Вопрос: «Готов ли ребенка к школе?» интересует многих родителей. Некоторые родители считают, чтобы ребенок хорошо учился, его нужно усиленно учить читать и писать. Это большое заблуждение. Готовность ребенка к школе определяется уровнем сформированности его мыслительных, психических процессов и развитием эмоционально-волевой сферы, развитие графо-моторных навыков. Восприятие. Ребенок долже легко соотносить и называть все свойства предметов, их пространственное расположение. Осознавать воспринимаемый объект, соотносить со своими знаниями и опытом. Собирать целостное изображение путем зрительного анализа. Воспринимать целый предмет по частям и составлять в целое. Можно использовать игры: «Сложи узор» - используя образец; «Подбери пару» - уметь сравнивать предметы по цвету; «Собери бусы» -уметь комбинировать формы; «Назови знакомые фигуры» - уметь узнавать формы в изображении предметов и сюжетов; «Разложи по величине» определять величины от 6 до 10 предметов разной величины; «Разложи фигуры» -уметь ориентироваться на плоскости (центр, справа, слева, за, перед, над, под…); «Что, где находится?» - уметь ориентироваться в пространстве (далеко, близко…); «Сложи картинку из частей» - складывать из 5 – 10 частей; «Узнай на ощупь»; «Перепутанные картинки» - различать нестандартные изображения. Внимание. Ребенок с легкостью должен воспринимать одновременно 4-5 объектов; не отвлекаться, легко переключаться, выполнять многоступенчатую инструкцию (4-5). Можно использовать игры: «Кто и что есть в лесу?» - уметь как можно больше назвать предметов при рассмотрении сюжетной картинки; «Сравни картинки» - (5-6 различий). Память. Ребенок должен точно и прочно запомнить на слух до 10 слов, зрительно -6-7 образов. Полно воспроизводить. Пользоваться произвольной памятью (умение себя заставить). Можно использовать игры: «Повтори» - повторить до 10 слов; «Перескажи рассказ, сказку»; «Назови картинки» - 6 предметных картинок рассмотреть, затем назвать по памяти. Мышление. Ребенок может обобщать, группировать на основе выделения существенных признаков, пояснять свой выбор. Выделять сходство и различия между предметами и явлениями, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности. Уметь строить простые умозаключения. Пользоваться мышлением самостоятельно и произвольно. Умеет выполнять задание по устному указанию. Понимать символы и пользоваться ими. Можно использовать игры: «Четвертый лишний» - уметь обобщать и исключать на основе выделения существенных признаков; «Сравни предметы или явления» - уметь выделять признаки сходства и различия предметов и явлений; «Нелепица» - уметь понимать логические связи и закономерности, умение рассуждать; «Логические вопросы, загадки» - уметь логически мыслить; «Что сначала, что потом?» - уметь устанавливать причинно-следственные связи, восстанавливать последовательность событий. Произвольное воображение. Ребенок может воссоздавать незаконченные образы (изображения). Способен воссоздавать целое из частей (по части). Самостоятельно составляет небылицы, сказки, рассказы. Отмечает необычность, оригинальность сюжетов, разнообразие образов. Можно использовать игры: «Дети на прогулке» - уметь создавать образы в воображении на основе схематического изображения предметов; «Угадай, кто это?» -определять и воссоздавать предмет на основе контурного изображения; «Закончи фразу» - уметь фантазировать на основе речевого воображения; «Придумай сказку, рассказ, историю» - уметь творчески пользоваться воображением. Эмоционально – волевая сфера. Ребенок может выполнять все учебные правила, умеет сдерживать свои непосредственные побуждения. Длительно удерживает цель, стремиться к достижению результата, преодолевать трудности. Заинтересован в оценке и результата. Владеет самоконтролем. Проявляет эмоционально-положительное отношение к позиции школьника. Адекватно реагирует на ситуацию, способен гибко переключаться из одного эмоционального состояния в другое, сопереживать. Основы арифметики. Ребенок умеет считать в прямом и обратном порядке до 10. Умеет сравнивать множества и числа путем уравнивания элементов и пересчета. Выполняет арифметические действия (+ , - 1, 2). Знает цифры и соотносит их с количеством предметов. Умеет самостоятельно составлять и решать арифметические задачи. Примерные задания: - сосчитай по одному, сколько можешь; - пересчитай предметы и назови итоговое число; - сосчитай от… до…; - возьми столько же, на 1, 2 больше (меньше); - каких предметов больше (меньше), на сколько? Сделай поровну; - знание цифр; - вычислительные навыки на основе действий с предметами и в уме. Графо-моторные навыки. У ребенка должна быть подготовлена рука к письму. Предложите ребенку: - заштриховать предметное изображение вертикальными, горизонтальными, наклонными линиями; - зарисовать геометрические фигуры по точкам и контуру; - написать в тетради в клетку прямые и наклонные линии палочки, цифры, буквы; - выполнить простейшие зрительные диктанты (проведи 2 клеточки вправо, 5- вверх, 3- вниз …); - скопировать простые изображения по клеткам; - моделировать геометрические фигуры с помощью линейки или трафарета. Всем известно, что самые первые, добрые и терпеливые учителя – это вы, родители. Вы как никто лучше знаете своего ребенка. Вы можете помочь своим детям овладеть многими знаниями, умениями и навыками. Вы можете дома выбрать благоприятное время для занятий со своим ребенком, учитывая его настроение, возможности. Если вы введете в режим ребенка каждодневные занятия, это обязательно даст свои результаты. Видя результат своего ребенка, вы можете произвольно увеличивать время для занятий и подбирать сложность материала, исходя из возможностей ребенка. Если вам не безразличен ваш ребенок, его дальнейшие успехи в школе и в повседневной жизни, то пред вами открыты все пути. Обратите внимание на своего ребенка, он очень нуждается в вашей помощи, любви, заботе. Тогда не придется обвинять посторонних людей в плохой подготовке вашего ребенка к школе. Задайте себе вопрос: «А что мы, родители сделали для своего ребенка, чтоб он был умным, воспитанным, добрым, умелым…?». Успехов вам в достижении поставленной цели! |