конспект "Гуси-лебеди"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди».
Задачи: Образовательные: - закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста; - совершенствовать навыки игры с мячом, умение правильно пользоваться карандашом; - учить детей четко произносить и отличать на слух разные звукоподражания; - совершенствовать связную речь детей; - передавать структуру сказки с помощью моделирования. Развивающие: - развивать у детей слуховое и зрительное внимание, формировать фонематический слух на уровне звука и слова; - учить детей отгадывать загадки; - развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с мячом; - развивать творческое воображение. Воспитательные: - формировать у детей умение соблюдать очередность, участвуя в коллективном пересказе; - стимулировать развитие творческой индивидуальности детей; - воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу; - учить детей согласовывать свои действия при проведении коллективной инсценировки.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 113.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по чтению художественной литературы на тему:
«Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
для детей среднего дошкольного возраста.
Направление деятельности: Речевое развитие
Образовательная область: Речевое развитие
Возрастная группа: средняя группа
Тип образовательной деятельности: интегрированный
Форма организации: групповая
Тема: «Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди».
Задачи: Образовательные: - закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста; - совершенствовать навыки игры с мячом, умение правильно пользоваться карандашом; - учить детей четко произносить и отличать на слух разные звукоподражания; - совершенствовать связную речь детей; - передавать структуру сказки с помощью моделирования. Развивающие: - развивать у детей слуховое и зрительное внимание, формировать фонематический слух на уровне звука и слова; - учить детей отгадывать загадки; - развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с мячом; - развивать творческое воображение. Воспитательные: - формировать у детей умение соблюдать очередность, участвуя в коллективном пересказе; - стимулировать развитие творческой индивидуальности детей; - воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу; - учить детей согласовывать свои действия при проведении коллективной инсценировки; Предварительная работа: - Чтение русских народных сказок. - Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. - Обыгрывание сказки «Гуси-лебеди» с помощью настольного театра. - Разгадывание загадок. - Дидактическая игра по сказкам «Угадай героев сказки по описанию». Методы и приёмы: - словесные – чтение сказки, беседа, вопросы; - наглядные – рассматривание иллюстраций, - практические – физкультминутка, игровые ситуации. Словарная работа: Кисельные берега, молочная река, печка, чистое поле. Оборудование: Демонстрационный материал: книга с иллюстрациями; фигурки персонажей сказки – Маша, Ванюша, стая гусей-лебедей, печка, яблоня, речка, еж, отец с матерью; мяч. Раздаточный материал: листы бумаги на каждого ребенка; карандаши. |
Структура непосредственной образовательной деятельности:
I часть | Вводная часть | Дети сидят на стульчиках, стоящие полукругом около стола. - Ребята, давайте с вами поговорим о сказках. - Что такое сказка? - Какие сказки о животных вы знаете? (Три медведя; Кот, петух и лиса; Заюшкина избушка). - В сказочных историях не только с животными случаются разные необыкновенные события. В волшебных сказках встречаются волшебные существа: Баба Яга и всякие лесные чудовища. | 1 мин. |
II часть | Основная часть | 17 мин. | |
1. | Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» | - Сегодня к нам пришла русская народная сказка «Гуси - лебеди». Давайте ее послушаем. (См. приложение) | 4 мин |
2. | Совместный рассказ | После рассказывания сказки проводится беседа использованием иллюстраций. - О ком рассказывается в этой сказке? (О том, как Маша спасала своего младшего брата Ванюшку.) - Кто унес братца Ванюшку? («Гуси – лебеди») - Кто они такие? (Слуги, помощники Бабы – Яги.) - Вспомните, кого девочка просила о помощи сначала, кого потом. (Печку, яблоню, молочную речку, ежика.) - Помогла ли Маша печке? (Да, Маша нарубила дров и в печку подбросила.) - О чем яблоня попросила Машу? (Стрясти яблоки, поднять ветки, расправить листья.) - Чем Маша помогла речке? (Сдвинула камень.) - У кого еще спрашивала Маша, куда полетели гуси – лебеди? (У ежика.) - Расскажите, что произошло в избушке Бабы – Яги. (Баба – Яга пряла пряжу, а Ванюшка играл золотыми яблоками.) - Кто спрятал машу с Ванюшкой от гусей – лебедей? Назови их по порядку. (Молочная речка, яблоня, печка). - Расскажите, как окончилась сказка. (Маша добежала до дома вместе с братцем Ванюшкой, родители вернулись из города и привезли гостинцы.) - Как бы вы назвали эту сказку по – своему? (Маша и Ванюшка.) | 3мин. |
Подвижная игра с мячом «Кто что делает» | Дети выходят на лужок и делают кружок. Воспитатель берет мяч и встает в центре круга. Воспитатель бросает детям мяч и одновременно называет имя одного из героев сказки «Гуси – лебеди», ребенок, поймавший мяч, должен бросить его обратно, назвав при этом, какое – либо действие, совершенное названным героем. Например, взрослый бросает мяч и говорит: «Гуси – лебеди», а ребенок возвращает мяч взрослому, добавляя глагол: «Летят». Возможные варианты сочетаний: - отец с матерью – уехали, вернулись, гостинцы привезли; - Маша – посадила Ванюшку на лужок, побежала искать братца, спросила у печки, куда полетели гуси – лебеди, подбросила в печку дровец, подняла яблоне ветки, сдвинула в речке камень, несет Ванюшку; - Ванюшка – сидит на травке, летит с гусями – лебедями, играет золотыми яблочками; Гуси – лебеди – летят, гогочут, кружат, догоняют или подхватили Ванюшку; - печка – печет, показала, куда гуси – лебеди полетели, спрятала; - яблоня – растет, показала, куда гуси – лебеди полетели, спрятала; - речка – течет, журчит, показала, куда гуси – лебеди полетели, спрятала; - ежик – фыркает, катится, показал дорогу; - Баба – Яга – пряжу прядет, кличет гусей – лебедей, послала вдогонку гусей – лебедей. | 3 мин. | |
