Консультация на тему «Знакомство детей с традиционной культурой Нижегородской области. Устное народное творчество»
консультация по художественной литературе (подготовительная группа)
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;
оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк;
оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;
оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_temu.docx | 48.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему «Знакомство детей с традиционной культурой Нижегородской области. Устное народное творчество»
Провела воспитатель- Пантелеева С.В.
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;
оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк;
оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;
оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К.Д.Ушинский
Возраст от 3 до 7 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема внедрения в речь детей устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет.
В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, обычаях, обрядах, ритуалах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
Родная культура, как отец и мать, должна стать частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное – обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодежи, как в деревне, так и в городе. Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Можно предположить, что задачи по знакомству дошкольников с родной культурой сформулированы слишком обобщённо.
Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги зачастую недооценивают присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знают наизусть и поэтому не всегда могут использовать к месту.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Проведение народных праздников и укрепление традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка – загадываться, игра – играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей – устной. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», – говорит Д.С. Лихачев.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей.
Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.
Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Знакомство ребенка с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка”), накормить (“Травка – муравка”). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.
В качестве дополнительных средств воспитания народная педагогика использует и другие компоненты народной культуры: песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники, они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений ; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы.
Устное народное творчество – это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.
В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.
Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать.
Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят.
Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”.
Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления
Творческие способности у детей проявляются и развиваются. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B.Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Приложение
НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Стоит поп низок, на нём сорок ризок. Кто его раздевает, тот слезы проливает.
/Лук/
зап. от Андрианова П.П.,1907 г., с. МурзицыСеченовского р- на
Черна корова весь мир поборола.
/Ночь/
зап. от Ячменевой А.В., 1916 г., с. ЯсноеСеченовского р-на.
Захожу в одну дверь, а выхожу в трое, думаю – вышел, а выходит – зашёл. /Рубаха: ворот и рукава/
Чем больше у меня берут, тем больше я становлюсь.
/Яма/
Есть на свете одно, всему дано.
/Имя/
Зап. от Берсеневой Г.В., с. Пестово Шарангского р-на.
В землю крошка, из земли лепешка.
/Репа/
Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.
/Туча/
Без рук, без ног под окном стучится, в дом просится.
/Дождь/
Дедушка без топора мост мостит.
/Мороз/
Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
/Река/
Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пойдет – всяк поклон отдает.
/Земляника/
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.
/Заяц-беляк/
Без рук, без ног, а ворота открывает.
/Ветер/
Два братца пошли на речку купаться. Один купается, другой дожидается.
/Ведра/
Сто одежек, все без застежек.
/Капуста/
Красненький сапожок всю землю прожег.
/Морковь/
Рассыпался горох на семьдесят дорог. Никто не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица.
/Град/
Бел как снег, в чести у всех, а в рот попал, там и пропал.
/Сахар/
Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.
/Петух/
Лежит рог на боку, концы в лес да в реку. Кабы этот рог встал, так до небес бы достал.
/Дорога/
На дворе кланяется, кланяется, дмой придет – растянется.
/Топор/
Зап. от Сомова В.С., с.НатальиноНавашинского р-на
Черный брус во всю Русь. Как встанет, так и неба достанет.
/Дорога/
Зап. от Барташовой М.С., 1909 г., с. Мурзицы. Сеченовского р-на
Синенька глубинка весь мир покрыла.
Гладко, а не поле, сине, а не море.
/Небо/
Один костер весь мир согревает.
/Солнце/
Видишь глазами, да не возьмёшь руками.
/Тень/
Нахмурится, насупится, в слёзы ударится – ничего не останется.
/Туча/
Всегда во рту, а не проглотишь.
/Язык/
Родился в печке, завился в колечки, сплясал трепака и ушел в облака.
/Дым/
Зап. от Слуцкого Б.П., 1917 г., пос. Шпалозавод. Борского р-на
Сидит утка в море, а хвост на заборе.
/Ковшик/
Стоит вдова среди двора, спереди вилы, сзади метла.
/Корова/
Шагаешь – впереди лежит, оглянешься – домой бежит.
/Дорога/
Пять братцев вместе родятся, а росту разного.
