Почитайте детям.
картотека по художественной литературе
Литературные произведения о временных понятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Всему свое время | 15.85 КБ |
Пословицы и поговорки | 17.6 КБ |
Сказка о днях недели | 15.67 КБ |
Сказка о часах | 21.45 КБ |
Сказка о частях суток | 15.98 КБ |
Сказка о временах года | 241.8 КБ |
Сказка про хороший день | 17.22 КБ |
Хороший день | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Всему свое время.
(белорусская сказка)
Жил в нашем селе поп-батюшка. Жадный-прежадный. Всё думал, где бы на чём выгадать.
Вот пришла пора урожай собирать, хлеб жать. Земли много, самому не справиться. Нанял он трёх батраков. Чуть свет сажает хозяин батраков завтракать. Батраки едят, поп стоит да думает:
— Это что ж выходит, сейчас поедят, а в обед опять их корми. И то неладно получается: сюда с поля придут — сколько времени у работы украдут! В поле обед везти — лошадей гонять жалко. Пускай уж лучше разом и пообедают.
И велел попадье обед подавать. Батракам что! Поднатужились и съели. А поп ещё надумал.
— Раз так, пускай заодно и повечеряют.
Поставили ужин на стол.
Батраки уже и есть не могут.
— И то хорошо! — хозяин радуется. — Этот ужин завтра с утра подадим. Зато им теперь работать без роздыха весь день до ночи.
А батраки иначе рассудили. Смекнули, что к чему. Поужинали — не поужинали, отвалились от стола.
— Спасибо, батюшка, за хлеб-соль, — говорят. — На сытое брюхо хорошо спится.
Один разувается, другой на лавку рядно стелет, третий на пол кожушок бросил.
— Вы что ж делаете?!
— Как что? Спать собираемся.
— Какой сон после завтрака?
— Так ведь мы поужинали. А после ужина спать положено.
Попу и сказать нечего.
Сам себя перехитрил, сам и расплачивайся.
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки о месяцах.
Сентябрь.
Сентябрь – первенец осени.
Холоден сентябрь, да сыт.
Сентябрь без плодов не бывает.
Батюшка – сентябрь баловать не любит.
Сентябрь урожаем велик.
В сентябре и лист на дереве не держится.
Сентябрь птиц в дорогу торопит.
Октябрь.
Октябрь – зазимник.
Сентябрь яблоками пропах, а октябрь – капустой.
От октября к лету повороту нету.
Октябрь – предзимье, первый суровый месяц осени.
В октябре на одном часу и дождь и снег.
Ноябрь.
Ноябрь – ворота зимы.
Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме – родной батюшка.
Ноябрь во дворе студит, в окошко стучит.
Ноябрь сядет на пень, обнимет колени, упадет к его ногам последний лист осенний.
В ноябре зима с осенью борется.
Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого звонкого льда.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
Плачут по солнцу в ноябре оконца.
Декабрь.
Декабрь – шапка зимы.
Ноябрь приходит со звездочками, а декабрь – с листочками.
Декабрь на реках мосты мостит.
Декабрь год замыкает.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.
Январь.
Месяц январь – зимы государь.
В январе над землей холода повисли.
Январь дня прибавил.
В январе мороз жжется.
Январь – году начало, зиме середина.
Январю – большие морозы, февралю – метели.
Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.
Февраль.
Февраль зиму замыкает.
Февраль зиму выдувает.
Февраль – отец марту, апрелю – дедушка.
Февраль – венец холодной поры.
Февраль – ветродуй, вьговей, бокогрей и сечень.
В феврале два друга – мороз и вьюга.
Февраль месяц лютый: спрашивает – как обутый.
Осенние морозы не вызывают слез, а зимние морозы – из глаз слезы.
Март.
Март весну открывает.
Март теплом веет, стариков греет.
В марте с крыш капает, а морозец к вечеру царапает.
Теплый мартовский денек – что слово ласковое.
Апрель.
Апрель воду подпирает, цветы раскрывает, землю украшает.
Апрель – месяц живой воды.
Месяц апрель – ко всему году ключ.
