Рисуночные тесты
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения. Значение рисуночных тестов для психодиагностики нарушений развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ris_testy.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План
Введение
1. Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения
2. Значение рисуночных тестов для психодиагностики нарушений развития
Заключение
Введение
По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов. Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, своего рода остановки на ранних стадиях. Эта закономерность и позволяет оценивать умственное развитие с помощью рисуночных тестов.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ И ТЕХНИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
ОЦЕНКА МЕТОДА
Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.
Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.
Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.
2. Значение рисуночных тестов для психодиагностики нарушений развития
Рисуночные тесты, которые в отличие от большинства прямых методов исследования являются косвенными и относятся к категории проективных. То есть они как бы дают проекцию - портрет личности. Их популярность связана с расцветом психоанализа, благодаря которому было введено понятие бессознательного.
Рисуночные тесты обладают рядом преимуществ - как при работе со взрослыми, так и с детьми. Считается, что тестовые ситуации достаточно привычные и позволяют тестируемому раскрепоститься и проявить те особенности, которые не нашли выхода на более ранних этапах исследования. К тому же в процессе рисования контроль так называемого (цензора сознания) ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному. Рисунки могут оказаться хорошим поводом для установления контакта и взаимопонимания с испытуемым, что позволит получить дополнительную информацию о нем.
Тем не менее, рисуночные тесты имеют и ряд недостатков. Прежде всего - трудно установить связь между рисунками и искомыми параметрами. Кроме того, интерпретация зависит от личности исследователя - проекция является обоюдоострым оружием, действию которого подвергается и сам экспериментатор, поэтому необходимо быть осторожным в интерпретации.
Все данные, полученные при помощи рисуночных тестов, обязательно должны сопоставляться с результатами, полученными при обычном тестировании. В целом толкование результатов рисуночных тестов должно быть сделано с учетом максимально полной информации о том, кого вы тестировали, его прошлом и настоящем.
Каждый из тестов, например - Дом-Дерево-Человек, Нарисуй человека, Рисунок семьи, - состоит из двух этапов. Первый этап - сам процесс рисования. Второй этап - беседа после того, как рисунок сделан, во время которой испытуемый описывает, характеризует и интерпретирует нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказывает возникшие в связи с ними ассоциации,
Было замечено, что замкнутые люди становятся более раскрепощенными, когда увлечены процессом рисования. Оказалось, что паузу в рисовании - можно с успехом использовать, чтобы разговорить испытуемого.
Материал, который используется во всех тестах, - стандартный лист бумаги (А4). простой карандаш (лучше мягкий), ластик.
Опираясь на подходы известных психологов и психиатров к анализу детского рисунка, можно сформулировать основные принципы интерпретации детского рисунка и условия проведения психологического обследования, которые необходимо учитывать практическому психологу.
1. Учет нормативных возрастных особенностей формирования графической деятельности и рисунка при его трактовке.
2. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рисование в рамках обследования должно происходить в атмосфере игровой и неоцениваемой деятельности.
3. Необходимо использовать единый формат бумаги и однотипный рисовальный материал, например карандаши средней мягкости (М2) и т.п.
4. Должны отмечаться эмоциональные и другие проявления ребенка в процессе рисования, а также такие особенности, как словесное сопровождение, рисующая рука и способ держания карандаша, изменение положения листа бумаги в процессе рисования, смена (поломка) карандашей и др.
5. Уровень сформированности схемы и образа собственного тела оказывают непосредственное влияние как на характер изображения фигуры человека, так и на характер графической деятельности в целом.
6. Предварительный анализ и учет особенностей зрительного восприятия ребенка.
7. Рисунок никогда не следует использовать в качестве единственного отправного пункта проективной интерпретации.
Заключение
Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения, в котором проявляется своеобразие многих сторон психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический материал "Рисуночные тесты"
Пособие для воспитателей ДОУ .Оценивание воспитанников различными методами....
« Психологические рисуночные тесты. Анализ и техника проведения»
В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характери...
Рисуночный тест "Автопортрет"
Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности,...
Рисуночный тест
Рисуночный тест...
Рисуночные тесты
Рисуночные тесты...
Выявление особенностей внутрисемейных отношений с помощью рисуночного теста.
Тест "Рисунок семьи" / Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей – М., 2005.Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положител...
Рисуночный тест "Ребёнок рисует семью"
Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи и Вас самих? С 4-5 лет Вы можете провести р...