/Пальцы на руке/
На дворе горой, а в избе водой.
/Снег/
Рассыпала Лукерья серебряные перья, закрутила, замела, стала улица бела.
/Метель/
ДлинныйМитрошка стучится в окошко.
И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.
/Дождь/
Чашка маленька, кашка сладенька. Чтобы кашку добыть, надо чашку разбить.
/Ядро и скорлупа ореха/
Без рук, без ног, а рубашку просит и рубашку носит,
/Подушка/
Чёрные чернички в маленькой темничке сеточку плетут, сласть в нее кладут.
/Пчелы в улье/
Не зверь, не птица, в носу спица, летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьет, свою кровь прольет.
/Комар/
Скручена, связана, на кол посажена, а по улице пляшет.
/Метла/
С бородой родится, никто не дивится.
/Козёл/
По заре зарянской катится шар вертянский, никому его не обойти, не объехать.
/Солнце/
Звал меня царь, звал меня государь к ужину, к обеду. Я человек не такой: по земле не хожу, на небо не гляжу, звёзд не считаю, людей не знаю.
/Рыба/
Из рукописного сборника загадок, записанных в Нижегородской области в 1976 – 77 г.г Игониной Марией Яковлевной.
На потолке в уголке висит сито, не руками сшито.
/Паутина/
Публикация Т.В. Гусаровой
Консультация для родителей
«Сказки читаем — речь развиваем!»
Уважаемые родители! Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Можно сделать «домашний театр» (на магнитах, пальчиковый и др.) сказки показывать и рассказывать.
Сказка научит ребенка:
-пересказывать близко к тексту;
- обогатит словарь образными выражениями;
-научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи);
- научит оценивать поступки героев их взаимоотношения;
- разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.
Расскажите сказку "Теремок" (любая другая по Вашему желанию) Покажите детям героев сказки и скажите её название. Спросите героев, какой сказки они видят? Предложите рассказать сказку с использованием персонажей.
После показа сказки задайте вопросы: Как называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Кто первый пришел к теремку? Кто еще жил в теремке? Чем заканчивается сказка? Каким голосом говорит мышка, лягушка и др. персонажи. Какими словами называют в сказке зайчика (зайчик - побегайчик) мышку и др.
В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему? Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно говорить, пересказывать.
Поиграйте вместе с детьми!
Игра – фантазия «Изобрази героев сказки»
Ребенок выбирает героев сказки, но не называет его, а изображает мимикой, жестами, движением. Взрослый отгадывает и хвалит за старание и оригинальность.
«Сказочник»Предложите ребенку стать сказочником и придумать свою историю с героями сказки.
«Накорми животное»
Взрослый показывает героев сказки, а ребенок придумывает слова- еду, которую любит животное. Например: зайчик любит морковку, она сладкая, хрустящая, сочная и т. д.
Консультация для родителей
"Знакомьте детейс народным фольклором"
«Душа ребёнка-это росток,
Чтобы из семечка вырос цветок-
Много потратится сил и тепла
Нежного слова, улыбок, добра….»
Как часто мы видим такую картину: бабушка, держа малыша на руках, приговаривает: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки….» И ребёнок начинает хлопать в ладоши, пружиня ножками. Сам ритм стиха подталкивает его к движению. Народные потешки, прибаутки ребёнок должен слышать с самого рождения.
Уважаемые мамы, не важно, что малыш ещё не говорит, зато он слышит; так пойте ему! Несколько раз в день маленький ребёнок должен слышать народный фольклор. У малыша развивается речь, память, мышление, правильное дыхание, чувство ритма, музыкальный слух, творчество.
Используйте разнохарактерный репертуар. Очень важно не навязывать ребёнку то, что ему не нравится.
Пропевание произведений детского фольклора должно сопровождаться простейшими движениями: качанием, хлопками. Очень важно, чтобы слогоритмика поддерживалась ритмическими движениями. Вот несколько рекомендаций для того как подобрать репертуар фольклора.
1. Колыбельная. Снижает влияние внешних раздражителей. Успокаивает, создавая комфортное состояние.
2. Прибаутки. Их ритм прост, легко мелодии ложатся на слух, тренируется память и речь.
