Проект "Наши любимые сказки"
проект по художественной литературе (старшая группа)

Сыпченко Евгения Ивановна

Творческий проект в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki.docx355.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад №7 "Радуга"

Кулундинского района Алтайского края 

 

Педагогический проект

«Сказка, как средство формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников»

   

       C:\Users\Евгения\Desktop\самообразование сказки\фото самообр 22\IMG_1382.jpg

                                                                         

                                                                                Подготовила: Воспитатель Сыпченко Е.И.

                                                    Кулунда 2022 г.

В.А. Сухомлинский считал, что «…Чтение сказок – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…», «…Сказка – это зернышко, из которого подрастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»

Актуальность проекта:

       В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

 

Цель проекта: изучение влияния сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по     данной теме.
  • Воспитывать духовно-нравственные качества дошкольников с помощью работы над сказкой.
  • Формировать нравственные представления качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
  • Содействовать развитию эстетического вкуса, умению видеть, ценить и беречь красоту.
  • Упражнять детей в пересказе коротких сказок, в умении передавать характер героев с помощью драматизации.
  • Привлекать детей к умению различать добро и зло, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей

Форма самообразования:

  • Индивидуальная - через индивидуальный план;
  • Групповая - через участие в жизни ДОУ.

Ожидаемый результат:

  • Повысить свой профессиональный уровень, достичь успехов в профессиональной деятельности
  • разработка сценариев, мероприятий, утренников, конспектов НОД с применением ИКТ;
  • развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков.

Оборудование: компьютер, костюмы героев, маски, ширма, куклы.

Предметно-развивающая среда в группе: макеты сказок, книги со сказками, дидактические и настольно-печатные игры.

Формы представления результатов педагогической деятельности

  • Серия учебных занятий
  • Методическая продукция
  • Портфолио
  • Собеседование
  • Творческий отчет
  • Мастер-класс
  • Педагогический проект
  • Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
  • Профессиональные конкурсы
  • Презентация по теме.

 

Раздел

Срок

Содержание работы

Практический выход

Методическая работа

В течении года

- изучение нормативных документов;

- чтение конкретных педагогических периодических изданий;

- чтение методической, педагогической и предметной литературы;

- обзор в интернете информации по образовательным областям;

- посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

- изучение и внедрение новых технологий;

- общение с коллегами в детских садах, и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.

- участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в  

профессиональных конкурсах;

- работа с родителями;

 информация для родителей по данной теме.

 (консультация, анкетирование, памятки)

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- доклады, выступления на родительских собраниях.

Дидактический материал, предм.-развив. среда, оборудоание и т.д.)

Работа с детьми

Сентябрь

-Изучение методической литературы.

-Изготовление атрибутов к играм-драматизациям

-НОД «Что такое сказка».

 

 

 

Подбор и изучение литературы по теме: «Сказка - как средство формирования духовно- нравственных ценностей дошкольников»

Октябрь

 -Чтение детям и пересказ сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А.Н.Толстогорассматривание иллюстрации. 

-Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

Подбор материала для детей.

Ноябрь

- Чтение и пересказ детям сказки: «Лиса и  заяц»   (в  обр.  А.Н. Толстого),  

 -Дидактическая игра

«Угадай сказку».

Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка»

Декабрь

- Дидактическая игра«Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок 

(разрезные картинки, лото).

 -Экскурсия «Русская изба».

Закрепить знание детей о сказках и русской избе.

Изготовление праздничных открыток и масок.

Январь

-Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка»

НОД «Снегурочка»

- Развлечение: «Колядки».

 Учиться рассказывать сказку «Снегурочка».

Драматизация отрывков.

Февраль

-Драматизация сказки: «Волк и семеро козлят» 

-Обустройство уголока ряженья.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры - драматизации).

Подбор костюмов и масок к сказкам.

Март

-

-Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок.

-Приобретение в группу раскрасок по народным сказкам.

Закреплять знание жанровых особенностей сказки.

Изготовление альбома «Наши любимые сказки»

Апрель

-Кукольный театр сказок:

«Теремок»

«Колобок»

«Репка»

Показ кукольного театра по сказкам. Побуждать детей к творческой самореализации.

Май

-Викторина по сказкам.