Дидактическая игра «Узнай по голосу» | На столе выставляются фигуры гусей – лебедей, печки, яблони, речки и ежика. Воспитатель знакомит детей со звукоподражаниями: гуси – лебеди кричат – «га-га-га»; печка пышет жаром – «пых-пых-пых»; яблоня шелестит листочками – «ш-ш-ш»; (звук произносить длительно, на одном дыхании); речка бежит по камушкам – «с-с-с»; ежик катится – «ф-ф-ф». Затем произносятся эти звукоподражания по одному, и предложить детям отгадать, чьи это голоса. Дети называют сказочного героя и показывают его фигурку. | 2 мин. | |
Моделирование сказки | - Я знаю, вы хотели бы нарисовать эту сказку. Давайте попробуем вместе. - Побежала девочка. И кого она сначала встретила? (Печку). - Нарисуем печку. - Кого встретила девочка после? (Яблоньку). - Вся яблонька румяными яблочками увешана. Что мы нарисуем? (Яблочко). -Как мы изобразим речку? (Волнистой линией). - Страшно было девочке в избушке Бабы Яги? Каким цветом можно нарисовать страх? Дети отвечают. - Закрасьте клеточку черным карандашом. - Убежала сестра и братец от Бабы – Яги. Как мы их нарисуем? (Два кружочка – девочка и мальчик.) Далее дети дорисовывают модели, вспоминая сказку. | 5 мин. | |
III часть | Заключительная часть | - Ребята! Сегодня мы с вами познакомились со сказкой «Гуси – лебеди». Понравилась ли вам сказка? Давайте на последок я вам буду загадывать загадки. | 2 мин. |
Загадки | Длинные шеи, красные лапки, Щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси) Круглое румяное С дерева достану я. (Яблоко с яблони). Бабушка седа-бела, Зимой каждому мила. Из трубы летят колечки- Это дым из нашей… (Печки) Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. (Речка) Между сосен, между елок Ходит-бродит сто иголок. (Еж) - Молодцы, ребята! Мне очень приятно узнать, что вы любите сказки. А сейчас давайте пойдем, отдохнем. Скажем нашей сказке спасибо и попросим приходить к нам почаще. |
Приложение
Жили-были муж и жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались, раз отец с матерью в город и говорит Маше:
- Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем.
Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братика на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам.
Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли.
Вернулась Маша, глядь – братца нету!
Ахнула она, кинулась туда, сюда – нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала – братец не откликается. Стала Маша плакать, да слезам горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.
Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит – метнулись вдалеке гуси – лебеди и пропали за темным лесом.
Догадалась Маша, что это гуси – лебеди унесли ее братца, бросилась догонять их.
Бежала, бежала, видит – стоит в поле печка. Маша к ней:
- Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели?
- Подбрось в меня дровец, - говорит печка, - тогда и скажу!
Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила.
Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше.
Видит – стоит яблоня, вся румяными яблочками увешена, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?
- Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись стоять тяжело!
Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала.
Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка – кисельные берега. Маша к ней:
- Молочная речка – кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели?
- Упал в меня камень, - отвечает речка, – мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону – тогда скажу, куда гуси – лебеди полетели.
Отломила Маша большую ветку, сдвинула камень. Зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей – лебедей искать.
Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает. Куда теперь идти, что делать. Смотрит – сидит под пеньком еж.
- Ежик, ежик, - спрашивает Маша, - не видал ли ты, куда гуси – лебеди полетели?
Ежик говорит:
- Куда я покачусь, туда и ты иди!
Свернулся он клубочком и покатился между елками, между березками. Котился, котился, и прикатился к избушке на курьих ножках. Смотрит Маша – сидит в той избушке Баба – Яга, пряжу прядет. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет.
Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой.
Немного спустя глянула Баба – Яга в окно: нету мальчика! Кликнула она гусей – лебедей:
- Скорей, гуси – лебеди, летите в погоню!
Взвились гуси – лебеди, закричали, полетели.
А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад – увидела гусей – лебедей… Что делать?
Побежала она к молочной речке – кисельным берегам. Гуси – лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют ее…
- Речка, речка, - просит Маша, - спрячь нас!
Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей – лебедей спрятала.
Гуси – лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из – под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала.
А гуси – лебеди увидали ее – воротились, летят на встречу. Подбежала Маша к яблоне:
- Яблонька, яблонька, спрячь меня!
Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси – лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо. Вышла Маша из – под яблони поблагодарила ее и опять пустилась бежать.
Бежит она, несет братца, уж не далеко и до дома … Да на беду гуси – лебеди снова увидали ее и ну за ней! Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут, того и гляди Ванюшку из рук вырвут… Хорошо, что печка рядом, Маша к ней:
- Печка, печка, спрячь меня!
Печка ее спрятала, заслонкой закрыла.
Гуси – лебеди к печке подлетели, и давай заслонку открывать, да не тут – то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покружились, покричали, покричали, да так ни с чем вернулись к Бабе – Яге…
А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села.
Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцев привезли.