Формы и методы работы с литературным произведением с дошкольниками
консультация по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для воспитателей
Формы и методы работы с литературным произведением
Формы и методы работы с литературным произведением на специальных занятиях:
во время, которых воспитатель может передавать текст, читая детям или рассказывая, а также вне занятий, во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.д., могут быть следующими:
Подготовка воспитателя к чтению или рассказыванию.
1.Разбор литературного произведения
- выяснение основного замысла произведения;
- содержание народной сказки;
- определение характера действующих лиц и их взаимоотношений.
2.Работа над выразительностью чтения или рассказывания
- овладение средствами эмоциональной и образной выразительности;
- расстановка логических ударений и пауз как внутри предложения, так и между отдельными частями произведения;
- выработка ясного и правильного произношения.
Если произведение уже проработано ранее и воспитатель собирается прочитать его вновь, то необходимо прочитать его вслух несколько раз, чтобы возобновить в памяти текст и средства выразительного чтения, вработанные ранее.
Требования к рассказу об авторе произведения(вводная беседа)
Факты из жизни писателя должны быть точными и научными.
Рассказ должен быть доступным ребенку-дошкольнику. Не стит приводить даты (хронология непонятна ребенку). Можно использовать перифразы, например(это было очень давно).
Рассказ должен быть близок детским интересам,т.е. в нем должны быть сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, отношении писателя к детям, литературном творчестве.
Рассказ должен быть оснащен наглядным материалом (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке природы, иллюстрации к произведениям.
В рассказ обязательно надо включить вопросы детям,выявляющие знания детей о произведениях писателя.
Методика чтения и рассказывания (Конина М.М)
Чтение и рассказывание одного произведения.
Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой.
Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства.
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.
Чтение как часть занятия по развитию речи.
Беседа о прочитанном (разъяснительная)
1.Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям:
Что больше всего понравилось в произведении?
Кто больше всех понравился?
Нравится или не нравится тот или иной герой?
2.Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:
Кто вам больше всех понравился и почему?
3.Вопросы проблемно-следственного характера, обращающее внимание детей на мотивы поступков персонажей:
Почему так произошло?
4.Вопросы, обращающие внимание детей на выявление средства выразительности:
Вспомните, как автор назвал…
Дети, послушайте, какое интересное слово в рассказе…
5.Вопросы, направленные на воспроизведение содержания, способствующие выявлению логической последовательности событий.
6.Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, вывода:
Зачем писатель рассказал нам эту историю?
Как бы вы назвали этот рассказ?
Структура работы с литературным произведением с детьми 3-4 лет.
- небольшая вступительная беседа, готовящая детей к восприятию нового произведения;
- выразительное чтение произведения воспитателем;
- обсуждение произведения, детских впечатлений от прочитанного, напоминание ярких эпизодов;
- чтение произведения вторично;
- рассматривание иллюстраций.
Структура работы с литературным произведением с детьми 4-5 лет.
1.Предварительная подготовка детей
- беседа, которая готовит к встрече с книгой;
- сообщение сведений о писателе, об истории создания обсуждаемого произведения;
- напоминание аналогичного сюжета;
- показ иллюстраций, обложки, картинки;
- объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений.
2. Выразительное чтение текста воспитателем.
3.Беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.
4.Повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов.
Структура работы с литературным произведением с детьми 5-6 лет.
1.Предварительная подготовка детей
- Беседа, которая готовит к встрече с книгой;
- Сообщение сведений о писателе, об истории создания обсуждаемого произведения;
- Напоминание аналогического сюжета
- Показ иллюстраций, обложки,картинки;
- Объяснение смысласложных для понимания детей слов и выражений.
2.Выразительное чтение текста воспитателем.
3.Беседа о прочитанном, уточнение, углубление,первоначальное восприятие и понимание текста.
4.Повторное чтение произведения или чтения понравившихся эпизодов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_s_literaturnym_proizvedeniem.docx | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Формы и методы работы с литературным произведением
Формы и методы работы с литературным произведением на специальных занятиях:
во время, которых воспитатель может передавать текст, читая детям или рассказывая, а также вне занятий, во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.д., могут быть следующими:
Подготовка воспитателя к чтению или рассказыванию.
