ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
статья по коррекционной педагогике на тему
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ 3 (10) 2014
ВЕСТНИК ПЕДАГОГА ИСКУССТВ
ИЗДАЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ
«ДАВЫДОВСКИЙ» (ТДФ)
САЙТ ТФД: www.TDF.ucoz.com
Москва 2014
Ткаченко Г.В. «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ» ,стр. 41
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Дошкольное детство – это первая ступень подготовки детей к обучению в школе, участию в жизни общества. Как известно, для учения в школе, в частности, для овладения письмом и грамотой ребёнок должен иметь определённый словарный запас. Обладать грамотной речью и правильно произносить звуки.
Наш детский сад – это дошкольное учреждение, в котором проводится логопедическая работа по устранению у детей различных нарушений речи.
Практика работы показывает, что из всего комплекса работы над формированием речи ребёнка, ведущее место принадлежит игре. Особенно сюжетно – ролевой.
Многие дети, поступившие в детский сад в сентябре, имели отклонения в речевом развитии. В течение определённого времени наблюдали за их речевым общением в процессе различной деятельности. В результате наблюдения выяснили, что словарный запас детей беден. Ими допускаются грамматические ошибки: путают падежные формы, не согласуют существительные с глаголом, прилагательные и числительные, опускают предлоги.
Наблюдая за играми детей, обнаружили, что слабое речевое развитие многих детей не позволяло им принимать активное участие в играх. Отдельные дети не имели навыков самостоятельной игры, не знали, как играть с той или иной игрушкой, наблюдалось тяготение к механическим игрушкам, что доказывает бедность запаса самостоятельных действий с предметом. Обращали внимание на то, как ведут себя дети во время игр. Большинство ребят малообщительны, мешал речевой барьер в общении. Не могли словами выразить просьбу. Многие дети возбудимы, неуравновешенны, суетливы, отсутствует произвольное внимание. Всё это позволяло выделить основную задачу – развивать игровую активность детей, использовать игру как главное средство речевого общения и тем самым способствовать развитию речи.
В дальнейшем мы разделили детей на две группы: 1 группа это дети, которые играют по указанию взрослого, могут высказаться по ходу игры; 2 группа это дети, которые очень редко участвуют в играх, проявляя при этом речевую пассивность.
Совместно с психологом добивались, чтобы дети приобретали навыки совместной самостоятельной игры, умели активно развивать сюжет игры, высказывались по ходу игры, проявляя речевую активность. Наметили занятия и наблюдения, которые способствуют обогащению знаний детей об окружающей действительности и которые они отражают в играх, например, знакомство с трудом взрослых (почтальона, продавца, шофёра). Обращали внимание на понятные детям действия (шофёр управляет автомобилем, ухаживает за машиной, продавец взвешивает, отпускает товар, почтальон разносит письма, газеты).
Использовали речевые игры и упражнения: «Кому что нужно для работы», «Для чего нужна эта вещь?», «Не ошибись», и т. д. Так же использовали серии дидактических игр, для закрепления обобщающих понятий: «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «За покупками в магазин», «Назови три предмета», «Кто больше назовёт».
Работа над произнесением и культурой речи, правильным построением предложений, использованием предложений разного типа (простых и сложных) не замыкалась работой с детьми по картинкам, лото, а продолжалась в игре. При этом соблюдался принцип последовательности: от игр с готовым сюжетом - содержанием к играм самостоятельным.
Приведём пример: игра «Автобус». Воспитатель и дети намечают ход игры. Вместе строят из стульчиков автобус. Воспитатель – водитель. Дети – пассажиры. Воспитатель объявляет остановки, называя магазины: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Мебель», «Посуда» и т. д.. На остановке выходит ребёнок, который может сказать, что можно купить в магазине. Проиграв несколько вариантов с воспитателем, дети, затем, играют самостоятельно, используя в игре знания о телефоне. Сами стали строить автобус «автобус», договариваться друг с другом, решать какие предметы и игрушки могут им понадобиться, кто какие роли будет выполнять, придумывали разные названия остановок (магазин, парикмахерская, поликлиника, детский сад, почта). Они звонили в магазин, уточняли, есть ли нужный товар. В зоопарк, спрашивая, работает ли он. В поликлинику, вызывая врача.
