Статья:«Эмоциональное развитие дошкольников»
статья по коррекционной педагогике на тему
Эмоциональное развитие, также, как и психическое развитие ребёнка вообще, включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями. Знание особенностей возрастных этапов развития является чрезвычайно важным, так как в едином процессе формирования психических качеств личности каждый возрастной этап развития теснейшим образом связан с предыдущим. Каждый предшествующий этап эмоционального развития как бы подготавливает базу, является одним из звеньев всего хода психического развития ребёнка в целом. Нарушения развития на каком-либо одном возрастном этапе с неизбежностью будет влиять на последующие этапы развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_emotsionalnoe_razvitie_doshkolnika.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Эмоциональное развитие дошкольников»
Воспитатель Стреха Елена Николаевна
Уже в первые часы после рождения у ребёнка проявляются базисные (наследственные) эмоции обиды и гнева, к концу второго месяца - удивления и возмущения. Считается, что этого достаточно для формирования в дальнейшем развитой эмоциональной системы. Новые эмоции развиваются за счёт индивидуального переноса оценочной функции эмоций на новые жизненные ситуации.
Впервые опыт «окрашивания» внешнего мира, в основе которого лежит оценочная функция эмоции, ребёнок во многом заимствует у взрослых. На их основе, присоединяя к ним собственные ощущения и базисные эмоции, он строит собственную систему аффективных оценок - отношений.
Для того чтобы ребёнок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нём (обычно это мать), должна возникнуть тесная взаимная привязанность. До сих пор доподлинно не известно, каким образом эта связь возникла и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребёнка являются эмоции. Если же связь между матерью и младенцем нарушается (особенно на длительное время), или нарушена постоянно, то можно наблюдать выразительнейший букет негативных эмоций, которые в отдельных случаях перерастают в тяжёлые формы депрессии и способны вызвать даже истощение организма.
Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребёнком. Экологическая ниша человеческого ребёнка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нём взрослый.
Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребёнком, так же как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвящённые вопросам эмоционального развития ребёнка, показывают, что задолго до того, как ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своём внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов. Подобная система социальной коммуникации, базирующаяся на эмоциональной экспрессии, жизненно важна, ибо без неё связь между матерью и ребёнком была бы невозможна.
В основе воспитания лежит социально-регулятивная функция эмоций. Само по себе воспитание не способно наделить человека какими-либо новыми ощущениями, помимо тех, которыми наделила его природа, хотя возможно их совершенствование. Иное дело эмоции. На предшествующих появлению человека этапах развития эволюции эмоция и стимулируемая ею деятельность составляли биологическую целесообразность. Страх, радость, недовольство, гнев, агрессия - это тот достаточный набор простых эмоций, которые позволяют животным выживать в сложных жизненных условиях, а ребёнку строить свои взаимоотношения не первых этапах жизни. У человека в условиях общества появилась социальная целесообразность. Она определяет не только характер и вариации внешнего выражения переживаний человека, что само по себе становится достоянием культуры, но и произвольность или умение индивида контролировать свои переживания. Именно общество диктует ребёнку нормы поведения и требует скрывать свои страхи, радости и т.д. Таким образом, эмоция социализируется. Однако с развитием высших форм сознания и высших человеческих потребностей социальная целесообразность формирует и новые эмоции - сложные человеческие чувства, без которых невозможно нормальное развитие ребёнка.
Раннее и дошкольное детство - период, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребёнка, и он находится как бы в их плену.
Старший дошкольный возраст считается особенно «эмоционально насыщенным».
На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщёнными. Возрастает умение ребёнка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Постепенно происходит интеллектуализация детских чувств. Выявляется способность к предвосхищению. Видоизменяются формы выражения чувств. Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мотивами поведения ребёнка.
Уже в дошкольном возрасте наблюдаются существенные различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек. По данным А.И. Захарова, проводившего опрос родителей, пики сензитивности приходятся у мальчиков на 5 и 9 лет, у девочек на 10 лет. Капризность выражена у мальчиков в 3 – 5 лет и в 7 - 10 лет, а у девочек капризность характерна для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет). Упрямство и негативизм более характерны для мальчиков в 3 года, затем уменьшаются и опять увеличиваются к 8 годам, у девочек нерезкие подъёмы упрямства встречаются в 4 года и в 11 лет. Кроме того, мальчики, по оценке родителей, более возбудимые и нервные, чем девочки, и у них нервность, в отличие от девочек, повышается к 4 годам и продолжает сохраняться на высоком уровне, имея тенденцию к нарастанию в старшем подростковом возрасте.
