого необходимо создать все условия, и, в первую очередь, организовать слухоречевую среду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_sluhorechevoy_sredy.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности детей с нарушениями слуха заключаются в совокупности нарушений всех сторон речевой системы и сопутствующих отклонений развития психических процессов. Также, отмечаются недостаточная координация движений, сформированность мелкой моторики пальцев рук, отклонения в темпо-ритмической организации детской речи и т.д.

Поэтому формирование и коррекция речи воспитанников– это многоплановый процесс, для которого необходимо создать все условия, и, в первую очередь, организовать слухоречевую среду. В её создании участвуют все взрослые: специалисты, педагоги, персонал группы.

Вот некоторые необходимые условия для создания слухоречевой среды:

  • мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
  • формирование потребности в речи, побуждение детей к активному использованию речи;
  • адекватное использование слуховых возможностей детей для формирования устной речи;
  • соблюдение единых требований к речи взрослых;
  • контроль за правильностью речи детей.
  • постоянное ношение ИСА

Взрослые, посещающие группу, обязательно обращаются к детям с приветствиями, вопросами, просьбами. В свободной деятельности и на занятиях педагоги стараются включать каждого ребенка в практическую деятельность, стимулировать его речевую активность.

В своей работе весь педагогический состав учитывает форму общения, соответствующую возрасту детей (ситуативно-личностное, ситуативно-деловое и внеситуативно-деловое, внеситуативно-личностное). Подражание предметным и речевым действиям может быть разное: это беззвучное артикулирование или звукоподражание, сопряжено-отраженное проговаривание, повторение за взрослым или самостоятельная инициативная речь у старших детей.

При затруднениях восприятия или воспроизведения устной речи детьми по ряду причин (снижение остроты слуха, алалия и т.д.) специалисты, осуществляя индивидуальный подход, используют в работе большое количество наглядности: графические схемы, символы, поясняющие рисунки, пиктограммы.

В процессе общения с детьми взрослые побуждают детей к устной речи, формируя, тем самым потребность в использовании речи. Мы часто поддерживаем любые речевые реакции и действия ребенка похвалой и своим одобрением.

Во время различных мероприятий, игр и на занятиях специалисты поддерживают любые попытки детей говорить, поощряют желания использовать знакомые слова и фразы в новых ситуациях.

Особое внимание мы уделяем разговору по собственному побуждению. С целью активизации речи в быту педагоги намеренно создают ситуации, в которых ребенок будет вынужден говорить, используя прием «забывания»,  оказывая помощь при формулировке просьбы.

Педагоги нашего учреждения помогают детям освоить правила речевого этикета, демонстрируя образцы поведения в разных ситуациях (как необходимо здороваться, прощаться, благодарить, извиняться и т.д.). Для закрепления новых речевых единиц, их вводят в игровые ситуации, на занятия, при выезде на экскурсию, при приходе гостей в группу и в другие мероприятия.

Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взрослых, которая служит единственно правильным образцом для подражания. Содержание и структура высказываний наших педагогов определяется уровнем речевого развития ребенка, особенностями речевой коммуникации (исходя из заключения учителя-логопеда).

Для всего персонала периодически проводятся консультации, деловые игры, организованные учителем-логопедом и дефектологами, по данному вопросу. Опираясь на исследования А.И.Максакова, Е.И. Тихеевой, а также на современные исследования проблем культуры речи педагогов, мы обозначаем компоненты их профессиональной речи:

  1. качество языкового оформления речи;
  2. ценностно-личностные установки педагога;
  3. коммуникативная компетентность;
  4. четкий отбор информации для создания высказывания;
  5. ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Литература:

  1. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет). – М.: «Книголюб», 2008. – 128с.
  2. Рашевская Н.В. Этапы организации логопедической работы с детьми-сиротами в условиях детского дома.// Логопед №6, 2009, с. 35-39.
  3. Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3, 2009, с. 19-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Создание слухоречевой среды для детей с нарушением слуха".

В данной консультации даны рекомендации родителям по созданию слухоречевой среды дома. Также эта информация будет полезна начинающим педагогам, работающим с детьми с нарушением слуха....

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет)....

До-21.12.2015года-Создание развивающей среды своими руками - информационный бюллетень о создании схем для детей в экспериментальном уголке группы.

     Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение...

Создание слухоречевой среды в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха

Данный материал предназначен студентам педагогических учреждений для ознакомления со спецификой работы коррекционных учреждений для детей с нарушением слуха....

Консультация для родителей "Слухоречевая среда дома"

Центральное звеном коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми выступает овладение речью.Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью ребенком с нарушениями слуха, яв...

Необходимость создания слухоречевой среды в дошкольном учреждении с нарушениями слуха.

Материал будет востребован педагогами, работающими в коррекционных учреждениях для детей с нарушениями слуха....