Консультация для родителей «Значение сказки в жизни ребенка»
консультация по художественной литературе
С помощью сказки можно научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные сюжеты, развивать фантазию.
Не зря существует поговорка: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Любая сказка имеет свой «нравственный урок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей «Значение сказки в жизни ребенка» | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Значение сказки в жизни ребенка»
В дошкольном возрасте сказки читаются всем детям. Сказки есть в каждом доме, их любят все. Множество познаний дети черпают из сказок: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с окружающим миром. Через сказку малыш усваивает добро и зло, дружбу и предательство, отвагу и трусость. Сказки учат сопереживать героям, видеть их мужество, храбрость и стойкость.
С помощью сказки можно научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные сюжеты, развивать фантазию.
Не зря существует поговорка: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Любая сказка имеет свой «нравственный урок». Мы рекомендуем не просто читать сказки, а обязательно обсуждать сказочную историю, пересказывать, находить параллели с современным миром, с реальными жизненными ситуациями.
Главный смысл сказки – это, какие моральные установки закладываются в душе маленького слушателя.
Нравственные нормы, как добро и зло, хорошо и плохо у детей в возрасте 3-4-5 лет, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Самые известные сказки о животных помогут родителю показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Обсуждайте сказку, проговаривая ребёнку чувства,которые испытывают герои сказочных персонажей.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дому без разрешения»), но в её содержании всегда заложен глубокий нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе с родителями погружаются в сказочный мир.
В возрасте 5-6 лет подходят волшебные сказки, где главными героями становятся взрослые или дети. Положительные герои, как правило, наделены добротой и отзывчивостью, мужеством, смелостью и упорством в достижении цели, красотой и честолюбием, высокими моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Сказка учит дружбе, трудолюбию, послушанию, взаимовыручке.
Например, сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка».
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк».
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхва-ляется («Как мужик гусей делил», «Мужик и медведь», забота о близких поощряется («Петушок и бобовое зёрнышко»).
Сказка вводит родителей и детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других. Наши дети должны вырасти смелыми, стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы добра и справедливости.
Сказка даёт возможность уяснить, что в сюжете или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было наказано.
Из всего этого следует: морально-нравственное воспитание возможно через все виды народных сказок, потому что нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Памятка для родителей
- Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.
- Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
- Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
- При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
- Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
- До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
- Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.
- Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
- Какие слова или выражения запомнились ему
- Чему учит эта книга?
- Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.
Рекомендации «Как рассказывать сказки»
-Рассказывать искренне, не торопясь.
-Знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка.
-Рассказывать “в тему”.
-Если не можете рассказывать, то читайте, не забывая глядеть ребенку в глаза.
-Старайтесь не рассказывать ребенку сказку, в которой есть “ужасы и кошмары”. Берегите психику ребенка.
-Старайтесь не комментировать сказу следующим образом: “Вот, не будешь есть, тебя…”. Не воспитывайте в ребенке страх.
-Старайтесь не использовать сказку в корыстных целях. “Оно же все к Вам вернется…”.
-Старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок для своего ребенка в присутствии других детей (людей).
Какие сказки читать детям 3 лет
Народные русские сказки:
«Колобок» (в обработке К. Ушинского)
«Волк и козлята» (в обработке Л. Толстого)
«Кот, петух и лиса» (в обработке М. Боголюбской)
«Гуси – лебеди»
«Снегурочка и лиса»
«Бычок – черный бочок, белые копытца» (в обработке М. Булатова)
«Лиса и заяц» (в обработке В. Даля)
«У страха глаза велики» (в обработке М. Серовой)
«Теремок» (обратите внимание – в обработке Е. Чарушина!)
