«Использование нетрадиционных видов рисования для развития творческих способностей у детей с ЗПР»
статья по коррекционной педагогике по теме

 Особенности формирования  и развития творческих способностей у детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_netraditsionnyh_vidov_risovaniya.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 компенсирующего вида Колпинского района г. Санкт-Петербурга

                                             

Статья на тему: «Использование нетрадиционных видов рисования для развития творческих способностей у детей с ЗПР»

                                                                Выполнил воспитатель Дмитриева О.А.

                                               

                                            Санкт –Петербург 2015 г.

«Использование нетрадиционных видов рисования для    развития творческих способностей у детей с ЗПР»

Основной задачей обучения изобразительному искусству является воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности, развитие изобразительных навыков, основанных на использовании различных способов выразительности - цвета, линии, формы, композиции, разнообразных материалов, развитие творческих способностей.

Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной взаимосвязи с эмоциональным, познавательным , социально-коммуникативным, речевым  развитием, дети имеющие задержку психического развития отличаются отставанием в развитии и несформированности всех этих компонентов, что доказано исследованиями многих авторов .

Одно из направлений, которое способствует комплексному развитию дошкольников с задержкой психического развития - это изобразительная деятельность. С её помощью можно решать следующие основные задачи:

  • развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию;
  • формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение передавать их в изображении;
  • формировать правильное восприятие предмета  и пространства;
  • корригировать целостное восприятие предмета и добиваться его целостности;
  • расширять запас знаний и представлений;
  • развивать любознательность, воображение, творческие способности.

Что же такое творческие способности?

 Творческие способности - основа творчества. В.Н.Дружинин определяет творческие способности как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев творчества, так  О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творчества у дошкольников относит:

  • Оригинальность выполнения детьми творческих задач;
  • Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

Л.С. Выготский.  указывает в качестве основного критерия творчества человека - воображение. Творчество обеспечивается развивающимся воображением.

"Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии . 

Комбинация знакомых ребенку элементов представляет уже нечто новое, творческое, принадлежащее самому ребенку, а не просто воспроизводящее то, что ребенок имел случай наблюдать или видеть. Вот это умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества.

Творчество существует везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Чтобы создать что-то новое, необходимы такие умения, как:

  • наблюдательность
  • умение сравнивать
  • анализировать
  • комбинировать

Если ребенок это умеет, у него есть творческие способности.

Творческие способности у дошкольников с ЗПР формируются со значительным запаздыванием. Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, а с другой стороны – оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.

Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.  Педагогу необходимо  включать элементы игры в любое из заданий, это повышает интерес ребенка, активизирует  его психические процессы. Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, мячик), квадрата (платочек). Постепенно ребёнок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами ; рисовать стоя у мольберта, и т.д.. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и даже соль. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски на бумагу, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле, учатся работать кистью, в том числе и щетинной, карандашом, стекой. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами), получать изображения с помощью подручных средств (ложка, ножницы- знакомый предмет- новый образ), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель и т. д.).

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Как известно, дети с ЗПР часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники рисования не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

Нетрадиционные техники изображения предмета требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу с помощью специального цветного песка или манки, роспись ткани, рисование цветными уличными мелками по акварельной бумаге). Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование по клейстеру, руками. Эти и другие техники требуют точности и быстроты движений (например, выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (например, чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть).

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Например, в коллективной работе можно использовать различные техники изображения, которые позволяют учесть индивидуальные возможности детей (рисование ладонями кроны деревьев, печатания  штампами цветов, оттиск мятой бумагой-  облако). Кроме того, каждый ребенок может выбрать ту технику, которая больше ему нравится.

Коллективная форма работы, сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения.

М.В. Ермолаева пишет: «Вовлекая проблемного ребенка в подлинно творческую работу, мы способствуем коррекции его мотивационной сферы - основы его поведения, чувствования, эмоционального реагирования. Коллективное детское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека».

Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники рисования могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету.

Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо превратить обучение навыкам творческой деятельности в осознанное и интересное дело для ребенка с ЗПР.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов , личностной сферы дошкольников с ЗПР  и  развитию творческих способностей детей.

Литература:

1. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

3.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 1986.

4. Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. - М., 2000.

5.        Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Изд. НПО «МОДЭК», 1998.

6.         Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.

7. Казакова Р.Г.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование \ под. Ред. Казаковой Р.Г.- М.: ТЦ Сфера,2005- 128 с. (Серия» Вместе с детьми»).

8.Г.В.Кузнецова Рисуем дождик Коррекционно –развивающие занятия по обучению графическим навыкам детей 5-7 лет с проблемами в развитии средствами изодеятельности.- М., изд.-«ГНОМ и Д»,2002

7. А. В. Никитина»Нетрадиционные техники рисования в детском саду Издательство: КАРО, 2010г.

8Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных способов рисования для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Статья о развитии творческих способностей у детей, о том, какие нетрадиционные способы рисования используются в разных возрастных группах...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей

"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей"...

Консультация для родителей «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей»

Консультация для родителей«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей»...

Методическая разработка на тему "Использование нетрадиционных приемов рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном р...

"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития". Из опыта работы.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития....