педагогическая диагностика РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №46 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

К

РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

по реализации адаптированной

общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №46

группы компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

среднего дошкольного возраста

1. Образовательная область «Познавательное развитие»

1.1. «Формирование элементарных математических представлений»

Диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений

детей среднего дошкольного возраста

Методика М.П. Злобенко

Количество

Цель:  выявить уровень знаний о количестве, умение  считать в пределах 5.

Задание 1. Количественный счёт. Игровое упражнение «Сосчитай кубики».

Материал: кубики 6-7 штук разной величины и цвета.

Инструкция. - Что ты видишь на столе?

- Сколько всего кубиков?

- Чем отличаются кубики друг от друга?

- Покажи 3 красных и 3 зелёных кубика.

- Что можно о них сказать?

Задание 2. Игровое упражнение «Прилетели бабочки».

Материал: двухполосная карточка, в верхнем ряду на определённом расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5).

Инструкция. - Сколько бабочек в верхнем ряду?

- Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше, чем в верхнем ряду).

Оценка:

3 балла - ребёнок правильно считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп, используя приёмы наложения и приложения. Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

2 балла – ребенок считает до 5, отвечает «Сколько всего?». Сравнение количества предметов в группах, определение, каких предметов больше, меньше  проводит со стимулирующей помощью педагога.

1 балл - постоянно требуется помощь педагога  (стимулирующие вопросы).

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Величина

Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения; пользоваться словами «самый высокий», «низкий», «выше», «ниже», «самый узкий», «широкий», «шире», «уже», «самый длинный», «короткий», «длиннее», «короче», «самая короткая».

Задание 1. Раскладывание предметов по высоте. Игровое упражнение «Посади ёлочки».

Материал: плоскостные ёлочки, разные по высоте (5 шт.)

Инструкция. - Посмотри, все ли ёлочки одинаковые по высоте?

- «Посади» ёлочки от самой высокой (низкой) до самой низкой, (высокой), используя слова «выше», «ниже»., «самая высокая», «самая низкая».

Задание 2. Сравнение предметов по длине и ширине. Игровое упражнение «Сравни дорожки».

Материал: три полоски (дорожки) разной длины и ширины, теннисный шарик.

Инструкция. Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

- Покажи самую длинную (самую короткую) дорожку. Какую дорожку ты показал?

- Что можно сказать о ширине дорожек?

- Покажи самую широкую  (узкую) дорожку. Какую дорожку ты показал?

- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

Оценка:

3 балла – ребёнок правильно и самостоятельно выполняет задания по раскладыванию предметов по величине, пользуется словами для определения величины предмета.

2 балла – ребёнок  проводит сравнение величины на основе приложения или наложения с помощью педагога.

1 балл – ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребёнку.

Форма

Цель: выявить умение детей различать и называть круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, предметы круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной формы, называть отличия квадрата от круга.

Задание 1. различение и называние геометрических фигур. Игровое упражнение «Найди такие же фигуры»

Материал: два набора геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,  шар,  куб) разных размеров (большие и маленькие).

Инструкция. Педагог показывает ребёнку какую-либо фигуру и просит принести такую же.

- Как называется эта фигура?

- Чем отличается круг от квадрата?

Задание 2. Соотнесение формы предметов с геометрическими образцами.

Игровое упражнение «Найди предмет, похожий на геометрическую фигуру»

Материал: предметные картинки (тарелка, платочек, мяч, окно, шарфик, косынка), набор геометрических фигур (круг, квадрат, шар, прямоугольник, треугольник т. д.)

Инструкция. Педагог просит взять картинку с изображением предмета, обследовать его форму и поместить к соответствующей геометрической фигуре.

Оценка:

3 балла – ребёнок различает и самостоятельно называет геометрические формы, называет отличия круга от квадрата. Соотносит форму предметов с геометрическими образцами.

2 балла – ребёнок называет основные геометрические фигуры, не называет шар, куб. С помощью педагога называет отличия круга от квадрата. Без помощи педагога затрудняется в соотнесении формы предметов с известными геометрическими фигурами.

1 балл – ребёнок различает и называет только круг. Выполняет задание только со стимулирующей помощью педагога.

0 баллов – выполнение задание недоступно ребёнку.

Ориентировка в пространстве

Цель: выявить умение детей определять направление расположения предметов от самого себя (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу).

Задание 1. Показ направления: вверх, вниз, вперёд, назад, налево, направо.

Игровое упражнение «Поручение»

Педагог  предлагает ребёнку встать, опустить руки вниз, правой рукой показать вверх, левой – вниз, двумя руками – вперёд, повернуться и показать правой рукой назад, затем левой рукой – назад, правой рукой – направо, левой рукой – налево. Топни правой ногой, топни левой ногой.

Задание 2. Игровое упражнение «Назови, что видишь»

По заданию педагога ребёнок стаёт в определённом месте группы. Педагог просит ребёнка назвать предметы, которые находятся впереди (сзади, слева, справа) от него. Затем предлагает ребёнку повернуться и сказать, какие теперь предметы находятся от него по правую (левую) руку,  впереди и сзади.

Оценка:

3 балла – ребёнок самостоятельно показывает направления, определяет направление расположения предметов от себя (впереди – сзади, вверх – вниз, слева (налево), справа (направо).

2 балла – ребёнок справляется с заданием после стимулирующей помощи педагога. Не знает правую и левую руку.

1 балл – ребёнок затрудняется, требуется помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребёнку.

 

Ориентировка во времени

Цель: выявить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро – вечер.

Задание 1. Ориентировка в частях суток. Игровое упражнение «Когда это бывает?»

Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.

Инструкция. - Внимательно послушай стихотворение, определи  время суток и найди соответствующую картинку.

Оценка:

3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно определяет и называет части суток.

2 балла – называет  части суток  с помощью взрослого.

1 балл  - затрудняется  в  определении и назывании  частей суток

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Протокол обследования уровня сформированности  элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Фамилия, имя ребенка

Количество

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Кол-во баллов

Уровень

Зад. 1

Зад. 2

Зад. 1

Зад. 2

Зад. 1

Зад. 2

Зад. 1

Зад. 2

Высокий уровень  развития: 13-15 баллов

Средний уровень  развития: 10-12 баллов

Низкий уровень развития:  ниже 9 баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень (от13 до 15 баллов): ребенок самостоятельно считает до 5 (количественный счет), отвечает на вопрос «Сколько всего?».  Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5); определяет, каких предметов больше, меньше, равное количество. Сравнивает  предметы по величине (выше - ниже, длиннее - короче) на основе приложения предметов друг к другу или наложения. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, знает их характерные отличия. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (впереди - сзади, вверху-внизу).Различает  правую и левую руки. Определяет части суток.

Средний уровень (от 10 до 12 баллов): ребенок  допускает ошибки при количественном счете. Недостаточно самостоятелен в сравнении  количества  предметов в группах на основе счета (в пределах 5); затрудняется определять, каких предметов больше, меньше, равное количество, сравнивать два предмета по величине ( выше - ниже, длиннее - короче) на основе приложения предметов друг к другу или наложения.  Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, но с помощью воспитателя называет их характерные отличия; допускает ошибки, определяя положение предметов в пространстве по отношению к себе (впереди - сзади, вверху - внизу); затрудняется в определении правой и левой руки, определении частей суток.

Низкий уровень (ниже 9 баллов):  ребенок задания не выполняет, помощь не принимает.


1.2. «Ознакомление с окружающим»

Диагностика уровня сформированности представлений об окружающем мире

у детей среднего дошкольного возраста

Методика Н.Е. Вераксы

Социальное окружение

Цель: выявить уровень развития представлений у детей о профессиях взрослых,  их  действиях и предметах используемых в трудовом процессе.

Задание 1. На столе у каждого ребенка карточки  с изображением людей различных профессий (повар, доктор, шофер, половник,  кастрюля, градусник, шприц, колесо, руль).

Педагог предлагает  детям рассмотреть картинки, назвать профессии и что они делают  (Кто это? Что делает?),  просит подобрать  предметы, используемые в трудовом процессе.