3. Небылицы. Развивают чувство юмора, логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
4. Скороговорки. Очень важно их распевать, это развивает правильное дыхание.
5. Игровые и плясовые песни. Игра доставляет радость.
6. Хоровод. В его сюжете отражается народный быт.
7. Пальчиковые игры. Развивается мелкая моторика рук, речь, мышление.
Ритм исполнения всегда должен быть спокойным, не громким, мягким. Ребёнок не должен уставать от одного и того же. Заинтересуйте его игрушкой, яркими картинками, книжками – малышками.
Знакомство с народным фольклором помогает каждому ребёнку обрести любовь к народным напевам, родному языку, творчеству.
Сказки Нижегородской области.
Лесной петушок
Жили старик со старухой. У них внучек был Ванюшка и внучка Аннушка. Пошли в лес они: «Бабушка, дедушка, пойдем мы в лес за ягодками и грибов наберем!»
Ванюшка с Аннушкой ягодка по ягодке, грибок по грибу – и заблудились. А дедушка с бабушкой были старенькие. Они спохватились: нет ни Ванюшки, ни Аннушки, заплутались они! Стали они кричать – никак! Везде по лесу ходили, не нашли. Вышли из лесу.
А Ванюшка с Аннушкой вышли в лесу на избушку. Вошли в избушку, хвать, а там петушок сидит. Петушок поёт: «Кри-ку-ку!». Ванюшка с Аннушкой говорят: «Петушок, петушок, мы заплутались!» Петушок спросил их: «Вы из какой деревни?» Они сказали петушку. Петушок им и говорит: «Садитесь мне на крылышко».
Сели они ему на крылышко. Он захлопал крылышками и полетел. Довез их до дедушки, до бабушки. Только подлетел ко двору: «Кри-ку-ку!» бабушка взглянула в окошко – сидят на крылышке Ванюшка и Аннушка. Поманили они этого петушка в комнату: «Пойдем, петушок, мы тебя напоим, накормим». И зерна ему дали, и каши ему дали. Напоили его, накормили и выпустили. Он прокричал до трех раз до двора, крылышком захлопал и улетел в лесик опять.
Записано от Маловой У.М.,
1886 г. рожд., вд. Григорьевка Первомайского района
13 июля 1970г.Капитоновой Т.В.
Коза и зайка.
Жила коза и зайка. У козы была избушка ледяная, а у зайцыка лубяная. Пришла весна, у козе избушка растаяла. Она к заиньке пришла, зайку выгнала из дому, на пецку взобралась. Заинька вышел, плацет.
Идет к нему лиса. «Что, зайка, плацешь?» - «Как не плакать? Из дому выгнали». – «Пойдем, мы выгонем». Подошли к избушке. Лиса спрашивает: «Кто в заинькиной избушке?» - «Я коза-дерёза: полбока луплена, за три гроша куплена. Топы-топы ногами, заколю рогами, ножками затопцу, хвостиком замету!» Лиса убежала.
Идет опять зайка, плацет. Навстречу мишенька-медведь. «Что, заинька, плацешь?» - «Как не плакать? Из дому выгнали». – «Пойдем, мы выгонем». Заяц рад: медведь пришел, выгонем козу-дерезу. Медведь спрашивает: «Кто в зайкиной избушке?» А коза в ответ: «Я коза-дерёза: полбока луплена, за три гроша куплена. Топы-топы ногами, заколю рогами, ножками затопцу, хвостиком замету!» Медведь испугался и убежал.
Идет опять зайка, плацет. Навстречу петушок: «Что, заинька, плацешь?» - «Как не плакать? Из дому выгнали». – «Пойдем, выгонем». Зайка уж и не верит: лиса с медведем козы испугались, а где уж петушку с ней справиться! Подошли к избушке. Петушок спрашивает: «Кто в зайкиной избушке?» Коза в ответ: «Я коза-дерёза: полбока луплена, за три гроша куплена. Топы-топы ногами, заколю рогами, ножками затопцу, хвостиком замету!» Петушок встал на порог: «Кру-ку-ку! Я на долгих ногах, на коротких шпроках, несу саблю на весу, козе голову снесу!». Коза испугалась и выбегла. А заинька с петушком стали жить-поживать, зайке шубку сшивать.
