про3
статья по художественной литературе
Предварительный просмотр:
- Паспорт проекта
Приложение 2.
Паспорт педагогического проекта
Тема проекта | Правила хорошего тона |
Вид проекта | Нормативный, практико-ориентированный |
Актуальность проекта | Самые первые представления о правилах поведения ребёнок получает от окружающих его взрослых в семье и дошкольной образовательной организации. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) задачи обучения детей правилам этикета относятся к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», содержание которой направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. В дошкольной образовательной организации соблюдение детьми правил поведения необходимо для организации содержательной жизни детского коллектива. К сожалению, дети с трудом понимают и принимают правила, которые внушают им взрослые. Даже если ребёнок смог запомнить и словесно воспроизвести правило, это не является гарантией того, что он его осознал и выполнит в определённых ситуациях. Чтобы правило было осознанным, оно должно быть эмоционально привлекательным, личностно-значимым, стать мотивом действия ребёнка. |
Цель проекта | Расширять знания детей о правилах хорошего тона средствами познавательно-исследовательской, изобразительной, игровой деятельности. |
Задачи проекта | Задачи для детей: Образовательные: - расширение знаний о правилах культуры речевого общения, взаимоотношений детей друг с другом, общих правилах нравственности; - побуждать детей использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить правила и нормы этикета, - обеспечить детям индивидуальную траекторию развития в формировании нравственного сознания путем совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и при выполнении совместных детско-родительских проектов. Развивающие: - формировать первичные проектные умения: развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях; умение извлекать информацию из разных источников, с помощью воспитателя или родителей; - развивать самостоятельность, познавательные и творческие способности детей в процессе приобщения их к общечеловеческим ценностям, выполнения творческих заданий, самостоятельной творческой деятельности, использовании продуктов деятельности в игровой и коммуникативной деятельности. -развивать у детей навыки культурного общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; - прививать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Воспитательные: -помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания; -способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма. Задачи для родителей: Приобщать родителей к нравственному становлению личности ребенка, усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками через практические формы работы: участие в детско-родительских проектах, мастер-классах, подборе материалов для оформления мини-музея, лепбука Обеспечить поддержку проявления детьми самостоятельности, детской инициативы по вопросам развития культуры общения и поведения, выполнении детско-родительских проектов; оказывать помощь в подготовке продукта проекта, создании условий для его презентации сверстникам. Задачи для педагогов: - обогатить предметно-развивающую среду в группе, через начало создания уголка этикета - способствовать созданию коллектива единомышленников детей, родителей, педагогов, стремящихся приобщить детей к нравственной культуре и усвоению норм и ценностей, принятых в обществе. |
Проблемный вопрос | Для чего всегда нужно выполнять определённые правила поведения? |
Продукт проекта | Книга «Правила хорошего тона для тебя и для меня» Альбом «Подарки для друга» Квест - Игра «Путешествие по стране этикета» Настольный театр «У меня зазвонил Телефон» |
Сроки реализации | 2 недели-4 октября-15 октября 2021г |
Участники | Дети подготовительной группы «Ромашка», родители, педагоги. |
Подготовительный этап:
Дата | Мероприятия, инициированные воспитателем | Материально- техническое и дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты |
04 .10.21 05.10.21 | Организация «точки удивления» - оформление «Уголка этикета» Проблемный вопрос: Оформление книжного уголка «В гостях у феи Вежливости» -Проведение педагогической диагностики детей , анкетирование родителей; Интерпетация результатов
Оформление памятки для родителей «Секреты вежливого ребенка» | - Дидактический материал (игры типа «Как правильно себя вести», «Зоопарк настроений», викторины «Школа этикета для малышей», комплекты книг). - Мультимедийное оборудование - Программа «От рождения до школы» Методическая литература по теме проекта
- Куликова И.П. «Методика обучения дошкольников правилам современного этикета» – М.:2010. - технологические карты ООД в соответствии с планом работы методическая литература, литература для чтения детям | Недостаточное количество дидактических пособий и игр Мало времени на проведение диагностики и интерпретацию результатов Недостоверность результатов анкетирования Недостаточная сформированность проектных умений у детей Частичная заинтересованность родителей в обсуждении результатов, определении темы, цели, задач проекта | Проявление интереса к рассматриванию пособий, активное участие в обсуждении вопросов Недостаточные знания правил поведения и этических норм : недостаточная сформированность культуры поведения Недостаточная осведомлённость родителей о процессе приобщения детей к общечеловеческим ценностям,ознакомления детей нормами и правилами хорошего тона; -выявление проблемы, включение детей, родителей в обсуждение проблемы; -определение совместно с детьми, родителями темы, цели и задачи, продукта проекта, определение совместных детско-родительских проектов - составлен план проекта, определен продукт проекта |