День в апреле год кормит.
Апрель водою славен, почками красен.
Апрель – месяц первых цветов.
Апрель – первый месяц весеннего тепла.
Апрель – месяц первого вылета пчел на подснежники и ивы.
Май.
Май – юность года и весны венец.
Май природу наряжает, лето в гости приглашает.
Майский мороз не выдавит слез.
Майская травка и голодного кормит.
Март – с водою, апрель – с травою, а май – с цветами.
В мае два холода: когда черемуха цветет, когда дуб распускается.
Ай-ай, месяц май – тепел, да холоден.
Бывает май под кустом рай, а бывает май – коню сена дай, сам на печь полезай.
Дождь в мае хлеба подымает.
Июнь.
Июнь – сын весны, лету начало.
Хоть июнь и розан-цвет, от работы отбоя нет.
В июне все в рост идет.
В июне солнце высоко, с утра до вечера далеко.
В июне день – с год.
В июне заря с зарею сходится.
В июне есть нечего, да жить весело: цветы цветут и соловьи поют.
Июль.
Июль – лета краса.
Июль – макушка лета.
В июле солнце поворачивает на зиму, а лето – на жару.
Июль молнии мечет, дубы калечит.
Август.
Август месяц – собериха и припасиха.
Август – праздник жатвы, урожай хлебов.
Месяц август яблоками пропах.
Август для нас хлеба припас.
Август – густарь, страны государь.
На зимний стол август готовит разносол.
В августе лето навстречу осени в припрыжку бежит.
В августе зима с летом борется.
Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
В августе до обеда лето, после обеда
осень.
На смену пышному разнотравью пришло изобилие овощей, фруктов и ягод.
Предварительный просмотр:
Сказка о днях недели.
В одном из математических королевств жили - были бабушка Понедельник и дедушка Вторник. Дружно жили, работали с утра и до позднего вечера, от рассвета до заката. Сами по дому всю работу выполняли, сами за домашними животными ухаживали, сами огород обрабатывали. Но чем старше они становились, тем тяжелее им было, уставали сильно дед и баба. Как-то раз и говорит дед Вторник бабуле Понедельник:
-Надо бы нам помощников для хозяйства поискать…Давай, бабулечка моя, красотулечка моя, кинем клич, авось, кто и придет нам на помощь.
-Это ты хорошо придумал, старичок мой золотой. Так и сделаем. Садись за стол и пиши объявление: «Бабуле Понедельник и дедуле Вторник требуются помощники. Любая помощь в хозяйстве пригодится и будет встречена с огромной радостью и благодарностью».
Развесил дед Вторник объявления по всему математическому королевству. И вскоре появились первые помощники: девица на все руки мастерица Среда и молодой красавец кузнец Четверг. Стали помогать они старикам с уважением и радостью. Подружились Среда и Четверг, хорошо им было жить у бабули Понедельник и дедули Вторник. Вскоре родилась у них дочурка: как папа красивая, как мама работящая – умница Пятница. И стало их пятеро: Бабушка Понедельник, дедушка Вторник, мама Среда, папа Четверг, дочка Пятница.
Жили - поживали, добро наживали. Но грустно и скучно иногда бывало Пятнице, поиграть-то ей особенно не с кем. И стала она просить у мамы Среды и папы Четверга братику или сестричку. Вняли родители просьбе дочери любимой, и появилось в семье прибавление чудесное: родились на свет двойняшки – девочка Суббота и мальчик Воскресенье. Да такие болтушки, хохотушки, веселушки, на месте несидушки, ко всем приставушки что ни в сказке сказать, ни пером описать.
И решили тогда в семье ввести закон неписанный: пять дней (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница) все работают, а два дня (суббота и воскресенье) веселятся, отдыхают, малышам время уделяют.
Тут и сказочке конец и запомнил все дни недели Молодец!
Чеслав Янчарский
Предварительный просмотр:
Сказка о часах
Жила-была одна бедная женщина. Муж у нее давно умер, и она еле-еле сводила концы с концами. А дочка у нее росла красивая и умная и все вокруг себя замечала: кто во что одет да кто что носит.