Записано от Харьковой Е.Я.,
1903 г. рожд., в с. Малый Макателем Первомайского района
8 июля 1970 г. Смирновой И.В.
Театрализованное представление по Нижегородским сказкам «Жили-были…»
Вед.: Здравствуйте, дорогие ребята! Наверное, нет на свете человека, который не любил бы сказки. С самого раннего детства дорогу в сказку нам открывает книга.
Ведущий уходит. Появляется бабушка и внуки – Таня, Ваня (куклы).
Бабушка: Тише! Тише, малыши! Сказку слушать поспеши.
Таня: Бабушка, о чем ты нам расскажешь?
Бабушка: Расскажу я Нижегородские сказки-сказки нашего края.
А поможет мне волшебный клубочек:
Катись, клубочек наш по свету, тайну сказок нам открой.
Мы хотим знать все на свете, кто же будет наш герой.
(На блюдце картинка животных петуха и кота).
Бабушка: Каких животных вы видите на блюдце?
Ваня: Бабушка, я вижу кота и петуха.
Бабушка: Сказку «Петушок и Кот» Александры Николаевны Юмаковой мы сейчас посмотрим.
Показ кукольного спектакля «Петушок и Котик».
«Петушок и котик»
Бабушка: Жили-были Котик да Петушок. Котик все ходил косить, а Петушок по дому хозяйничал. Уходя, он наказывал Петушку:
Кот: Смотри, Петушок не выглядывай в окошко, а то тебя Лиса съест!
Петушок: Ладно.
Бабушка: Вот узнала Лиса, что Петушок каждый день один дома остается, и к дому прибежала. Подошла к окошечку, да и запела:
Лиса: Петушок, Петушок – золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка, выгляни в окошечко!
Ехали бояре, уронили зернышки, никому не поднять…
Бабушка: Петушку захотелось зернышек, выглянул он в окошечко. А Лиса его цап и потащила.
Петушок: Котик, братик, спаси! Тащит меня Лиса за темные леса!
Бабушка: Внучата! О ком эта сказка? Какой по характеру кот? А петушка, как описывает автор? Кто оказался хитрее?
Таня: Бабушка, а какая следующая сказка?
Бабушка: Катись клубочек наш по свету,
Тайну сказок нам открой.
Мы хотим знать все на свете,
Кто наш следующий герой.
(Показывается картинка на блюдце Кот и Лиса).
Бабушка: Следующая сказка Александры Петровны Марковой. «Как Петушок Лису перехитрил».
Показ кукольного спектакля .
«Как Петушок Лису перехитрил»
Бабушка: Как -то раз забежала из леса в деревню голодная Лиса. Видит на заборе Петушок сидит. Заметил ее Петушок, закукарекал. А Лиса подбежала к нему и говорит:
Лиса: Добрый день, Петя-петушок! Бежала я мимо и услышала, как ты хорошо поешь!
Бабушка: Петушок обрадовался и запел еще сильнее.
Петушок: Ку-ка-ре-ку! На воротах сижу, во все стороны гляжу. Увидал я Лису – курам весть несу, чтобы прятались скорей, не попали в лапы к ней.
Бабушка: Догадалась ребята Лиса, что курочки разбежались кто - куда и решила сманить Петуха с забора. Подошла Лиса к забору и говорит Петушку.
Лиса: Хорошо ты поешь, ну умеешь ли ты так, как твой батька петь? Вскочит он, бывало на плетень, ногу подожмет, глаза закроет, сидит и поет.
Лиса: А ты Петенька сможешь ли так сделать?
Сказочница: Петушок поджал ногу, закрыл глаза, запел да поскользнулся, упал и попал Лисе прямо в лапы.
Бабушка: Лиса подхватила его за крыло и бежать в лес. А Петушок то с деревней прощается, да и думает, как бы от Лисы уйти. И вдруг как закричит Петушок.
Петушок: Глянь, охотник сзади, да вон и собака бежит.
Лиса: Где?