Оценка:

3 балла - ребенок правильно и самостоятельно называл профессии и их трудовые действия. Подобрал предметы, используемые в трудовом процессе.

 2 балла - ребенок допустил 1-2ошибки,  представления сформированы неполно.

1 балл - ребенок сделал более 2 ошибок, недостаточно сформированы представления о профессиях

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Предметное окружение

Цель: выявить уровень развитие представлений у детей о предметах ближайшего окружения, их функциями, и назначением. Группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы.

Задание 1. На столе у каждого ребенка предметные картинки, на которых изображены следующие предметы: мяч, платье, пирамидка, шуба,  стул, шкаф, чашка, тарелка. Педагог вместе с детьми рассматривает предметы, изображенные на картинках, затем предлагает назвать их, сказать, для чего они нужны.  

Оценка:

3 балла - ребенок самостоятельно, правильно назвал 6 - 8 предметов, их функции и назначение. У ребенка сформированы отчетливые представления о предметах ближайшего окружения.

2 балла - ребенок правильно назвал 3 - 5 предмета, их функции и назначение. Представления сформированы неполно.

1 балл - ребенок правильно назвал 1 предмет, его функции и назначение. Недостаточно сформированы представления о свойствах материала.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Задание 2. На столе у каждого ребенка предметные картинки, на которых изображены следующие предметы: мяч, платье, пирамидка, шуба,  стул, шкаф, чашка, тарелка. Педагог вместе с детьми рассматривает предметы, изображенные на картинках, затем предлагает назвать их и выбрать все предметы мебели (посуды, игрушек, одежды).

Оценка:

3 балла - ребенок самостоятельно, правильно назвал 6 - 8 предметов, сгруппировал и классифицировал. У ребенка сформированы отчетливые представления о предметах ближайшего окружения.

2 балла - ребенок правильно назвал 3 - 5 предмета, сгруппировал и классифицировал. Представления сформированы неполно.

1 балл - ребенок правильно назвал 1 предмет, его функции и назначение. Недостаточно сформированы умения группировать и классифицировать предметы.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Ознакомление с природой

Цель: выявить уровень развития представлений у детей о домашних  животных и их детенышах, чем питаются и какую пользу приносят человеку; о временах года и их особенностях.

Задание 1. На столе у каждого ребенка карточки  с изображением домашних  животных.

Педагог вместе с детьми рассматривает предметы, изображенные на картинках, предлагает: Назови всех домашних животных и их детенышей, чем питаются и какую пользу приносят человеку.

Оценка:

3  балла - ребенок самостоятельно и правильно называет 5-6 картинок. У ребенка сформированы отчетливые представления о  домашних  животных.

2 балла - ребенок допустил 1 -2 ошибки; представления сформированы неполно.

1 балл - ребенок сделал 3 и более ошибки,  недостаточно сформированы представления о домашних  животных.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Задание 2.  На столе у каждого ребенка картинки  с изображением времени года.

Педагог вместе с детьми рассматривает  изображение  на картинках, предлагает:

- Назови, какие времена года изображены на картинках?

- Расскажи о приметах каждого из них.

- Что делают дети? Чем еще можно заниматься зимой, весной, летом и осенью?  

Оценка:

3 балла - ребенок самостоятельно и правильно называет времена года. У ребенка сформированы отчетливые представления о  сезонные изменения в природе.

2 балла - ребенок допустил 1 -2 ошибки; представления сформированы неполно.

1 балл - ребенок сделал 3 и более ошибки,  недостаточно сформированы представления о временах года и их сезонных изменениях.


Протокол обследования уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей среднего дошкольного возраста

Фамилия, имя ребенка

Явление общественной жизни

Предметное окружение

Природное окружение. Экологическое воспитание.

Кол-во баллов

Уровень

Зад.1

Зад.2

Зад.1

Зад.2

Высокий уровень: 11-15 баллов

Средний уровень: 5-10 баллов

Низкий уровень: ниже 5 баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень (от 11 до 15 баллов) –У ребенка возникает потребность объяснять мир,  проявляет познавательный интерес не только к воспринимаемым объектам, но и к тому, что ранее увидел, услышал, в речи отражает результаты наблюдений, пытается делать первые умозаключения исходя из имеющихся знаний, собственного опыта жизнедеятельности. Задает много вопросов познавательного характера, преобладают вопросы «почему», направленные на установление причинно-следственных связей в мире физических явлений, с интересом выслушивает ответ взрослого, ответ порождает новый вопрос.Проявляет исследовательское поведение, систематически стремится самостоятельно установить причинно-следственные связи, получить новые знания об интересующем объекте; привлекает взрослого к содействию в экспериментировании, с удовольствием участвует в экспериментах, организуемых взрослым, отражает в речи их ход и результаты, делает попытки сформулировать предположения.Самостоятельно действует в повседневной жизни, игре, инициирует и самостоятельно выполняет разные виды детской деятельности, достигая результата; постоянно чем-то занят; уверен.Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, после того как сам попытается их разрешить при этом стремится содействовать взрослому в преодолении трудностей. С удовольствием посещает детский сад, с интересом участвует во всех мероприятиях группы, откликается на предложения взрослого взаимодействовать, проявляет инициативу, с удовольствием участвует в групповых формах детской деятельности.

Средний уровень (от 5 до 10 баллов) Ребенок проявляет познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, начинает интересоваться тем, что ранее увидел, услышал, узнал; с интересом наблюдает за окружающим, для обобщения результатов наблюдений нуждается в помощи взрослого. Под руководством взрослого с интересом включается в выполнение исследовательских заданий.Вопросы задает достаточно часто, появляются вопросы причинно- следственного характера, но преобладают вопросы, направленные на установление непосредственно воспринимаемых связей (где, куда, зачем, какие, когда и т. п.), не всегда выслушивает ответ взрослого, задает вопросы непоследовательно.Эпизодически проявляет попытки самостоятельно установить причинно-следственные связи, получить новые знания об интересующем объекте, для получения результата этих попыток нуждается в помощи взрослого; с удовольствием участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым, отражает в речи фрагменты информации, полученной в процессе экспериментирования.Самостоятельно действует в повседневной жизни и привычной  обстановке,  в ситуации постановки новой задачи, в новых условиях нуждается в существенной помощи взрослого. В детские виды деятельности преимущественно включается по предложению взрослого, может инициировать деятельность, но для достижения результата нуждается в помощи взрослого; в большинстве привычных ситуаций уверен, в новых ситуациях может проявлять неуверенность.Обращается за помощью в ситуации реальных затруднений и также незначительных препятствий, но устраняется от решения проблемы, адресуя эту задачу взрослому.Положительно относится к посещению детского сада, обычно с интересом участвует в мероприятиях группы, откликается на предложения взрослого взаимодействовать, но редко проявляет инициативу или не проявляет, участвует в групповых формах детской деятельности.

Низкий уровень (ниже 5 баллов) Познавательные интересы ситуативно, ребенок участвует в наблюдениях, исследованиях, организованных взрослым, но не проявляет ярких познавательных чувств, затрудняется в речевом выражении, обобщении полученных знаний.Задает вопросы, направ-ленные на установление непосредственно воспринимаемых связей, не всегда выслушивает ответ взрос-лого, задает вопросы непоследовательно.Попытки самостоятельно экспериментировать наблюдаются редко, они мало результативны. Ребенок не проявляет яркого интереса к экспериментам, организуемым взрослым, в речи не отражает результаты познания.Если и проявляет самостоятельность, то малоп-родуктивную, сам не может достигать качественного результата деятельности и поэтому настаивает на взаимодействии с взрослым, даже если сам инициирует деятельность или проявляет в неадекватной ситуации самостоятельность. Не уверен, даже в некоторых привычных ситуациях.Ребенок обращается за помощью в тех ситуациях, когда сам может решить проблему, в решении проблемы действенного участия не принимает.Явно не протестует против пребывания в детской группе, в целом положительно относится к посещению детского сада, хотя эпизодически могут проявляться протестные реакции. Не во всех мероприятиях группы участвует с желанием. Ребенок откликается на предложения взрослого взаимодействовать, но самостоятельно инициативу не проявляет или проявляет редко. Предпочитает индивидуальные формы взаимодействия с взрослым.

МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах»Страница



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

К

РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

по реализации адаптированной

общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №46

группы компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

среднего дошкольного возраста

2. Образовательная область «Речевое развитие»

2.1. «Развитие речи»

Диагностика уровня сформированности речевых умеий и навыков у детей

среднего дошкольного возраста

Связная речь

Цель: выявить уровень сформированности у детей связной речи; умение ребенка отвечать на вопросы взрослого, используя практически все части речи, простые  предложения, предложения  с однородными членами.

Задание 1. Пересказ текста из нескольких предложений.

Послушай, я расскажу тебе про девочку Катю и ее котенка, запомни мой рассказ и повтори.

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Оценка:

3 балла - пересказ ребёнок составил самостоятельно, без нарушения последовательности.

2 балла - пересказ  составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы).

1 балл - пересказ составлен по наводящим вопросам.

0 баллов - пересказ недоступен ребёнку.

Задание 2. Рассматривание и описание игрушки.

Перед ребёнком ставится игрушка (кукла, медведь). - Что это? (Это кукла.) - Какая она по размеру? (Большая.)  - Какие части есть у куклы? - Во что одета кукла? - Что еще ты можешь рассказать о ней? - Как можно с ней играть? • Игрушка берется на выбор.

Оценка:

3 балла - ответы ребёнка четко соответствуют поставленным вопросам.

2 балла - описание ребёнок составляет с помощью педагога (наводящие вопросы), отвечает не всегда.

1 балл - описание составлено по подсказкам педагога (ребёнок договаривает начатую педагогом фразу).

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 3. Рассматривание и описание сюжетной картинки.

• Используется картинка «Игры на свежем воздухе». Ребёнку предлагается сюжетная картинка.

Рассмотри внимательно картинку и составь по ней рассказ. - Кто нарисован на картинке? - В какое время года это происходит? Почему ты так думаешь? - Что делают ребята? - Что делает мальчик, девочка, другие ребята? - Как ты думаешь, какое у них настроение?

Оценка:

3 балла - рассказ по картинке ребёнок составил самостоятельно, без нарушения лексико-грамматических норм (не  нарушен порядок слов  в предложении,  использованы  правильные грамматические конструкции).

2 балла - рассказ составлен с помощью педагога (акцентирование внимания на  элементах  сюжета; подсказки,  наводящие вопросы).

1 балл - рассказ  составлен по наводящим вопросам с помощью педагога. Наблюдается бедность и однообразие  употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Словарный запас

Цель: выявить уровень сформированности у детей словаря, владение обобщающими  понятиями; умение называть  части и детали предметов; умение употреблять в активной речи различные части речи: существительные, прилагательные (качественные, относительные), глаголы, наречия.

Задание 1. Обобщающие понятия. Номинативный словарь.

Называние предметов одним словом (по картинкам). - Мяч, машина, кукла, что это? (Игрушки.)

- А какие игрушки ты знаешь ещё? (Кубики, пирамидка, посуда и т. д.) - Тарелка, чашка, вилка, что это? (Посуда.) - Какую посуду ты ещё знаешь? - Рубашка, шорты, платье, что это? - Какую одежду ты можешь ещё назвать? - Сапоги, туфли, ботинки, что это? - Какую ты ещё знаешь обувь?

На усмотрение  педагога проверяются обобщающие понятия «мебель», «овощи», «фрукты».

Оценка:

3 балла - ребёнок самостоятельно  называет обобщающие слова и добавляет к названной группе 2-3 предмета.

2 балла - ребёнок при ответе пользуется помощью взрослого, обобщающие понятия называет не все.

1 балл - отвечает только с помощью взрослого, договаривает начатое им слово.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 2. Называние деталей и  частей предмета (с наглядной опорой).

Педагог показывает ребёнку машину, стул (картинка или игрушка). - Что это? (Машина.) - Из каких частей состоит машина? (Кузов, кабина,  колёса.) Педагог называет несколько деталей.  (Фары, руль, сиденье и т. д.) - На чем ты сидишь? (На стуле.) - Что есть у стула? (Сиденье, спинка, ножки.)

Оценка:

3 балла -  ребёнок самостоятельно называет части предъявляемых предметов.

2 балла - называет частично, заменяя сходными по значению (сиденье - сидушка).

1 балл - называет только с помощью взрослого, затрудняется.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 3. Предикативный словарь, «Кто, что делает?».

Ребёнку предъявляется поочерёдно набор картинок. Педагог предлагает ответить на вопросы:

- Кто нарисован на картинке и что делает? Девочка спит. Мальчик ест. Птица летит. Утка плывет. Дети идут.

Оценка:

3 балла - ребёнок самостоятельно называет действия.

2 балла -  называет действия частично,  заменяет сходными по значению (спит - отдыхает).

1 балл - называет только с помощью взрослого, затрудняется.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 4. Качественный словарь.

Ребёнку предъявляется группа предметов (мяч,  кубик, стакан) и предметные картинки (лимон, арбуз)

- Посмотри, это мяч. Мяч, какой? (Круглый, красный.)

- Он сделан из резины, значит, он... резиновый.

- Кубик, какой? (Деревянный.)

- Он сделан из дерева, значит, он... деревянный.

- Стакан,  какой? (Дополнительный  вопрос.) Он сделан  из стекла, значит, он... (Стеклянный.)

-Лимон, какой? Какой он по вкусу? (Кислый.)

- Арбуз, какой? Какой арбуз по вкусу? (Сладкий.)

Оценка:

3 балла - ребёнок самостоятельно и правильно называет и образует прилагательные.

2 балла - называет частично и образует не всегда (только цвет или только размер).

1 балл - постоянно использует помощь взрослого, образует прилагательные неправильно.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Грамматический строй речи

Задание 1. Употребление существительных  в  и. п. ед. и мн. числа.

Ребёнку предъявляются картинки.

- Здесь маленький утенок, а здесь... утята.

- Здесь медвежонок, а здесь... медвежата.

- Здесь слон, а здесь... слоны.

Задание 2. Употребление существительных в Р. п. мн. числа.

Ребёнку предъявляются картинки.

- На картинке много чего? (Матрешек, книг, груш, слив.)

Задание 3.  Употребление  предложно-падежных  конструкций (в, на, под, за, около) по показу на предмете.

- Давай поиграем? (Педагог показывает мяч, коробку и зайчика.)

 - Где лежит мяч? (На столе.) В чем лежит мяч? (В коробке.)

 - Под чем лежит мяч? (Под столом.)

- Куда спрятался зайчик? (За коробку.)

- Около чего лежит мяч? (Около коробки.)

Задание  4. Согласование.

Согласование числительного с существительным в роде.

Ребёнку предъявляются соответствующие картинки.

- Что это? (Мяч). Сколько их здесь, а здесь?

 - Здесь один мяч, а здесь... два мяча.

- Здесь одна груша, а здесь... две груши.

- Здесь одно яблоко, а здесь... два яблока.

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе (по картинкам).

- Посмотри, здесь нарисована красная  чашка, а что нарисовано здесь? (Красные чашки.)

- Зеленый карандаш - зеленые карандаши.

- Желтое яблоко - желтые яблоки.

Оценка:

3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно согласует существительные с  прилагательными, в рамках программных требований,  правильно  употребляет все перечисленные  предложно-падежные  конструкции.

2 балла - затрудняется в согласовании, допускает единичные ошибки.

1 балл - затрудняется в  самостоятельном согласовании, допускает множество ошибок.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребенку.

Задание 5. Словообразование.

Образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Давай представим, что мы попали в страну Лилипутию.

- Если у нас это стол, то у лилипутиков... столик.  

Нос - носик; кукла – куколка; кот- котенок; чашка - чашечка.

Оценка:

3 балла - ребёнок справляется, самостоятельно и правильно образует уменьшительно-ласкательную форму существительных.

2 балла - допускает единичные ошибки.