Основной этап:
Дорожная карта основного этапа проекта:
Дата | Место в | Мероприятия | Участники | Промежуточные |
режиме дня | образовательного | результаты | ||
процесса, | ||||
участвующие в | ||||
мероприятии | ||||
05.10.21 Вечерний отрезок времени | Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах(вечер) | Изготовление атрибутов для предметно-пространственной развивающей среды | Дети, родители, педагоги | Дети задают вопросы педагогам, родителям родитель, дети участвуют в оформлении «Уголка этикета» |
06.10.21 Утренний отрезок времени | Организованная образовательная деятельность | ООД по познавательному развитию «Вежливыми быть должны, с этикетом дружим мы!» с использованием презентации | Дети, педагог | -осмысливают новую информацию, участвуют в обсуждении презентации, обсуждают правила вежливого поведения по отношению к сверстникам взрослым |
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | Дидактическая игра «Берем-не берем» | Педагог, дети | Выбирают по характеристикам, присущие воспитанным людям качества | |
Вечерний отрезок времени | Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | Беседа –инструктаж «Правила поведения в группе и прогулке» | Дети, педагог | Осмысливают информацию о нормах и правилах поведения в детском саду и на прогулке, и руководствуются ими в своей деятельности |
06.10-15.10 | Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми (ежедневно вечером) Напишите один раз | Чтение художественной литературы Шорыгина Т.А. «Безопасные сказки» | Дети, педагог | Воспринимают информацию, обсуждают содержание, делают выводы |
Самостоятельная деятельность детей | Игровая ситуация «Поездка на общественном транспорте» | Дети | Демонстрируют знания о правилах правилах поведения в общественном транспорте и используют их | |
Деятельность с родителями | Мастер-класс «Играем с детьми в правила поведения»; | Родители, педагог | Развитие умений через игру помогать своим детям овладевать умениями соблюдения правил поведения в обществе | |
В семье | Просмотр мультфильмов «Кот Леопольд», Лунтик и его друзья серия «Невоспитанные рыбы» | Родители, дети | Эмоционально реагируют на содержание, дают оценку поступкам героев | |
07.10.21 | Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах(утро) | Проблемная ситуация «как не ссориться» | Педагог, дети | Обсуждают, анализируют, находят варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы о формулировке правил поведения |
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | Творческая мастерская по оформлению Книги «Правила хорошего тона для тебя и для меня» | Дети, педагог | Выполняют рисунки в соответствии с придуманными правилами | |
Чтение художественной литературы | Шорыгина Т.А. «Познавательные сказки» | Педагог, дети | ||
Вечерний отрезок времени | Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | Инд. беседы “Как я помогаю родителям?” | Педагог, дети | Рассказывают о своих обязанностях |
Самостоятельная деятельность детей | Картинки-путаницы «Что неправильно?» | Дети | Выполняют задание в соответствии с правилами, приобретенными знаниями | |
Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра «Семья», | Дети | Выполняют игровые действия | |
В семье | Чтение В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | Родители, дети | Знакомятся с правилами этики, показывают, как словом можно воздействовать на чувства и поведение людей. | |
08.10.21 Утренний отрезок времени | Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам) | Педагог, дети | |
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | Проблемная ситуация «Нежданные гости» | Педагог, дети | Обсуждают, анализируют, находят варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы о формулировке правил поведения | |
Самостоятельная деятельность детей | Творческая мастерская по оформлению плаката « Правила жизни в группе ? | Дети | Выполняют рисунки в соответствии с самостоятельно сформмулированными правилами | |
Вечерний отрезок времени | Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | Дид. игра “Как Буратино стал вежливым” | Педагог, дети | -анализируют проблемные ситуации, обсуждают правила культуры речевого общения» |
В семье | Посещение театра, музея | Родители, дети | -уточнение правил поведения в общественных местах | |
11.10.21 Утренний отрезок времени | Организованная образовательная деятельность | ООД “Мы улыбаемся” . | Педагог, дети | - расширение представлений об общих правилах нравственности,формулировка, обсуждение правил, их зарисовка |
11.10.21 | Самостоятельная деятельность детей | Игры-инсценировки: Придумывание и обыгрывание сказки по теме: - «Случай за столом», «Маша обедает» | Педагог, дети | |