Вот приходит дочка из школы домой и давай наряжаться в материны наряды, а мать бедная: одно хорошее платье, да и то заштопано, одна шляпа с цветочками, да и то старая.
Вот дочка наденет платье и шляпу, и ну вертеться, да все не то получается, не так одета, как подруги. Начала дочка искать в шкафу и нашла коробочку, а в той коробочке часики.
Обрадовалась девочка, надела часики на руку и пошла гулять. Гуляет, на часики смотрит. Тут подошла какая-то старушка и спрашивает:
- Девочка, сколько времени?
А девочка отвечает:
- Без пяти минут пять.
- Спасибо, - говорит старушка.
Девочка опять гуляет, на часы поглядывает. Опять подходит старушка.
- Сколько времени, девочка? Она и отвечает:
- Без пяти пять, бабушка.
- Твои часы стоят, - говорит старушка. - Из-за тебя я чуть не пропустила время!
Тут старушка убежала, и сразу стемнело. Девочка захотела завести часы, но она не знала, как это делается. Вечером она спросила у матери:
- Скажи, а как часы заводятся?
- А что, у тебя появились часики? - спросила мама.
- Нет, просто у моей подруги есть часы, и она хочет дать их мне поносить.
- Никогда не заводи часы, которые ты найдешь случайно, - сказала мать. Может произойти большое несчастье, запомни это.
Ночью мать нашла в шкафу коробочку с часами и спрятала их в большой кастрюле, куда девочка никогда не заглядывала.
А девочка не спала и все видела.
На следующий день она снова надела часики и вышла на улицу.
- Ну, сколько времени? - спросила, появившись опять, старушка.
- Без пяти пять, - ответила девочка.
- Опять без пяти пять? - засмеялась старушка. - Покажи мне свои часы.
Девочка спрятала руку за спину.
- Я и так вижу, что это тонкая работа, - сказала старушка. - Но если они не ходят, это ненастоящие часы.
- Настоящие! - сказала девочка и побежала домой.
Вечером она спросила у матери:
- Мамочка, а у нас есть часы?
- У нас? - сказала мать. - У нас настоящих часов нет. Если бы были, я бы их давно продала и купила бы тебе платье да туфельки.
- А ненастоящие часы у нас есть?
- Таких часов у нас тоже нет, - сказала мать.
- И никаких-никаких нет?
- Когда-то были часы у моей мамы, - ответила девочке мать. - Но они остановились, когда она умерла, без пяти пять. Больше я их не видела.
- О, как бы мне их хотелось иметь! - вздохнула девочка.
- На них слишком печально смотреть, - ответила мать.
- Мне нисколько! - воскликнула девочка.
И они легли спать. Ночью мать перепрятала коробочку с часами в чемодан, а дочь опять не спала и все видела.
На следующий день девочка вышла гулять и все смотрела на часы.
- Скажи, пожалуйста, сколько времени? - откуда ни возьмись, спросила старушка.
- Они не ходят, а как завести их, я не понимаю, - ответила девочка. - Это часы моей бабушки.
- Да, я знаю, - ответила старушка. - Она умерла без пяти минут пять. Ну, мне пора, а то я опять опоздаю.
Тут она удалилась, и на дворе стемнело. А девочка не успела спрятать часы в чемодан и просто положила их под подушку.
На следующий день, проснувшись, девочка увидела часы у матери на руке.
- Вот, - закричала девочка, - ты обманывала меня, у нас есть часы, дай их сейчас же мне!
- Не дам! - сказала мать.
Тогда девочка горько заплакала. Она сказала матери, что скоро уйдет от нее, что у всех есть туфли, платья, велосипеды, а у нее нет ничего. И девочка начала собирать свои вещи и закричала, что уйдет жить к одной старушке, та ее приглашала.
Не говоря ни слова, мать сняла часы с руки и отдала их дочери.
Девочка выбежала на улицу с часами на руке и, очень довольная, стала прохаживаться взад-вперед.
- Здравствуй! - сказала, появившись, старушка. - Ну, сколько времени?
- Сейчас половина шестого, - ответила девочка.