1 балл - допускает множество ошибок при словообразовании.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Протокол обследования уровня сформированности речевых умений и навыков

у детей среднего дошкольного возраста

Фамилия, имя ребенка

Использование вербальных и невербальных  средств общения

Связная речь

Словарный запас

Грамматический строй речи

Владение культурой общения

Кол-во баллов

Уровень

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Высокий уровень  развития: 29-33  баллов

Средний уровень развития:  22-28 баллов

Низкий уровень развития:  ниже 21  баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень (29 до 33 баллов)  ребенок самостоятельно употребляет в речи слова обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики. Понимает и употребляет слова- антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами; выделяет первый звук в слове.  Рассказывает о содержании сюжетной картинки. Умеет повторять образцы описания игрушки.

Средний уровень (22 до 28 баллов): Ребенок  употребляет в речи некоторые слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики, допускает ошибки в употреблении слов- антонимов, затрудняется образовывать новые слова по аналогии, выделять первый звук в слове; с помощью взрослого рассказывает о содержании сюжетной картинки.

Низкий уровень  (ниже 21балла): - Ребенок  не употребляет в речи  слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики, допускает ошибки в употреблении слов- антонимов, не может образовать новые слова по аналогии, выделять первый звук в слове; не принимает  помощью взрослого при  рассказывании по  сюжетной картинке.


2.2. «Приобщение к художественной литературе»

Протокол обследования уровня сформированности интереса и потребности в чтении (восприятии) книг  у детей среднего возраста

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Понимает содержания произведения и сопереживает его героям

Участвует в играх и инсценировках по литературным сказок

Интерес к слушанию чтения худ. лит.

Знает и называет небольшие скороговорки, загадки

Проявление интереса к книжным иллюстрациям

Количество баллов

Уровни

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Высокий уровень  развития - от 13  до  15 баллов

Средний уровень  развития - от 9  до 12 баллов

Низкий уровень развития  – ниже 8 баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень  (от 13  до  15 баллов) – адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, замечает нюансы переживаний, стремится радовать других, быть полезным. Ребенок с интересом слушает литературное произведение; правильно отвечает на вопросы по содержанию;  адекватно реагирует на события, описанные в тексте; различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей  и мотивирует её. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; объясняет мотивы поступков героев. Охотно участвует в драматизациях небольших по объему  литературных произведений. Адекватно, ярко,  реагирует на мир природы, музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, рассказывает о своих эмоциональных переживаниях, творчески используя речевые и неречевые средства выразительности.

Средний уровень   (от 9  до 12 баллов) – реагирует на эмоциональное состояние других людей, но недостаточно точно различает эти состояния, затрудняется в их точном речевом отражении. Ребенок охотно откликается на предложение слушать чтение, но отвлекается при слушании. Эмоционально реагирует на события, описанные в тексте; но может проявлять неадекватные ситуации переживания (например, смеется, когда персонаж попадает в трудную ситуацию); затрудняется дать эмоциональную и моральную оценку персонажам; испытывает затруднения при воспроизведении литературных текстов. С  помощью взрослого  участвует в драматизациях небольших сказок, стихотворений. Мир природы,  музыкальные, изобразительные произведения вызывают некоторые эмоции, но эмоциональное реагирование неглубокое, кратко «оречевляет» свои эмоциональные переживания.

Низкий уровень (ниже 8 баллов) - не понимает эмоциональных состояний других людей, отзывается лишь на те из них, которые актуальны  в данный момент для самого ребенка. Интерес к слушанию чтения книг выражен слабо. Эмоционально не откликается на содержание текста, не понимает эмоций персонажей, не может дать им эмоциональную оценку. Отказывается от участия в драматизациях знакомых произведений. Явно не откликается на образы природы, музыкальные и изобразительные произведения; «не оречевляет» свои переживания.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

К

РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

по реализации адаптированной

общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №46

группы компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

среднего дошкольного возраста

5. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

5.1. «Игровая деятельность»

Диагностика развития игровой деятельности

Методика О.А. Сафоновой

Методика обследования

Баллы

Материал

1

2

3

Содержание игры

1.Реальный сюжет

Атрибуты к сюжетно – роле-вой игре (по же-ланию)

2. Воображаемая ситуация

3. Развитие ролевой беседы

4. Уровень развития умения вступать во взаимодействие со сверстниками

5. Уровень развития умения вступать во взаимодействие со взрослыми

Разнообразие игровых замыслов

1.Использование в игре личного опыта

2. Использование в игре сказочный сюжет

Самостоятельность при постановке игровых задач:

1.Игровую задачу ставит самостоятельно.

2.Игровую задачу ставит при помощи воспитателя

3.Игровую задачу ставит при помощи сверстников

Организация предметно – игровой среды

1.Участие в изготовлении атрибутов к игре

2. Использование в игре игрушек – заместителей, воображаемы игрушки.

3. Создание игровой обстановки

Роль и ролевые высказывания

1.Взятие на себя ведущих ролей при организации игры

2. В игре принимает участие на второстепенных ролях

3. Участие во время игры в ролевом диалоге

Взаимодействие в игре

1.Умение организовать игру, вовлечь в игру сверстников

2.Выполнение ролевых правил.

3.Разнообразие ролевых действий.

4.Умение длительное время сохранять интерес к игре.

Протокол обследования уровня развития игровой деятельности

Фамилия, имя ребенка

Содержание игры

Разнообразие игровых замыслов

Самостоятельность при постановке игровых задач

Организация предметно-игровой среды

Роль и ролевые высказывания

Взаимодействие в игре

Всего баллов

Суммарный  уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

2.

3.

         Высокий уровень  развития: 5 - 6 баллов

Средний уровень  развития: 3 - 4 баллов

Низкий уровень развития: ниже 2 баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень (от 5 до 6 баллов) Ребенок с удовольствием принимает на себя ведущие роли. Может сам начать замысел игры, с удовольствием принимает в игру взрослого, разговаривает с ним по содержанию игры. Во время беседы инициатива может на какое то время принадлежать взрослому, но постепенно в продолжение игры переходит к ребенку. Ролевая игра содержательная, длительная.

Средний уровень (от 3 до 4 баллов) Принимает взрослого в игру, вступает с ним в разговор, но сам инициативы не проявляет. Если взрослый не обращается к нему с вопросами по содержанию игры, то ролевая беседа прекращается. В игре не старается брать на себя ведущие роли. Игрушки заместители может использовать только по предложению взрослого.

Низкий уровень (ниже 2 баллов) Обменивается с взрослым ролевыми высказываниями. В ролевую беседу не вступает. Часто на вопросы взрослого отвечает, одним словом. В игре не использует игрушки заместители. Инициативы в игре не проявляет.


5.2. «Патриотическое воспитание»

Диагностика уровня развития представлений о гражданской принадлежности

у детей среднего дошкольного возраста

Ребенок должен знать:

Примерное содержание представлений о себе - свое имя, фамилию, возраст, половую принадлежность, индивидуальные особенности своего внешнего облика, свое настроение, самочувствие, свои вещи, в том числе предметы обихода, игрушки, свои любимые занятия, название, назначение органов чувств, частей тела и их расположение, некоторые свои умения и знания, приобретенные в процессе обучения.

Примерное содержание представлений о семье  - имя ближайших родственников, ближайшие родственные связи, место проживания родственников, некоторые их особенности: что умеют, что любят, как общаются.

Примерное содержание представлений о детском садике – название детского сада, его традиции, как зовут сотрудников. Умеет ориентироваться в помещениях детского сада.

Примерное содержание представлений о родной стране - название своей страны, своего города, улицы и некоторых достопримечательностей; профессии взрослых, государственные праздники (23 февраля, 8 Марта). Должны иметь представление о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Протокол  обследования уровня сформированности  представлений

 о гражданской принадлежности

Фамилия

имя

ребенка

Представления о себе

Представления о семье

Представления о  детском саде

Представления о родной стране

Всего баллов

Суммарный уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

         Высокий уровень  развития: 10 - 12 баллов

Средний уровень  развития: 6 - 9 баллов

Низкий уровень развития:  ниже 5 баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень  (от10 до 12 баллов) Ребенок имеет четкие, информативные представления; в представлениях отражает собственный опыт.

Средний уровень  (6 до 9 баллов) Ребенок имеет фрагментарные, недостаточно обобщенные и информативные представления, собственный опыт представлен недостаточно.

