Пальчиковые игры
учебно-методический материал по теме
Пальчиковые игры в развитии ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры в развитии ребенка
Как известно, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном
возрасте.
Огромную роль играют пальчиковые игры в развитии ребенка.
Еще известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Пальчиковые упражнения помогают развивать мозг малыша, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Давно известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.
Пальчиковые игры снимают напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела.
Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию.
Пальчиковая гимнастика поможет ребенку стать настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, стимулирующие умственное развитие, что способствует улучшению основных элементарных навыков таких, как умение одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, умение пользоваться простыми столовыми предметами.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
В своей работе я использую опыт современных педагогов, опираясь на основные принципы:
- Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
- Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно.
- Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Для определенного возраста, я подбираю разные пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста.
«Фонарики»
(Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.)
Фонарики зажглись!
(пальцы выпрямить)
Фонарики погасли
(сжать пальцы в кулачок)
Сорока – белобока
Сорока – белобока
Кашку варила,
(указательным пальцем правой руки делать круговые движения по ладони левой руки)
На порог скакала,
Гостей созывала (обеими руками позовите к себе гостей).
Гости не бывали (разведите руки и стороны, изображая сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому — на ложке (сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперед),
Этому — на поварешке (сложите обе ладони ковшиком),
Этому — на ухвате (Сдержите ладони вертикально, прижимая одну к другой в области запястья)
Этому - на лопате (прижмите ладони друг к другу и протяните их вперед).
«Ладушки»
(Хлопать ладошами в такт)
Ладушки, ладушки
Где были? У бабушки.
Что ели – кашку, что пили – бражку,
Бражка сладенька,
Кашка масленька,
Ложка маленька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шугу - шугу – полетели, полетели
(поднять руки над головой)
На головку сели.
(опустить руки на голову)
«Оладушки»
(хлопают в ладоши)
Бабушка, бабушка
Испекла оладушки.
(Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.)
Один Машеньке,
Один Коленьке…
И т.д., перечисляя всех детей.
«Улитка»
У улитки-крошки,
Подрастают рожки.
Научу ее ходить,
Если будут ножки.
( Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».)
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Хлопают в ладоши.)
«Прятки»
В прятки пальчики играли
(Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
«Этот пальчик»
Этот пальчик хочет спать,
(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
(Поднимают большой палец вертикально.)
Тише, тише, не шуми,
Братиков не разбуди!
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
(пальцы разжать)
«Пальчики»
Раз – два – три – четыре - пять —
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре - пять —
В домик спрятались опять.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)
«Пальчик-мальчик»
Пальчик-мальчик, где ты был?
(Дети показывают большие пальцы на обеих руках.)
С этим братцем в лес ходил.
(Поочередно соединяют остальные пальцы с большим.)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста.
«Наши пальчики»
( пальцы сжаты в кулачок, поочередно отгибать пальцы)
Это большой пальчик,
Он, как толстый мальчик.
Десять порций каши съел,
Оттого и растолстел.
Это – пальчик указательный,
Он самый внимательный.
Все увидит, но не скажет,
Только в сторону покажет.
Средний пальчик – это вот,
Он в середочке живет.
А другому пальчику
Имени не дали,
Поэтому и безымянным
Его прозвали.
Ну а этот пальчик –
Маленький мальчик.
Мизинец называется –
На нем рука кончается.
«Дружные пальчики»
(сжимать пальцы в кулак, медленно разгибать по одному)
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а это – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот - указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
(в конце снова сжимают пальцы в кулак,
но большой кладут сверху)
«Дружные ребята»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(ритмично соединять пальцы в «замок» и разъединять)
Мы с тобой подружим, маленькие пальчики.
(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять….
(Поочередно соединять одноименные пальцы: большой с большим,
указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Поочередное касание.)
Мы закончили считать.
(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)
«Воробей»
Скачет в парке воробей
(Указательный и средний пальцы прыгают по столу)
По правее, то левее,
(Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу вправо-влево)
То назад, то вперед.
(Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу назад-вперед)
Всюду зернышки клюет.
(Все пальцы правой руки сложить щепоткой, постучать по столу)
А когда свой завтрак съел,
Прочь из парка улетел.
«За работу»
(Пальцы сжаты в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)
Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большаку - дрова рубить.
(Разгибаем большой палец.)
Печки все – тебе топить.
(Разгибаем указательный и т.д.)
Тебе – воду носить.
А тебе – обед варить
А тебе – посуду мыть.
А потом всем песни петь.
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо – влево.)
«Пальчики ложатся спать»
(Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик - прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Ну а этот долго спал,
А потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура!
(Выпрямить все пальцы.)
Нам гулять идти пора!
(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
«Домик»
(Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(Разгибаем пальцы.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)
«Пять маленьких братьев»
(движения пальцами выполняют согласно тексту)
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Называется большой.
Палец второй – указчик старательный,
Не зря его называют указательным.
Третий твой палец – как раз посередине,
Поэтому, средний дано ему имя.
Палец четвертый зовут безымянный,
Неповторимый он и упрямый.
Совсем как в семье, братец младший – любимец,
По счету он пятый.
Зовется мизинец.
«Прогулка»
(При выполнении этого упражнения дети сидят за столами
и ритмично, поочередно, скачками согласно тексту
двигают по поверхности стола от себя к его
противоположному краю прямые пальцы обеих рук.)
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены
вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые — догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики — бегом,
(Движение средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые—пешком.
(Медленное движение безымянных пальцев по
поверхности стола.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим,
(Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.)
Мы морковку трем, трем,
(Потирают кулак о кулак.)
Мы капусту солим, солим,
(Имитируют посыпание солью.)
Мы капусту жмем, жмем.
(Интенсивно сжимают и разжимают кулаки.)
«Замок»
На двери висит замок.
(Дети сжимают пальцы в замочек.)
Кто его открыть не смог?
(Пожимают плечами.)
Мы замочек потянули,
(Тянут в стороны сцепленные кисти.)
Мы замочек покрутили,
(Крутят сцепленные кисти.)
Мы замочком постучали
(Стучат основанием кистей друг о друга.)
И открыли!
(Разводят кисти в стороны.)
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Дети изображают ладоням «цветок с закрытыми лепестками».)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Разводят пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питание
(Ритмичные движения пальцами - вместе и врозь.)
Дружно дают под землей корешки.
(Дети изображают кистями рук «корни)
Список литературы
- Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: 2004.
- Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.
- Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...