Потешки
картотека по художественной литературе

Любименко Светлана Сергеевна

Потешки младший возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poteshki.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа: «От рождения до школы»

Тема:  "Путешествие в страну русских потешек"

Группа:  младшая № 5 «Кораблик»

Цель занятия:  создание благоприятных условий для формирования интереса к чтению (восприятию) книг и потребности в чтении, для становления культурной, всесторонней развития личности;

Задачи занятия:

1. Образовательные: учить детей внимательно слушать сказку, -продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию;

-повторять отдельные слова и фразы из текста;

-учить понимать основное содержание;

-устанавливать простые и временные связи;

-учить называть главные характеристики героев, определять мотивы их поступков, оценивать эх с позиции этических норм;

-сочувствовать и переживать героям произведения;

-способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов:

  1. пересказывать сказки и рассказы (по частям и по ролям);
  2. выразительно рассказывать наизусть потешки, прибаутки, стихи (или их фрагменты);
  3. придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки;
  4. Участвовать в литературных играх (со звукоподражанием, рифмами и словами на основе художественного текста);

-углублять у детей интерес к художественной литературе;

2. Воспитательные: воспитывать чувство доброты и отзывчивости, любовь к русскому-народному творчеству;

-воспитывать положительные моральные качества (доброту, отзывчивость, щедрость);

-формирование нравственных эталонов (норм поведения);

-формирование осуждения и неприятия, отрицание моделей поведения (ложь, трусость);

3. Развивающие:  развивать речь согласно нормам русского языка;

-способствовать развитию эстетического вкуса (умению видеть прекрасное и стремиться к нему);

-развивать умение понимать основное содержание;

-развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами;

-развивать логическое мышление, умение обобщать, сравнивать, делать выводы;

-развивать желание детей отражать свои впечатления о прослушанном произведении; литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок, элементов декораций для театрализованных игр, в игре драматизации, лепке,  аппликации;

-развивать детское творчество в процессе совместной продуктивной деятельности;

-развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат, дикцию, выражение жестов, мимики, совершенство элементов актерского мастерства;

4. Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных игр и упражнений.

Активизация словаря: закрепить в речи детей слова: шерстка мягкая, пушистая, длинный пушистый хвост, разноцветные перышки, острый клюв, грива, быстрые сильные ноги.

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование:  

Демонстрационный материал:

 

Раздаточный материал:

Предварительная  работа:чтение потешек «Киска», «Петушок», «Лошадка», дидактические игры: «Кто как кричит?», рассматривание альбома «Домашние животные».

Содержание организованной деятельности детей:

I. Организационный этап:

1. Приветствие:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

2. Проверка готовности детей:

Наши глаза внимательно смотрят.

Наши уши внимательно слушают.

Наши руки нам не мешают.

Наши ноги нам не мешают, А помогают.

3. Мотивация к организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя. Введение игровой ситуации:

Как с ребятами дружить,
Как без грусти день прожить,
Как вести себя в саду,
Чтоб со всеми быть в ладу,
Соблюдайте тишину,
Я рассказывать начну.

II. Основной этап:

1. Беседа.

В старину долгими зимними вечерами или после летнего трудового дня, когда огороды вскопаны да вспаханы, собирался народ на посиделки, где пряли, вязали, вышивали, обязательно пели любимые песни, частушки, дразнилки, шутки-прибаутки, рассказывали друг другу потешки. Так веселей было трудиться, быстрее и незаметнее проходил вечер, да и работа спорилась. Издавна ведётся: «Веселье и труд рядом живут». И я приглашаю вас в чудесную страну русских потешек.

2. Путешествие:

В: итак, отправляемся в путь.

Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят

Везут в страну Потешек компанию ребят.

Мы едем, едем, едем в далекие края,

Веселые ребятки и лучшие друзья.

Воспитатель: Вот мы и приехали к нашей первой остановке! Здесь нас встречает котик. Здравствуй, котик! Что- то ты сегодня грустный.

