Тема "Насекомые"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Картушина Татьяна Валерьевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45

Красногвардейского района города Санкт- Петербурга

 

 

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

.

                                      

                                            ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

                                                                                       Учитель-дефектолог

                                                                               Картушина Татьяна Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            САНКТ- ПЕТЕРБУРГ

                                                        2015 ГОД.

 

 

ЦЕЛЬ: Формирование знаний о насекомых у дошкольников с ЗПР.

 

ЗАДАЧИ:

 

Образовательные задачи.

 

Область «Познавательное развитие».

- Учить  детей узнавать и называть  насекомых: бабочка, пчела, стрекоза, муха, комар, паук, божья коровка, жук, кузнечик, муравей.

- Формировать у детей интерес к насекомым, любознательность.

- Формировать знания об этих насекомых : как передвигаются, чем питаются, какую пользу приносят.

- Формировать обобщающее понятие «насекомые».

- Учить отгадывать загадки о насекомых.

 

Область «Речевое развитие»

- Развивать связную речь детей.

- Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей.

- Добиваться от детей четкого произношения звуков «ж» и «з».

- Развивать умение детей регулировать темп речи.

 

Область «Социально- коммуникативное развитие»

- Развивать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть.

- Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

- Создать условия  для активизации различных анализаторов ( зрительных, слуховых,

тактильных ).

 

Область «Физическое развитие»

- Развивать координацию движений.

 

Коррекционные задачи

- Развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

- Развивать аналитико- синтетическую деятельность.

 

Воспитательные задачи.

Воспитывать у детей:

- умение внимательно слушать педагога и ответы товарищей, дополнять их ответы по просьбе педагога;

- бережное отношение к природе,  насекомым.

 

ОБОРУДОВАНИЕ.

Макет поляны, игрушки- насекомые ( смотри задачи ), сюжетные картинки с изображением как питаются насекомые, предметные картинки с изображением пищи насекомых: листья, трава, цветы, насекомые; «волшебная палочка», картинки- раскраски с изображением насекомых.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

                                           1 часть: Вступительная.

Организационный момент. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята.

Введение в тему: создание проблемной ситуации.

- Ребята, я недавно видела в парке  мальчика такого же возраста как вы, который искал на земле муравьев, а потом их давил ногами. Как вы думаете, нужны ли нам насекомые и зачем  нужны? (ответы детей). Хороший  это поступок и почему? А вы когда- нибудь обижаете насекомых? (ответы детей ).

                                             2 часть: Основная.

Педагог предлагает детям отправиться на поезде в лес- отдохнуть на поляне.

- Посмотрите, как красиво!

- Кого мы можем здесь встретить? (ответы детей).

- Да, разных животных. Но звери пугливы и не выйдут к нам из леса.

- Еще кого? (ответы детей).

- Да, разных птиц. Но птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей.

- Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком.

Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе.

- Кто же это? (ответы детей).

Педагог размещает на «поляне» игрушки  насекомых.

- Послушайте стихотворение:

«Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке.

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда- то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь».

- Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела- все это насекомые.

- Ребята, назовите насекомых, которых вы видите на поляне ( ответы детей ).

- Насекомые такие непоседы, все время куда- то спешат: ползут, летят, прыгают, бегут. Их трудно удержать на одном месте. Вот и сейчас с нашей полянки исчезли какие- то насекомые.

 Проводится  игра «Кого не стало?».

- Посмотрите внимательно на насекомых. Закройте глаза.

- Теперь откройте глазки и назовите кого не стало? ( не стало мухи, бабочки и т.д.).Игра проводится 2-3 раза.

- Молодцы, вы были внимательными, назвали правильно всех насекомых.

- Ребята, я хочу построить насекомых по порядку, но у меня ничего не получается. Насекомые просто расползаются. Помогите мне, пожалуйста, расставить насекомых по порядку.

Проводится игра «Расставь по порядку».

- Смотрите внимательно и запоминайте, как я расставлю насекомых.

- Закройте глаза. Что изменилось? (ответы детей).

- Кто хочет расставить насекомых правильно? Игра проводится 2-3 раза.

- Молодцы, вы были снова внимательными и правильно расставили насекомых.

-Ребята, вы знаете как насекомые передвигаются? (ответы детей).

-Да, они умеют ползать, ходить, летать, бегать, прыгать, порхать…

- Давайте поиграем. Возьмите по 2 насекомых, посмотрите на них и подумайте, как эти насекомые передвигаются.

- Какие насекомые летают? Поднимите их вверх и покажите как они летают.