О состоянии психологического дискомфорта или эмоциональной депривации у детей до 3 лет взрослому будет сигнализировать повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, с желудочно-кишечными расстройствами. Такой соматовегетативный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе.
Если по каким-либо причинам ребенку-дошкольнику плохо, то у него, скорее всего разовьется психомоторное возбуждение, могут возникнуть тики и заикания. Данный уровень реагирования обусловлен наиболее интенсивной в этом возрасте дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора.
Чаще всего причинами негативных эмоциональных состояний в дошкольном возрасте являются депривация потребности общения в семье или со сверстниками. Литературные данные свидетельствуют о том, что высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и школу, неприятие со стороны сверстников. В числе эмоциональных проявлений дошкольника, обращающих на себя наибольшее внимание родителей и чаще всего изучаемых психологами, находятся: детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипки, угрозы, разрушения построек сверстников и др.), детские страхи, депрессия, конфликтность, тревожность и др.
У детей старшего дошкольного возраста в случаях острых психических травм, таких как болезнь или смерть близкого человека, или хронических психотравмирующих воздействий, например неправильного воспитания и др., формируется аффективный уровень реагирования. Его проявления характеризуются повышением общей эмоциональной возбудимости, симптомами и синдромами страхов, проявлением агрессии или негативизма. Такие эмоциональные реакции могут быть следствием самых разных факторов, однако в первую очередь - психологических.
С семилетним возрастом связывают один из кризисов возрастного развития. В этом возрасте ребёнок поступает в школу. Изменение его социального статуса сопровождается интенсивным биологическим созреванием. Психологически ребёнок начинает осознавать себя как социального индивида, будущего школьника. У ребёнка формируется внутренняя позиция. В эмоциональной сфере это может проявляться в том, что ребёнок становится капризным, раздражительным, непослушным. Для этого периода характерно также снижение самооценки и достаточно высокий уровень тревожности.
Л.С. Выготский в своей работе «Кризис 7 лет» отметил такие важные особенности переживаний детей данного возраста, как их осмысление, т.е. понимание того, что такое «я добрый», «я сердитый», «мне грустно». На основе осмысления формируется отношение к себе, и осмысление может порождать борьбу между переживаниями. Обычно переживания являются прямым следствием новых, трудных или неприятных жизненных ситуаций, а также отражением в особой эмоциональной форме степени удовлетворённости потребностей человека.
Последователи Выготского, разрабатывая проблему формирования эмоциональной сферы у ребёнка старшего дошкольного возраста, с помощью различных экспериментальных методов показали, что в это время происходят как «интеллектуализация», так и «волюнтаризация» эмоций, т.е. превращение сравнительно элементарных эмоций в высшие (в том числе в нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.), имеющие качественно иное опосредованное строение.
Эмоциональное развитие, также, как и психическое развитие ребёнка вообще, включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями. Знание особенностей возрастных этапов развития является чрезвычайно важным, так как в едином процессе формирования психических качеств личности каждый возрастной этап развития теснейшим образом связан с предыдущим. Каждый предшествующий этап эмоционального развития как бы подготавливает базу, является одним из звеньев всего хода психического развития ребёнка в целом. Нарушения развития на каком-либо одном возрастном этапе с неизбежностью будет влиять на последующие этапы развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. – М.: Наука, 1971.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: 1990.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: 1976.
5. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко – психологическое исследование // Собр. соч. в 6 т. Т. 6. – М.: Педагогика, 1984.
6. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М.: 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Эмоциональное развитие дошкольника"
Небольшая статья посвящена основным изменениям в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства, а также содержит рекомендации для родителей по развитию эмоциональной сферы ребен...
Статья: «Эмоциональное развитие дошкольников»
Раннее и дошкольное детство - период, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребёнка, и он находится как бы в их плену.Старший дошкольный возраст считается особенно «эмоционально ...
Статья «Эмоциональные состояния детей дошкольников и их педагогическая оценка в условиях детского сада» (подготовительная группа)
Эмоциональное благополучие влияет практически на все сферы психического развития детей....
Статья :Эмоциональное развитие дошкольников в играх-драматизациях.
Драмматизировать - то значит представить........
Статья "Эмоционального благополучия ребенка-дошкольника"
В последнее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья....
Статья "Эмоциональное развитие дошкольника"
В этой статье представлен небольшой материал по развитию эмоциональной сферы дошкольника.Сосредоточено внимание родителей на то, какие необходимо учитывать моменты при эмоциональном развитии реб...