Низкий уровень (ниже 5 баллов Представления ребенка недостаточно дифференцированные, собственный опыт не отражает.


5.3.  «Трудовая деятельность»

Протокол обследования уровня сформированности навыков трудовой деятельности

Фамилия

имя

ребенка

Самообслужива-ние

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Всего баллов

Суммарный  уровень

Самостоятельно одевается, раздевается

Самостоятельно складывает, убирает одежду

Поддерживает порядок в группе и на участке д/с

Выполняет обязанности дежурного по столовой

Готовит к деятельности рабочее место

Ухаживает за объектами природы

Убирает мусор, расчищает снег

Приводит в порядок используемое оборудование

1.

2.

        Высокий уровень развития:  19 - 24 баллов

Средний уровень развития:   13 - 18 баллов

Низкий уровень развития:    ниже 13 баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень(от 19  до 24 баллов)Ребенок самостоятельно одевается, раздевается, аккуратно складывает и вешает одежду, стремится быть всегда опрятным.  Без напоминания взрослых поддерживает порядок в групповой комнате и на участке детского сада, убирает мусор, в зимний период расчищает дорожки от снега.  Охотно выпоняет обязанности дежурного по столовой, готовитсвое рабочее место к деятельности и убирает его по окончанию работы. Самостоятельно стремится оказать посильную помощь взрослому по уходу за объектами уголка природы, приведению в порядок используемого в трудовой деятельности оборудования. С интересом наблюдает за трудовыми операциями сотрудников детского сада (повара, дворника, помощника воспитателя и др.).

Средний уровень (от 13 до 18 баллов) Ребенок самостоятельно одевается и раздевается, но одежду складывает неаккуратно. За своим внешним видом следит после напоминания взрослого. С помощью воспитателя поддерживает порядок в групповой комнате и на участке детского сада, убирает мусор, в зимний период расчищает дорожки от снега; выполняет обязанности дежурного по столовой; готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его после окончания. По просьбе педагога оказывает посильную помощь по уходу за объектами уголка природы, приведению в порядок используемого в трудовой деятельности оборудования. Наблюдает за трудовыми операциями сотрудников детского сада, но особого интереса к этому не испытывает.

Низкий уровень (ниже 13 баллов)Ребенок одевается, раздевается, складывает  одежду и следит за своим внешним видом с помощью взрослых. Отказывается поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада; выполнять обязанности дежурного по столовой, готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его по окончанию работы; ухаживать за объектами уголка природы и приводить в порядокиспользуемое в трудовой деятельности оборудование.


5.4. «Безопасность»

Протокол обследования уровня знаний детей среднего дошкольного возраста

 по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности

п./п

        Критерии

Фамилия, имя ребенка

Знает и называет предметы, требующие осторожного обращения             (режущие, колющие)

Знает и объясняет, почему нельзя самостоятельно пользоваться электроприборами

Знает, что нельзя вставлять в розетку посторонние предметы

Знает,  почему  нельзя забираться на подоконники, высовываться в окно, переклоняться через балконные перила

Знает и называет съедобные (3-4) и ядовитые (1-2) грибы и ягоды

Имеет представления о безопасном поведении при контактах с  домашними и дикими животными

Имеет представления о последствиях контактов с незнакомыми людьми

Знает номер телефона

вызова милиции и скорой помощи

Всего  баллов

Суммарный  уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

2.

3.

Высокий уровень:от 25  до 30баллов

Средний уровень:    от 19  до 24баллов

Низкий уровень:     ниже  18 баллов                                  

Оценка знаний:

3 балла – ребенок  правильно называет или показывает опасные предметы, объясняет правила их использования, рассказывает об источниках опасности в квартире (окно, балкон), о последствиях контактов с незнакомыми людьми и животными, знает названия съедобных и ядовитых растений, номера телефонов вызова экстренных служб.

2 балла – ребенок затрудняется в выполнении задания или дает ответ с  помощью наводящих вопросов взрослого.

1 балл – ребенок не дает правильный ответ или отказывается отвечать на вопрос.


Диагностика уровня развития знаний и умений детей среднего дошкольного

возраста по правилам безопасности дорожного движения

Методика

Цель

Материал

Инструкция к проведению

1

Выявить знания детей по культуре поведения во дворе

Картинка: дети, спускающиеся с горы прямо на проезжую часть улицы

Покажи, кто из детей правильно выбрал место для катания с горки на санках?

Выявить знания детей по культуре поведения при ходьбе по тротуару

Картинка: ребенок, перелезающий через ограждения проезжей части

Правильно ли поступает ребенок?

Выявить знания детей по культуре поведения при переходе проезжей части

Макет улицы (дома, деревья, проезжая часть с «зеброй»)

Переведи правильно куклу на другую сторону улицы

Выявить знания детей по культуре поведения на автобусной остановке

Макет остановки общественного транспорта: скамейка, навес

Покажи, где ты будешь ждать автобус

2

Выявить знания детей сигналов светофора

Дидактическая игра «Собери светофор»

Собери светофор и объясни значения его сигналов

Выявить знание детей о знаке «Пешеходный переход»

Дорожный знак (целый и по частям)

Игра «Собери знак приемом наложения»

3

Выявить умение детей различать легковой и грузовой транспорт

Игрушечный транспорт

Покажи легковой и гру-зовой автомобиль. Чем они отличаются?

Выявить умение детей узнавать и правильно называть виды общественного транспорта

Картинки с изображением видов общественного транспорта

Для чего нужен общественный транспорт?

Выявить умение детей узнавать и правильно называть машины специального назначения

Машинки «Скорая помощь», «Пожарная» и «Милиция»

Д/и «Узнай и назови». Педагог описывает автомобиль, ребенок должен узнать и показать его на картинке

Выявить представление детей о труде водителя

Картинки с изображением водителя автобуса

Кто это? Что он делает?

4

Выявить знание детей об общественных зданиях

Наборное полотно с изображением улицы и 2-3 общественных зданий, фигурки людей

Отведи куклу в магазин (больницу, парикмахерскую)


Протокол обследования уровня знаний детей среднего дошкольного возраста по формированию

основ безопасности дорожного движения

Фамилия имя  ребенка

Свободно ориентируется

Знает

Знает правила поведения пешеходов

Знает и различает понятия

Всего баллов

в помещении д/с

на участке

виды общественного транспорта

содержание труда шофера

2-3 названия общественных бытовых зданий

улицу переходить в специальных местах

улицу переходить на зеленый сигнал светофора

проезжая часть

одностороннее и двустороннее движение

пешеход

наземный

(подземный) переход

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

2.

3.

4.

Высокий уровень:от 27  до 33баллов

Средний уровень:    от 22  до 26баллов

Низкий уровень:     ниже  21 баллов                                  

Оценка знаний:

3 балла – ребенок свободно ориентируется в помещении д/с и на его участке, правильно и самостоятельно рассказывает о видах общественного транспорта и содержании труда шофера, знает названия общественно-бытовых зданий ближайшего окружения и правила пешеходов, различает понятия «проезжая часть», «пешеход» и др.

2 балла – ребенок правильно выполняет задание с небольшой помощью взрослого или при повторном его предъявлении.

1 балл – ребенок не дает правильный ответ или отказывается отвечать на вопрос.

Протокол обследования уровня знаний детей среднего дошкольного возраста по формированию основ пожарной безопасности

п/п

        Критерии

Фамилия, имя ребенка

Знает и называет причины

возникновения пожара (2-3)

Знает номер телефона

вызова пожарных

Имеет представление о  пожарной машине, ее особенностях и назначении

Имеет представления о пожаре и его последствиях

Знает элементарные правила

пожарной безопасности

Знает, к чему приводят детские шалости со спичками

Имеет представления о первичных средствах пожаротушения       (вода, песок)

Знает о действиях пожарных во время тушения пожара

Ориентируется в помещениях и на территории детского сада

Имеет представления о действиях  при пожарной эвакуации

Всего баллов

Суммарный  уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

2.

3.