-Какое насекомое ты показал? Почему? ( ответы детей).

- Да, эти насекомые умеют летать, т.к.у них есть крылья.

- Какие насекомые ходят, бегают? Опустите их вниз на полянку и покажите как они передвигаются.

- Какое насекомое ты показал? Почему? (ответы детей).

- Да, эти насекомые умеют быстро бегать, ходить, т.к. у них есть только лапки и нет -крыльев!

- Какое насекомое ползает? Покажите.

- Какое насекомое ты показал? Почему? (ответы детей).

- Да, гусеница умеет только ползать, у нее очень короткие лапки.

- Ребята, а вы знаете чем питаются насекомые? (ответы детей).

- На каждое насекомое свой корм (выкладывается ряд предметных картинок).

- Гусеницы поедают листья, комары питаются соком растений и кровью животных и даже человека; пчелы, шмели, бабочки, мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Есть насекомые- хищники, которые охотятся на других насекомых.

- Посмотрите (демонстрируются  сюжетные картинки). Вот божья коровка поедает тлю- таких мелких букашек- вредителей. А вот стрекоза летает над водой, чтобы поймать себе на обед мошек и комаров. Стрекоза хватает их своими цепкими лапками и ест прямо на лету. Паук- он тоже ловит в свою паутину мух, комаров, бабочек, чтобы съесть их на обед.

- Ребята, насекомые на нашей поляне проголодались. Давайте угостим их любимыми лакомствами.

Проводится игра «Угостим насекомых».

- Возьмите себе насекомое в руки, вспомните чем оно питается и подберите картинку с угощением.

- Молодцы, накормили насекомых.

- Устали, ребята? Давайте отдохнем.

Проводится динамическая пауза,  игра «Превращения».

Педагог берет на себя роль феи и «волщебной палочкой» превращает детей сначала в пчел, а затем в комаров. Пчелы летают с цветка на цветок (цветы разложены на полу), собирают нектар и жужжат «ж-ж-ж», сначала громко, потом тихо. Комары летают, звенят «з-з-з», сначала громко, потом тихо. После фея предлагает «жужжать» или «звенеть» по команде «пчелы» и «комары».

- Молодцы, хорошо изобразили пчел и комаров, были внимательными и правильно выполняли команды.

- Ребята, давайте вернемся на поляну к нашим насекомым.

- Какую пользу приносят бабочки, пчелы, шмели? (ответы детей ).

- Да, бабочки, пчелы, шмели, мухи- когда собирают с цветущих растений пыльцу переносят ее на своих лапках и брюшке на другие растения и благодаря этому на растениях появляются семена и плоды. Если не было бы пчел, бабочек, шмелей, мух и других насекомых- опылителей, то не росли бы яблоки и груши, вишни и сливы, помидоры и огурцы, арбузы и дыни.

- Чем полезна божья коровка? ( ответы детей ).

- Божья коровка поедает других насекомых- вредителей, которые портят посевы на полях.

- А еще многие насекомые являются пищей птиц.

- Ребята, вы сегодня много узнали о насекомых. И я хочу загадать вам загадки и проверить сможете вы отгадать  о каких  насекомых в них говорится.

Она легка красива,

Изящна, легкокрыла.                                 Всех жучков она милей

Сама похожа на                                          Спинка алая на ней.

Цветок и любит                                           А на ней кружочки,

 Пить цветочный сок)                                  Черненькие точки.

( Бабочка )                                                      ( Божья коровка )

                                                                          

Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам и воск и мед,                               Этот маленький ловец

Людям всем она мила,                                  Сетку прочную плетет,

А зовут ее…( пчела ).                                    Если муха попадет,

                                                                          Тут бедняжке и конец.

                                                                              ( Паук )

                                                                          

 

После каждой загадки педагог задает детям вопрос: «Как  ты догадался, что это бабочка

( пчела, божья коровка, паук )?

 

3 часть: Заключительная.

Организация окончания деятельности, подведение итогов, оценка деятельности детей.

 

- Ребята, сегодня  мы говорили о насекомых. Как вы думаете, если насекомые исчезнут, что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой? ( ответы детей ).

- Да, погибнут животные и птицы, т.к. им нечего будет есть, исчезнут растения, т.к. их некому будет опылять и уничтожать вредителей. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять. Мы с вами будем беречь природу? А как?

( ответы детей ). Молодцы!

Где мы были? О ком говорили? Что понравилось? Молодцы!

На память о нашей поездке  я хочу вам подарить картинки с изображением насекомых ,

только их нужно раскрасить. Поэтому садитесь скорее в поезд, поедем обратно в детский сад – раскрашивать картинки.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45

Красногвардейского района города Санкт- Петербурга

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

.