Для организации различных игр постарались создать постарались создать все условия, при этом учитывали возможности наших детей. Для себя чётко определили, как и когда закреплять знания детей, полученные на занятиях. В основном это была вторая половина дня на прогулке.
Вначале дали детям простые сюжетные игрушки бытового назначения – посуда мебель, одежда, овощи, фрукты, т. к. с этими предметами дети познакомились на занятиях. Так в средней группе возникли сюжетно-ролевые игры: «семья», «детский сад», «магазины – овощной, мебельный, игрушек», «пароход», «парикмахер», «автобус».
На первых этапах принимали непосредственное участие сами воспитатели в играх детей, сначала выполняя главные, а потом второстепенные роли. Причём к одному и тому же сюжету возвращались не один раз, тем самым обеспечивали возможность детям закреплять обобщающие понятия и проявлять некоторую самостоятельность в развитии сюжета.
Например: «магазин – овощи». В овощном магазине продавались лук, морковь, огурцы, свёкла, картофель. Воспитатель в роли продавца учила детей вежливо здороваться, покупая, произносить слово «пожалуйста», называть нужные им овощи.
В игре воспитатель уточняла названия овощей, обобщала понятие «овощи». Играя в другой раз, воспитатель обратила внимание на то что дети покупают больше всего только морковь и что на прилавке её уже не осталось. Воспитатель подошла к прилавку, поздоровалась и спросила: «Что, в магазине нет других овощей, только морковь?». Дети стали покупать и другие овощи. Воспитатель сказала, что если товар закончился или его недостаточно, то овощи можно привезти в магазин ещё и рассказала, как и откуда.
Таким образом, участвуя в игре, воспитатель направляла действия детей советом, вопросом, непосредственно показом, побуждала их к высказываниям. Игровые ситуации способствовали словесному общению. Игра проходит успешно если к ней подготовлены дети, если воспитатель хорошо представляет ход игры. Правила, действия, свою роль в данной игре. И главное, если он знает какие воспитательные задачи будет решать в процессе игры.
В результате у детей значительно расширился словарь, обогатились представления об окружающей действительности, что способствовало развитию сюжета игры.
Дети второй подгруппы постепенно стали проявлять интерес к игровой деятельности. Они начали играть более активно, выделяя любимые игрушки, игры В коллективных играх стали действовать совместно и более согласованно, осмысленно выполнять правила игры, требования воспитателя. Игровые действия стали сопровождаться речью. Дети учились пользоваться не только отдельными словами, но и распространёнными предложениями. Углублялся их интерес к игре, расширялся словарь.
По совету воспитателя и психолога, родители организуют дома уголки для игр где ребёнок готовит обед, лечит куклу, ремонтирует машину в гараже, летит на самолёте и т. д. Роль взрослого в том чтобы вызвать ребёнка на разговор по поводу совершаемых действий закрепляя правильную речь.
Побуждали детей, чтобы они самостоятельно договаривались друг с другом, какие игрушки и предметы им понадобятся , с кем будут играть, то есть преследовали цель упражнять детей в речевом общении ,в умении грамматически правильно строить предложения, уточнять их представления об окружающем.
В результате целенаправленной работы с детьми мы добились хороших результатов. И хотя дети ещё не могут составить плана игры с небольшим количеством действующих лиц, но при соответствующей подготовке к игре, в процессе самой игры, дети научились самостоятельно выражать свои мысли, действия, правильно их обозначать в слове.
Предстоит дальнейшая работа по формированию речевых форм, обобщения в процессе игр так, что бы дети перешли от вопросно-ответной речи к умению вести монологи, использовать в творческих играх речевой материал любой сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-434846-1673799624.jpg)
Консультация для родителей на тему: "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Игра явл Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-1114589-1549699498.jpg)
Статья на тему: «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»
В данной статье рассказано, что такое игры, как игры связаны с речью. Какие игры лучше использовать для развития речи детей дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/03/picture-776842-1459701626.jpg)
Статья «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственном...
Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Подготовила: Гогенко С.В. Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила : Гогенко С.В. Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/14/picture-805856-1471168497.jpg)
«Влияние игры на развитие речи детей»
В детском саду ведущая роль принадлежит игровой деятельности. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельнос...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/23/picture-1126456-1574527503.jpg)
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста. Игра является основным видом деятельност...