Высокий уровень:от 25  до 30баллов

Средний уровень:    от 19  до 24баллов

Низкий уровень:     ниже  18 баллов                                  

Оценка знаний:

3 балла – ребенок  правильно называет или показывает причины возникновения пожара, правила элементарной пожарной безопасности, номер телефона вызова пожарных, рассказывает о действиях пожарных во время тушения очага возгорания, о пожарной машине и ее назначении, о действиях при пожарной эвакуации, ориентируется в помещениях и на участке д/с.

2 балла – ребенок затрудняется в выполнении задания или дает ответ с  помощью наводящих вопросов взрослого.

1 балл – ребенок не дает правильный ответ или отказывается отвечать на вопрос


МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах»Страница



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

К

РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

по реализации адаптированной

общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №46

группы компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

среднего дошкольного возраста

4. Образовательная область «Физическое развитие»

«Здоровый образ жизни»

Протокол обследования уровня сформированности начальных представлений о здоровом образе жизни, овладения основными культурно-гигиеническими нормами

Фамилия имя

ребенка

Владение основными культурно-гигиеническими навыками

Сформированность представлений о здоровом образе жизни

Всего  балов

Знает порядок одевания и раздевания, складывания одежды в шкафчик

Осознанно выполняет  гигиенические  процедуры

Соблюдает  основные правила культуры поведения во время еды

Знает название частей тела, и их функции

Знает и соблюдает элементарные правила личной гигиены

Владеет  элементарныеми знаниями  о режиме дня

Имеет представление о полезной и вредной пище; о роли витаминов для укрепления здоровья

Владеет элементарными знаниями  о необходимости движений

Имеет представление о закаливании организма

Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни

1.

2.

           Высокий уровень: 25 - 30 баллов

Средний уровень: 19 - 24 баллов

Низкий уровень:  ниже 18 баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий(от 25 до 30).Основные культурно-гигиенические навыки и потребность в двигательной активности сформированы. Ребенок осознанно, самостоятельно или при минимальной помощи взрослого одевается и раздевается в определенной последовательности, ест, пьет, ложится спать, умывается, понимает необходимость их выполнения. Выполняет новые движения по показу, знакомые движения по инструкции взрослого и образцу. Дифференцирует движения правой и левой руки, ведущую руку, точно выполняет мелко моторные движения. Успешно согласует свои движения с движениями других детей, улавливает и передает заданный темп и ритм движений, меняет его по сигналу. Проявляет элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников, замечает нарушения правил в подвижных играх, переносит усвоенные движения в свободную деятельность. Физические качества сформированы. Двигательная активность адекватна возрасту. Имеет представления об основных правилах поведения в быту, о роли витаминов и гигиенических процедурах. Понимает необходимость гигиенических процедур для здоровья; имеет представление о порядке, испытывает удовольствие от чистоты и порядка; осуждает проявления неопрятности; знает и сам воспроизводит требуемое взрослым место расположения вещей для поддержания порядка.Выполняет самостоятельно элементарные правила здорового образа жизни, но нуждается в эпизодическом контроле взрослого.

Средний (от 19 до 24).Основные действия автоматизированы, соблюдает их правильную последовательность, обращает внимание на качество выполнения действий, нуждается в эпизодической помощи взрослого в виде напоминания. Основные процедуры ребенок выполняет самостоятельно, но  иногда нуждается в напоминании и помощи взрослого.Новые движения выполняет с помощью взрослого, знакомые движения по инструкции взрослого и образцу точно, но недостаточно четко, сохраняет равновесие, координирует движения тела, рук и ног, не всегда успешно меняет траекторию движения. Дифференцирует движения правой и левой руки, ведущую руку, некоторые мелко моторные движения могут вызвать трудности. Ребенок успешно согласует свои движения с движениями других детей, улавливает заданный темп движений, меняет его по сигналу. Заданный ритм передает в движении не всегда точно, иногда проявляет элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников, замечает нарушения правил в подвижных играх. Пытается переносить усвоенные движения в свободную деятельность, но при этом снижается качество движений, увлекается процессом двигательной деятельности и может не обращать внимания на результат и качество движений. Физические качества проявляются не во всех ситуациях, в основном при выполнении хорошо знакомых движений.Двигательная активность адекватна возрасту. Ребенок положительно относится к движениям демонстрируемым взрослым, подражает им, но интерес в обучающей ситуации неустойчив; не всегда принимает задачу научиться движению, при обучении движению может действовать ситуативно; интерес повышается в игровой ситуации.Имеет представления о некоторых правилах поведения в быту.  и гигиенических процедурах, стремится поддерживать опрятный внешний вид. Рассказывает о роли витаминов с помощью наводящих вопросов. Не знает, как устранить недостатки, но имеет представление о порядке. Ребенок знает требуемое взрослым место расположения вещей для поддержания порядка, но воспроизводит с помощью взрослого.Элементарные правила здорового образа жизни выполняет самостоятельно при напоминании взрослого.

Низкий (ниже 18).Основные умения сформированы, но ребенок  может нарушать последовательность их выполнения, нуждается в помощи взрослого.

Выполняет отдельные гигиенические процедуры самостоятельно, основные при помощи взрослого.Ребенок допускает существенные ошибки при выполнении как новых, так и знакомых движений; заданный темп и ритм соблюдает только при помощи взрослого. Не проявляет элементов двигательного самоконтроля; выполняет знакомые движения по инструкции взрослого и образцу недостаточно точно, нечетко, испытывает трудности в сохранении равновесия и координации движений тела, рук и ног,  затрудняется в изменении траектории движений, в выполнении точных прицельных движений руками. Начинает дифференцировать движения правой и левой руки, не всегда выделяет ведущую руку. Неточно выполняет мелко моторные движения, многие движения вызывают существенные трудности. Ребенок недостаточно успешно согласует свои движения с движениями других детей, нуждается в помощи взрослого, не стремится качественно выполнять движения. Физические качества не сформированы. Двигательная активность повышена или понижена, недостаточно целенаправленна, мало инициативен, при появлении препятствий двигательная активность угасает или переориентируется им. Задача на двигательное подражание принимается, но интерес к двигательному подражанию быстро угасает. Ребенок с трудом принимает задачу научиться движению, при обучении движению чаще действует ситуативно, чем целенаправленно, нуждается в помощи взрослого, интерес повышается в игровой ситуации, но он неустойчив. Представления о правилах поведения в быту, о порядке, чистоте, гигиенических процедурах нечеткие; не обращает внимания на свой внешний облик и беспорядок в окружающем; знает привычное место расположения некоторых вещей, но не стремится поддерживать порядок, чистоту, не обращает внимания на чистоту и порядок. Не знает о роли и значении витаминов.

Отдельные элементарные правила здорового образа жизни выполняет самостоятельно, основные - с помощью взрослого.

МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах»Страница



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

К

РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

по реализации адаптированной

общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №46

группы компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

среднего дошкольного возраста

3. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

3.1. «Изобразительная деятельность. Рисование»

Диагностика уровня развития технических умений и навыков детей среднего дошкольного возраста в рисовании

Цель: Выявить умение правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, соотношение по величине; связывать предметы единым содержанием; самостоятельно определять содержание рисунка на заданную тему.

Упражнения. Самостоятельное рисование по мотивам сказки «Колобок».

Материалы:листы бумаги, кисти, краски акварельные, иллюстрации к сказке «Колобок»

Содержание:Ребенку предлагается рассмотреть иллюстрации к сказке «Колобок».

Вопросы: - Какие герои есть в сказке «Колобок»?

 - Кого Колобок встретил первым (последним)?

 - Какой герой тебе нравится больше всех?

Инструкция: - Нарисуй рисунок к сказке «Колобок».

Оценка:

Высокий - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

Средний - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

Низкий - ребенок не справляется с заданием

Цель: Умение детей создавать узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства

Упражнение. Рисование по мотивам дымковской игрушки.

Материалы:бумажный силуэт фигурки барыни, гуашь, кисть

Содержание: Ребенку предлагается украсить фигурку барыни узором из элементов дымковской росписи

Оценка:

Высокий - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Средний - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

Низкий - ребенок не справляется с заданием

Цель: Выявить освоения детьми сенсорных эталонов (цвета)

Дидактическая игра «Назови цвет».

