Проект "Русские валенки"
проект по художественной литературе (младшая группа)

Творческий  проект «Русские валенки»

Кабанова Наталья Валерьевна

Участники проекта: воспитатели, дети группы раннего возраста, музыкальный руководитель, родители.

Место проведения проекта: группа детского сада.

Тип проекта: информационно-творческий.

Сроки реализации: краткосрочный (14.02-17.02.2023г)

 Введение:

          Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?     

          «Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.        

         В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью! Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера. Пожалуй, это самая удобная обувь. В ней не страшны лютые русские морозы. Валенки уникальны: без начала и конца, без шва и рубца. Производство настоящих валенок очень трудоемко. Валенки - это настолько практичная обувь, что народ начал слагать о них пословицы и поговорки, посвящать стихи, сочинять песни.                                                                                                            Актуальность:

           Реализация проекта «Русский валенок» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

Цель: знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре.

Задачи: 

    1. Познакомить детей с историей русской обуви (валенки).

     2. Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам,         пословицам, поговоркам, частушкам.

     3.  Развивать воображение, фантазию, творчество.

Методы:

• Рассматривание иллюстраций о разных видов валенок;

• Беседа;

• Чтение художественной литературы:

• Прослушивание аудио записи русской народной песни «Валенки»

• Дидактические, подвижные игры;

• Расписывание валенка;

• Украшение валенка;

• Оформление выставки готовых работ.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Что лишнее?»

«Третий лишний»

Беседа: «Ай, да валенки»

Познавательное развитие

-Тематические беседы по ознакомлению с историей русского валенка.

-Рассматривание разных видов валенок.

Речевое развитие

-Чтение стихов, потешек, поговорок про валенки.

-Чтение художественной литературы:

- В. Новиков. Сказка «Тёплые валенки». 

Художественно-эстетическое развитие

-НОД Нетрадиционная техника рисования (ватными палочками)  «Валенок нарядный»

-Аппликация «Украшения валенка»

- Пластилинография «Чудо – валенки»

Музыкальное:

-Прослушивание аудиозаписи русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.

-Хороводная игра «Зимушка – зима» Л. Олифировой, песня «Саночки», муз. Филиппенко.

-Танец «Валенки» русская народная мелодия.

Физическое развитие

-Подвижные игр Работа с родителями:

-Беседа о важности совместной деятельности родителей с ребёнком.

-Чтение художественной литературы.

ы и эстафеты: «На прогулку мы собрались»,

 «Прыжки в обруч».

Этапы реализации проекта

Содержание

деятельности

Ответствен-ный

Сроки проведе-ния

Подготовительный

Выбор темы

 Составление плана работы

воспитатели.

14.02.2023г

Реализация проекта

 1.Беседа «Ай, да валенки» 2Рассматривание иллюстраций зимней одежды.

3.Дидактическая игра «Что лишнее»

4.НОД. Нетрадиционная техника рисования «Валенок нарядный»

6.НОД: Аппликация «Украшение валенка»

7.НОД: Пластилинография «Чудо – валенки»

8, Чтение художественной литературы. В.Новиков сказка  «Тёплые валенки»

9.Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;

10.Прослушивание песен, стихов,  аудио записи русской народной песни “валенки”

Музыкальный руководитель,

воспитатели

14.02-16.02.2023г

Обобщающий

Проведение  развлечения с детьми  «Праздник русского валенка!»

Выставка детских работ «Ах, валенки, да валенки!»

Музыкальный руководитель,

воспитатели.

17.02.2023г

Оценка результативности работы над проектом.

Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, а работа была организована по художественно-эстетическому направлению деятельности ДОУ.

Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки, Пение частушек,  русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.

 В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.

           Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий  проект «Русские валенки»

Кабанова Наталья Валерьевна

Участники проекта: воспитатели, дети группы раннего возраста, музыкальный руководитель, родители.

Место проведения проекта: группа детского сада.

Тип проекта: информационно-творческий.

Сроки реализации: краткосрочный (14.02-17.02.2023г)

 Введение:

          Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?      

