Тема "Насекомые"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45
Красногвардейского района города Санкт- Петербурга
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
.
ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ»
Учитель-дефектолог
Картушина Татьяна Валерьевна
САНКТ- ПЕТЕРБУРГ
2015 ГОД.
ЦЕЛЬ: Формирование знаний о насекомых у дошкольников с ЗПР.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи.
Область «Познавательное развитие».
- Учить детей узнавать и называть насекомых: бабочка, пчела, стрекоза, муха, комар, паук, божья коровка, жук, кузнечик, муравей.
- Формировать у детей интерес к насекомым, любознательность.
- Формировать знания об этих насекомых : как передвигаются, чем питаются, какую пользу приносят.
- Формировать обобщающее понятие «насекомые».
- Учить отгадывать загадки о насекомых.
Область «Речевое развитие»
- Развивать связную речь детей.
- Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей.
- Добиваться от детей четкого произношения звуков «ж» и «з».
- Развивать умение детей регулировать темп речи.
Область «Социально- коммуникативное развитие»
- Развивать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть.
- Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.
- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
- Создать условия для активизации различных анализаторов ( зрительных, слуховых,
тактильных ).
Область «Физическое развитие»
- Развивать координацию движений.
Коррекционные задачи
- Развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
- Развивать аналитико- синтетическую деятельность.
Воспитательные задачи.
Воспитывать у детей:
- умение внимательно слушать педагога и ответы товарищей, дополнять их ответы по просьбе педагога;
- бережное отношение к природе, насекомым.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Макет поляны, игрушки- насекомые ( смотри задачи ), сюжетные картинки с изображением как питаются насекомые, предметные картинки с изображением пищи насекомых: листья, трава, цветы, насекомые; «волшебная палочка», картинки- раскраски с изображением насекомых.
СОДЕРЖАНИЕ.
1 часть: Вступительная.
Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята.
Введение в тему: создание проблемной ситуации.
- Ребята, я недавно видела в парке мальчика такого же возраста как вы, который искал на земле муравьев, а потом их давил ногами. Как вы думаете, нужны ли нам насекомые и зачем нужны? (ответы детей). Хороший это поступок и почему? А вы когда- нибудь обижаете насекомых? (ответы детей ).
2 часть: Основная.
Педагог предлагает детям отправиться на поезде в лес- отдохнуть на поляне.
- Посмотрите, как красиво!
- Кого мы можем здесь встретить? (ответы детей).
- Да, разных животных. Но звери пугливы и не выйдут к нам из леса.
- Еще кого? (ответы детей).
- Да, разных птиц. Но птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей.
- Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком.
Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе.
- Кто же это? (ответы детей).
Педагог размещает на «поляне» игрушки насекомых.
- Послушайте стихотворение:
«Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке.
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда- то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь».
- Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела- все это насекомые.
- Ребята, назовите насекомых, которых вы видите на поляне ( ответы детей ).
- Насекомые такие непоседы, все время куда- то спешат: ползут, летят, прыгают, бегут. Их трудно удержать на одном месте. Вот и сейчас с нашей полянки исчезли какие- то насекомые.
Проводится игра «Кого не стало?».
- Посмотрите внимательно на насекомых. Закройте глаза.
- Теперь откройте глазки и назовите кого не стало? ( не стало мухи, бабочки и т.д.).Игра проводится 2-3 раза.
- Молодцы, вы были внимательными, назвали правильно всех насекомых.
- Ребята, я хочу построить насекомых по порядку, но у меня ничего не получается. Насекомые просто расползаются. Помогите мне, пожалуйста, расставить насекомых по порядку.
Проводится игра «Расставь по порядку».
- Смотрите внимательно и запоминайте, как я расставлю насекомых.
- Закройте глаза. Что изменилось? (ответы детей).
- Кто хочет расставить насекомых правильно? Игра проводится 2-3 раза.
- Молодцы, вы были снова внимательными и правильно расставили насекомых.
-Ребята, вы знаете как насекомые передвигаются? (ответы детей).
-Да, они умеют ползать, ходить, летать, бегать, прыгать, порхать…
- Давайте поиграем. Возьмите по 2 насекомых, посмотрите на них и подумайте, как эти насекомые передвигаются.
- Какие насекомые летают? Поднимите их вверх и покажите как они летают.
-Какое насекомое ты показал? Почему? ( ответы детей).