«Рукавичка»
«Маша и медведь»
«Три медведя»
«Лиса – лапотница» (в обработке В. Даля)
«Привередница» (в обработке В. Даля)
«Лиса и тетерев» («Тетерев сидел на дереве», в обработке Л. Толстого)
«Маша и Даша» (в пересказе Л. Елисеевой, из сборника сказок «Наливное яблочко»)
Народные сказки других стран:
«Рукавичка» (украинская, в обработке Е. Благининой)
«Коза – дереза» (украинская, в обработке Е. Благининой)
«Храбрец – молодец» (болгарская, перевод Л. Грибовой)
«Два жадных медвежонка» (венгерская, в обработке А. Краснова и В. Важдаева)
«Пых» (белорусская, обработка Н. Мялика)
«Упрямые козы» (узбекская, в обработке Ш. Сагдуллы)
«Лесной мишка и проказница Мышка» (латышская, обработка Ю. Ванага, перевод Л. Воронковой)
«У солнышка в гостях» (словацкая, перевод С. Могилевской и Л. Зориной)
«Петух и лиса» (шотландская, перевод М. Клягиной – Кондратьевой)
«Свинья и коршун» (народы Мозамбика, перевод Ю. Чубкова)
«Лиса – нянька» (финская, перевод Е. Сойни)
Авторские сказки:
Е. Бехлерова «Капустный лист» (перевод с польского Г. Лукина)
Д. Биссет «Лягушка в зеркале» (перевод с английского Н. Шерешевской)
Л. Милева «Быстроножка и Серая Одёжка» (перевод с болгарского М. Маринова)
А. Милн «Три лисички» (перевод с английского Н. Слепаковой)
Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»
Б. Поттер «Ухти – Тухти» (перевод с англ.)
С. Прокофьева «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»)
В. Сутеев «Три котенка», «Кто сказал «мяу» и другие сказки
Й. Чапек «Кукла Яринка» ( из книги «Приключения песика и кошечки» (обратите внимание на перевод – нужен перевод с чешского Г. Лукина, без сокращений!)
К. Чуковский «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит»
Г. Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка» (цикл
Какие сказки читать детям 4 лет
Русские народные сказки:
«Война грибов с ягодами» (в обработке В. Даля)
«Петушок и бобовое зёрнышко» (в обработке О. Капицы)
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (в обр. А. Толстого)
«Зимовье» (в обработке И. Соколова – Микитова)
«Жихарка» (в обр. И. Карнауховой)
«Про Иванушку – дурачка» (в обр. М. Горького)
«Лисичка – сестричка и волк» (в обработке М. Булатова)
«Лиса и козел» (в обработке О. Капицы)
«Лиса - лапотница» (в обработке В. Даля)
«Привередница» (в обработке В. Даля)
«Снегурушка и лиса»
«Лисичка со скалочкой» (в обработке М. Булатова)
«Журавль и цапля» (в обработке В. Даля)
«Чудесные лапоточки» (в обработке Н. Колпаковой)
«Небывальщина» (в обработке Н. Колпаковой)
«Кот, петух и лиса».
Народные сказки других стран:
«Колосок» (украинская, в обработке С. Могилевской)
«Три поросенка» (перевод с англ. С. Михалкова)
«Заяц и ёж» Из сказок братьев Гримм (перевод с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака)
«Красная Шапочка» Шарль Перро (перевод с франц. Т. Габбе)
«Бременские музыканты» (перевод с нем. В. Введенского)
«Как собака друга искала» (мордовская, в обработке С. Фетисова)
«Врун», «Ивовый росток» (японские, в переводе Н. Фельдмана)
Авторские сказки:
Т. Александрова «Светофорчик»
Н. Абрамцева «Сказка о двух Снах»
Э. Аттли «Про маленького поросёнка Плюха» (главы из книги в переводе К. Румянцевой, И. Баллод)
А. Баллинт «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги в переводе с венгерского Г. Лейбутина)
Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров», «Про поросенка, который учился летать» и другие сказки (в пер. Н. Шерешевской).
Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (пер. с англ. Э. Паперной)
М. Горький «Воробьишко»
Й. Лада «О хитрой Куме- Лисе» (перевод с чешского П. Клейнер)
Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара – Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»
А. Милн «Винни-Пух и все-все-все». Главы из книги в переводе Б. Заходера
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги)
В. Осеева «Волшебная иголочка»
М. Потоцкая «Острое поросячье произведение», показывающее в форме сказки, «что такое хорошо и что такое плохо»
А. Прёйсен «Веселый Новый год»
Д. Самойлов «У слонёнка день рождения»
Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»
К. Чуковский «Телефон», «Муха – Цокотуха», «Федорино горе», «Айболит», «Айболит и воробей»
Б. Шергин «Рифмы»
Г. Цыферов. Сказки («Муравьишкин корабль» и другие)
Хогард Э. «Мафин и его друзья» (главы из книги в переводе О. Образцовой и Н. Шанько)
Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Отпуск Крокодила Гены», «Дядя Федор, пес и кот»
Т. Эгнер «Приключения в лесу Елки – на – Горке» (главы из книги в переводе с норвежского Л. Брауде). Не все знают эту книжку, но если Вы ее прочтете – то она наверняка станет одной из самых любимых!
Какие сказки читать детям 5-6 лет
«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);
«Царевна – лягушка» (обр. Булатова);
«Хлебный колос» - А. Ремизов;
«Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк;
«Финист – ясный сокол» - р.н.сказка;
«Случай с Евсейкой» - М. Горький;
«Двенадцать месяцев» ( пер. С.Маршака);
«Серебрянное копытце» - П.Бажов;
«Доктор Айболит» - К. Чуковский;
«Бобик в гостях у Барбоса» - Н. Носов;
«Мальчик – с - пальчик» - Ш. Перро;
«Доверчивый ежик» - С. Козлов;
«Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого);
«Царевна – льдинка» - Л. Чарская;
«Дюймовочка» - Х. Андерсен;
«Цветик – семисветик» - В. Катаев;
«Тайна третьей планеты» - К. Булычев;
«Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков;
«Собачкины огорчения» - Б.Захадер;
«Сказка про трех пиратов» - А. Митяев.
Какие сказки читать детям 6-7 лет
«Лиса и медведь» (мордовская);
«Война грибов с ягодами» - В. Даль;
«Дикие лебеди» - Х.К. Андерсен;
«Сундук –самолет» - Х.К. Андерсен;
«Прожорливый башмак» - А.Н. Толстой;
«Кот на велосипеде» - С. Черный;
«У лукоморья дуб зеленый…» - А.С. Пушкин;
«Конек – горбунок» - П. Ершов;
«Спящая царевна» - В. Жуковский;
«Господин Ау» - Х. Мякеля;
«Гадкий утенок» - Х.К. Андерсен;
«Всяк по-своему» - Г. Скребицкий;
«Лягушка – путешественница» - В. Гаршин;
«Денискины рассказы» - В. Драгунский;
«Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин;
«Мороз Иванович» - В. Одоевский;
«Госпожа Метелица» - Бр. Гримм;
«Сказка о потерянном времени» - Е. Шварц;
«Золотой ключик» - А.Н. Толстой;
«Гарантийные человечки» - Э. Успенский;
«Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский;
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - А.С. Пушкин;
«Слоненок» - Р. Киплинг;
«Аленький цветочек» - К. Аксаков;
«Цветик – семицветик» - В. Катаев;
«Кот, который умел петь» - Л. Петрушевский.
Дети, воспитанные на сказках, имеют большой словарный запас, более тонко чувствует язык и лучше владеет им!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Значение пластилина в жизни ребенка"
Консультация "Значение пластилина в жизни ребенка" Лепка из пластилина – увлекательное и полезное занятие, которое положительно влияет на умственное и физическое развитие ребен...
Консультация для родителей: "Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста".
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питат...
Консультация для родителей: «Значение театра в жизни ребенка»
Значение театра в жизни дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается...
Консультация для родителей-ЗНАЧЕНИЕ ПЕНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА (как выбрать и разучить песню с ребенком)
Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...
Консультация для родителей "Значение сказки в жизни ребёнка"
Консультация раскрывает роль сказки в воспитании детей, формировании основ нравственности, морали. Даны рекомендации по прочтению сказок детям....
Консультация для родителей «Значение сказки в жизни дошкольника»
Консультация для родителей «Значение сказки в жизни дошкольника»...