Тут старушка вся как-то передернулась и закричала:
- Кто завел часы?!
- Не знаю, - удивилась девочка, а сама держала руку в кармане.
- Может быть, их завела ты?
- Нет, часы лежали у меня дома под подушкой.
- Ой, ой, ой, кто же завел часы?! - закричала старушка. - Ой, ой, что же делать?! Может быть, они пошли сами собой?
- Может быть, - сказала девочка и побежала, испуганная, домой.
- Стой! - закричала еще громче старушка. - Не разбей их, не урони. Это ведь не простые часы. Их надо заводить каждый час! Иначе случится большое несчастье! Лучше отдай их сразу мне!
- Не отдам, - сказала девочка и хотела убежать, но старушка ее задержала:
- Погоди. Тот, кто завел эти часы, тот завел время своей жизни. Поняла? Допустим, если их завела твоя мать, то они будут отмерять время ее жизни, и ей придется каждый час заводить эти часы, а то они остановятся и твоя мать умрет. Но это еще полбеды. Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни.
- А мне какое дело? - спросила девочка. - Это не ваши часы, а мои.
- Если я умру, умрет день, ты что! - закричала старушка. - Это ведь я каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если мое время остановится, то всему конец!
И старушка заплакала, не выпуская девочку.
- Я дам тебе все, что пожелаешь, - говорила она. - Счастье, богатого мужа, все! Но только узнай, кто завел часы.
- Мне нужен принц, - сказала девочка.
- Беги, беги скорей к матери и узнай, кто завел часы! Будет тебе принц! закричала сгарушка и подтолкнула девочку к двери.
Девочка нехотя поплелась домой. Ее мама лежала на кровати, закрыв глаза и крепко вцепившись в одеяло.
- Мамуля! - сказала девочка. - Дорогая, миленькая, ну скажи мне, кто завел часы?
Мама сказала:
- Это я завела часы.
Девочка высунулась в окно и закричала старушке:
- Это мама сама завела часы, успокойтесь!
Старушка кивнула и исчезла. Стало темнеть. Мать сказала девочке:
- Дай мне часики, я заведу их. А то ведь я умру через несколько минут, я чувствую.
Девочка протянула ей руку, мать завела часы. Девочка сказала:
- Что же теперь, ты каждый час будешь у меня просить мои часы?
- Что же делать, дочка. Эти часы должен заводить тот, кто их пустил.
Девочка сказала:
- Значит, я не смогу пойти с этими часиками в школу?
- Сможешь, но тогда я умру, - ответила мать.
- Вот ты вечно так, дашь мне что-нибудь, а потом отбираешь! - воскликнула дочь.
- А как же я буду теперь спать? Ты начнешь каждый час меня будить?
- Что делать, дочка, иначе я умру. И кто же тогда будет тебя кормить? Кто будет за тобой ухаживать?
Девочка сказала:
- Лучше бы я сама завела эти часы. Мои часы, я бы с ними всюду ходила и сама бы их заводила. А то теперь придется тебе всюду ходить за мной.
Мать ответила:
- Если бы ты сама завела эти часы, ты бы не смогла просыпаться ночью каждый час. Ты бы наверняка проспала и умерла. А я бы не смогла тебя добудиться, ты всегда так не любишь просыпаться. Поэтому я и прятала от тебя эти часы. Но я заметила, что ты их находишь, и мне пришлось самой завести эти часы. Иначе бы ты меня опередила. А я уж постараюсь теперь не проспать. Да и ничего страшного, если я когда-нибудь просплю. Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя. А пока ты маленькая, я должна точно заводить часы. Поэтому отдай-ка их мне.
И она отобрала часы у девочки. Девочка долго плакала, злилась, но делать было нечего.
С тех пор прошло много лет. Девочка выросла, вышла замуж за принца. У нее теперь было все, что она хотела: много платьев, шляпок и красивые часы. А мама ее жила, как прежде.
