Мастер-класс для педагогов ДОУ "Психологическое здоровье ребенка в ДОУ"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Калуга Татьяна Викторовна

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста».

1.     Организационная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о формировании психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье.

Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка.

Обобщенный портрет психологически здорового человека — это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

Работа с детьми по формированию психологического здоровья включает в себя:

1. Овладение детьми языком эмоций

Мимика.

Пантомимика.

Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации) .

2. Коррекция агрессивности

Коррекция драчливости у дошкольников.

Снятие конфликтности в общении детей.

Снятие вербальной агрессии.

Преодоление импульсивности.

3. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

Снятие тревожности.

Коррекция страхов.

Формирование адекватной положительной самооценки.

Формирование у детей уверенности в собственных силах. Задачи:

4. Формирование социальных навыков у ребенка

Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.

Овладение коммуникативными навыками. Задачи:

Развитие эмпатии.

Развитие дружеских взаимоотношений.

5. Формирование у дошкольников нравственного сознания и повеления

Формирование нравственного сознания

Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.

Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками. Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.

2. Практическая часть. Игры, направленные на формирование психологического здоровья дошкольников.

1. Овладение языком эмоций.

Этюд «Поссорились и помирились»

Два ребенка сначала изображают поссорившихся. Они стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой, руки на поясе или за спиной. Затем помирившиеся поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Этюд выполняется под музыку.

Игра «Повторяй за мной»

Ведущий ритмично выполняет простые движения – хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения.

Этюд «Цветок»

Цель: выражение чувства радости.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком».

Этюд «У страха глаза велики»

Ход упражнения: Психолог вместе с детьми встает в круг (На расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) «У всех, кто боится, от страха большие глаза», – добавляет психолог. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяют движения вслед за педагогом. «Но теперь страх уменьшается», – говорит он и делает вновь руками соответствующие движения, предлагая детям повторить его за ним.

Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения психолог предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше «больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.

Пантомима «Дарю цветок»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми ладонями цветок. Ведущий: Жил – был цветок. Однажды он проснулся оттого, что пригрело солнышко. (Подуть на ладони теплым воздухом). Цветочек медленно распустился. Вдруг налетел прохладный ветерок, и лепесточки сомкнулись. (Подуть на ладони холодным воздухом). А теперь подарим свой цветочек соседу слева. А теперь в обратную сторону (соседу справа) .

Пантомима «Смелый зайка»

Цель: коррекция тревожности, развитие эмоциональной сферы, экспрессии.

Надоело зайке бояться. Поза: «руки в боки», нога вперед. «Не боюсь волка! (Шаг вперед) Не боюсь лисы! (Еще шаг) Не боюсь снега! (Играют в снежки) ».

2. Коррекция агрессивности.

«Выбиваем пыль» каждому участнику достается «пыльная» подушка. Усердно колотя руками, хорошенько ее почистить.

«Подушка для битья» Когда ребенок дерется, объяснить ему, что бить детей плохо, а вот побить подушку для битья можно. Этот прием позволяет выплеснуть отрицательные эмоции.

Упражнение «Возьми себя в руки» Цель: поощрять конструктивные варианты решения конфликтов, проблемных ситуаций, подчеркивая их значимость для ребенка и других людей.

Цель: научит сдерживать себя.

Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т. е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.

Упражнение «Спина к спине»

Цель: дать детям представление о необходимости видеть лицо собеседника во время разговора

Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.

- Легко ли было вести разговор?

- В чем были трудности?

- Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения.

Игра «Мешочек криков»

Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.

Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Примечание. Так называемый "мешочек криков" вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность "закрыть" все "кричалки" на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями.

Игра «Кто за кем? » (25 мин.)

Цель: Снижение возбужденности детей.

Процедура игры. Звучит спокойная музыка (например, А. Ферро «Гавот» или И. С. Баха «Инвенция»). В комнате расставлены стулья. Ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул. (Другие дети - стоят в стороне и смотрят) .Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв.

Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.

3. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

Упражнение «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего ребёнка рядом. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

В этой игре пару могут составлять взрослый и ребёнок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

«Слепой и поводырь»

Этюд «Один дома»

Цель: Способствовать выражению чувства страха, помочь его преодолеть

Этюд «Один дома» (страх). Мама-зайчиха ушла добывать еду, и зайчонок остался один в домике. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Зайчонку страшно: вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь.

«Ниточка и иголочка» Для игры дети становятся "паровозиком". Нетрудно догадаться, что стеснительный или неуверенный ребенок становится первым.

В игре "Ниточка" все передвигаются за ним по сложному маршруту, пытаясь не разорвать ниточку.

«Нарисуй себя»

4. формирование социальных навыков у ребенка.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

(эмпатия)

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты) :

• Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

• Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

• Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику) .

Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит»

«Передай улыбку по кругу»

Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.

Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста».

  1. Организационная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о формировании психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье.

Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка.

Обобщенный портрет психологически здорового человека — это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

Работа с детьми по формированию психологического здоровья включает в себя:

1. Овладение детьми языком эмоций

Мимика.

Пантомимика.

Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации) .

2. Коррекция агрессивности

Коррекция драчливости у дошкольников.

