Консультация для педагогов "Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения"
консультация по коррекционной педагогике по теме

Консультация для педагогов "Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Макшакова Е.А.

воспитатель спец. группы,

МБДОУ ДС № 2

Г. Сарапул.

Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения.

 Всем известно, что в последние годы количество здоровых, а значит нормально  развивающихся детей , в дошкольных учреждениях снижается. По данным статистики лишь 22,1% детей признаны здоровыми (имеют 1 группу здоровья), 51,7 %имеют функциональные отклонения (2 группа здоровья), 26, 2 %имеют хронические заболевания (3-4 группы здоровья).

       Проанализировав группы здоровья детей в нашем детском саду, я убедилась, что основная масса детей имеют хронические заболевания (3-4 группы здоровья), что составляет 52, 2% , функциональные отклонения -47,8% (2 группа здоровья), детей с первой группой здоровья нет.

       Говоря о нашем дошкольном учреждении, можно сказать, что коррек-ционные  задачи в нашем детском саду непосредственно связаны с первич-ным  дефектом и вторичными отклонениями в развитии ребенка. У нас проводятся специальные коррекционные занятия: развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, лечебная физкультура, ритмика. Помимо этого вся непосредственно образовательная деятельность имеет коррекционную направленность, в том числе и по физическому воспитанию.

       На физкультурных занятиях помимо общеобразовательных задач я еще решаю и задачи коррекционно - компенсаторные, и лечебно- восстано-вительные.

       Напомню, что коррекция – это исправление, преодоление недостатков в развитии, которые возникают на фоне зрительной патологии.                           А компенсация – это замещение, восполнение недостающей зрительной информации за счет сохранных анализаторов.

     Лечебно – восстановительные – это восстановление зрительных функций  (центральное зрение, периферическое зрение, цветоощущение, бинокулярное зрение).

        Поработав в массовом детском саду и саду для детей с нарушением зрения, я действительно поняла, насколько по – другому воспринимается мир детьми со зрительной депривацией. Поэтому, если ребенок с нарушением зрения находится  среди  нормально видящих детей, то к нему нужен индивидуальный подход и на физкультурных занятиях.

На примере физкультурного занятия я постараюсь показать коррекционную направленность каждой части занятия,  и какими упражне-ниями можно решать лечебные задачи.

Вводная часть

Идет подготовка организма к предстоящей нагрузке (упражнения в ходьбе и беге и их различных видов, построение, перестроение, специальные упраж-нения в ориентировке в пространстве,  на развитие слуха, внимания).

  1. Детей с высокой степенью миопии (близорукости) нужно поставить за хорошо видящими детьми.
  2. Тренировка фиксации взгляда на предмете происходит в заданиях, где педагог периодически показывает детям разные цветные предметы. Тем самым сигнализируя о необходимости изменения каких-либо действий детьми (цветные флажки и меняем вид ходьбы – на носках, пятках, гусиным шагом;  цветные круги меняем построение – круг, колонна, шеренга и т.д.).

       3. Для тренировки зрительно-моторных реакций используются     упражнения, такие как ходьба, бег, прыжки по зрительным ориентирам, в качестве которых могут быть различные разметки на полу.

Основная часть

Общеразвивающие упражнения

  1. Физкультурное оборудование (мячи, гимнастические палки, обручи) должны иметь специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 5 до 30 мм. Применяются пособия с меткой для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа.

На канатах, на веревках, скакалках также должны быть специальные обозначения в виде полоски, бантика с помощью которых  дети ориентируются при выполнении общеразвивающих упражнений. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать действия руки и ноги, а также определять направленность при движении и свое положение в пространстве.

  1. В О.Р.У. включаются упражнения для глаз или глазодвигательную гимнастику в динамической форме, связанная с прослеживающей фиксацией взора (например, при выполнении упражнений для плечевого пояса отводим руку в сторону и следим глазами и акцентируем на этом внимание).
  2. Нужно использовать больше упражнений на координацию, так как  у детей с патологией зрения особенно она страдает (разноименные и разнонаправленные упражнения – поочередное поднимание рук).
  3. Индивидуальный подход – детей с высокой степенью миопии ставят в колонны в первый ряд или отдельное звено), им противопоказаны упражнения с резкими наклонами головы, с наклонами вниз, резкие прыжки.

Основные виды движений

  1.  Развитию зрительных функций способствует такое оборудование, как подводящие дорожки к снарядам
  2. Во время проведения основных движений используется дифференцированный подход. Дети сильно отличаются по уровню восприятия учебной информации, так как на лучшем глазу у ребенка находится окклюдор. Из-за ограниченного поля зрения двигательная реакция у такого ребенка может быть замедленной. Поэтому таким детям обязательно нужна страховка, например, в ходьбе по гимнастической скамейке. Впереди обязательно ставится зрительный ориентир. Кроме этого все дети могут выполнять более усложненное задание (идти с мешочком на голове), а дети с окклюдором и слабовидящие просто сохраняя равновесие.

Детям с высокой степенью миопии, с изменением глазного дна нельзя резко спрыгивать, лучше сходить со скамейки.

       3. Также при метании могут быть две разные по размеру цели в соответствии со зрительными возможностями,  также  разные предметы для метания.

       4. Для прокатывания мяча использовать цветные воротца.

       Подвижная игра

  1. Прежде всего, включаем в игру отработанные движения.
  2. Лучше не брать игры, где дети действуют поочередно (например «Два», «Третий лишний»)
  3. Чаще использовать игры, где бы развивались прослеживающие функции глаз, бинокулярное зрение, глубинное зрение, боковое зрение (например: мл. гр. – «Птички летают» - развитие периферического зрения, «Догоним мишутку» - прослеживающие функции глаз; ст. гр. – «Ловишка, бери ленту» - прослеживающие функции глаз, ориентировка в пространстве.

Заключительная часть

Помимо ходьбы, упражнений на восстановление дыхания, игр малой подвижности в специализированном детском саду для детей с патологией зрения учим детей ориентироваться в макропространстве с помощью карт-схем. Основная цель заданий с использованием карт-схем – научить детей понимать связь между объектами и использовать эту связь в собственных действиях. Проводятся игры типа «Найди знак», «Найди указанный предмет».

  В заключении можно сказать, что знание особенностей зрения каждого ребенка позволит подобрать специальные методы и приемы, создать соответствующие условия, подобрать правильно оборудование и тем самым помогать решению коррекционных задач, направленных на преодоление недостаточности двигательных умений, а также способствовать восстановлению зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проведению зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения.

Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактико...

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Об необходимости зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения. Предлагается примерный комплекс зрительной гимнастики....

Особенности проведения физкультурных занятий с дошкольниками с нарушением зрения

В данном материале представлены особенности проведения физкультурных занятий с детьми, имеющими различную патологию зрения...

Статья «Развитие внимания и двигательной памяти в непрерывной и совместной физкультурной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения, в образовательной области «Физическое развитие»

В  статье даны методы и приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением зрения в разных видах двигательной деятельности с учетом требования ФГОС: на занятиях, в упражнениях, в подвижных иг...

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Обоснована значимость зрительных гимнастик, приведены пирмеры комплексов зрительных ги...

«Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи» 22/11/2017г.

laquo;Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи»...

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Даны практические рекомендации для родителей по профилактике зрительных нарушений...