«Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в ДОО»
консультация по художественной литературе
«Художественная литература открывает ребенку
главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то,
что заботит его, заботило его предков,
заботит его современников, будет заботить его детей и внуков»
А.И. Княжицкий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.trebovaniya_k_oformleniyu_knizheogo_ugolka_.docx | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в ДОО»
«Художественная литература открывает ребенку
главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то,
что заботит его, заботило его предков,
заботит его современников, будет заботить его детей и внуков»
А.И. Княжицкий
Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате.
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.
Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные.
Уголок книги должен быть во всех возрастных группах.
В оформление уголка книги каждый педагог может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
В книжном уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее, вспомнить содержание, многократно вернуться к интереснейшим его эпизодам.
Основные требования к оформлению книжных уголков:
1.Рациональное размещение книжного уголка в группе.
Нужно выбрать подходящее место. Книжный уголок по возможности должен располагаться вдали от места для игр, ближе к окну. Это должно быть уютное, тихое и спокойное место, в котором дошкольник сможет "пообщаться" с литературой. Основным критерием при выборе книг служит учет педагогом литературных интересов малышей, их возрастных особенностей.
2.Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы.
При оформлении книжного уголка следует учесть целесообразность и удобство. Уголок должен быть привлекательным, уютным, располагающим малыша к сосредоточенному, неторопливому общению с произведением. Подбор литературы и педагогическая работа, проводимая в книжном уголке, обязаны соответствовать возрастным потребностям и особенностям детей.
3.Соответствие интересам детей.
Т.е правильно нужно расставить книги. В книжном уголке располагают издания, которые хорошо знакомы детям. Следует помнить, что, несмотря на различные вкусы детей, все они любят сказки, юмористические стишки. Кроме самих книг здесь могут быть и отдельные красочные познавательные картинки, которые наклеиваются на плотную бумагу.
По-прежнему одними из самых любимых остаются произведения С. Маршака, Н. Носова, Э. Успенского. Наряду с художественной литературой на полках могут размещаться книги, посвященные флоре и фауне. Рассматривая картинки, дети входят в мир природы, учатся лучше понимать окружающий мир
4.Постоянная сменяемость книг.
Периодичность смены книг в книжном уголке зависит от конкретных образовательных задач. Состав книжного уголка может не меняться в течение одной-двух недель тогда, когда к нему, в соответствии с тематикой недели, постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям.
При смене книг надо указать детям на происшедшие изменения, дать им возможность рассмотреть новые книги и спросить у детей, что остановило их внимание и какую книгу им захотелось прочесть в первую очередь.
5.Эстетическое оформление уголка.
Книжный уголок должен быть оформлен в соответствии с требованиями СанПина.
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На уголке можно поместить репродукции картин-миниатюр, иллюстрирующие потешки, песенки, сказки. Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
Существуют различные варианты оформления книжного уголка:
– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.
Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
6.Востребованность детьми
Каждый ребёнок в книжном уголке должен найти книгу по своему желанию и вкусу.
Младшая группа В книжном уголке младшей группы должно находиться 4 – 5 наименований книг.
Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям. Воспитательно-образовательная работа с детьми:
В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником. Педагог учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать радость, которую приносит встреча с любимыми героями. |
Средняя группа В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине в книжном уголке помещают знакомые сказки, рассказы о природе, животных 4–6 книги, остальные хранятся в шкафу. Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.
Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др.
Оформляются тематические выставки (1 раз в квартал) (например: тематическая выставка о космосе или выставка посвященная животным. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.). Воспитательно-образовательная работа с детьми:
Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома. |
Старшая группа В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают от 8 и до 12, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Книги могут быть одного наименования, но иллюстрированные разными художниками. Учитывая изменения, произошедшие в литературном развитии детей, перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них. Для витрины книги выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, юбилейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем. Сюда помещаем:
Воспитательно-образовательная работа с детьми: Старшие дошкольники достаточно самостоятельны в выборе книг и умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвенным, корректным.
Кроме того, в старших группах необходимо иметь материалы и оборудование для ремонта книг: полоски бумаги; клеенка, тряпочка; кисточка; клей; скотч. |
Подготовительная группа Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. В подготовительной группе рекомендуется помещать в книжный уголок:
В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотека. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.) Дети берут книги из библиотеки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. Воспитательно-образовательная работа с детьми: В подготовительной группе можно организовать дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность. Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя. Беседы со старшими дошкольниками необходимо сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, частым возвращением к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно. Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляются альбомы, выставки для книжного уголка. Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе. Для того, чтобы приобщить детей к трудовой деятельности и воспитывать в них положительное и бережное отношение к книге, в уголке может быть организована «Мастерская по ремонту книг». В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке. Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры, такие как «Собери картинку», «Любимые сказки», пазлы по мотивам известных детям сказок, «игры- бродилки». Наличие разных видов театра в книжном уголке, способствует закреплению знакомых сказок, стихов, потешек, и совершенствованию художественно-речевых навыков, умению интонацией передать характер героев. Можно на полочке-витрине выставить книги для самостоятельного чтения. В зависимости от изучаемой лексической темы можно также дополнить книжный уголок соответствующей литературой. (Тема: «Професии») Иногда дети приносят книги из дома, им хочется, чтобы воспитатель обязательно их прочел, рассмотрел, показал всем детям. В связи с этим можно также устроить выставку домашних книг. Пусть дети расскажут о своей книге, о том, что им в ней нравится. Увлекательной и результативной формой работы по воспитанию интереса к книге является создание книг своими руками. Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках. Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи. Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги. Интересной может быть беседа о писателях и их книгах. Цель таких бесед – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка. Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки. В Уголке Книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой. |
Правила, которые важно соблюдать
при организации тематической выставки
Организация тематической выставки.
