ПРОЕКТ в подготовительной группе Тема: «Нетрадиционное использование русских народных сказок»
проект по художественной литературе (подготовительная группа)
ПРОЕКТ в подготовительной группеТема: «Нетрадиционное использование русских народных сказок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkie_narodnye_skazki.docx | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г. Вязьмы Смоленской области
ПРОЕКТ
в старшей группе
Тема: «Нетрадиционное использование русских народных сказок»
Подготовила и провела
Воспитатель
2021
Вид проекта: Творческо-исследовательский, информационный, практико-ориентированный, краткосрочный.
Продолжительность проекта: два месяца.
Участники проекта: Дети старшей группы №6, воспитатель, родители.
Актуальность проекта.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных
Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Дети не остаются равнодушными после встречи с героями сказок, всё это вызывает желание разобраться в сказочной ситуации и стимулирует умственную деятельность ребёнка. Он учится сопереживать, появляется новое эмоциональное отношение к окружающему. Дошкольники сталкиваются в сказках со сложными явлениями, чувствами. Сказка даёт хороший урок на всю жизнь и детям, и взрослым.
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
Проблема: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени почитать книгу ребенку. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить, немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Задачи:
Для детей:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
-расширять представление детей о сказках;
-учить детей рассуждать;
-учить правильно, называть сказки.
-прививать интерес к жанрам русского фольклора;
- формировать умение инсценировать сказки;
-обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать умения связно выражать свои мысли;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
Воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- воспитывать культуру речи,
для родителей:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
для педагогов:
-развитие творческого потенциала ребенка;
Ожидаемые результаты:
1. К концу проекта дети будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Формы работы: Презентация проекта «Использование русских народных сказок» для родителей на родительском собрании, беседы, показ сказок, продуктивная деятельность детей, выставки творческих работ детей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
Консультации для родителей:
«Сказка в жизни ребенка»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Чтение детям русских народных сказок
Изучение методической литературы
Обогащение развивающей среды:
в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый);
в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
Создание картотеки игр:
Русские народные игры - «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Кот и мышь»,«Курочка -хохлатка», «Золотые ворота».
Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку», «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку».
Загадки о сказках.
Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Физкультминутки по русским народным сказкам.
Подбор русских народных сказок для старшего дошкольного возраста для мини-библиотеки.
Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
Основной этап
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения по теме «Русские народные сказки»
«Петушок – золотой гребешок»
«Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«По щучьему велению»
«Морозко»
«Снегурочка»
«Три поросенка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Репка»
«Царевна лягушка»
«Зимовье зверей»
«Снегурушка и лиса»
«Маша и медведь»
«Как коза избушку строила»
«Кот, Петух и Лиса»
«Теремок»
«Лиса и заяц»
Беседы:
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож»
«В гости к книге»
«Кто рисует картинки к сказкам»
Цель: Познакомить детей с художниками
«На кого из сказочных героев я похож»
Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.
«В гости к книге»
Цель: воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.
Познавательное занятие:
«Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Путешествие в сказку: « Заюшкина избушка»
Творческое рассказывание по сказке «Теремок»
«Лучшие друзья»
Познавательно-речевое развитие.
Рассматривание альбомов
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
«Предметы быта русской избы»
«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы. Расширять и углублять о предметах домашней утвари, героях сказок.
«Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
Систематизировать знания о русских народных сказках.
Обеспечить развитие памяти, логического мышления.
Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.
«В гостях у сказки».
Цель: Обеспечить развитие умения подбирать заместители предметов и на их основе узнавать ситуации сказки и разворачивать сюжет.
Способствовать формированию у воспитанников умения внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).
Вызвать желание помочь близкому.
«Лучшие друзья»
Цель: Способствовать формированию у детей дружеских отношений друг другу, к сказочным персонажам.
Помочь получить эстетическое наслаждение от сказки.
Литературная викторина «В стране сказок»
Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках.
Формировать умение узнавать сказки, их героев.
Развить интерес к русскому народному творчеству.
Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.
Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
Художественно-эстетическое развитие.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.
Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке»
Аппликация: «Заюшкина избушка»
Цель: Учить создавать на одной аппликативной основе разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы.
Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Цель: Учить детей рисовать животных методом тычка.
Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.
Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.
Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Цель: Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей. Закреплять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания.
Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику.
Учить составлять композицию по литературному произведению.
Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.
