Гиперактивный ребенок
консультация по коррекционной педагогике на тему
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК
- Портрет гиперактивного ребенка.
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым.
Малыш, встает на ножки, сразу бежать, с тех пор торопится, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушные руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но, стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему?», «зачем?». А если и задает, то забывает выслушивать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушение координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает, тело его в царапинах и шишках, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкт самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм - характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не знает что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не уложить, спит лишь только ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все трогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается взрослых. Родителям гипперактивных детей приходится несладко с самого рождения малыша. С таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его движением.
- Причины гиперактивности.
В течении нескольких десятилетий и в нашей стране и за рубежом проводились биохимические обследования работы мозга таких детей, в результате которых было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях головного мозга, то есть в тех областях, которые ответственные за контроль поведения. Таким образом, не следует обвинять ребенка в отсутствии желания или волевых усилий ( «может, но не хочет!»), необходимо понять, что проблемы связанные с его обучением и воспитанием, являются результатом изменений биохимической активности мозговых структур(«хочет, старается, но не может!»)
На сегодняшний день количество таких детей растет с каждым годом.
Среди причин возникновения выделяют три основных:
а) генетические (наследственная предрасположенность );
б) биологические ( органическое поражение головного мозга во время беременности, родовые травмы).
в) социально психологические ( микроклимат в семье, алкоголизм родителей, проживания, неправильная линия воспитания).
Так же выделяют три варианта течения СНВГ в зависимости от преобладающих признаков:
- Синдром гиперактивности без дефицита внимания.
- Синдром дефицита внимания без гиперактивности
- Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивнсоть (наиболее распространенный вариант)
Кроме того, выделяют простую и сложную форму заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушение сна.
- Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным.
Гиперактивность (СДВГ)- медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратится к врачу – невропатологу, психологу- за консультацией, а затем с ними помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители и педагоги выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.
Чтобы определить есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с критериями, по которым она определяется.
При невнимательности.
- отличается нарушением устойчивости внимания ( не может долго сосредоточится на интересном занятии);
- слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
- с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
- имеет трудности в организации ( игры, занятия);
- часто теряет вещи;
- избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
- часто бывает забывчив;
Сверхактивность
- ерзает, не может усидеть на месте;
- проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя)
- мало спит даже в младенчестве;
- находится в постоянном движении ( с «мотором»);
- говорлив;
Импульсивность
- отвечает до того как его спросят;
- не способен дождаться очереди;
- часто вмешивается прерывает разговор;
- резкие смены настроения;
- не может отложить вознаграждение ( сразу и сейчас);
- не подчиняется правилам поведения (игра);
- имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен на других нет).
Если в возрасте 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалистов. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
- Как помочь гиперактивному ребенку.
- Установить причину, проконсультироваться со специалистами.
Часто в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, и ему ставится диагоноз: ММД (минимальная мозговая дисфункция).
- Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массажа, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.
- Сообщать педагогам, о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности поведения, дозировали нагрузку (врач).
- Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и др.).
- Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка.
- С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» как положительными, так и отрицательными эмоциями.
- Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники.
- Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей.
Обязательно дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменятся спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время.
- Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка, Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.
-Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.
- Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. Разговаривая с ребенком, смотрите ему в глаза.
- Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку. Малыш может встать походить, задать вопрос.
Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит - он устал.
- Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии.
- Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.
- Гиперактивный ребенок - «особый», является очень чувствительным, он остро реагирует на замечание, запреты, интонацию. Иногда ему кажется, что его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании.
- Нужно помнить, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит, Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без отрицательных эмоций и комплексов.
Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и педагоги могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пересечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра.
Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей, мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правилам групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих детей.
В коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:
- игры на развитие внимания;
- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
- игры, способствующие закреплению умения общаться.
Педагог-психолог О.Н.Лейман.
ЙОГОВСКАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
- Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики.
- Останавливаются, встают в круг.
- «Заводят будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения.
- «Будильник зазвонил»: З-з-з. Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.
- «Лепят личико» - проводят руками по краю лица.
- « Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.
- « Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев пол бровям.
- « Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз, Моргают глазами.
- «Лепят носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
- «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
- « Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.
- « Рисуют носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения.
- Произносят хором: « Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.
Рекомендации для педагогов или правила работы
с гиперактивными детьми
- В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи, Это помогает укрепить уверенность в собственных силах.
- Снизите требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Избегайте повторения «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог, его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций, используйте зрительную стимуляцию.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
- Поддерживайте четкий распорядок дня.
- Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность.
- Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивность, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Педагог – психолог О.Н. Лейман
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Гиперактивность. Гиперактивный ребенок.
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следс...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.
Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?
Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...