Воспитатель: (Опосредованно от имени котика) «Здравствуйте, ребята! Я у вас уже давно живу и каждый день вы рассказывали о себе, о своих играх, а обо мне вы ничего не рассказывали, вот я и загрустил».

Воспитатель: Дети, вы согласны помочь котику? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте присядем на ковёр вместе с котиком и продолжим наш разговор.

Чем мы можем помочь котику? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, нам нужно котика развеселить, чтобы он не грустил. Что мы можем для этого сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: А еще мы знаем про котика русскую народную потешку. Давайте расскажем ее котику. Котик, сейчас мы тебе устроим концерт, дети по очереди будут читать тебе потешку. А вот кто будет читать, выберет котик. Кого он коснется лапкой, тот и прочтет потешку.

3.Чтение потешки.

Надувала кошка шар

А котенок ей мешал.

Подошел и лапкой топ,

А у кошки шарик хлоп.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наш котик развеселился. Ему понравилось, как вы рассказали потешку. Посмотрите, какой котик?

Дети: Красивый, пушистый, добрый, ласковый, нежный.

Воспитатель: Он очень добрый, ласковый, давайте его погладим. Котик очень дружелюбный и хочет, чтобы каждый ребенок в группе его погладил. (Дети гладят кота).

Воспитатель: Ребята, у всех нас есть имена, и котику тоже нужна кличка. Давайте вместе придумаем, как нам его назвать. (Дети предлагают свои варианты кличек).

Воспитатель: Какие вы интересные клички придумываете, мне кажется, нашему лежебоке очень подойдет кличка Вася. Так, ребята? (Дети соглашаются).

Воспитатель: Мр-Мр-Мр. Коту очень нравится кличка Вася. Вася наелся и теперь захотел поспать, постелем ему мягкий коврик, пусть он поспит. Вот мыши - проказники не дают Васе спать, давайте-ка их прогоним.

Встанем в круг, возьмемся за руки и расскажем им такую потешку:

4.Чтение потешки: 

Мыши водят хоровод.

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Воспитатель: Ну, что, ребята, прогнали мы мышей, пусть Вася спит, а нам пора в путь. Наш поезд отправляется дальше, проходим все в вагончики. Ребята, послушайте загадку и догадайтесь, кто нас здесь встретит.

5. Загадывание загадки:

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

(Медведь)

Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, почему медведь спит зимой?

Ответы детей.

Воспитатель: А расскажите Мише потешку об этом.

6. Чтение потешки.

Миша, Миша, что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому что снег и лед

Не малина и не мед.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем с Мишей.

7.Физкультминутка.

Мишка милый, мишка славный, (шагают на внешнем своде стопы),

Неуклюжий и забавный, (держа руки, как лапы),

Весь из плюша мишка сшит, (покружились вокруг себя),

Ватой пышною набит. (наклоны в стороны).

Воспитатель: Ребята, Миша приглашает нас в гости к своей подружке. Послушайте про нее загадку и догадайтесь, кто это.

8. Загадывание загадки:

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Воспитатель: Правильно, это белочка. Посмотрите на нее.

9. Описание игрушки:

Она какая по размеру? (Маленькая, с ладошку.)
- На что похожи глазки? (На бусинки)
- Почему? (Бусинки круглые и глазки круглые).
- Расскажем про ушки белочки? На кончиках что? (Кисточки)
- Вспомним, сколько лапок у белки? Что есть на лапках?
- Для чего белке коготки? (Они помогают крепко хвататься за ветки и быстро перепрыгивать с дерева на дерево.)
- Хвост какой? (У белки большой, пушистый хвост.)
- Когда белка спит, она сворачивается в клубок и укрывается хвостом, как теплым одеялом. Когда белка прыгает с дерева на дерево, управляет им как рулем.
- А что любит белочка? (Грибы, орешки, шишки)
- Белка шелушит шишки, грызет орехи, ест грибы. А еще она любит лакомиться ягодами.
- Почему белку называют запасливой? (Белка на зиму делает запасы, поэтому ее называют - запасливой.)
Воспитатель: Давайте с вами расскажем, как белка делала запасы на зиму.
10.Пальчиковая гимнастика «Белка».
Белка прыгала, скакала,
(Дети растопыривают пальцы)
К зиме кладовки заполняла:
(Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).
Здесь – орешки, тут – грибочки
Для сыночков и для дочек.