- Да, эти насекомые умеют летать, т.к.у них есть крылья.
- Какие насекомые ходят, бегают? Опустите их вниз на полянку и покажите как они передвигаются.
- Какое насекомое ты показал? Почему? (ответы детей).
- Да, эти насекомые умеют быстро бегать, ходить, т.к. у них есть только лапки и нет -крыльев!
- Какое насекомое ползает? Покажите.
- Какое насекомое ты показал? Почему? (ответы детей).
- Да, гусеница умеет только ползать, у нее очень короткие лапки.
- Ребята, а вы знаете чем питаются насекомые? (ответы детей).
- На каждое насекомое свой корм (выкладывается ряд предметных картинок).
- Гусеницы поедают листья, комары питаются соком растений и кровью животных и даже человека; пчелы, шмели, бабочки, мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Есть насекомые- хищники, которые охотятся на других насекомых.
- Посмотрите (демонстрируются сюжетные картинки). Вот божья коровка поедает тлю- таких мелких букашек- вредителей. А вот стрекоза летает над водой, чтобы поймать себе на обед мошек и комаров. Стрекоза хватает их своими цепкими лапками и ест прямо на лету. Паук- он тоже ловит в свою паутину мух, комаров, бабочек, чтобы съесть их на обед.
- Ребята, насекомые на нашей поляне проголодались. Давайте угостим их любимыми лакомствами.
Проводится игра «Угостим насекомых».
- Возьмите себе насекомое в руки, вспомните чем оно питается и подберите картинку с угощением.
- Молодцы, накормили насекомых.
- Устали, ребята? Давайте отдохнем.
Проводится динамическая пауза, игра «Превращения».
Педагог берет на себя роль феи и «волщебной палочкой» превращает детей сначала в пчел, а затем в комаров. Пчелы летают с цветка на цветок (цветы разложены на полу), собирают нектар и жужжат «ж-ж-ж», сначала громко, потом тихо. Комары летают, звенят «з-з-з», сначала громко, потом тихо. После фея предлагает «жужжать» или «звенеть» по команде «пчелы» и «комары».
- Молодцы, хорошо изобразили пчел и комаров, были внимательными и правильно выполняли команды.
- Ребята, давайте вернемся на поляну к нашим насекомым.
- Какую пользу приносят бабочки, пчелы, шмели? (ответы детей ).
- Да, бабочки, пчелы, шмели, мухи- когда собирают с цветущих растений пыльцу переносят ее на своих лапках и брюшке на другие растения и благодаря этому на растениях появляются семена и плоды. Если не было бы пчел, бабочек, шмелей, мух и других насекомых- опылителей, то не росли бы яблоки и груши, вишни и сливы, помидоры и огурцы, арбузы и дыни.
- Чем полезна божья коровка? ( ответы детей ).
- Божья коровка поедает других насекомых- вредителей, которые портят посевы на полях.
- А еще многие насекомые являются пищей птиц.
- Ребята, вы сегодня много узнали о насекомых. И я хочу загадать вам загадки и проверить сможете вы отгадать о каких насекомых в них говорится.
Она легка красива,
Изящна, легкокрыла. Всех жучков она милей
Сама похожа на Спинка алая на ней.
Цветок и любит А на ней кружочки,
Пить цветочный сок) Черненькие точки.
( Бабочка ) ( Божья коровка )
Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам и воск и мед, Этот маленький ловец
Людям всем она мила, Сетку прочную плетет,
А зовут ее…( пчела ). Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец.
( Паук )
После каждой загадки педагог задает детям вопрос: «Как ты догадался, что это бабочка
( пчела, божья коровка, паук )?
3 часть: Заключительная.
Организация окончания деятельности, подведение итогов, оценка деятельности детей.
- Ребята, сегодня мы говорили о насекомых. Как вы думаете, если насекомые исчезнут, что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой? ( ответы детей ).
- Да, погибнут животные и птицы, т.к. им нечего будет есть, исчезнут растения, т.к. их некому будет опылять и уничтожать вредителей. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять. Мы с вами будем беречь природу? А как?
( ответы детей ). Молодцы!
Где мы были? О ком говорили? Что понравилось? Молодцы!
На память о нашей поездке я хочу вам подарить картинки с изображением насекомых ,
только их нужно раскрасить. Поэтому садитесь скорее в поезд, поедем обратно в детский сад – раскрашивать картинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45
Красногвардейского района города Санкт- Петербурга
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
.
ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ»
Учитель-дефектолог
Картушина Татьяна Валерьевна
САНКТ- ПЕТЕРБУРГ
2015 ГОД.
ЦЕЛЬ: Формирование знаний о насекомых у дошкольников с ЗПР.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи.
Область «Познавательное развитие».
- Учить детей узнавать и называть насекомых: бабочка, пчела, стрекоза, муха, комар, паук, божья коровка, жук, кузнечик, муравей.
- Формировать у детей интерес к насекомым, любознательность.
- Формировать знания об этих насекомых : как передвигаются, чем питаются, какую пользу приносят.
- Формировать обобщающее понятие «насекомые».
- Учить отгадывать загадки о насекомых.
Область «Речевое развитие»
- Развивать связную речь детей.
- Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей.
- Добиваться от детей четкого произношения звуков «ж» и «з».
- Развивать умение детей регулировать темп речи.
Область «Социально- коммуникативное развитие»
- Развивать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть.
- Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.
- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
- Создать условия для активизации различных анализаторов ( зрительных, слуховых,
тактильных ).
Область «Физическое развитие»
- Развивать координацию движений.
Коррекционные задачи
- Развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
- Развивать аналитико- синтетическую деятельность.
Воспитательные задачи.
Воспитывать у детей:
- умение внимательно слушать педагога и ответы товарищей, дополнять их ответы по просьбе педагога;
- бережное отношение к природе, насекомым.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Макет поляны, игрушки- насекомые ( смотри задачи ), сюжетные картинки с изображением как питаются насекомые, предметные картинки с изображением пищи насекомых: листья, трава, цветы, насекомые; «волшебная палочка», картинки- раскраски с изображением насекомых.
СОДЕРЖАНИЕ.
1 часть: Вступительная.
Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята.
Введение в тему: создание проблемной ситуации.
- Ребята, я недавно видела в парке мальчика такого же возраста как вы, который искал на земле муравьев, а потом их давил ногами. Как вы думаете, нужны ли нам насекомые и зачем нужны? (ответы детей). Хороший это поступок и почему? А вы когда- нибудь обижаете насекомых? (ответы детей ).
2 часть: Основная.
Педагог предлагает детям отправиться на поезде в лес- отдохнуть на поляне.
- Посмотрите, как красиво!
- Кого мы можем здесь встретить? (ответы детей).
- Да, разных животных. Но звери пугливы и не выйдут к нам из леса.
- Еще кого? (ответы детей).
- Да, разных птиц. Но птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей.
- Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком.
Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе.
- Кто же это? (ответы детей).
Педагог размещает на «поляне» игрушки насекомых.
- Послушайте стихотворение:
«Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке.
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда- то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь».
- Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела- все это насекомые.
- Ребята, назовите насекомых, которых вы видите на поляне ( ответы детей ).
- Насекомые такие непоседы, все время куда- то спешат: ползут, летят, прыгают, бегут. Их трудно удержать на одном месте. Вот и сейчас с нашей полянки исчезли какие- то насекомые.
Проводится игра «Кого не стало?».
- Посмотрите внимательно на насекомых. Закройте глаза.
- Теперь откройте глазки и назовите кого не стало? ( не стало мухи, бабочки и т.д.).Игра проводится 2-3 раза.
- Молодцы, вы были внимательными, назвали правильно всех насекомых.
- Ребята, я хочу построить насекомых по порядку, но у меня ничего не получается. Насекомые просто расползаются. Помогите мне, пожалуйста, расставить насекомых по порядку.
Проводится игра «Расставь по порядку».
- Смотрите внимательно и запоминайте, как я расставлю насекомых.
- Закройте глаза. Что изменилось? (ответы детей).
- Кто хочет расставить насекомых правильно? Игра проводится 2-3 раза.
- Молодцы, вы были снова внимательными и правильно расставили насекомых.
-Ребята, вы знаете как насекомые передвигаются? (ответы детей).
-Да, они умеют ползать, ходить, летать, бегать, прыгать, порхать…
- Давайте поиграем. Возьмите по 2 насекомых, посмотрите на них и подумайте, как эти насекомые передвигаются.
- Какие насекомые летают? Поднимите их вверх и покажите как они летают.
-Какое насекомое ты показал? Почему? ( ответы детей).