Однажды мать вызвала свою дочь по телефону и, когда та приехала, сказала ей:
- Время моей жизни кончается. Часы идут все быстрее, и наступит момент, когда они остановятся сразу после того, как я их заведу. Когда-то вот так же умерла моя мама. Я ничего про них не знала, но пришла одна старушка и рассказала мне про них. Старушка умоляла меня не выкидывать часы, а то произойдет ужасное несчастье. Продать часы я тоже не имела права. Но я сумела спасти тебя, и за это спасибо. Теперь я умираю. Похорони эти часы вместе со мной, и путь больше никто, в том числе и твоя доченька, никогда не узнают про них.
- Хорошо, - сказала дочь, - а ты не пробовала их завести?
- Я это делаю каждые пять минут, теперь уже каждые четыре минуты.
- Давай я попробую, - сказала дочь.
- Что ты, не прикасайся к ним! - закричала мать. - Иначе они начнут отмерять время твоей жизни. А у тебя маленькая девочка, подумай о ней!
Прошло три минуты, и мать стала умирать. Она крепко сжимала одной рукой пальцы своей дочери, а другую руку, с часами, спрятала за голову. И вот дочь почувствовала, что рука матери ослабла. Тогда дочь нашла часы, сняла их с руки матери и быстро завела.
Мать глубоко вздохнула и открыла глаза. Она увидела свою дочь, увидела часы на ее руке и заплакала.
- Зачем? Зачем ты снова завела эти часы? Что будет теперь с твоей дочерью?
- Ничего, мама, я научилась теперь не спать. Ребенок плачет по ночам, я привыкла просыпаться. Я не просплю свою жизнь. Ты жива, и это главное.
Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:
- Ну что же, пока что мир остался жив.
Людмила Стефановна Петрушевская
Предварительный просмотр:
«Четыре принцессы»
сказка о частях суток
Давным-давно, в одной сказочной стране на высокой, высокой горе в прекрасном замке жили четыре принцессы. Они были родными сестрами, но такими разными, что все вокруг только удивлялись. Одна принцесса любила тишину, ей нравилось часами сидеть у окна и смотреть на темное звездное небо, она любила все черное, одевалась в черные наряды. Вторая принцесса любила трудиться, она была отличной швеёй и всегда сшила платья только из нежно голубого шелка, так как голубой был ее самым любимым цветом. Третья принцесса была жизнерадостной танцовщицей, ее радовали светлые тона и белые нарядные одежды. А последней четвертой принцессе нравились спокойные игры, занятия, поэтому она часто брала краски, уходила в свою комнату и часами рисовала фиолетовые картины. Ее платья, костюмы всегда были фиолетового цвета.
Сестры часто ссорились между собой, так как не могли найти общее занятие. Если третья принцесса радовалась ярким лучам солнца и весело танцевала, то первая, ворча, зашторивала окна и просила тишины. Четвертую принцессу раздражали звуки швейной машинки и голубой цвет, а вторую печалили черные одежды ее сестры.
Долго бы это продолжалось, если бы не волшебник Сутки, который жил по соседству и наблюдал за ними каждый день. Волшебнику Сутки надоело смотреть на их ссоры, он призвал их к себе и сказал: «Вы достаточно ссорились, а сейчас я вас заколдую, и оживать вы будете по очереди. Первую принцессу я назову Ночь. Когда наступит твое владение, то все вокруг будет черным, все будут спать, отдыхать, только звезды на небе будут ярко светить. Следом за принцессой Ночь будет оживать принцесса Утро, в это время все будет голубого цвета, все будет пробуждаться к действию и движению. После будет оживать третья принцесса, ее имя День. Днем все становится белым, светлым, радостным, все начинает работать, петь, играть, танцевать. И последней будет Принцесса Вечер, она окутает все в фиолетовый цвет, все здесь затихает, успокаивается готовиться к отдыху и сну. А затем снова все пойдет по кругу. И так будет всегда!» Взмахнул волшебник своей палочкой и с тех пор принцессы оживали по одному друг за другом в четком порядке. Наступала черная Ночь, за ночью пробуждалось голубое Утро, за Утром наступал белый День, за Днем спокойный, тихий фиолетовый Вечер и опять за Вечером была Ночь и так все по кругу. И все остались довольны. Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Предварительный просмотр:
Четыре сестрицы
(сказка о временах года).