Чтение художественной литературы | Шорыгина Т.А. «Добрые сказки» | Педагог, дети | ||
11.10.21 | Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | Словесная игра: “О правилах” (закончи фразу) | Педагог, дети | |
11.10.21 | В семье | Чтение А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (глава «Страшила»). | Родители, дети | Учат детей быть вежливыми, упражняются в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях. |
Утренний | Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | Проблемная ситуация «Друзья поссорились» | Педагог, дети | |
Самостоятельная деятельность детей | Творческая мастерская | Выполняют рисунки в соответствии с придуманными правилами | ||
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | Беседа “Добро не требует награды” | Педагог, дети | ||
Вечерний отрезок времени | Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | Игровая ситуация «Определи настроение по картинке» | Дети, педагог | |
12.10.21 | Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра «Кафе». | Дети | |
Чтение художественной литературы | Шорыгина Т.А. «Эстетические сказки», | Педагог, дети | ||
12.10.21 | В семье | Составление рассказам из личного опыта детей «Наши поступки» | Родители, дети | |
13.10.21 Утренний отрезок времени | Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | Изготовление настольного театра по произведению К. И. Чуковского «Телефон» | Педагог, дети | |
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | Разыгрывание игровых ситуаций по теме “Вежливая просьба” | Педагог, дети | ||
13.10.21 | Самостоятельная деятельность детей | Игры с настольным театром « У меня зазвонил Телефон» | Дети | |
Вечерний отрезок времени | Чтение художественной литературы | Шорыгина Т.А. «Общительные сказки» | Педагог, дети | |
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | ТРИЗ. Сказка “Гуси- лебеди” | Педагог, дети | учатся оценивать поступки героев сказки, используют символическую аналогию в рисунках | |
Самостоятельная деятельность детей | Игра “Волшебники” | Дети | приобретают опыт руководства правилами в игровой деятельности | |
13.10.21 | В семье | Подготовка индивидуальных проектов «Семейные традиции», «Как мы отмечаем праздники дома» | Родители, дети | Уточнение , расширений знаний правил, приобретение опыта нравственного поведения в семье |
14.10.21 | Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | Квест –игра «Путешествие по стране этикета» | Педагог, дети | -демонстрируют нравственное поведение в обычных ситуациях, испытывают затруднение в новых |
14.10.21 | Самостоятельная деятельность детей | Аппликация «Подарок другу» | Дети | -проявление внимательного заботливого отношения к сверстникам |
14.10.21 | В семье | Чтение В.А. Сухомлинский «Как ежиха приласкала своих детей», «Как зайчик грелся при луне». | Родители, дети | Закреплять навыки вежливого общения с окружающими. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Вызывать у детей желание быть вежливыми. |
Заключительный этап:
Дата | Итоговые мероприятия | Оценка эффективности реализации проекта | Степень достижения поставленных целей | Обобщение педагогического опыта |
15.10.21 | Книга «Правила хорошего тона для тебя и для меня» | - демонстрируют знания правил и норм поведения -проявляют самостоятельность, творчество, -наличие оборудования, материалов по ознакомлению с правилами этикета сформированность проектных умений у детей: |
На 10% повысился уровень знаний детей о правилах поведения, на 5% повышение умений поступать в соответствии с правилами -у 55% детей выявлен развивающий уровень проектных умений; у 45% детей обнаружен подражательно-исполнительный уровень проектных умений; | Размещение информации на сайте детского сада; Участие в районном конкурсе альбомов по нравственному воспитанию дошкольников |
15.10.21 | Презентация совместных с родителями, индивидуальных проектов | -проявление активности, самостоятельности в разработке и презентации совместных с родителями, индивидуальных проектах -проявление активности родителями в проекте- -способность и готовность родителей в оказании помощи ребенку в подготовке продукта проекта, создании условий для его презентации сверстникам; - | -82% родителей приняли участие на всех этапах проекта; - 18% детей подготовили и защитили совместные детско-родительские проекты; | Оформление портфолио ребенка, группы; выступление на педагогическом совете |
Настольная игра «Путешествие в страну этикета» | Демонстрируют знания вежливых слов, правил поведения в обществе. При изготовлении проявляют творческий подход | Большинство детей знают правила поведения, ориентируются в видах этикета, с интересом играют в изготовленную игру (путешествие по станциям) | Изготовлена настольная игра «Путешествие в страну этикета» | |
Родительское собрание | -проявление родителями активности, заинтересованности в обсуждении результатов проекта;
| удовлетворенность родителями , педагогами результатами проекта; демонстрация необходимости оказания детям, педагогам помощи в организации проектной деятельности | Выступление на родительском собрании | |
Надпись , выделяем, вставка, действие, следущий слайд или номер слайда, ок
Рис.