Сообщение "Зачем в детском саду книжный уголок?"
консультация по художественной литературе
В уголок книги ребенок приходит за общением с произведением искусства, решается комплекс образовательных задач средствами художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_v_detskom_sadu_knizhnyy_ugolok.docx | 737.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 67»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413105, Саратовская область, город Энгельс, 1 микрорайон, дом 10, тел.: 8(8453) 55-30-21
E-mail: MDOY-67@yandex.ru
Сообщение
«Зачем в детском саду книжный уголок?»
в рамках проведения заседания стажировочной площадки
«Приобщение детей дошкольного возраста к искусству
в рамках реализации ООП ДО»
на тему:
«Создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей развитию эмоционально – чувственного мира ребенка дошкольника. Книжный уголок».
Подготовила старший воспитатель:
МБДОУ «Детский сад №67»
Конониренко Марина Вениаминовна
Энгельс, 2020
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги.
Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Своеобразие педагогической работы, осуществляемой в уголке книги, определяется тем, что здесь ребенок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь, в уголке книги, происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы. Встреча в уголке книги со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения.
Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.
Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников — И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и других.
Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Замечательный французский писатель и библиофил А. Франс говорил: «Истинного любителя я узнаю с первого взгляда, уже по одному тому, как он касается книги...» (Франс А. Собр. соч.). Любовное, бережное отношение к книге — одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в уголке книги.
Книга в жизни ребенка выполняет познавательную, воспитательную, развивающую функции, преподносит ему первые уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Во всех возрастных группах дошкольного учреждения должен быть оборудован уголок книги – специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или со взрослым выбрать книгу.
В уголок книги ребенок приходит за общением с произведением искусства, решается комплекс образовательных задач средствами художественной литературы.
Следует отметить, что именно в дошкольном возрасте дети начинают приобретать первый опыт читательской деятельности.
Каждый дошкольник обладает высоким потенциалом для развития. Это касается и его читательских навыков.
Благодаря хорошо оборудованному уголку книги можно раскрыть эти навыки и реализовывать их.
Дети начинают испытывать потребность пользоваться книгой тогда, когда имеющиеся домашние книги уже прочитаны, а желание читать новые книги по-прежнему остается.
Литература позволяет человеку развить любовь к слову. Поэтому нужно вводить чтение книг в детский опыт тогда, когда у него развивается речь.
Те образы, которые дети подчеркнули в книгах, они будут нести всю свою жизнь в памяти.
Именно в дошкольный период нужно воспитывать будущих читателей. Дошкольники воспринимают прочитанное, как действительность. Поэтому им очень страшно, когда они читают соответствующие рассказы.
Также дети очень эмоционально воспринимают то, что читают.
Когда ребенок слушает чтение сказки, то он ярко показывает свои эмоции. Он может плакать, смеяться, возмущаться и сочувствовать героям. Это хорошо – так ребенок становится сопереживающим человеком.
С другой стороны очень сильные эмоции часто мешают трезво оценить прочитанное. Поэтому нужно следить не только за эмоциональным восприятием литературных произведений, но и за рациональностью мышления при чтении. Также дети очень стремятся подражать другим.
Поэтому они предпочитают те книги, которые нравятся их сверстнику и воспитателям. Это не всегда правильно, лучше учить ребенка развивать самостоятельность в вопросах выбора литературы.
Описанные выше особенности дошкольников – это негативные черты личности у будущего читателя, над которыми нужно работать. А позитивные особенности обязательно нужно развивать. Рассмотрим четыре группы распространенных стереотипов.
Стереотипы будущего читателя
- Первая группа – это отношенческие стереотипы к самому процессу чтения. Дети могут воспринимать чтение как неприятную обязанность, а могут получать от него удовольствие, либо воспринимать чтение как развлечение. Все эти стереотипы считаются негативными.
Необходимо помочь детям развивать положительные стереотипы: нужно, чтобы дети относились к чтению, как к серьезному занятию, требующему мыслительной работы.
Дети должны понимать, что чтение очень полезно и обогащает их духовность, дает возможность лучше удовлетворять потребность к познанию.