Материал:набор карточек 1 1 цветов (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый)

Содержание: Перед ребенком выкладывается набор карточек разного цвета.

Инструкция: - Назови цвет каждой карточки. Покажи карточку синего (белого, коричневого.) цвета.

Оценка:

Высокий - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Средний - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

Низкий - ребенок не справляется с заданием.

Протокол обследования уровня сформированности

технических умений и навыков детей в рисовании

Фамилия

 имя

ребенка

Передача образа

Компози-ционное построение

Умение создавать узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства

Знание детьми сенсорных эталонов (цвета)

Закрашивание основы

Всего баллов

Суммарный  уровень

Форма

Строение

Расположение изображения на листе

1.

2.

Высокий уровень развития: 14 - 18 баллов

Средний уровень развития:  9 - 13 баллов

Низкий уровень развития: ниже 9 баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень (от 14 до 18 баллов) Ребенок изображает предметы и явления, правильно передавая их форму и строение. Располагает рисунок в центре листа. Соотносит размеры листа и изображаемого предмета, рисовать несколько предметов. Самостоятельно создавать узор на полосе, квадрате,  ритмично располагать элементы. Знает и называет основные цвета и их оттенки. В работе старается передать реалистичный цвет предмета. Использует различные приемы рисования. Закрашивает основы мелкими штрихами, не выходя за пределы контура; регулируя силу нажима;

Средний уровень (от 9 до 13 баллов) Ребенок, изображая предметы и явления, затрудняется передавать их форму и строение, располагать рисунок в центре листа, соотносить размеры листа и изображаемого предмета, рисовать несколько предметов. С помощью воспитателя создает узор на полосе, квадрате,  ритмично располагает элементы. Допускает ошибки при названии основных цветов и их оттенков. Затрудняется в использовании различных приемов рисования, при закрашивании частично выходит за пределы контура.  

Низкий уровень (ниже 9 баллов) Ребенок пытается передать целостный образ предмета из нескольких составляющих или от цветового пятна. Передает изображение крупным планом. Допускает ошибки при названии основных цветов.  Не правильно держит карандаш и кисть, при закрашивании выходит за пределы контура. Не регулирует силу нажима.


3.2. «Изобразительная деятельность. Лепка»

Диагностика уровня развития технических умений и навыков детей среднего дошкольного возраста в лепке

Цель: выявить

  • умение детей задумывать содержание  лепки и развитие замысла в процессе лепки;
  • умение использовать в лепке разнообразные приемы (по наблюдению);
  • умение детей передавать в лепке образ предмета, соблюдая пропорциональное соотношение его составных частей;
  • умение использовать стеку при лепке из пластилина.

Задание. Предложить детям слепить любой красивый предмет для сказочного героя. Лепить можно все, что хочется, но не забывать, что на выставку возьмут только интересные и красивые предметы.

Оценка:

  1. Умение детей задумывать содержание  лепки, развитие замысла в процессе лепки;

3 балла – ребенок самостоятельно задумывает содержание  лепки, реализуя  задуманное в процессе лепки;

2 балла – ребенок с небольшой помощью взрослого задумывает содержание лепки и реализует  задуманное в лепке;

1 балл – ребенок не принимает помощь взрослого.

  1. Умение использовать в лепке разнообразные приемы.

3 балла – ребенок самостоятельно использует  в лепке разнообразные приемы.

2 балла – ребенок с небольшой помощью взрослого: напоминания, использует  разнообразные приемы лепки.

1 балл – ребенок не принимает помощь взрослого.

  1. Передача образа. Умение детей передавать в лепке образ предмета, соблюдая пропорциональное соотношение его составных частей.

1. Форма:

3 балла – формы переданы точно;

2 балла – есть незначительные искажения;

1 балл – искажения значительные, форма не удалась.

2. Строение:

3 балла – части расположены, верно;

2 балла – есть незначительные искажения;

1 балл – части предметов расположены неверно.

  1. Умение использовать стеку при лепке из пластилина.

3 балла – ребенок умеет правильно пользоваться стекой при лепке;

2 балла – ребенок допускает ошибки при пользовании стекой;

1 балл –  ребенок не умеет правильно пользоваться стекой.


Протокол обследования уровня сформированности

технических умений и навыков детей в лепке

Фамилия имя ребенка

Умение детей задумывать содержание  лепки, развитие замысла в процессе лепки

Умение использовать в лепке разнообразные приемы

Передача образа

Умение использовать

стеку при лепке из пластилина

Всего баллов

Суммарный  уровень

Форма

Строение

1.

2.

         Высокий уровень развития:   12 - 15 баллов

Средний уровень развития:   7 - 11 баллов

Низкий уровень развития:    ниже 7 баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень (от 12 до 15 баллов) Ребенок лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, задумывает содержание лепки, развивая замысел в процессе лепки. Самостоятельно использует  в лепке разнообразные приемы. Правильно и по назначению использует стеку.

Средний уровень (от 7 до 11 баллов) Ребенок лепит с небольшой помощью воспитателя различные предметы, передавая их форму, пропорции, задумывать содержание  лепки, развивая  замысел во время  лепки. При напоминании, использует  разнообразные приемы лепки.  Умеет использовать стеку при лепке.

Низкий уровень (ниже 7 баллов) Может лепить простые предметы. Затрудняется даже с помощью воспитателя передавать форму предметов, пропорции. Не может задумывать содержание  лепки и лепить задуманное, помощь взрослого не принимает. Во время лепки использует однообразные приемы. Стеку при лепке не использует или использует не по назначению.


3.3. «Изобразительная деятельность. Аппликация»

Диагностика уровня развития технических умений и навыков детей среднего дошкольного возраста в аппликации

Задание 1. Умеет резать по прямой короткие и длинные полосы.

Оценка:

3 балла - самостоятельно режет по прямой короткие и длинные полосы.

2 балла - режет самостоятельно, но неуверенно, полоски получаются не ровные, требуется помощь воспитателя.

1 балл- ребенок не правильно держит ножницы, не может резать по прямой, полоски кривые, не получаются нужной длинны.

Задание 2. Умеет составлять из полосок изображения разных предметов (забор, скамейка).

Оценка:

3 балла - ребенок самостоятельно  строит из полосок предмет (заборчик, скамейку);

2 балла - ребенок пытается составить из полосок предмет, но требуется небольшая помощь взрослого;

1 балл - ребенок не правильно строит из полосок предметы.

Задание 3. Умеет вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем округления углов.

Оценка:

3 балла - ребенок самостоятельно  вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем округления углов;

2 балла - ребенок пытается самостоятельно вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника, но углы получаются недостаточно закругленные,         требуется помощь взрослого;

1 балл - ребенок не правильно держит ножницы, углы срезает ровными линиями.

Задание 4. Умеет составлять из готовых геометрических фигур: домик, животного (зайчик).

Оценка:

3 балла - ребенок самостоятельно  составляет из готовых геометрических фигур: домик, животного (зайчик);

2 балла - ребенку требуется небольшая помощь взрослого при составлении предлагаемых предметов (домик, зайчик);

1 балл - ребенок составляет из геометрических  фигур непохожие предметы, после повторного задания взрослым, ошибку не исправляет.

Задание 5. Умеет преобразовывать формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат— на треугольники.

Оценка:

3 балла - ребенок самостоятельно  умеет преобразовывать формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат— на треугольники);

2 балла - ребенок пытается самостоятельно преобразовывать формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат— на треугольники), но требуется небольшая помощь взрослого;

1 балл - ребенок не правильно разрезает круг — на полукруги, четверти; квадрат— на треугольники, не правильно преобразовывает формы.

Задание 6. Умеет аккуратно вырезать и наклеивать.

Оценка:

3 балла - ребенок  самостоятельно  вырезает и аккуратно наклеивает, набирает определенное количество клея, умеет пользоваться салфеткой;

2 балла - ребенку старается аккуратно вырезать и наклеивать, но требуется небольшая помощь и напоминание о необходимости пользоваться салфеткой и нужном количестве клея;

1 балл - ребенок неаккуратно вырезает, не умеет пользоваться салфеткой, набирает на кисточку много клея.