Цель тематической выставки - углубить литературные интересы детей.
Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей. Книжные выставки лучше проводить к предстоящим праздникам, юбилеям писателей или художников-иллюстраторов, или ко дню детской книги.
- Необходим тщательный отбор книг, иллюстраций художников, открыток, картинок, фотографий, а также детских рисунков.
Можно привлекать детей к оформлению выставок, приглашать ребят из соседней группы.
-формировать культуру поведения (этикет). Формировать диалогического общение: умения задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.
2. Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. внимание и интерес дошкольников будет снижаться.
Требования к организации выставки:
- Тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления.
- Младшие группы- 1-2 в конце года (после адаптационного периода).
- Средняя группа - 3-4 раза в год.
- Старший дошкольный возраст 5-6 и более.
Например, можно посвятить выставку даже одной книги, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками - сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева», можно разместить рисунки Анастасии Архиповой; художника Ника Гольц; иллюстратора — народного художника России Бориса Диодорова; художника Владислава Ерко.
Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят эти шедевры книжного искусства, но и обязательно заметят различия в творческой манере художников, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому вкусу, их представлениям о Кае, Герде, Снежной королеве и обо всем том, что с ними приключилось.
Можно выставить книги И. Токмаковой, которые иллюстрировал известный художник, муж поэтессы Лев Токмаков, и, рассматривая их, рассказать детям о творческом и человеческом содружестве поэта и художника.
Также можно организовать выставку книг писателей-художников Е.Чарушина, В.Сутеева или же организовать выставку С.М. Михалкова разместив его книги «Д.Стёпа», «А что у вас?», «Трезор», «Про мимозу», « Фантазёры», « Про девочку которая плохо кушала», а также его портрет. Познакомить детей с биографией С. Михалкова, обыграть запоминающие сценки из произведений, провести развлекательный досуг, где дети зачитают наизусть стихи, отгадают загадки о героях С. Михалкова, соберут картинки, пазлы по произведениям автора.
Руководство.
- – Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями
- – Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои.
Примеры формирования «Уголка книги»:
- «Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» иллюстрированная разными художниками»
- «Книги И. Токмаковой с иллюстрациями Л. Токмакова
- Выставка серии книг издательств «Самовар», «Дрофа» и др.
- «Разные азбуки»
- Творчество А.С. Пушкина
- Народные детские песенки стран мира
- «Елка» Сутеева В., Зощенко М., Барто А., Трутневой М.,
- Михалкова С. и др. (произведения с одним названием, по разным авторам)
- Тематический «Уголок книги» «Птицы»
- Народная сказка источник для авторской сказки
- Выставки детских журналов, издаваемых в одном регионе
- Сезонные изменения в природе
- «От книги к мультфильму» (произведения, положенные в основу мультфильмов)
- Детские журналы.
- «Мы художники – иллюстраторы» - выставка, произведений, знакомых детям, вместе с иллюстрациями.
- «Домашняя библиотека» - выставка книг, принесенных детьми из дома.
Следует помнить:
1. Книжный уголок в дошкольном учреждении не только необходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.
2. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя.
Правила работы в «Уголке книги»:
-Ребенок может брать книги, когда ему захочется это сделать.
-При смене книг в книжном уголке необходимо указать детям на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить детей, что привлекает их внимание.
-Книга возвращается ребенком после почтения на то место, где они стояли.
-При рассматривании и чтении книг страницы не перегибать, а пользоваться закладкой.
-Книги брать чистыми, сухим руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах»
Воспитание любви и бережного отношения к книгам начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. В детском саду воспитатель дает детям первые ...
"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах
Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...
Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в группах младшего и старшего дошкольного возраста
В статье указаны общие требования по расположению,оснащению и наполняемости книжного уголка в детском саду, даны принципы отбора произведений для дошколльников. Также в статье имеетс...
Консультация для воспитателей "Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в дошкольном учреждении"
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста ...
«Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в дошкольном учреждении»
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от воз...
Консультация для педагогов «Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в дошкольном учреждении»
laquo;Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в дошкольном учреждении»...