- Вторая группа стереотипов – это читательские предпочтения. Например, дошкольник может любить сказки, но не воспринимать стихи. Также бывают дети, которые готовы читать все книги без разбору, в том числе и взрослые. Есть читатели, которые выбирают лишь те книги, которые понравились их сверстникам. Позитивные стереотипы этой группы – читатель выбирает лишь те книги, которые считает для себя полезными.
- Третья группа стереотипов – восприятие книги. Часто дошкольники начинают сопоставлять себя с героем книги и воспринимают сюжет книги, как реальность. Это плохо, потому что мешает объективно осуществить анализ сюжета.
В дальнейшем в школе от детей требуют описать замысел автора и методы для его раскрытия, а такие дети будут не способны этого сделать. Также подобный стереотип лишает возможности ребенка критически оценивать сюжет книги.
Если становится заметно, что ребенок именно так воспринимает сюжеты книг, то это требует коррекции. Важно, чтобы читатель воспринимал себя как собеседника с автором книги.
Также читатель может играть роль критика, который вдумчиво подходит к процессу чтения, старается обогатить раскрытие авторского замысла собственными находками.
Нужно учить дошкольников тому, чтобы они не перевоплощались в героев книг, а примеряли к себе прочитанное и сравнивали себя с героями.
- И последняя группа стереотипов – это оценочные стереотипы книг. Часто дети вообще не могут оценить то, что прочитали. Другие дети не могут оценить книгу критически. Поэтому нужно помогать детям мыслить критически и быть творческими личностями.
Нужно определить круг детского чтения. Он зависит от того, каков возраст у читателей, каковы его предпочтения, что он знает о мире взрослых, какие книги имеются в семейной библиотеке и в общественной библиотеке.
Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка.
Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, обеспечивающие знакомство детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью.
Ребенка-дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, и в уголок книги всегда нужно размещать 2 – 3 книги о жизни природы, о животных, растениях.
Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности.
В книжном уголке определенный период должны находиться издания произведений или иллюстрации, содержание которых совпадает с тематикой занятий, игр.
Их рассматривание дает ребенку возможность углубить свои первоначальные представления, внимательнее их рассмотреть.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную спокойную атмосферу, эмоциональный комфорт.
Веселые книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, М.М. Зощенко, Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского, Э.Н. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги.
Общение с ними не только приносит детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность – способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
Помимо того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома; «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания, детские журналы.
Могут быть и созданные художниками альбомы на определенные темы; книжки- малышки, составленные детьми вместе с воспитателем или с родителями из отдельных открыток и рисунков о своей семье, природе в разные времена года, труде взрослых и по другим тематикам.
Воспитатели старших групп устраивают в книжном уголке тематические выставки книг.
Общение воспитателя и ребенка в уголке книги носит эмоционально-комфортный и доверительный характер.
Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Книжный уголок в детском саду"
Данный материал можно использовать в качестве консультации для воспитателей...
Книжный уголок в детском саду
Книжный уголок в детском саду Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное мест...
"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах
Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...
Организации книжного уголка в средней группе детского сада как совместная деятельность педагога и детей по приобщению к художественной литературе.
В статье описан опыт работы по организации книжного уголка в группе детского сада, его наполняемость, работа проводимая с детьми и родителями по приобщению к художественной литераатуре....
Экскурсия по книжным уголкам детского сада "Читаем вместе"
В статье рассказывается о книжных уголках в группах детского сада и о том, как можно заинтересовать ребёнка книгой....
Книжный уголок в детском саду.
Книжный уголок в детском саду Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное ...
Проектная деятельность в старшей группе «Лучики» (5-6лет) «КНИЖНЫЙ МИР» Социальное партнерство детского сада и детской городской библиотеки имени Е.Д. Лебкого, как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению.
Проектная деятельность в старшей группе «Лучики» (5-6лет)«КНИЖНЫЙ МИР»Социальное партнерство детского сада и детской городской библиотеки имени Е.Д. Лебкого,как способ воспитан...