                                       

                                            ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ»

                                                                                 

                                                                                       Учитель-дефектолог

                                                                               Картушина Татьяна Валерьевна

                                            САНКТ- ПЕТЕРБУРГ

                                                        2015 ГОД.

ЦЕЛЬ: Формирование знаний о насекомых у дошкольников с ЗПР.

ЗАДАЧИ:

Образовательные задачи.

Область «Познавательное развитие».

- Учить  детей узнавать и называть  насекомых: бабочка, пчела, стрекоза, муха, комар, паук, божья коровка, жук, кузнечик, муравей.

- Формировать у детей интерес к насекомым, любознательность.

- Формировать знания об этих насекомых : как передвигаются, чем питаются, какую пользу приносят.

- Формировать обобщающее понятие «насекомые».

- Учить отгадывать загадки о насекомых.

Область «Речевое развитие»

- Развивать связную речь детей.

- Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей.

- Добиваться от детей четкого произношения звуков «ж» и «з».

- Развивать умение детей регулировать темп речи.

Область «Социально- коммуникативное развитие»

- Развивать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть.

- Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

- Создать условия  для активизации различных анализаторов ( зрительных, слуховых,

тактильных ).

Область «Физическое развитие»

- Развивать координацию движений.

Коррекционные задачи

- Развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

- Развивать аналитико- синтетическую деятельность.

Воспитательные задачи.

Воспитывать у детей:

- умение внимательно слушать педагога и ответы товарищей, дополнять их ответы по просьбе педагога;

- бережное отношение к природе,  насекомым.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Макет поляны, игрушки- насекомые ( смотри задачи ), сюжетные картинки с изображением как питаются насекомые, предметные картинки с изображением пищи насекомых: листья, трава, цветы, насекомые; «волшебная палочка», картинки- раскраски с изображением насекомых.

СОДЕРЖАНИЕ.

                                           1 часть: Вступительная.

Организационный момент. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята.

Введение в тему: создание проблемной ситуации.

- Ребята, я недавно видела в парке  мальчика такого же возраста как вы, который искал на земле муравьев, а потом их давил ногами. Как вы думаете, нужны ли нам насекомые и зачем  нужны? (ответы детей). Хороший  это поступок и почему? А вы когда- нибудь обижаете насекомых? (ответы детей ).

                                             2 часть: Основная.

Педагог предлагает детям отправиться на поезде в лес- отдохнуть на поляне.

- Посмотрите, как красиво!

- Кого мы можем здесь встретить? (ответы детей).

- Да, разных животных. Но звери пугливы и не выйдут к нам из леса.

- Еще кого? (ответы детей).

- Да, разных птиц. Но птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей.

- Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком.

Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе.

- Кто же это? (ответы детей).

Педагог размещает на «поляне» игрушки  насекомых.

- Послушайте стихотворение:

«Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке.

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда- то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь».

- Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела- все это насекомые.

- Ребята, назовите насекомых, которых вы видите на поляне ( ответы детей ).

- Насекомые такие непоседы, все время куда- то спешат: ползут, летят, прыгают, бегут. Их трудно удержать на одном месте. Вот и сейчас с нашей полянки исчезли какие- то насекомые.

 Проводится  игра «Кого не стало?».

- Посмотрите внимательно на насекомых. Закройте глаза.

- Теперь откройте глазки и назовите кого не стало? ( не стало мухи, бабочки и т.д.).Игра проводится 2-3 раза.

- Молодцы, вы были внимательными, назвали правильно всех насекомых.

- Ребята, я хочу построить насекомых по порядку, но у меня ничего не получается. Насекомые просто расползаются. Помогите мне, пожалуйста, расставить насекомых по порядку.

Проводится игра «Расставь по порядку».

- Смотрите внимательно и запоминайте, как я расставлю насекомых.

- Закройте глаза. Что изменилось? (ответы детей).

- Кто хочет расставить насекомых правильно? Игра проводится 2-3 раза.

- Молодцы, вы были снова внимательными и правильно расставили насекомых.

-Ребята, вы знаете как насекомые передвигаются? (ответы детей).

-Да, они умеют ползать, ходить, летать, бегать, прыгать, порхать…

- Давайте поиграем. Возьмите по 2 насекомых, посмотрите на них и подумайте, как эти насекомые передвигаются.

- Какие насекомые летают? Поднимите их вверх и покажите как они летают.

-Какое насекомое ты показал? Почему? ( ответы детей).