-Самоанализ плана по самообразованию

Вспомнить прочитанные произведения. Развивать умение высказать свое мнение. Активизировать память, речь. Вызвать положительные эмоции. 

Отчет по теме самообразования

Июнь

-Рассказывание и драматизация знакомых сказок

Выступление перед ребятами детского сада.

Работа с семьёй

Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».

Сбор экспонатов для организации мини - музея "в гостях у сказки".

Выставка семейных рисунков и поделок «Моя любимая сказка»

Консультация: «Почитай мне сказку, мама».

Сочинение Рождественской сказки с детьми.

Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

«Сказка в жизни ребенка».

Мастер-класс по изготовлению настольного театра.

Викторина сказок

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Изучение методической литературы

 

В течении года

 

  1. Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н.: «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» - ООО Издательство Детство-пресс, 2012г.
  2. Ильин И.А.: «Духовный мир сказки». Статья.
  3. Иванова Э.И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
  4.  Капшук О.Н.: «Игротерапия и сказкотерапия. Развиваемся играя» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011г.
  5. Интернет-ресурсы.

 

                                                                                         Приложение

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы.

Тема: «Что такое сказка?»

Программное содержание: Формировать понятие о жанре «сказка».   учить                           определять вид сказок (волшебные, бытовые, о животных);                                       закрепить понятие  «народная сказка»; знакомить детей с героями русских народных сказок;  развивать мышление, воображение;  воспитывать  интерес к  русскому фольклору.

Методы и приемы: Сюрпризный момент; беседа о фольклоре, о русских народных сказках, рассматривание иллюстраций.

Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, рисование по мотивам сказок, лепка, игры - инсценировки

Словарная работа: посиделки

Ход занятия:

Сюрпризный момент: дети заходят в зал, оформленный под русскую избу. Воспитатель, одетый сказочницей, встречает детей с поклоном.

Воспитатель. Добро пожаловать, дорогие ребята, в нашу избу. Я вас пригласила сегодня на посиделки. Что такое посиделки, кто знает? (ответы детей). Правильно, люди в старые времена коротали время таким образом: собирались вместе, веселились, шутили, пели песни и сочиняли сказки. Вот сегодня я хочу поговорить с вами о сказках. Кто мне скажет, что такое сказка?

Сказка, ребята, занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть. Кто помнит, как начинаются многие русские сказки?  Давным- давно, в некотором царстве, в некотором государстве, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве….

А какие бывают сказки?

  • Волшебные сказки
  • Сказки о животных.
  • Бытовые сказки  (закрепление)

Вот как-то раз собрались все сказки и начали спорить: кто из них самая –самая….     Как вы думаете, ребята, какими они себя считали? Как можно сказать о сказке- какая она?  (ответы детей) Правильно, дети. Вот   сказки и спорили. Спорили долго. Хотите послушать, как они спорили?

(Запись аудио)

В.С. Я- самая прекрасная сказка! Меня любят больше всех! Меня читают больше всех!

Воспитатель. В.С., скажи, пожалуйста, почему ты считаешь, что ты лучше всех?

В.С. Потому что только в моих сказках живут отважные герои, которые побеждают всех злодеев!

Воспитатель. Подожди, о каких злодеях ты говоришь? Ребята, может вы знаете сказочных злодеев? (Баба Яга, Кощей Бессмертный)

В.С.  Во всех моих сказках есть волшебные предметы.

Воспитатель. А ребята мои знают какие–нибудь волшебные предметы из волшебных сказок?  (волшебная палочка, ковер – самолет, живая и мертвая вода).

В.С. Вот вы сами увидели, что я – лучше всех!

Воспитатель. Подожди, пожалуйста. Я опять слышу чей-то голос. (Аудиозапись голоса)

 С.Ж. Здравствуйте! Я сказка о животных. Мои сказки – самые интересные! Ведь в моих сказках животные ведут себя, как люди: общаются, веселятся, переживают…

Воспитатель: А у тебя есть волшебные помощники?

С.Ж. Нет, они мне просто не нужны. Мои герои, как все люди, побеждают зло без волшебства, своими силами.  Ведь в моих сказках говорится только о животных, а на самом деле люди рассказывают о себе, о своей жизни!

Воспитатель.  Слышу еще кто-то говорит!

