Консультация для педагогов "Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения"
консультация по коррекционной педагогике по теме
Консультация для педагогов "Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_provedeniya_fizkulturnyh_zanyatiy_s_detmi_s_narusheniem_zreniya.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Макшакова Е.А.
воспитатель спец. группы,
МБДОУ ДС № 2
Г. Сарапул.
Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения.
Всем известно, что в последние годы количество здоровых, а значит нормально развивающихся детей , в дошкольных учреждениях снижается. По данным статистики лишь 22,1% детей признаны здоровыми (имеют 1 группу здоровья), 51,7 %имеют функциональные отклонения (2 группа здоровья), 26, 2 %имеют хронические заболевания (3-4 группы здоровья).
Проанализировав группы здоровья детей в нашем детском саду, я убедилась, что основная масса детей имеют хронические заболевания (3-4 группы здоровья), что составляет 52, 2% , функциональные отклонения -47,8% (2 группа здоровья), детей с первой группой здоровья нет.
Говоря о нашем дошкольном учреждении, можно сказать, что коррек-ционные задачи в нашем детском саду непосредственно связаны с первич-ным дефектом и вторичными отклонениями в развитии ребенка. У нас проводятся специальные коррекционные занятия: развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, лечебная физкультура, ритмика. Помимо этого вся непосредственно образовательная деятельность имеет коррекционную направленность, в том числе и по физическому воспитанию.
На физкультурных занятиях помимо общеобразовательных задач я еще решаю и задачи коррекционно - компенсаторные, и лечебно- восстано-вительные.
Напомню, что коррекция – это исправление, преодоление недостатков в развитии, которые возникают на фоне зрительной патологии. А компенсация – это замещение, восполнение недостающей зрительной информации за счет сохранных анализаторов.
Лечебно – восстановительные – это восстановление зрительных функций (центральное зрение, периферическое зрение, цветоощущение, бинокулярное зрение).
Поработав в массовом детском саду и саду для детей с нарушением зрения, я действительно поняла, насколько по – другому воспринимается мир детьми со зрительной депривацией. Поэтому, если ребенок с нарушением зрения находится среди нормально видящих детей, то к нему нужен индивидуальный подход и на физкультурных занятиях.
На примере физкультурного занятия я постараюсь показать коррекционную направленность каждой части занятия, и какими упражне-ниями можно решать лечебные задачи.
Вводная часть
Идет подготовка организма к предстоящей нагрузке (упражнения в ходьбе и беге и их различных видов, построение, перестроение, специальные упраж-нения в ориентировке в пространстве, на развитие слуха, внимания).
- Детей с высокой степенью миопии (близорукости) нужно поставить за хорошо видящими детьми.
- Тренировка фиксации взгляда на предмете происходит в заданиях, где педагог периодически показывает детям разные цветные предметы. Тем самым сигнализируя о необходимости изменения каких-либо действий детьми (цветные флажки и меняем вид ходьбы – на носках, пятках, гусиным шагом; цветные круги меняем построение – круг, колонна, шеренга и т.д.).
3. Для тренировки зрительно-моторных реакций используются упражнения, такие как ходьба, бег, прыжки по зрительным ориентирам, в качестве которых могут быть различные разметки на полу.
Основная часть
Общеразвивающие упражнения
- Физкультурное оборудование (мячи, гимнастические палки, обручи) должны иметь специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 5 до 30 мм. Применяются пособия с меткой для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа.
На канатах, на веревках, скакалках также должны быть специальные обозначения в виде полоски, бантика с помощью которых дети ориентируются при выполнении общеразвивающих упражнений. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать действия руки и ноги, а также определять направленность при движении и свое положение в пространстве.
- В О.Р.У. включаются упражнения для глаз или глазодвигательную гимнастику в динамической форме, связанная с прослеживающей фиксацией взора (например, при выполнении упражнений для плечевого пояса отводим руку в сторону и следим глазами и акцентируем на этом внимание).
- Нужно использовать больше упражнений на координацию, так как у детей с патологией зрения особенно она страдает (разноименные и разнонаправленные упражнения – поочередное поднимание рук).
- Индивидуальный подход – детей с высокой степенью миопии ставят в колонны в первый ряд или отдельное звено), им противопоказаны упражнения с резкими наклонами головы, с наклонами вниз, резкие прыжки.
Основные виды движений
- Развитию зрительных функций способствует такое оборудование, как подводящие дорожки к снарядам
- Во время проведения основных движений используется дифференцированный подход. Дети сильно отличаются по уровню восприятия учебной информации, так как на лучшем глазу у ребенка находится окклюдор. Из-за ограниченного поля зрения двигательная реакция у такого ребенка может быть замедленной. Поэтому таким детям обязательно нужна страховка, например, в ходьбе по гимнастической скамейке. Впереди обязательно ставится зрительный ориентир. Кроме этого все дети могут выполнять более усложненное задание (идти с мешочком на голове), а дети с окклюдором и слабовидящие просто сохраняя равновесие.
Детям с высокой степенью миопии, с изменением глазного дна нельзя резко спрыгивать, лучше сходить со скамейки.
3. Также при метании могут быть две разные по размеру цели в соответствии со зрительными возможностями, также разные предметы для метания.
4. Для прокатывания мяча использовать цветные воротца.
Подвижная игра
- Прежде всего, включаем в игру отработанные движения.
- Лучше не брать игры, где дети действуют поочередно (например «Два», «Третий лишний»)
- Чаще использовать игры, где бы развивались прослеживающие функции глаз, бинокулярное зрение, глубинное зрение, боковое зрение (например: мл. гр. – «Птички летают» - развитие периферического зрения, «Догоним мишутку» - прослеживающие функции глаз; ст. гр. – «Ловишка, бери ленту» - прослеживающие функции глаз, ориентировка в пространстве.
Заключительная часть
Помимо ходьбы, упражнений на восстановление дыхания, игр малой подвижности в специализированном детском саду для детей с патологией зрения учим детей ориентироваться в макропространстве с помощью карт-схем. Основная цель заданий с использованием карт-схем – научить детей понимать связь между объектами и использовать эту связь в собственных действиях. Проводятся игры типа «Найди знак», «Найди указанный предмет».
В заключении можно сказать, что знание особенностей зрения каждого ребенка позволит подобрать специальные методы и приемы, создать соответствующие условия, подобрать правильно оборудование и тем самым помогать решению коррекционных задач, направленных на преодоление недостаточности двигательных умений, а также способствовать восстановлению зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по проведению зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения.
Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактико...
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Об необходимости зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения. Предлагается примерный комплекс зрительной гимнастики....
Особенности проведения физкультурных занятий с дошкольниками с нарушением зрения
В данном материале представлены особенности проведения физкультурных занятий с детьми, имеющими различную патологию зрения...
Статья «Развитие внимания и двигательной памяти в непрерывной и совместной физкультурной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения, в образовательной области «Физическое развитие»
В статье даны методы и приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением зрения в разных видах двигательной деятельности с учетом требования ФГОС: на занятиях, в упражнениях, в подвижных иг...
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Обоснована значимость зрительных гимнастик, приведены пирмеры комплексов зрительных ги...
«Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи» 22/11/2017г.
laquo;Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи»...
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Даны практические рекомендации для родителей по профилактике зрительных нарушений...