- Да, эти насекомые умеют летать, т.к.у них есть крылья.

- Какие насекомые ходят, бегают? Опустите их вниз на полянку и покажите как они передвигаются.

- Какое насекомое ты показал? Почему? (ответы детей).

- Да, эти насекомые умеют быстро бегать, ходить, т.к. у них есть только лапки и нет -крыльев!

- Какое насекомое ползает? Покажите.

- Какое насекомое ты показал? Почему? (ответы детей).

- Да, гусеница умеет только ползать, у нее очень короткие лапки.

- Ребята, а вы знаете чем питаются насекомые? (ответы детей).

- На каждое насекомое свой корм (выкладывается ряд предметных картинок).

- Гусеницы поедают листья, комары питаются соком растений и кровью животных и даже человека; пчелы, шмели, бабочки, мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Есть насекомые- хищники, которые охотятся на других насекомых.

- Посмотрите (демонстрируются  сюжетные картинки). Вот божья коровка поедает тлю- таких мелких букашек- вредителей. А вот стрекоза летает над водой, чтобы поймать себе на обед мошек и комаров. Стрекоза хватает их своими цепкими лапками и ест прямо на лету. Паук- он тоже ловит в свою паутину мух, комаров, бабочек, чтобы съесть их на обед.

- Ребята, насекомые на нашей поляне проголодались. Давайте угостим их любимыми лакомствами.

Проводится игра «Угостим насекомых».

- Возьмите себе насекомое в руки, вспомните чем оно питается и подберите картинку с угощением.

- Молодцы, накормили насекомых.

- Устали, ребята? Давайте отдохнем.

Проводится динамическая пауза,  игра «Превращения».

Педагог берет на себя роль феи и «волщебной палочкой» превращает детей сначала в пчел, а затем в комаров. Пчелы летают с цветка на цветок (цветы разложены на полу), собирают нектар и жужжат «ж-ж-ж», сначала громко, потом тихо. Комары летают, звенят «з-з-з», сначала громко, потом тихо. После фея предлагает «жужжать» или «звенеть» по команде «пчелы» и «комары».

- Молодцы, хорошо изобразили пчел и комаров, были внимательными и правильно выполняли команды.

- Ребята, давайте вернемся на поляну к нашим насекомым.

- Какую пользу приносят бабочки, пчелы, шмели? (ответы детей ).

- Да, бабочки, пчелы, шмели, мухи- когда собирают с цветущих растений пыльцу переносят ее на своих лапках и брюшке на другие растения и благодаря этому на растениях появляются семена и плоды. Если не было бы пчел, бабочек, шмелей, мух и других насекомых- опылителей, то не росли бы яблоки и груши, вишни и сливы, помидоры и огурцы, арбузы и дыни.

- Чем полезна божья коровка? ( ответы детей ).

- Божья коровка поедает других насекомых- вредителей, которые портят посевы на полях.

- А еще многие насекомые являются пищей птиц.

- Ребята, вы сегодня много узнали о насекомых. И я хочу загадать вам загадки и проверить сможете вы отгадать  о каких  насекомых в них говорится.

Она легка красива,

Изящна, легкокрыла.                                 Всех жучков она милей

Сама похожа на                                          Спинка алая на ней.

Цветок и любит                                           А на ней кружочки,

 Пить цветочный сок)                                  Черненькие точки.

( Бабочка )                                                      ( Божья коровка )

                                                                         

Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам и воск и мед,                               Этот маленький ловец

Людям всем она мила,                                  Сетку прочную плетет,

А зовут ее…( пчела ).                                    Если муха попадет,

                                                                          Тут бедняжке и конец.

                                                                              ( Паук )

                                                                           

После каждой загадки педагог задает детям вопрос: «Как  ты догадался, что это бабочка

( пчела, божья коровка, паук )?

3 часть: Заключительная.

Организация окончания деятельности, подведение итогов, оценка деятельности детей.

- Ребята, сегодня  мы говорили о насекомых. Как вы думаете, если насекомые исчезнут, что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой? ( ответы детей ).

- Да, погибнут животные и птицы, т.к. им нечего будет есть, исчезнут растения, т.к. их некому будет опылять и уничтожать вредителей. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять. Мы с вами будем беречь природу? А как?

( ответы детей ). Молодцы!

Где мы были? О ком говорили? Что понравилось? Молодцы!

На память о нашей поездке  я хочу вам подарить картинки с изображением насекомых ,

только их нужно раскрасить. Поэтому садитесь скорее в поезд, поедем обратно в детский сад – раскрашивать картинки.