Б.С. Здравствуйте! Я- королева бытовых сказок! Бытовые сказки – вот самые правдивые сказки!  Герои моих сказок -  крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Воспитатель. Давайте мы с вами еще раз повторим, какие бывают сказки?

Дети. Волшебные, сказки о животных и бытовые.

Воспитатель. А почему они так называются?

Дети. В волшебных сказках всегда есть волшебство, присутствуют волшебные помощники. В сказках о животных главными героями являются животные, они ведут себя, как люди. А в бытовых сказках рассказывается о жизни народа.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все правильно поняли. А чтобы еще лучше все запомнить, предлагаю поиграть! Наши гостьи пришли к нам не с пустыми руками, а принесли вот такую папку с картинками. Но пока спорили, кто из них самая – самая…. все картинки перепутали.  Может, поможем им, где чья картинка? (Дети рассматривают картинки из сказок, определяют, к какой сказке принадлежит. Воспитатель, при необходимости, помогает, подсказывает)

Воспитатель. Вот какие молодцы вы, ребята! Только я так и не поняла, какая сказка – лучше всех? (Ответы детей.)

Воспитатель (подводя итог). Конечно, ребята, все сказки хороши! Из бытовых сказок мы узнаем, как раньше жили люди, какие вопросы их волновали, как они боролись со злом… Сказки о животных нам рассказывают о том, какие бывают взаимоотношения между людьми, как поступить в трудную минуту, как победить зло. А волшебные сказки нас учат не отчаиваться, бороться до конца, до победы. А бороться учат они нас со злом. Вот видите, ребята, все сказки интересны по-своему. Но все же у них есть одно общее – они борются со злом и побеждают его! Так что, милые мои помощницы, никогда больше не спорьте, идите по жизни вот так, дружно, взявшись за руки! Мы вас всех очень любим и каждый день слушаем с удовольствием!

Воспитатель. Дорогие наши сказки! Мы с детьми подготовили для вас сюрприз! Вы сейчас увидите, как мы любим сказки и хорошо их знаем. Ребята, перед вами лежат атрибуты из сказок. Вы должны догадаться, что это за сказка и инсценировать небольшой отрывок. (Берется любая сказка, предпочтительнее, сказка о животных, проводится игра "Инсценируем ")

Воспитатель. Следующая игра, в которую я предлагаю нам всем поиграть, называется «Измени конец сказки».  Есть сказки с печальным концом. (Дети вспоминают такие сказки). Мне всегда жаль Снегурочку, которая растаяла. Я

предлагаю вам изменить конец этой печальной сказки. (Дети предлагают свои варианты. Воспитатель подводит итог игры в зависимости от предложенных вариантов).

Воспитатель. Мы сегодня познакомились с вами с русскими народными сказками; с тем, какие бывают сказки. Давайте еще раз вспомним виды сказок. Почему сказки называются народными? Вот и подошли к концу наши посиделки. Предлагаю всем вернуться в группу, дружно взявшись за руки! До новых встреч в сказке! (Уходят, махая руками).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего праздника "Любимый праздник с любимою сказкой"

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего возраста....

Путешествие по любимым сказкам А.С.Пушкина "Сказка о золотом петушке".

Путешествие по любимым сказкам А. С. Пушкина. Аппликация: «Сказка о золотом петушке».В нашей группе идет тематическая неделя, которая посвящена творчеству, замечательного русского поэта, А. С. Пушкину...

Мои любимые сказки.Литературная викторина по русским народным сказкам и произведениям Корнея Чуковского для детей старшей группы

Уважаемые коллеги представляю Вам литературную викторину, которая прошла успешно. Дети с удовольствием цитировали, играли, отгадывали, инсценировали и получили эмоциональный заряд....

Картотека форм и видов деятельности "В гостях у сказки" / "Любимые сказки", "Наш город"

Картотека форм и видов образовательной деятельности по приоритетной образовательной области "Речевое развитие"  пригодится педагогам при разработке конспектов НОД....

Тема: «Наши любимые сказки» (по сказкам А.С. Пушкина) Викторина для детей подготовительной к школе группы.

Цель: обогатить представления о жизни и творчестве А.Пушкина, создать    эмоционально - положительное настроение у детей.Задачи:1. Закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, выз...

«Любимые сказки» Любимые сказки

Речевое развитиеПрецентация...