Воспитатель: Но однажды, когда белка делала запасы на зиму, что случилось? Расскажите.
11.Чтение потешки.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишки.
Белка шишку уронила,
Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка –
На носу вскочила шишка.
Воспитатель: Хорошо мы повеселились с Мишкой и белочкой, но нам пора отправляться дальше в наше путешествие по стране Потешек. 
Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят 
Везут в страну Потешек компанию ребят.
Мы едем, едем, едем в далекие края,
Веселые ребятки и лучшие друзья.
Воспитатель: Остановка. Отгадайте, кто нас здесь ждет?
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
(Показываю игрушку зайчика.)
Воспитатель: Здравствуй, Зайчик, не бойся, мы тебя не обидим!
Заяц: Я не боюсь, просто я очень хочу есть.
Воспитатель: Не плачь, Зайка, мы тебя накормим!
(Дети кладут перед зайцем морковь в сопровождении стихотворения)
Дети зайца угощали
Ему морковку подавали,
Протянули сотни рук:
«Кушай, Заинька - наш друг!»
Дети: Приятного аппетита!

Воспитатель: Пока Зайчик ест, давайте придумаем для него ласковые слова. Как можно его назвать ласково?

Дети: Зайчик, заинька, зайчишка, заюшка, зайчонок.

Заяц: Как я наелся! Только забыл, как мне вас поблагодарить?

Дети: Сказать «спасибо»!

Заяц: Спасибо, детки!

Воспитатель:А теперь зайка хочет с вами поиграть, для этого он даже принёс вам шапочки.

«Раз, два, три – повернись

В зайца быстро превратись!»

Зайчишка-трусишка.

Зайчишка – трусишка

По полю бежал

В огород забежал

Морковку нашёл,

Капусту нашёл,

Сидит, грызёт,

Иди прочь –

Хозяин идёт!

Воспитатель: Ребята, мы с вами путешествовали по стране потешек, а теперь нам пора возвращаться домой.

Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят

Везут домой компанию ребят.

Воспитатель: А здесь собрались наши домашние животные, чтобы помочь нам вспомнить веселую потешку-шутку. Послушайте её.

12. Чтение потешки-шутки:

Как петух в печи пироги печет.

Как петух в печи пироги печет,

Кошка на окошке рубаху шьёт,

Поросенок в ступе горох толчет,

Конь у крыльца в три копыта бьёт,

Уточка в сережках избу метёт.

III Заключительный этап:

1. Подведение итогов, рефлексия.

Воспитатель: Как трудились в потешке животные?

Дети: Дружно. Каждый из них делал свое дело.

Воспитатель: Я знаю одну замечательную пословицу. Она о нашей жизни в детском саду. Учиться - всегда пригодится. Запомните её. Ведь мы с вами учимся. Чему?

Дети: Рисовать, лепить, плавать, разговаривать, правильно слова и звуки произносить; природу знать, любить и беречь; учимся трудиться.

2. Оценка деятельности воспитанников:

Воспитатель:

Молодцы ребята, вы вспомнили все потешки, играли активно. Мы  с вами проделали хорошую работу. Теперь каждый из вас может рассказать их своим друзьям, родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематические потешки

Материал содержит потешки  для развития речевого слуха ребенка - способности  различать глухие и звонкие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие, сонорные звуки, которые дети  часто смеш...

Фонематические потешки

Для воспитателей и логопедов ДОУ...

Потешки (ЗОЖ) Умывание потешки

Воспитывать у детей раннего возраста культурно гигиенические навыки....

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Детские потешки. Зимние потешки

Потешки – это небольшие стихотворения, которые предназначены для одновременного развлечения и обучения детей. Здесь представлены потешки тематики зимнего времени....

Знакомим малышей с потешками «Учим потешки»

Знакомим малышей с потешками«Учим потешки»...

Знакомим малышей с потешками «Учим потешки»

Знакомим малышей с потешками«Учим потешки»...