- Да, эти насекомые умеют летать, т.к.у них есть крылья.
- Какие насекомые ходят, бегают? Опустите их вниз на полянку и покажите как они передвигаются.
- Какое насекомое ты показал? Почему? (ответы детей).
- Да, эти насекомые умеют быстро бегать, ходить, т.к. у них есть только лапки и нет -крыльев!
- Какое насекомое ползает? Покажите.
- Какое насекомое ты показал? Почему? (ответы детей).
- Да, гусеница умеет только ползать, у нее очень короткие лапки.
- Ребята, а вы знаете чем питаются насекомые? (ответы детей).
- На каждое насекомое свой корм (выкладывается ряд предметных картинок).
- Гусеницы поедают листья, комары питаются соком растений и кровью животных и даже человека; пчелы, шмели, бабочки, мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Есть насекомые- хищники, которые охотятся на других насекомых.
- Посмотрите (демонстрируются сюжетные картинки). Вот божья коровка поедает тлю- таких мелких букашек- вредителей. А вот стрекоза летает над водой, чтобы поймать себе на обед мошек и комаров. Стрекоза хватает их своими цепкими лапками и ест прямо на лету. Паук- он тоже ловит в свою паутину мух, комаров, бабочек, чтобы съесть их на обед.
- Ребята, насекомые на нашей поляне проголодались. Давайте угостим их любимыми лакомствами.
Проводится игра «Угостим насекомых».
- Возьмите себе насекомое в руки, вспомните чем оно питается и подберите картинку с угощением.
- Молодцы, накормили насекомых.
- Устали, ребята? Давайте отдохнем.
Проводится динамическая пауза, игра «Превращения».
Педагог берет на себя роль феи и «волщебной палочкой» превращает детей сначала в пчел, а затем в комаров. Пчелы летают с цветка на цветок (цветы разложены на полу), собирают нектар и жужжат «ж-ж-ж», сначала громко, потом тихо. Комары летают, звенят «з-з-з», сначала громко, потом тихо. После фея предлагает «жужжать» или «звенеть» по команде «пчелы» и «комары».
- Молодцы, хорошо изобразили пчел и комаров, были внимательными и правильно выполняли команды.
- Ребята, давайте вернемся на поляну к нашим насекомым.
- Какую пользу приносят бабочки, пчелы, шмели? (ответы детей ).
- Да, бабочки, пчелы, шмели, мухи- когда собирают с цветущих растений пыльцу переносят ее на своих лапках и брюшке на другие растения и благодаря этому на растениях появляются семена и плоды. Если не было бы пчел, бабочек, шмелей, мух и других насекомых- опылителей, то не росли бы яблоки и груши, вишни и сливы, помидоры и огурцы, арбузы и дыни.
- Чем полезна божья коровка? ( ответы детей ).
- Божья коровка поедает других насекомых- вредителей, которые портят посевы на полях.
- А еще многие насекомые являются пищей птиц.
- Ребята, вы сегодня много узнали о насекомых. И я хочу загадать вам загадки и проверить сможете вы отгадать о каких насекомых в них говорится.
Она легка красива,
Изящна, легкокрыла. Всех жучков она милей
Сама похожа на Спинка алая на ней.
Цветок и любит А на ней кружочки,
Пить цветочный сок) Черненькие точки.
( Бабочка ) ( Божья коровка )
Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам и воск и мед, Этот маленький ловец
Людям всем она мила, Сетку прочную плетет,
А зовут ее…( пчела ). Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец.
( Паук )
После каждой загадки педагог задает детям вопрос: «Как ты догадался, что это бабочка
( пчела, божья коровка, паук )?
3 часть: Заключительная.
Организация окончания деятельности, подведение итогов, оценка деятельности детей.
- Ребята, сегодня мы говорили о насекомых. Как вы думаете, если насекомые исчезнут, что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой? ( ответы детей ).
- Да, погибнут животные и птицы, т.к. им нечего будет есть, исчезнут растения, т.к. их некому будет опылять и уничтожать вредителей. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять. Мы с вами будем беречь природу? А как?
( ответы детей ). Молодцы!
Где мы были? О ком говорили? Что понравилось? Молодцы!
На память о нашей поездке я хочу вам подарить картинки с изображением насекомых ,
только их нужно раскрасить. Поэтому садитесь скорее в поезд, поедем обратно в детский сад – раскрашивать картинки.