Снятие конфликтности в общении детей.

Снятие вербальной агрессии.

Преодоление импульсивности.

3. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

Снятие тревожности.

Коррекция страхов.

Формирование адекватной положительной самооценки.

Формирование у детей уверенности в собственных силах. Задачи:

4. Формирование социальных навыков у ребенка

Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.

Овладение коммуникативными навыками. Задачи:

Развитие эмпатии.

Развитие дружеских взаимоотношений.

5. Формирование у дошкольников нравственного сознания и повеления

Формирование нравственного сознания

Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.

Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками. Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.

2. Практическая часть. Игры, направленные на формирование психологического здоровья дошкольников.

1. Овладение языком эмоций.

Этюд «Поссорились и помирились»

Два ребенка сначала изображают поссорившихся. Они стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой, руки на поясе или за спиной. Затем помирившиеся поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Этюд выполняется под музыку.

Игра «Повторяй за мной»

Ведущий ритмично выполняет простые движения – хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения.

Этюд «Цветок»

Цель: выражение чувства радости.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком».

Этюд «У страха глаза велики»

Ход упражнения: Психолог вместе с детьми встает в круг (На расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) «У всех, кто боится, от страха большие глаза», – добавляет психолог. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяют движения вслед за педагогом. «Но теперь страх уменьшается», – говорит он и делает вновь руками соответствующие движения, предлагая детям повторить его за ним.

Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения психолог предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше «больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.

Пантомима «Дарю цветок»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми ладонями цветок. Ведущий: Жил – был цветок. Однажды он проснулся оттого, что пригрело солнышко. (Подуть на ладони теплым воздухом). Цветочек медленно распустился. Вдруг налетел прохладный ветерок, и лепесточки сомкнулись. (Подуть на ладони холодным воздухом). А теперь подарим свой цветочек соседу слева. А теперь в обратную сторону (соседу справа) .

Пантомима «Смелый зайка»

Цель: коррекция тревожности, развитие эмоциональной сферы, экспрессии.

Надоело зайке бояться. Поза: «руки в боки», нога вперед. «Не боюсь волка! (Шаг вперед) Не боюсь лисы! (Еще шаг) Не боюсь снега! (Играют в снежки) ».

2. Коррекция агрессивности.

«Выбиваем пыль» каждому участнику достается «пыльная» подушка. Усердно колотя руками, хорошенько ее почистить.

«Подушка для битья» Когда ребенок дерется, объяснить ему, что бить детей плохо, а вот побить подушку для битья можно. Этот прием позволяет выплеснуть отрицательные эмоции.

Упражнение «Возьми себя в руки» Цель: поощрять конструктивные варианты решения конфликтов, проблемных ситуаций, подчеркивая их значимость для ребенка и других людей.

Цель: научит сдерживать себя.

Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т. е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.

Упражнение «Спина к спине»

Цель: дать детям представление о необходимости видеть лицо собеседника во время разговора

Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.

- Легко ли было вести разговор?

- В чем были трудности?

- Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения.

Игра «Мешочек криков»

Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.

Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Примечание. Так называемый "мешочек криков" вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность "закрыть" все "кричалки" на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями.

Игра «Кто за кем? » (25 мин.)

Цель: Снижение возбужденности детей.

Процедура игры. Звучит спокойная музыка (например, А. Ферро «Гавот» или И. С. Баха «Инвенция»). В комнате расставлены стулья. Ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул. (Другие дети - стоят в стороне и смотрят) .Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв.

Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.

3. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

Упражнение «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего ребёнка рядом. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

В этой игре пару могут составлять взрослый и ребёнок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

«Слепой и поводырь»

Этюд «Один дома»

Цель: Способствовать выражению чувства страха, помочь его преодолеть

Этюд «Один дома» (страх). Мама-зайчиха ушла добывать еду, и зайчонок остался один в домике. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Зайчонку страшно: вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь.

«Ниточка и иголочка» Для игры дети становятся "паровозиком". Нетрудно догадаться, что стеснительный или неуверенный ребенок становится первым.

В игре "Ниточка" все передвигаются за ним по сложному маршруту, пытаясь не разорвать ниточку.

«Нарисуй себя»

4. формирование социальных навыков у ребенка.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

(эмпатия)

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты) :

• Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

• Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

• Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику) .

Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит»

«Передай улыбку по кругу»

Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.

Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов"

Методический материал предназначен для работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты....

Мастер-класс для молодых педагогов "Здоровый образ жизни - личный успех каждого"

В данном мастер-классе представлены основные компоненты здорового образа у дошкольников. Для молодых педагогов подобран материал и нормативно-правовые материалы, с которыми можно ознакомиться через QR...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ  "Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ"...

МАСТЕР-КЛАСС: «Формирование у педагогов здорового образа жизни»

МАСТЕР-КЛАСС: «Формирование у педагогов здорового образа жизни»...

Мастер-класс «Сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья педагогов»

Создание условий для профессионального самосовершенствования  педагогов-психологов по сохранению и укреплению психоэмоционального здоровья  педагогов  ДОУ....

Мастер - класс для воспитателей "Как сохранить здоровье педагога в условиях ДОУ"

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все ...