Создание слухоречевой среды в ДОУ.
консультация по коррекционной педагогике по теме
Формирование и коррекция речи воспитанников с нарушениями слуха– это многоплановый процесс, для которого необходимо создать все условия, и, в первую очередь, организовать слухоречевую среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_sluhorechevoy_sredy.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности детей с нарушениями слуха заключаются в совокупности нарушений всех сторон речевой системы и сопутствующих отклонений развития психических процессов. Также, отмечаются недостаточная координация движений, сформированность мелкой моторики пальцев рук, отклонения в темпо-ритмической организации детской речи и т.д.
Поэтому формирование и коррекция речи воспитанников– это многоплановый процесс, для которого необходимо создать все условия, и, в первую очередь, организовать слухоречевую среду. В её создании участвуют все взрослые: специалисты, педагоги, персонал группы.
Вот некоторые необходимые условия для создания слухоречевой среды:
- мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
- формирование потребности в речи, побуждение детей к активному использованию речи;
- адекватное использование слуховых возможностей детей для формирования устной речи;
- соблюдение единых требований к речи взрослых;
- контроль за правильностью речи детей.
- постоянное ношение ИСА
Взрослые, посещающие группу, обязательно обращаются к детям с приветствиями, вопросами, просьбами. В свободной деятельности и на занятиях педагоги стараются включать каждого ребенка в практическую деятельность, стимулировать его речевую активность.
В своей работе весь педагогический состав учитывает форму общения, соответствующую возрасту детей (ситуативно-личностное, ситуативно-деловое и внеситуативно-деловое, внеситуативно-личностное). Подражание предметным и речевым действиям может быть разное: это беззвучное артикулирование или звукоподражание, сопряжено-отраженное проговаривание, повторение за взрослым или самостоятельная инициативная речь у старших детей.
При затруднениях восприятия или воспроизведения устной речи детьми по ряду причин (снижение остроты слуха, алалия и т.д.) специалисты, осуществляя индивидуальный подход, используют в работе большое количество наглядности: графические схемы, символы, поясняющие рисунки, пиктограммы.
В процессе общения с детьми взрослые побуждают детей к устной речи, формируя, тем самым потребность в использовании речи. Мы часто поддерживаем любые речевые реакции и действия ребенка похвалой и своим одобрением.
Во время различных мероприятий, игр и на занятиях специалисты поддерживают любые попытки детей говорить, поощряют желания использовать знакомые слова и фразы в новых ситуациях.
Особое внимание мы уделяем разговору по собственному побуждению. С целью активизации речи в быту педагоги намеренно создают ситуации, в которых ребенок будет вынужден говорить, используя прием «забывания», оказывая помощь при формулировке просьбы.
Педагоги нашего учреждения помогают детям освоить правила речевого этикета, демонстрируя образцы поведения в разных ситуациях (как необходимо здороваться, прощаться, благодарить, извиняться и т.д.). Для закрепления новых речевых единиц, их вводят в игровые ситуации, на занятия, при выезде на экскурсию, при приходе гостей в группу и в другие мероприятия.
Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взрослых, которая служит единственно правильным образцом для подражания. Содержание и структура высказываний наших педагогов определяется уровнем речевого развития ребенка, особенностями речевой коммуникации (исходя из заключения учителя-логопеда).
Для всего персонала периодически проводятся консультации, деловые игры, организованные учителем-логопедом и дефектологами, по данному вопросу. Опираясь на исследования А.И.Максакова, Е.И. Тихеевой, а также на современные исследования проблем культуры речи педагогов, мы обозначаем компоненты их профессиональной речи:
- качество языкового оформления речи;
- ценностно-личностные установки педагога;
- коммуникативная компетентность;
- четкий отбор информации для создания высказывания;
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Литература:
- Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет). – М.: «Книголюб», 2008. – 128с.
- Рашевская Н.В. Этапы организации логопедической работы с детьми-сиротами в условиях детского дома.// Логопед №6, 2009, с. 35-39.
- Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3, 2009, с. 19-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Создание слухоречевой среды для детей с нарушением слуха".
В данной консультации даны рекомендации родителям по созданию слухоречевой среды дома. Также эта информация будет полезна начинающим педагогам, работающим с детьми с нарушением слуха....
Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)
Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет)....
До-21.12.2015года-Создание развивающей среды своими руками - информационный бюллетень о создании схем для детей в экспериментальном уголке группы.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение...
«Приходите к нам в гости!» Цель: показать роль предметно-развивающей среды на развитие детей; обмен опытом работы по созданию развивающей среды в группе.
Мы двери в сказку открываем,...
Создание слухоречевой среды в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха
Данный материал предназначен студентам педагогических учреждений для ознакомления со спецификой работы коррекционных учреждений для детей с нарушением слуха....
Консультация для родителей "Слухоречевая среда дома"
Центральное звеном коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми выступает овладение речью.Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью ребенком с нарушениями слуха, яв...
Необходимость создания слухоречевой среды в дошкольном учреждении с нарушениями слуха.
Материал будет востребован педагогами, работающими в коррекционных учреждениях для детей с нарушениями слуха....