Ю.Зюба
Жила-была матушка Природа со своими четырьмя дочерями – Зимой, Весной, Летом и Осенью. Что это за девочки были! Абсолютно разные и друг на друга не похожие.
Самую старшую звали Зима. Носила она белое платье, светлые косы серебряной лентой повязывала. Была она сердитая да хмурая. Как насупит светлые брови, как взглянет своим суровым взглядом – так и мурашки у всех по коже. Не любила Зима жары, не выносила тепла. Боялись Зимушку звери лесные, даже мишка косолапый от нее в берлогу прятался, а пташки улетали куда подальше – пройдет по тропинке Зима, дыхнет морозным духом – и жучки – червячки сразу прячутся, пташкам кушать нечего!
Вторую Сестрицу звали Весной. Была она собою хороша, в зеленом сарафане, с венком из яблоневого цвета в волосах. Как улыбнется Весна – каждая травинка к ней тянется, каждая букашечка красавице рада! Все весну любили!
Третью сестричку Летом звали. Была она босонога, носила разноцветное платьице, в косы васильки с ромашками вплетала. Носила с собою корзинку, а в ней каких ягод только не было – и земляничка, и клубничка, и малинка ароматная – каждого рада Лето угостить! И эту сестрицу любили все вокруг, столько тепла и радости она дарила!
А четвертая сестра Осенью звалась. Пшеничные косы ее рябиновые грозди украшали, золотое платье при каждом шажке шуршало. А как щедра эта сестрица была – никого без подарка не отпустит – кому яблочко подарит, кому орешков горсточку отсыплет.
Появился у них маленький братец, назвали его Новым годом. Стала матушка думать, кому же из сестриц няньчить его доверить. Перессорились сестрицы – каждой хотелось себя проявить. Начали спорить они, кто добрее да ласковее…
Закричала Весна:
- Я теплая да добрая! Все меня любят! Посмотрите только, что я умею: и снег растоплю, и речку ото льда освобожу, травку выращу, землю вспашу, хлеб посажу! Будет что братцу покушать потом!
А Лето засмеялось:
- Ты, конечно, хороша, трудолюбива! Но уж без меня хлеб не вырастет! Только я умею солнышко уговорить светить жарко, а дождик поливать щедро! Я твой хлеб ращу, я за ним слежу! А сколько радости я людям, зверям и птицам дарю – тепло им со мной и сытно!
Возмутилась Осень:
- Ах так? Да это же я ваши дела до конца довожу! Я урожай помогать собираю, землю к холодам прибираю, птиц да зверье лесное к Зиме готовлю! Я самая щедрая и сытная, мне братца и няньчить.
Спорили, спорили сестрицы, не расслышали как братец расплакался…
И сказала тогда Зима:
- Правы вы сестрицы, не годна я в няньки, холодная я, суровая. Ни цветочками братца порадовать не могу, ни яблочком спелым угостить… Зато я могу вам дать отдохнуть от дел ваших добрых, силы свои восстановить!
Подошла Зима, братца на руки взяла, успокоился он, заигрался ее косами белыми. И сказала тогда матушка:
- Так тому и быть! Вы, Весна, Лето и Осень, друг другу помогайте, в беде сестер не бросайте. Дел у вас немало! А ты Зимушка, сестрицам на помощь приходи, дай им отдохнуть, да за братцем следи!
С тех пор так и пошло, трудятся Весна, Лето и Осень, не ссорятся больше, друг вперед друга не выбегают. А Зима год начинает, и следит, чтобы сестрицы хорошенько отдохнули.
Предварительный просмотр:
Сказка про вчерашний день
Жил-был мальчик Серёжа. На столе у него стояли часы-будильник, а на стенке висел толстый отрывной календарь. Часы показывали часы и минуты, днём и ночью говорили своё «тик-так, тик-так», а календарь показывал не часы и минуты, а месяцы и дни и молчал.
Но вот как-то раз календарь заговорил:
— Нынче уже восемнадцатое декабря, воскресенье, а Серёжа наш за уроки ещё и не принимался.
