Консультация для родителей «Значение сказки в жизни ребенка»
консультация по художественной литературе

Пестрикова Светлана Валерьевна

С помощью сказки можно научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные сюжеты, развивать фантазию.

Не зря существует поговорка: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Любая сказка имеет свой «нравственный  урок». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Значение сказки в жизни ребенка»

В дошкольном возрасте сказки  читаются всем детям. Сказки есть в каждом доме, их любят все. Множество познаний дети черпают из сказок: первые представления  о времени и пространстве, о связи человека с природой, с окружающим миром. Через сказку малыш усваивает добро и зло, дружбу и предательство, отвагу и трусость. Сказки учат  сопереживать героям, видеть их мужество, храбрость и стойкость.

С помощью сказки можно научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные сюжеты, развивать фантазию.

Не зря существует поговорка: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Любая сказка имеет свой «нравственный  урок». Мы рекомендуем не просто читать сказки, а обязательно обсуждать сказочную историю, пересказывать, находить параллели с современным миром, с реальными жизненными ситуациями.

Главный смысл сказки – это, какие моральные установки закладываются в душе маленького слушателя.

Нравственные нормы, как добро и зло, хорошо и плохо у детей в возрасте 3-4-5 лет, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Самые известные сказки о животных помогут родителю показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Обсуждайте сказку,  проговаривая  ребёнку чувства,которые испытывают герои сказочных персонажей.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дому без разрешения»),  но в её содержании всегда заложен глубокий нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе с родителями погружаются в сказочный мир.

В возрасте 5-6 лет подходят волшебные сказки, где главными героями становятся взрослые или дети. Положительные герои, как правило, наделены добротой и отзывчивостью, мужеством, смелостью и упорством в достижении цели, красотой и честолюбием, высокими моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

 Сказка  учит  дружбе, трудолюбию, послушанию,  взаимовыручке.

Например, сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье  зверей» учат дружить.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка».

Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхва-ляется («Как мужик гусей делил», «Мужик и медведь», забота о близких поощряется («Петушок и бобовое зёрнышко»).

Сказка вводит родителей и детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других. Наши дети должны вырасти смелыми, стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы добра и справедливости.

Сказка даёт возможность уяснить, что в сюжете или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было наказано.

Из всего этого следует: морально-нравственное  воспитание возможно через все виды народных сказок, потому что нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Памятка для родителей

  1. Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.
  2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
  3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
  4. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
  5. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
  6. До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
  7. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.
  8. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
  9. Какие слова или выражения запомнились ему
  10. Чему учит эта книга?
  11. Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.

Рекомендации «Как рассказывать сказки»

-Рассказывать искренне, не торопясь.

-Знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка.

-Рассказывать “в тему”.

-Если не можете рассказывать, то читайте, не забывая глядеть ребенку в глаза.

-Старайтесь не рассказывать ребенку сказку, в которой есть “ужасы и кошмары”. Берегите психику ребенка.

-Старайтесь не комментировать сказу следующим образом: “Вот, не будешь есть, тебя…”. Не воспитывайте в ребенке страх.

-Старайтесь не использовать сказку в корыстных целях. “Оно же все к Вам вернется…”.

-Старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок для своего ребенка в присутствии других детей (людей).

Какие сказки читать детям 3 лет

Народные русские сказки:

«Колобок» (в обработке К. Ушинского)

«Волк и козлята» (в обработке Л. Толстого)

«Кот, петух и лиса» (в обработке М. Боголюбской)

«Гуси – лебеди»

«Снегурочка и лиса»

«Бычок – черный бочок, белые копытца» (в обработке М. Булатова)

«Лиса и заяц» (в обработке В. Даля)

«У страха глаза велики» (в обработке М. Серовой)

«Теремок» (обратите внимание – в обработке Е. Чарушина!)