1.Разбор литературного произведения
- выяснение основного замысла произведения;
- содержание народной сказки;
- определение характера действующих лиц и их взаимоотношений.
2.Работа над выразительностью чтения или рассказывания
- овладение средствами эмоциональной и образной выразительности;
- расстановка логических ударений и пауз как внутри предложения, так и между отдельными частями произведения;
- выработка ясного и правильного произношения.
Если произведение уже проработано ранее и воспитатель собирается прочитать его вновь, то необходимо прочитать его вслух несколько раз, чтобы возобновить в памяти текст и средства выразительного чтения, вработанные ранее.
Требования к рассказу об авторе произведения(вводная беседа)
Факты из жизни писателя должны быть точными и научными.
Рассказ должен быть доступным ребенку-дошкольнику. Не стит приводить даты (хронология непонятна ребенку). Можно использовать перифразы, например(это было очень давно).
Рассказ должен быть близок детским интересам,т.е. в нем должны быть сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, отношении писателя к детям, литературном творчестве.
Рассказ должен быть оснащен наглядным материалом (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке природы, иллюстрации к произведениям.
В рассказ обязательно надо включить вопросы детям,выявляющие знания детей о произведениях писателя.
Методика чтения и рассказывания (Конина М.М)
Чтение и рассказывание одного произведения.
Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой.
Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства.
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.
Чтение как часть занятия по развитию речи.
Беседа о прочитанном (разъяснительная)
1.Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям:
Что больше всего понравилось в произведении?
Кто больше всех понравился?
Нравится или не нравится тот или иной герой?
2.Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:
Кто вам больше всех понравился и почему?
3.Вопросы проблемно-следственного характера, обращающее внимание детей на мотивы поступков персонажей:
Почему так произошло?
4.Вопросы, обращающие внимание детей на выявление средства выразительности:
Вспомните, как автор назвал…
Дети, послушайте, какое интересное слово в рассказе…
5.Вопросы, направленные на воспроизведение содержания, способствующие выявлению логической последовательности событий.
6.Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, вывода:
Зачем писатель рассказал нам эту историю?
Как бы вы назвали этот рассказ?
Структура работы с литературным произведением с детьми 3-4 лет.
- небольшая вступительная беседа, готовящая детей к восприятию нового произведения;
- выразительное чтение произведения воспитателем;
- обсуждение произведения, детских впечатлений от прочитанного, напоминание ярких эпизодов;
- чтение произведения вторично;
- рассматривание иллюстраций.
Структура работы с литературным произведением с детьми 4-5 лет.
1.Предварительная подготовка детей
- беседа, которая готовит к встрече с книгой;
- сообщение сведений о писателе, об истории создания обсуждаемого произведения;
- напоминание аналогичного сюжета;
- показ иллюстраций, обложки, картинки;
- объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений.
2. Выразительное чтение текста воспитателем.
3.Беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.
4.Повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов.
Структура работы с литературным произведением с детьми 5-6 лет.
1.Предварительная подготовка детей
- Беседа, которая готовит к встрече с книгой;
- Сообщение сведений о писателе, об истории создания обсуждаемого произведения;
- Напоминание аналогического сюжета
- Показ иллюстраций, обложки,картинки;
- Объяснение смысласложных для понимания детей слов и выражений.
2.Выразительное чтение текста воспитателем.
3.Беседа о прочитанном, уточнение, углубление,первоначальное восприятие и понимание текста.
4.Повторное чтение произведения или чтения понравившихся эпизодов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы и методы работы по социально – коммуникативному развитию дошкольников»
«Формы и методы работы по социально – коммуникативному развитию дошкольников»...
Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ»
В данном материале представленны формы и методы по развитию связной речи дошкольников ДОУ....
Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)
Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...
« Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников в процессе работы над литературными произведениями»
laquo; Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»...
Консультация "Формы и методы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников на основе с родным городом". Уровень ДОУ 2018 г.
Цель: закрепить и обобщить знания педагогов о формах и методах работы по воспитанию патриотизма у дошкольников на основе ознакомления с родным городом....
Консультация "Формы и методы работы по развитию словесного творчества дошкольников"
Консультация "Формы и методы работы по развитию словеского творчества дошкольников"...
Современные формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов России.
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особе...