— Так-так, — сказали часы. — Уже скоро вечер, а он где-то бегает. Время-то летит…
Вот набегался Серёжа, пришёл весь в снегу. Снял пальто, валенки и сел уроки делать, а за окном уже темно. Глаза слипаются. Буквы по странице бегают как муравьи. Положил Серёжа голову на стол, а часы ему говорят:
— Тик-так, тик-так. Сколько часов прогулял, сколько минут потерял! Посмотри на календарь. Время-то летит…
Посмотрел Серёжа на календарь, а на листке календаря уже не воскресенье, а понедельник, и уже не восемнадцатое декабря, а девятнадцатое.
— Целый день потерял, — говорит календарь, — целый день!
— Что потеряно, то найти можно, — отвечает Серёжа.
— А вот попробуй поищи вчерашний день.
— И попробую, — говорит Серёжа.
Только он это сказал, что-то подняло его, и очутился он на улице. А на улице ещё светло как днём, только не поймёшь — сегодня это или вчера. По мостовой мчатся машины. Отбежал Серёжа в сторону и видит — подъёмный кран тащит кверху стену с дверью и окнами, новый дом растёт всё выше и выше, и строители тоже поднимаются всё выше и выше.
Закинул голову Серёжа и кричит:
— Дяденьки! Не видать ли вам сверху, куда вчерашний день ушёл?
— Вчерашний день? — спрашивают строители. — А зачем он тебе нужен?
— Уроки сделать не успел, — отвечает Серёжа.
— Плохо твоё дело, — говорят строители. — Мы вчерашний день ещё вчера обогнали, а завтрашний нынче обгоняем.
«Вот чудеса! — думает Серёжа. — Как же это можно завтрашний день обогнать?»
И вдруг видит — мама идёт.
— Мама, — говорит Серёжа, — где бы мне вчерашний день найти?
— А зачем он тебе? — спрашивает мама.
— Понимаешь, я его как-то нечаянно потерял… Только ты не беспокойся, мамочка, я его найду.
— Вряд ли найдёшь, — говорит мама. — Вчерашнего дня нет, а есть только его след.
И тут же на панели — прямо на снегу — развернулся серебристый ковёр с красными цветами.
— Вот наш вчерашний день, — говорит мама. — Этот ковёр мы вчера на фабрике соткали.
Хотел Серёжа разглядеть цветок получше, как вдруг ковёр зашевелился, концы его поднялись, и Серёжа увидел перед собой не ковёр, а настоящий самолёт с серебряными крыльями.
Смотрит Серёжа — и цветы уже не цветы, а красные пятиконечные звёзды. Так и горят на крыльях!
И вот Серёжа уже сидит в кабине самолёта.
— Товарищ лётчик, — говорит Серёжа, — как хорошо, что вы меня на самолёт взяли! Давайте вчерашний день догоним! Часы говорят, что время летит, а мы ещё быстрей полетим.
— Как бы ты быстро ни летел, а вчерашний день никак не догонишь, — говорит лётчик. — Его вчера ловить надо было.
Завёл он мотор, самолёт набрал высоту, и земля осталась далеко-далеко внизу…
Посмотрел Серёжа в окошко, видит — плывёт, догоняет их облачко, а на облачке стоит будильник.
— Динь-дилинь! — смеётся будильник. — Куда летишь, мальчик?
— Вчерашний день ищу, — отвечает Серёжа.
— Кто вчерашний день ищет, сегодняшний теряет, — говорит будильник.
— Как так? — спрашивает Серёжа.
— Так-так, — отвечает будильник.
И вдруг Серёжа видит — облачко уже не облачко, а календарь, и на нём уже не девятнадцатое декабря, а двадцатое, и не понедельник, а вторник.
— Вторник! — так и ахнул Серёжа. — Я два дня потерял!
Тут в самолёте что-то стукнуло, самолёт завертелся, Серёжа вскрикнул и открыл глаза.
Над ним стояла мама.
— Что с тобой, сынок? Ты чего испугался?