Бабушка: Петушку только и того надо. Замахал он крыльями, да и взлетел на дерево.
Бабушка: О ком говорится в этой сказке? Кто оказался хитрее? Чему учит вас сказка?
Сказку слушай: умом-разумом смекай, да на ус мотай.
Следующая сказка Александры Петровны Марковой «Лиса и тетерев».
Показ кукольного спектакля
«Лиса и тетерев»
Бабушка: Ранним утром слышится крик громкий, шипящий: «Чу-в-шш-ш!». Это старый петух-тетерев прилетает в лес. Он зовет других тетеревов поиграть, помериться силой. Но вот откуда ни возьмись бежит лиса. Тетерев заметил ее и взлетел на дерево.
Лиса: Что ты испугался, тетеревочек, мой дружочек? Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
Тетерев: Спасибо на добром слове.
Бабушка: А лисица притворилась, будто не слышит.
Лиса: Что ты говоришь? Я стара, плохо слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травку-муравку, погулять по лужочку зеленому, со мной поговорить – я с дерева тебя не расслышу.
Бабушка: А тетерев отвечает.
Тетерев: Боюсь на землю сходить, на лужочек зеленый. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
Лиса: Что ты меня боишься?
Тетерев: Нет, я всех зверей боюсь.
Лиса: Тетеревочек, мой дружочек, я сама читала: указ объявлен, чтоб мир по всей земле был. Теперь звери друг друга не трогают.
Тетерев: Что ж, хорошо! Но вон охотник с ружьем идет. Я вижу, собаки бегут. По старому тебе бы прятаться надо, а раз указ есть, тебя не тронут.
Лиса: Ну, прощай, тетеревочек, мне домой пора.
Бабушка: И была такова. О ком говорится в сказке? Какой тетерев по характеру? Какой вы увидели лису в сказке? Ребята, а люди бывают похожими характером, поведением на лису? Хорошо это или плохо? Мы увидели много сказок, где главными героями были животные.
Если сказка в дверь стучится, ты скорей ее пусти,
Потому что сказка – птица: чуть спугнуть и не найти.
У нее чудес запас и всегда готово
Каждый раз для всех для нас – золотое слово.
Вед.: На этом наш праздник подошел к концу. До свидания! До новых встреч!
Небылицы и небывальщины
Небывальщины, прибаутки, скоморошины, небылицы – так в народе называют коротенькие, ритмически организованные сказки юмористического содержания, в которых изображаются события абсолютно нереальные, парадоксальные. Их цель – создать атмосферу веселья, рассмешить, заинтересовать. Комизм достигается полным разрушением реальных объектно-субъектных или смысловых связей, соединением несочетаемых элементов, созданием иной, абсолютно абсурдной реальности.
Исполняются небывальщины обычно для детей, говорком, речитативом. Сопровождаются небольшой театрализацией: прихлопыванием, притоптыванием в такт, мимической игрой, изменением тембра и громкости речи и т.п.
Кроме развлекательной функции они играли и определенную воспитательную роль: осознание нелепости событийного и образного содержания небывальщины способствовало закреплению понятий о правильном, нормальном порядке вещей в окружающем ребенка мире.
Ехала телега мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выбежала палка
С бабкою в руке
И давай дубасить
Сани в мужике.
***
Шел дед-мельник
В чистый понедельник,
Нашел он железку,
Игольные ушки.
Он наделал топорей,
Семьсот косарей,
Расчистил чащобку.
Посадил дед репку.
Выросла репка,
Ни часта, ни редка,
Книзу глубениста,
Кверху попушиста.
***
Тень-тень, виритень,
Выше города плетень.
На полечке трубочки гороховые,
Гороховые. На печи калачи,
Как огонь горячи.
Подошел мальчик,
Обожег пальчик,
Он поехал на базар
И всем девкам рассказал.
Одной девке не сказал,
Она пошла пó воду,
Нашла мешок солоду,
Запарила кулажку,
Позвала Дуняшку;
- Дуняшка, Дуняшка,
Сладка ли кулажка?
- Сладка, медяная[1],
В печи не стояла,
Жару не видала,
Под лавкой стояла,
Тараканы-то лакали,
Сверчки головы макали.