«Рукавичка»

«Маша и медведь»

«Три медведя»

«Лиса – лапотница» (в обработке В. Даля)

«Привередница» (в обработке В. Даля)

«Лиса и тетерев» («Тетерев сидел на дереве», в обработке Л. Толстого)

«Маша и Даша» (в пересказе Л. Елисеевой, из сборника сказок «Наливное яблочко»)

Народные сказки других стран:

«Рукавичка» (украинская, в обработке Е. Благининой)

«Коза – дереза» (украинская, в обработке Е. Благининой)

«Храбрец – молодец» (болгарская, перевод Л. Грибовой)

«Два жадных медвежонка» (венгерская, в обработке А. Краснова и В. Важдаева)

«Пых» (белорусская, обработка Н. Мялика)

«Упрямые козы» (узбекская, в обработке Ш. Сагдуллы)

«Лесной мишка и проказница Мышка» (латышская, обработка Ю. Ванага, перевод Л. Воронковой)

«У солнышка в гостях» (словацкая, перевод С. Могилевской и Л. Зориной)

«Петух и лиса» (шотландская, перевод М. Клягиной – Кондратьевой)

«Свинья и коршун» (народы Мозамбика, перевод Ю. Чубкова)

«Лиса – нянька» (финская, перевод Е. Сойни)

Авторские сказки:

Е. Бехлерова «Капустный лист» (перевод с польского Г. Лукина)

Д. Биссет «Лягушка в зеркале» (перевод с английского Н. Шерешевской)

Л. Милева «Быстроножка и Серая Одёжка» (перевод с болгарского М. Маринова)

А. Милн «Три лисички» (перевод с английского Н. Слепаковой)

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»

Б. Поттер «Ухти – Тухти» (перевод с англ.)

С. Прокофьева «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»)

В. Сутеев «Три котенка», «Кто сказал «мяу» и другие сказки

Й. Чапек «Кукла Яринка» ( из книги «Приключения песика и кошечки» (обратите внимание на перевод – нужен перевод с чешского Г. Лукина, без сокращений!)

К. Чуковский «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит»

Г. Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка» (цикл

Какие сказки читать детям 4 лет

Русские народные сказки:

«Война грибов с ягодами» (в обработке В. Даля)

«Петушок и бобовое зёрнышко» (в обработке О. Капицы)

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (в обр. А. Толстого)

«Зимовье» (в обработке И. Соколова – Микитова)

«Жихарка» (в обр. И. Карнауховой)

«Про Иванушку – дурачка» (в обр. М. Горького)

«Лисичка – сестричка и волк» (в обработке М. Булатова)

«Лиса и козел» (в обработке О. Капицы)

«Лиса - лапотница» (в обработке В. Даля)

«Привередница» (в обработке В. Даля)

«Снегурушка и лиса»

«Лисичка со скалочкой» (в обработке М. Булатова)

«Журавль и цапля» (в обработке В. Даля)

«Чудесные лапоточки» (в обработке Н. Колпаковой)

«Небывальщина» (в обработке Н. Колпаковой)

«Кот, петух и лиса».

Народные сказки других стран:

«Колосок» (украинская, в обработке С. Могилевской)

«Три поросенка» (перевод с англ. С. Михалкова)

«Заяц и ёж» Из сказок братьев Гримм (перевод с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака)

«Красная Шапочка» Шарль Перро (перевод с франц. Т. Габбе)

«Бременские музыканты» (перевод с нем. В. Введенского)

«Как собака друга искала» (мордовская, в обработке С. Фетисова)

«Врун», «Ивовый росток» (японские, в переводе Н. Фельдмана)

Авторские сказки:

Т. Александрова «Светофорчик»

Н. Абрамцева «Сказка о двух Снах»

Э. Аттли «Про маленького поросёнка Плюха» (главы из книги в переводе К. Румянцевой, И. Баллод)

А. Баллинт «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги в переводе с венгерского Г. Лейбутина)

Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров», «Про поросенка, который учился летать» и другие сказки (в пер. Н. Шерешевской).

Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (пер. с англ. Э. Паперной)

М. Горький «Воробьишко»

Й. Лада «О хитрой Куме- Лисе» (перевод с чешского П. Клейнер)

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара – Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»

А. Милн «Винни-Пух и все-все-все». Главы из книги в переводе Б. Заходера

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги)

В. Осеева «Волшебная иголочка»

М. Потоцкая «Острое поросячье произведение», показывающее в форме сказки, «что такое хорошо и что такое плохо»

А. Прёйсен «Веселый Новый год»

Д. Самойлов «У слонёнка день рождения»

Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»

К. Чуковский «Телефон», «Муха – Цокотуха», «Федорино горе», «Айболит», «Айболит и воробей»

Б. Шергин «Рифмы»

Г. Цыферов. Сказки («Муравьишкин корабль» и другие)

Хогард Э. «Мафин и его друзья» (главы из книги в переводе О. Образцовой и Н. Шанько)

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Отпуск Крокодила Гены», «Дядя Федор, пес и кот»

Т. Эгнер «Приключения в лесу Елки – на – Горке» (главы из книги в переводе с норвежского Л. Брауде). Не все знают эту книжку, но если Вы ее прочтете – то она наверняка станет одной из самых любимых!

Какие сказки читать детям 5-6 лет

 «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);

«Царевна – лягушка» (обр. Булатова);

«Хлебный колос» - А. Ремизов;

«Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк;

«Финист – ясный сокол» - р.н.сказка;

«Случай с Евсейкой» - М. Горький;

«Двенадцать месяцев» ( пер. С.Маршака);

«Серебрянное копытце» - П.Бажов;

«Доктор Айболит» - К. Чуковский;

«Бобик в гостях у Барбоса» - Н. Носов;

«Мальчик – с -  пальчик» - Ш. Перро;

«Доверчивый ежик» - С. Козлов;

«Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого);

«Царевна – льдинка» - Л. Чарская;

«Дюймовочка» - Х. Андерсен;

«Цветик – семисветик» - В. Катаев;

«Тайна третьей планеты» - К. Булычев;

«Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков;

«Собачкины огорчения» - Б.Захадер;

«Сказка про трех пиратов» - А. Митяев.

Какие сказки читать детям 6-7 лет

 «Лиса и медведь» (мордовская);

«Война грибов с ягодами» - В. Даль;

«Дикие лебеди» - Х.К. Андерсен;

«Сундук –самолет» - Х.К. Андерсен;

«Прожорливый башмак» - А.Н. Толстой;

«Кот на велосипеде» - С. Черный;

«У лукоморья дуб зеленый…» - А.С. Пушкин;

«Конек – горбунок» - П. Ершов;

«Спящая царевна» - В. Жуковский;

«Господин Ау» - Х. Мякеля;

«Гадкий утенок» - Х.К. Андерсен;

«Всяк по-своему» - Г. Скребицкий;

«Лягушка – путешественница» - В. Гаршин;

«Денискины рассказы» - В. Драгунский;

«Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин;

«Мороз Иванович» - В. Одоевский;

«Госпожа Метелица» - Бр. Гримм;

«Сказка о потерянном времени» -  Е. Шварц;

«Золотой ключик» - А.Н. Толстой;

«Гарантийные человечки» - Э. Успенский;

«Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский;

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - А.С. Пушкин;

«Слоненок» - Р. Киплинг;

«Аленький цветочек» - К. Аксаков;

«Цветик – семицветик» - В. Катаев;

«Кот, который умел петь» - Л. Петрушевский.

Дети, воспитанные на сказках, имеют большой словарный запас, более тонко чувствует язык и лучше владеет им!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение пластилина в жизни ребенка"

Консультация "Значение пластилина в жизни ребенка"     Лепка из пластилина – увлекательное и полезное занятие, которое положительно влияет на умственное и физическое развитие ребен...

Консультация для родителей: "Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста".

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питат...

Консультация для родителей: «Значение театра в жизни ребенка»

      Значение театра в жизни дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается...

Консультация для родителей "Значение рисования в жизни ребенка"

В консультации говорится о важности рисования в жизни ребенка....

Консультация для родителей: "Значение игрушки в жизни ребенка"

Консультация для родителей: "Значение игрушки в жизни ребенка"...

Консультация для родителей-ЗНАЧЕНИЕ ПЕНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА (как выбрать и разучить песню с ребенком)

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...