— А какой сегодня день? — спрашивает Серёжа.
— Воскресенье.
— Вот хорошо! — говорит Серёжа. — Значит, я ещё не совсем потерял вчерашний день, то есть сегодняшний?
— Почти потерял, — говорит мама. — Ну да уж ладно. Догоняй его, пока он и вправду не стал вчерашним.
— Так-так, — сказали часы.
Календарь ничего не сказал, но думал то же самое. Это был очень умный отрывной календарь. Он много знал, да помалкивал.
Е.Я.Ильин
Предварительный просмотр:
Хороший день. С.Я.Маршак
Вот портфель,
Пальто и шляпа.
День у папы
Выходной.
Не ушел
Сегодня
Папа.
Значит,
Будет он со мной.
Что мы нынче
Делать будем?
Это вместе
Мы обсудим.
Сяду к папе
На кровать —
Станем вместе
Обсуждать.
Не поехать ли
Сегодня
В ботанический музей?
Не созвать ли нам
Сегодня
Всех знакомых и друзей?
Не отдать ли
В мастерскую
Безголового коня?
Не купить ли нам
Морскую
Черепаху для меня?
Или можно
Сделать змея
Из бумажного листа,
Если есть
Немного клея
И мочалка
Для хвоста.
Понесется змей гремучий
Выше
Крыши,
Выше тучи!..
— А пока, —
Сказала мать, —
Не пора ли
Вам вставать?..
— Хорошо! Сейчас встаем! —
Отвечали мы вдвоем.
Мы одеты
И обуты.
Мы побрились
В две минуты.
(Что касается
Бритья —
Брился папа,
А не я!)
Мы постель убрали сами.
Вместе с мамой пили чай.
А потом сказали маме:
— До свиданья! Не скучай!
Перед домом на Садовой
Сели мы в троллейбус новый.
Из открытого окна
Вся Садовая видна.
Мчатся стаями «Победы»,
«Москвичи», велосипеды.
Едет с почтой почтальон.
Вот машина голубая
Разъезжает, поливая
Мостовую с двух сторон.
Из троллейбуса
Я вылез,
Папа выпрыгнул за мной.
А потом
Мы прокатились
На машине легковой.
А потом
В метро спустились
И помчались
Под Москвой.
А потом
Стреляли в тире
В леопарда
Десять раз:
Папа — шесть,
А я — четыре:
В брюхо,
В ухо,
В лоб
И в глаз!
Голубое,
Голубое,
Голубое
В этот день
Было небо над Москвою,
И в садах цвела сирень.
Мы прошлись
По зоопарку.
Там кормили сторожа
Крокодила
И цесарку,
Антилопу
И моржа.
Сторожа
Давали свеклу
Двум
Задумчивым
Слонам.
А в бассейне
Что-то мокло…
Это был гиппопотам!
Покатался я
На пони, —
Это маленькие
Кони.
Ездил прямо
И кругом,
В таратайке
И верхом.
Мне и папе
Стало жарко.
Мы растаяли, как воск.
За оградой зоопарка
Отыскали мы киоск.
Из серебряного крана
С шумом
Брызнуло ситро.
Мне досталось
Полстакана,
А хотелось бы —
Ведро!
Мы вернулись
На трамвае,
Привезли домой
Сирень.
Шли по лестнице,
Хромая, —
Так устали
В этот день!
Я нажал звонок знакомый —
Он ответил мне, звеня,
И затих…
Как тихо дома,
Если дома нет меня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почитайте детям о коже и зубах
Рекомендации родителям....
Что можно почитать детям.
Список литературы, что можно почитать детям подготовительной группы....
памятка для родителей "Что почитать детям дома"
Памятка для родителей подготовительной группы "Что почитать детям дома"...
Почитайте детям "Стихи о ЗДОРОВЬЕ"
Стихи для детей "о ЗДОРОВЬЕ" ....
Памятка для родителей: Что почитать детям 4 лет.
Памятка для родителей: Что почитать детям 4 лет...
Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"
Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...
Что почитать детям. Сказки и рассказы для детей.
Полезная информация для родителей воспитанников средней группы №1...