          «Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.        

         В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью! Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера. Пожалуй, это самая удобная обувь. В ней не страшны лютые русские морозы. Валенки уникальны: без начала и конца, без шва и рубца. Производство настоящих валенок очень трудоемко. Валенки - это настолько практичная обувь, что народ начал слагать о них пословицы и поговорки, посвящать стихи, сочинять песни.                                                                                                            Актуальность:

           Реализация проекта «Русский валенок» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

Цель: знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре.

Задачи: 

    1. Познакомить детей с историей русской обуви (валенки).

     2. Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам,         пословицам, поговоркам, частушкам.

     3.  Развивать воображение, фантазию, творчество.

Методы:

• Рассматривание иллюстраций о разных видов валенок;

• Беседа;

• Чтение художественной литературы:

• Прослушивание аудио записи русской народной песни «Валенки»

• Дидактические, подвижные игры;

• Расписывание валенка;

• Украшение валенка;

• Оформление выставки готовых работ.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Что лишнее?»

«Третий лишний»

Беседа: «Ай, да валенки»

Познавательное развитие

-Тематические беседы по ознакомлению с историей русского валенка.

-Рассматривание разных видов валенок.

Речевое развитие

-Чтение стихов, потешек, поговорок про валенки.

-Чтение художественной литературы:

- В. Новиков. Сказка «Тёплые валенки». 

Художественно-эстетическое развитие

-НОД Нетрадиционная техника рисования (ватными палочками)  «Валенок нарядный»

-Аппликация «Украшения валенка»

- Пластилинография «Чудо – валенки»

Музыкальное:

-Прослушивание аудиозаписи русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.

-Хороводная игра «Зимушка – зима» Л. Олифировой, песня «Саночки», муз. Филиппенко.

-Танец «Валенки» русская народная мелодия.

Физическое развитие

-Подвижные игр Работа с родителями:

-Беседа о важности совместной деятельности родителей с ребёнком.

-Чтение художественной литературы.

ы и эстафеты: «На прогулку мы собрались»,

 «Прыжки в обруч».

Этапы реализации проекта

Содержание

деятельности

Ответствен-ный

Сроки проведе-ния

Подготовительный

Выбор темы

 Составление плана работы

воспитатели.

14.02.2023г

Реализация проекта

 1.Беседа «Ай, да валенки» 2Рассматривание иллюстраций зимней одежды.

3.Дидактическая игра «Что лишнее»

4.НОД. Нетрадиционная техника рисования «Валенок нарядный»

6.НОД: Аппликация «Украшение валенка»

7.НОД: Пластилинография «Чудо – валенки»

8, Чтение художественной литературы. В.Новиков сказка  «Тёплые валенки»

9.Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;

10.Прослушивание песен, стихов,  аудио записи русской народной песни “валенки”

Музыкальный руководитель,

воспитатели

14.02-16.02.2023г

Обобщающий

Проведение  развлечения с детьми  «Праздник русского валенка!»

Выставка детских работ «Ах, валенки, да валенки!»

Музыкальный руководитель,

воспитатели.

17.02.2023г

Оценка результативности работы над проектом.

Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, а работа была организована по художественно-эстетическому направлению деятельности ДОУ.

Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки, Пение частушек,  русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.

 В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.

           Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"

Презентация праздника  о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование  представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...

Сценарий физкультурно-музыкального развлечения "Валенки да валенки - хороши да стареньки"

Данный сценарий предназначен для детей старшей о подготовительной групп....

Сценарий развлечения "Валенки, валенки - красивые, да ладненькие!"

Закреплять знания детей о валенках - как о старинной, теплой и полезной обуви на Руси....

Презентация "Валенки, валенки- красивые, да ладненькие!"

Ознакомление с народным промыслом - валянием валенков....

Конспект праздника совместно с родителями "Ах валенки, да валенки..."

От праздника получили огромный "мешок" эмоций, впечатлений,  знаний, умений и похвал!...

«Валенки да валенки»

Открытый просмотр музыкального досуга...