Старайся, упражняйся – моторика развивайся
статья по коррекционной педагогике на тему
«Старайся, упражняйся – моторика развивайся»
Цель: Углубить и систематизировать знания участников группы (родителей и воспитателей) по развитию моторных навыков у детей.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями — правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3.Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4.Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5.Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории.
7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения делятся группы:
1 группа. Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа. Упражнения для пальцев условно статические (неподвижные).
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
3 группа. Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи, но и детям у которых речевое развитие происходит своевременно.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 – 7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2 – 3 минуты кистей рук и пальцев:
1) поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз;
2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;
3) растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения 3 группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные, сопровождая их ритмическими строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Затем ребенка нужно учить:
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска пластилина (глины);
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т. п.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем переходят к выполнению упражнений в активной форме, то есть, все упражнения ребенок выполняет сам.
Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатываете последовательно все упражнения, начиная с 1 группы.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5минут.
Пальчиковая гимнастика:
1.Сначала все упражнения выполняются медленно, следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2.Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, после этого – двумя одновременно.
Когда упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:
1.Запомнить и повторить серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
Например: «Коза» - «Улитка» Ребенок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3- 4 раза). Сначала упражнения выполняются по словесной инструкции, затем на счет «раз – два».
Или: «Вилка» - «Кольцо» - «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений.
2. «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории.
Например: «В одном чудесном лесу протекала речка (изображаем «речку»).
В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как - то раз проплыл по реке пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево»), и т. д.
На сегодняшний день издается большое количество книг с описанием пальчиковых игр.
Но мы знаем и о других видах работы по развитию мелкой моторики.
О них я вам напомню.
Практическое задание:
- превратиться в «Золушку» и разобрать гречку, рис.
- в «Строителя» и построить из счетных палочек постройку.
- в «швею» и выложить по образцу из веревочек орнамент.
- в «садовода» и выложить из семян силуэт предмета.
- в «Волшебный карандаш» и заштриховать фигуру.
- в «Художника» и написать картину с помощью трафаретов.
Таким образом, применяя в работе с ребенком игры и упражнения на развитие моторных навыков, вы поможете ребенку избежать некоторых проблем в развитии речи, учителю – логопеду ускорить процесс постановки звуков, повлияете на интеллектуальное развитие ребенка и подготовите руку к овладению навыками письма.
Желаю успеха!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
staraysya_kons.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Старайся, упражняйся – моторика развивайся»
Цель: Углубить и систематизировать знания участников группы (родителей и воспитателей) по развитию моторных навыков у детей.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями — правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3.Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4.Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5.Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории.
7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения делятся группы:
1 группа. Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа. Упражнения для пальцев условно статические (неподвижные).
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
3 группа. Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи, но и детям у которых речевое развитие происходит своевременно.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 – 7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2 – 3 минуты кистей рук и пальцев:
- поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз;
- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;
- растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения 3 группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные, сопровождая их ритмическими строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Затем ребенка нужно учить:
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска пластилина (глины);
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т. п.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем переходят к выполнению упражнений в активной форме, то есть, все упражнения ребенок выполняет сам.
Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатываете последовательно все упражнения, начиная с 1 группы.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5минут.
Пальчиковая гимнастика:
1.Сначала все упражнения выполняются медленно, следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2.Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, после этого – двумя одновременно.
Когда упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:
1.Запомнить и повторить серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
Например: «Коза» - «Улитка» Ребенок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3- 4 раза). Сначала упражнения выполняются по словесной инструкции, затем на счет «раз – два».
Или: «Вилка» - «Кольцо» - «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений.
2. «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории.
Например: «В одном чудесном лесу протекала речка (изображаем «речку»).
В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как - то раз проплыл по реке пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево»), и т. д.
На сегодняшний день издается большое количество книг с описанием пальчиковых игр.
Но мы знаем и о других видах работы по развитию мелкой моторики.
О них я вам напомню.
Практическое задание:
- превратиться в «Золушку» и разобрать гречку, рис.
- в «Строителя» и построить из счетных палочек постройку.
- в «швею» и выложить по образцу из веревочек орнамент.
- в «садовода» и выложить из семян силуэт предмета.
- в «Волшебный карандаш» и заштриховать фигуру.
- в «Художника» и написать картину с помощью трафаретов.
Таким образом, применяя в работе с ребенком игры и упражнения на развитие моторных навыков, вы поможете ребенку избежать некоторых проблем в развитии речи, учителю – логопеду ускорить процесс постановки звуков, повлияете на интеллектуальное развитие ребенка и подготовите руку к овладению навыками письма.
Желаю успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.
игры и упражнения для развития мелкой моторики рук...
Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук....
Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.
помощь родителям в развитии мелкой моторики...
Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.
Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.Наверняка вы уже слышали, что мышл...
Речь ребенка - на кончиках пальцев... развиваем меломышечную моторику....развиваем речь.....!
Для воспитателей и родителей!!!...
Консультация для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».
Консультация рекомендована родителям детей старшего дошкольног возраста. В ней подобраны игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:...