Конструктивно – модельная деятельность:
«Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель)
«Зайчик» (оригами)
Организация игровой деятельности
Дидактические игры:
«Расскажи сказку по серии картинок»
«Составь сказку»
«Назови сказку»
«Узнай сказку по зачину»
«Что сначала, что потом»
«Из какой сказки пришёл герой (героиня)?»
Отгадывание загадок на тему «Сказки».
Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
Настольно-печатные игры:
«Любимые сказки» («Играем и учимся»)
«Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени)
«Сказки о животных»
«Сказки. Игра в дорогу», «Любимые сказки» (с фишками)\кубики.
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть Рукавичка,
Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя,
Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Три медведя, Теремок,
Колобок - румяный бок!
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят
- Этим сказкам каждый рад!
«Рукавичка»
Из-за леса, из-за гор (Дети шлепают ладошками по коленям.)
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил, (Показывают обратную сторону ладони.)
Рукавичку обронил. (Вытянуты большим пальцем вверх – показать жест «Рукавичка»)
Мышка по полю бежала. (Бегают пальчиками одной руки по другой.)
Рукавичку увидала. (Жест «Рукавичка».)
Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)
Мышку здесь никто не ждет? (Грозят пальцем.)
Стала жить – поживать,
Звонки песни распевать, (Хлопки.)
Зайка по полю бежал, (жест «Зайка»)
Рукавичку увидала. (Жест «Рукавичка».)
Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).
Звонко песенку поет? (Хлопки.)
Мышка зайку пригласила, (Зовут, жестикулируя правой рукой.)
Сладким чаем напоила. (Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде чашечки)
Зайка прыг, зайка скок,
Зайка пирогов напек. («Пекут» пирожки.)
Как по лесу шла лисичка, (Мягкие движения кистями рук.)
Увидала рукавичку. (Жест «Рукавичка»).
- Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке).
Звонко песенку поет? (Хлопки)
И лисичку пригласили. (Мягкие движения кистями рук)
Пирожками угостили. («Пекут» пирожки.)
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать. (Движение руками вправо-влево)
Мишка по полю гулял. (Стучать по коленкам кулачками)
Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка»)
- Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке)
Звонко песенку поет? (Хлопки)
Звери испугались. (Сжать пальцы в «замок»)
В страхе разбежались. (Развести руки в сторону.)
Социализация.
Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».
Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой
Гребешок», «Лисичка со скалочкой».
Занятие – развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!»
Показ воспитателем театров по сказкам:
«Заюшкина избушка» (Бибабо)
«Петушок и бобовое зёрнышко»
«Девочка-Снегурочка» (плоскостной)
«Кот, Петух и Лиса» (на конусах)
Слушание музыкальных произведений
Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Водяной»
«Бабушка Маланья»
«Волк и семеро козлят»
«У медведя во бору»
«Гуси - лебеди»
«Кот и мышь»
«Курочка - хохлатка»
«Золотые ворота».
Физминутки:
«Сказки»,
«Колобок»,
«Теремок»,
«Репка».
Завершающий этап
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно - исследовательской деятельности. Оформление мини-музея «В гостях у сказки!» (творческие работы детей и родителей по сюжетам сказок) Развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!». Показ сказки «КОЛОБОК» Итоговое мероприятие «По страницам сказок».
Создание презентаций, фото слайдов, для педагогов по проекту «Нетрадиционное использование русских народных сказок»
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
3. Сбор экспонатов для организации мини - музея "В гостях у сказки".
Литература:
1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
5. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе. Тема: «Викторина по русским народным сказкам».
Образовательная область «Чтение художественной литературы».Интеграция ОО («Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Познание»).Форма: викторина. Тема: «Викторина по русским...
ЗАНЯТИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ (старше - подготовительная группа). ТЕМА: Традиции россиян (русские народные праздники).
ЗАНЯТИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ (старше - подготовительная группа).ТЕМА: Традиции россиян (русские народные праздники)....
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Путешествие по русским народным сказкам».
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. Путешествие по русским народным сказкам.Занятие по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народн...
Занятие по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»
Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.Развивающие: Ра...
Нетрадиционное использование русских народных сказок
Презентация "Нетрадиционное использование русских народных сказок"...
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область «Чтение художественной литературы»Интеграция сё другими образовательными областями: коммуникация, социализация, музыка, безопасность, здоровье.Цель:...
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Интеграция с другими образовательными областями: коммуникация, социализация, музыка, безопасность, здоровье.Цель: Формирование у детей знаний об одном из жанров фольклора – народной сказке.Задач...