Протокол обследования уровня сформированности технических умений и навыков детей среднего дошкольного возраста в аппликации

Фамилия

имя

ребенка

Режет  по прямой короткие и длинные полосы

Составляет из полосок изображения разных предметов

Вырезывает круглые и овальные формы из квадрата и прямоугольника

Составляет предметы  из готовых геометрических фигур

Преобразовывает  формы, разрезая их на две или четыре части

Аккуратно вырезывает  и наклеивает

Всего баллов

Суммарный  уровень

1.

2.

Высокий уровень развития:  14 - 18 баллов

Средний уровень развития:   9 - 13 баллов

Низкий уровень развития:    ниже 9 баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень(от 14 до 18 баллов) Ребенок умеет правильно держать ножницы и пользоваться ими; самостоятельно режет по прямой короткие и длинные полоски, составляет из полос изображения разных предметов (забор, скамейка); вырезает круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем округления углов; преобразовывает новые формы, разрезая их на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти, квадрат – на треугольники и т.д.); самостоятельно собирает из готовых геометрических форм предметы (дом, зайчик); аккуратно вырезает и наклеивает.

Средний уровень (от 9 до 13 баллов) Ребенок испытывает небольшое  затруднение в вырезании круглых формы из квадрата и овальных из прямоугольника путем округления углов; в преобразовании новых формы, разрезая их на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти; квадрат – на треугольники и т.д.); недостаточно сформированы навыки разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос; затрудняется в изображении из полос предметов (забор, скамейка); требуется помощь взрослого: в умении собирать из готовых геометрических форм предметы (дом, зайчик), в аккуратном вырезании и наклеивании.

Низкий уровень (ниже 9 баллов) Ребенок не правильно держит ножницы, не может резать по прямой, полоски кривые; не получается строить из полосок предметы (забор, скамейка); углы у фигур срезает ровными линиями, а не путем округления; составляет из геометрических  фигур непохожие предметы (домик, зайчик); не умеет разрезает круг – на полукруги, четверти; квадрат – на треугольники, не правильно преобразовывает формы; неаккуратно вырезает, не умеет пользоваться салфеткой, набирает на кисточку много клея.


3.4. «Конструктивно-модельная деятельность»

Диагностика уровня развития технических умений и навыков детей

среднего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности

Задание 1. Умение выделять основные части конструкций и характерные детали.

Оценка:

3 балла – ребенок выделяет основные части конструкций и характерные детали;

2 балла -  ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкций и характерные детали;

1 балл  - ребенок не выделяет основные части конструкций и характерные детали. Не принимает помощь взрослого.

Задание 2. Умение анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки, выделять части, определять их назначение и пространственное расположение, на основе анализа находить конструктивное решение.

Оценка:

3 балла - ребенок анализирует сделанные воспитателем поделки и постройки, выделяет части, определяет их назначение и пространственное расположение, на         основе анализа находит конструктивное решение;

2 балла – ребенок допускает, незначительные ошибки при анализе построек сделанных воспитателем с помощью взрослого выделяет части и  определяет их назначение пространственное расположение, на основе анализа частично находит конструктивное решение;

1 балл– ребенок допускает ошибки при анализе построек сделанных воспитателем даже с помощью взрослого не может  выделить части и  определить  их назначение, пространственное расположение, на основе анализа не находит конструктивного         решения.

Задание 3. Умение знать и различать разнообразные детали по форме и  величине (пластины, бруски, цилиндры, конусы)

Оценка:

3 балла – ребенок знает и различает разнообразные детали по форме и величине, называет детали (куб, пластина, кирпичик, брусок);

2 балла – ребенок затрудняется  различать разнообразные детали  по форме и величине. Допускает ошибки в  назывании деталей ( Куб, пластина, кирпичик, брусок);

1 балл - ребенок не различает  детали  по форме и величине. Допускает ошибки в их  названии (куб, пластина, кирпичик, брусок).

Задание 4. Умение строить по рисунку, подбирать необходимый строительный материал.

Оценка:

3 балла – ребенок умеет  строить постройку по рисунку, подбирать необходимый строительный материал;

2 балла – ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве постройки по рисунку, с  небольшой помощью взрослого  подбирает необходимый строительный материал;

1 балл - ребенок не умеет строить постройку по рисунку, подбирает необходимый  строительный материал только с помощью взрослого.

Задание 5. Умение сооружать постройки, объединяя  одним содержанием (улица, машины, дома).

Оценка:

3 балла -  ребенок самостоятельно умеет сооружать постройки и объединять их одним  содержанием;

2 балла – ребенок не достаточно самостоятелен в сооружении построек, при помощи взрослого объединяет их одним содержанием;

1 балл - ребенок затрудняется даже с помощью взрослого в сооружении построек, объединении их одним содержанием.

Задание 6. Умение конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, приклеивать к основной форме детали.

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно конструирует из бумаги. Правильно сгибает лист бумаги  пополам совмещая стороны и углы, приклеивает к основной форме детали;

2 балла – ребенок затрудняется правильно сгибать лист бумаги пополам совмещая стороны и углы,  приклеивает к основной форме детали;  

1 балл – ребенок не умеет сгибать лист бумаги пополам,  совмещая стороны и углы; с помощью взрослого  приклеивает к основной форме детали.  

Протокол обследования уровня развития технических умений и навыков

детей в конструктивно-модельной деятельности

Фамилия

имя

ребенка

Выделяет  основные части конструкций и их характерные детали

Анализирует  готовые поделки и постройки

Знает название строительных деталей и различает их по форме и  величине

Конструирует по рисунку

Сооружает постройки, объединенные  одним содержанием

Конструирует из бумаги

Всего баллов

Суммарный  уровень

Высокий уровень развития:  13 - 18 баллов

Средний уровень развития:   8 - 13 баллов

Низкий уровень развития:    ниже 8 баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень(от 13 до 18 баллов) Ребенок выделяет основные части конструкций и характерные детали,  анализирует сделанные воспитателем поделки и постройки, выделяет части, определяет их назначение и пространственное расположение, на основе анализа находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали  по форме и величине. Называет детали (куб, пластина, кирпичик, брусок), умеет строить постройку по рисунку, подбирать необходимый строительный материал. Самостоятельно умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием, конструирует из бумаги. Правильно сгибает лист бумаги  пополам, совмещая стороны и углы, приклеивает к основной форме детали.

Средний уровень (от 8 до 13 баллов) Ребёнок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкций и характерные детали,  затрудняется  различать разнообразные детали  по форме и величине. Допускает ошибки в  названии деталей (куб, пластина, кирпичик, брусок).  Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве постройки по рисунку. С  небольшой помощью взрослого  подбирает необходимый строительный материал, не достаточно самостоятелен в сооружении построек, при помощи взрослого объединяет их одним содержанием, затрудняется правильно сгибать лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы,  приклеивать к основной форме детали.  

Низкий уровень (ниже 8 баллов)  Ребенок не выделяет основные части конструкций и характерные детали,  допускает ошибки при анализе построек сделанных воспитателем, даже с помощью взрослого не может  выделить части и определить  их назначение, пространственное расположение, на основе анализа не находит конструктивного решения. Не различает  детали  по форме и величине, допускает ошибки в их  названии (куб, пластина, кирпичик, брусок). Ребенок не умеет строить постройку по рисунку, подбирает необходимый  строительный материал только с помощью взрослого,  затрудняется в сооружении построек и  объединении их одним содержанием. Не умеет сгибать лист бумаги пополам,  совмещая стороны и углы. С помощью взрослого  приклеивает к основной форме детали.

МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №46 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста

Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность. Разработана на основе Адаптированной образовате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)

Принята на педагогическом совете                             Утверждаю:№1 от 25 сентября 2015г.     ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)

      Рабочая программа  для детей старшей группы с общими нарушениями речи (ОНР)  - локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе...

Рабочая программа воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями старшего дошкольного возраста

В условиях модернизации образования на основании инструктивного письма от 02.06.1998 года № 89/34 – 16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педаг...

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...