Консультация для родителей "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"
консультация по художественной литературе (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений
дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
В современном информационном обществе, в связи с активно развивающимися электронными средствами информации и коммуникации, происходит трансформация языковой личности, и это сказывается в первую очередь на детях дошкольного возраста. Увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. При этом также существенно страдает восприятие детьми литературных произведений. Язык, богатый образными выражениями, сравнениями и метафорами оказывается недоступным пониманию детей.
В связи с этим, огромное значение приобретает развитие у детей дошкольного возраста восприятия произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм.
В работе по развитию восприятия у детей необходимо использовать народные сказки. Как известно, сказка является одним из самых любимых детьми литературных жанров.
Реализуя поставленную цель, выделяются следующие задачи:
- обогащать литературный опыт детей разнообразными сказками;
- познакомить детей с жанровыми особенностями сказок, малых фольклорных форм;
- познакомить детей с принципами композиции;
- способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности.
На начальном этапе, рассматриваются народные сказки о животных («Теремок», «Лиса и козел», «Заяц –хваста»,
«Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Лисичка – сестричка и серый волк», затем волшебные народные сказки («Гуси – лебеди», «По щучьему веленью», «Царевна – лягушка», «Иван царевич и Серый волк», сказки А. С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»).
По окончании прослушивания сказки проводится такой анализ, который позволял формировать представления детей о жанре, о композиции сказки.
Каждое ознакомление детей со сказкой обращает их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включалет творческие задания. Дети учятся отличать сказку от других видов произведений. Немаловажным моментом обучение детей является передача реплики героев с соответствующей интонацией. Для этого необходимо детально разработать поступки героев сказки, предложить детям представить эмоциональные состояния героев в момент поступка и высказать реплику героя с соответствующей интонационной окраской. Например, работая по сказке «Заюшкина избушка», дети должны говорить за лисицу, просящую зайца пустить ее в свою избушку, нежным, ласковым голосом; передавать разговор лисы, выгоняющей зайца из избушки, резким, грубым голосом.
Параллельно с этой работой необходимо обучение детей отбору условных заместителей для обозначения персонажей сказки. Например, лису дети обозначают оранжевым кругом, потому что она пушистая, рыжая. Выбирая условный заместитель для зайца, дети останавливаются на сером треугольнике, потому что голова зайца с его длинными ушами напоминает им треугольник. Дети используют выбранные заместители при пересказе сказки.
Большое внимание уделяется пониманию детьми смысла незнакомых слов. С помощью педагога, дети пытаются подбирать подходящие по смыслу знакомые слова. Например, к слову «горюет» слова «печалится, грустит», выражение «на ворон зазеваться» было пересказано как «быть невнимательным».
Для более яркого восприятия героев сказки, используется прием «Пантомимические этюды». Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки. Персонаж сердится: скрещены руки, нахмурены брови, голова отклонена вниз; радуется: улыбаются, покачивают головой; горюет: подставляют ладошки к щекам, прикрывают глаза, вздергивают брови под углом, опускают голову; глупый козел: постукивают кулаком по лбу; хитрая лиса: прищуривают глаза, делают повороты туловищем.
Для наиболее эффективного восприятия, к литературным произведениям подбираются красочные иллюстрации. Используя особенность дошкольников лучше усваивать материал при подаче его зрительно, необходимо подготовить к различным сказкам опорные схемы – мнемотаблицы, в которых содержится условное обозначение героев сказок, их поступков, развивающегося сюжета. Дети учатся понимать традиционные способы построения сказки, организации сюжета в ней. Для этого детям нужно придумать название к зачину сказки, середине и концу. Разбирая, о чем говорится в начале сказки, дети придумывают название к нему. Аналогично строится работа по подбору названия к середине и концу сказки. Этот прием поможет детям осознать структуру сказки, прочувствовать традиционный способ ее построения.
Активизируя словарь детей, побуждая их применять наиболее красочные прилагательные в описании героев сказки, используется такой прием, как словесное рисование. Детям предлагается следующее: «Представьте, что вы художники и вас попросили нарисовать иллюстрации в книжку по сказке «Гуси - лебеди». Какой бы вы нарисовали Машеньку, когда она не нашла Ванюшку возле дома? (встревоженной, опечаленной). Каким голосом печка (яблоня, речка) просила Машеньку помочь? (уставшим, тяжелым). Какой бы вы нарисовали бабу Ягу в своей избушке? (злой, нахмуренной, сердитой). И т. д.».
В процессе выполнения задания, идет побуждение детей активизировать в речи фразеологизмы, сказочную лексику, подбирать собственные языковые средства, характеризующие выразительность действий, состояний персонажей сказки. Благодаря этому приему, дети могут целостно, эмоционально насыщенно воспроизвести литературные образы.
Неотъемлемую часть занятий составляют игры – драматизации. Этот прием является наиболее любимым детьми, и оставляет красочный след в восприятии сказки ребенком. При постановке сценических этюдов необходимо задействовать всех детей. В свободной самостоятельной деятельности дети с удовольствием будут изготавливать атрибуты для сказочных постановок, участвовать в изготовлении декораций.
При чтении детям сказок нужно использовать музыкальное сопровождение. Эмоциональные впечатления детей усиливает рассматривание иллюстраций. В результате, дети замечают цветовую гамму произведений живописи, их композицию, общий колорит. Затем детям можно предложить нарисовать рисунки на тему прочитанной сказки, увиденной картины, услышанной музыки.
Все эти занятия в комплексе качественно повысят восприятие детьми литературных произведений. Во время прослушивания очередной сказки, дети легко выполняют творческие задания (подбирали образные сравнения, эпитеты, к предлагаемым словам, с удовольствием рисуют, с интересом разыгрывают этюды на тему сказок.
Таким образом, развивается способность детей ярко и образно воспринимать сказочных персонажей, действия героев сказки, дети знакомятся с жанровыми особенностями сказок и малых фольклорных форм, с принципами композиции сказочного повествования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"
В материале отражены психологически аспекты знакомсва детей дошкольного возраста с книгой. Раскрыты все их возрастные особенности. ...
Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой
Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова Г. А....
Консультация для воспитателей "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой."
• Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;• Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;• Пом...
Консультация для родителей "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"
Два периода восприятия ребёнком произведений искусства и художественной литературы...
Консультация для родителей "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6183753","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Консультация для воспитателей "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"
Материал предназначен для воспитателей по образовательной области "Речевое развитие"...
Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимается им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него ...