Записи произведены в Большеболдинском, Арзамасском, Ардатовском, Ковернинском, Вачском, Сосновском, Сеченовском, Шахунском районах Нижегородской области в 1970-1993 гг.
Т. В. Гусарова
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки – жанры детского фольклора, исполняемые взрослыми или старшими детьми для малышей. По форме и манере исполнения они мало отличаются друг от друга, тем не менее это все-таки разные жанры: потешка преследует только одну главную цель – развлечь, развеселить ребенка, в то время как пестушка несет в себе отголоски древней охранительной магии, направленной на сохранение здоровья и жизни ребенка, на создание оптимальных условий для его роста и развития, на формирование предпосылок будущей благополучной и счастливой судьбы.
Исполнение пестушек и потешек обычно связывалось с определенными действиями: поглаживанием, расчесыванием волос, обливанием водой после бани и т.п. или сопровождалось игрой: перебиранием пальчиков, покачиванием на коленях, подбрасыванием и др.. Иногда необходимый эффект достигался посредством внезапности, неожиданности, вызывающих мгновенный эмоциональный всплеск: действие, не связанное с предыдущим текстом (щекотка, ласковый шлепок), имитация падения («бух в яму!»), ощущение нарастающей опасности («идет коза рогатая»). Такой прием более характерен для потешек: благополучная развязка должна была вызвать у ребенка смех, развеселить или успокоить его. Исполнялась такаяпотешка обычно для малышей постарше, предполагала их соучастие, сопереживание и в какой-то мере приобретала характер игры, подготавливая ребенка к новой ступени общения - играм со сверстниками без участия взрослых. Таким образом, пестушки и потешки, утратив свои магические функции, в течение долгого времени служили целям физического и эмоционального воспитания, успешной адаптации в условиях окружающей действительности.
* * * * *
Ребенок лежит на спинке, его оглаживают по бокам от плечиков до ступней, приговаривая:
- Потягунюшки, порастунюшки,
Потолстунюшки, повертунюшки…
* * * * *
Взрослый берет ручки ребенка в свои и, хлопая ими, приговаривает:
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим,
Остывать заставим.
Остынут – поедим
И воробушкам дадим.
А воробушки поели,
Шу-у, полетели,
На головку сели.
* * * * *
Взрослый перебирает пальчики ребенка, начиная с мизинчика:
Сорока – ворона кашку варила,
Деток кормила: (перебирает пальчики, начиная с мизинца)
Этому дала в чашке,
Этому в плошке,
Этому в ложке,
Этому в поварешке,
А этому ничего не дала: (теребя большой палец)
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Ты кашу не варил.
Сам дров наруби,
Сам воды наноси,
Сам кашу свари,
Сам кашу и ешь!
Вот пень и (касается ребром ладони запястья),
Вот колода,
Вот холодная вода,
Вот горячая вода,
Вот кипяток (перемещает ребро ладони все выше, приближаясь к подмышке),
А вот щекоток, щекоток, щекоток.
Используемая литература
1. Сказки нижегородских сказителей / Сост. М.П.Шустов. – Н.Новгород, 1998. – С.40.
2. Вятские старинные и нижегородские традиционные загадки / Сост. М.П.Шустов. – Арзамас, 1998. – С. 12.
3. Корепова, К.Е. Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья [Текст] / К.Е.Корепова. – СПб., 2009.
4. Бордюг Н.Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в обрядах и играх. – Н. Новгород, 1993.
5. Русские народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области. – Н.Новгород, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие на тему «Развитие звуковой культуры речи через устное народное творчество для детей 2-3 лет»
Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого дыхания через загадки, песенки, потешки.Задачи:1.Форм...
Проект«Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество»
ТемаЗнакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчествоЦельПознакомить детей младшего дошкольного возраста с культурой и традициями Нижегоро...
Консультация для родителей "Приобщение детей к произведениям художественной литературы и устного народного творчества"
Консультация для родителей "Приобщение детей к произведениям художественной литературы и устного народного творчества"...
Проект Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с культурами и традициями Нижегородской области через устное нардное тврочество......
Проект Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество
Проект Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области:устное народное творчество...
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....