Проект "Писатели-детям"
проект по художественной литературе (старшая группа)
Проект для детей старшей группы "Писатели -детям"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pisateli-detyam.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей старшей группы
"Писатели - детям"
Тип проекта: Информационно-творческий, познавательный
Продолжительность: Долгосрочный (октябрь - апрель)
Авторы проекта: Фатхеева Елена Николаевна, воспитатель
Участники проекта: Групповой - при активном участии родителей, воспитатели.
Актуальность проблемы:
С.Я.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, эстетическим…
Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Но в истории отношения человека с книгой были периоды взаимного тяготения и отчуждения: это – естественный ход жизни. Важно только не упустить момент смены приоритетов, так как, уходя из активной деятельности человека, книга унесет весь предыдущий духовный и практический опыт прошедших на Земле поколений, без которого человечество существовать не может.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Например, анализ сказок К.Чуковского позволяет детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; поэтические образы привлекают детское внимание, надолго запоминаются. Книги К.И.Чуковского пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды. Его герои: добрый доктор Айболит, герой Ваня Васильчиков, бесстрашный Бибигон, крокодил, удалой комарик – вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство.
Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством писателей будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
Изучение литературных произведений способствует формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей. Родители воспитанников, наряду с детьми, являются активными действующими лицами.
Цель проекта:
Познакомить детей с детскими писателями и их творчеством.
Задачи проекта:
Образовательные:
- ознакомление детей с жизнью и творчеством писателей;
- углубление знания детей о животном мире через произведения;
- формировать навыки устной речи;
- совершенствование навыков, умений выразительно декламировать стихи, драматизировать, инсценировать;
Развивающие:
- развитие у детей устойчивого интереса к чтению художественной литературы;
- формирование у детей эмоционально-образного восприятия произведений через художественное описание образов;
- способствование развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания;
- развитие интереса к иллюстрациям лучших художников-иллюстраторов детской книги.
Воспитательные:
-воспитание способности наслаждаться художественным словом,
посредством произведений, способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду;
-воспитание уважения к сверстникам, умения проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
Практические:
-приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений;
-создание условий для поисково-исследовательской деятельности;
-вовлечение родителей в проектную деятельность;
- проведение тематические занятия, игры, викторины в рамках проекта.
Ожидаемые результаты:
Участие детей в проекте будет способствовать сплочению детского - взрослого коллектива, формированию знаний о художественных произведениях .У детей повысится интерес к произведениям художественной литературы. У детей сформируется чувство сострадания к слабым и беззащитным, желание быть справедливыми, сильными и смелыми.
У педагогов повысится уровень профессиональной компетенции по реализации образовательной области «Речевое развитие».
У родителей повысится уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературы в воспитании детей.
Пополнение библиотеки группы.
Продукт проектной деятельности:
Выставка работ детей совместно с родителями «Мой любимый литературный герой»
Ресурсное обеспечение проекта:
Художественная литература с произведениями В.В. Бианки , Н.Н. Носова ,
А.С.Пушкина, С.Есенин, А.Фет, С. Островский, И. Бунин, А. Твардовский, Е. Баратынский, Ф. Тютчев, С. Михалков, А. Блок, Н. Некрасов, С.Я.Маршака, С.В. Михалкова. ; материал для рисования, аппликации, лепки, раскраски, картотеки дидак., подв., с/р игр; игрушки и атрибуты для музыкально-театрализованных представлений.
Реализация проекта
1 Этап – Организационный
Создать развивающую предметно-пространственную среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для театрализованной деятельности; иллюстрированный материал, художественную литературу.
2 Этап – Практический (планирование и организация деятельности)
Перспективное планирование работы с детьми по проекту
Дата | Образовательная область | Мероприятия | Задачи |
октябрь | Познавательное развитие Чтение художественной литературы Игровая деятельность Художественно-эстетическое развитие Музыка | Знакомство с жизнью и творчеством В.В. Бианки Знакомство с разными представителями животного мира при помощи произведений В.В. Бианки Знакомство с правилами обращения с книгой Чтение рассказов В.В. Бианки «Хвосты» «Снежная книга» «Кто чем поет» «Сова» «Чей нос лучше» «Лесные домишки» «Чьи это ноги?» «Рыбий дом» «Теремок» «Приключения муравьишки» «Как Муравьишка домой спешил» «Лис и мышонок» и др Подвижные игры «Зайчик и волк», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике» и др Оформление стенда «Виталий Бианки и его книги» Изготовление книг - самоделок «Путешествия по произведениям В.Бианки» Вечер загадок «Угадай, кто это?» Рассматривание иллюстраций к произведениям В.Бианки Просмотр мультфильмов Раскраски Конкурс рисунков по произведениям В.Бианки. Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц» и «Звуки леса» | Познакомить детей с автором и художником детской книги В.В.Бианки В дидактических и подвижных играх, в творческих видах деятельности закрепить знание детей сюжетов и героев рассказов В.В.Бианки Показать детям приёмы ремонта книг. |
ноябрь | Познавательное развитие Чтение художественной литературы
Художественно-эстетическое развитие | Знакомство с жизнью и творчеством Н.Н. Носова Чтение рассказов писателя. «Живая шляпа», «Автомобиль» «Замазка», «Саша», «На горке», «Леденец», «Заплатка», «Телефон», «Фантазеры», «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключение Незнайки и его друзей. Рассматривание иллюстраций к книгам Оформление в группе книжной выставки с портретом. Веселая викторина по рассказам Н. Носова Выставки детских рисунков: “Мой любимый герой» | 1. Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой. Учить высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи. Вызывать интерес детей к творчеству Н.Н.Носова при помощи изобразительных средств. Развивать творческие изобразительные способности; способствовать взаимодействию детей и взрослых в процессе игрового общения. |
декабрь | Познавательное развитие Чтение художественной литературы Игровая деятельность Трудовая деятельность Художественно-эстетическое развитие Музыка | Стихи русских поэтов –классиков о зиме. С.Есенин, А.Фет, С. Островский, И. Бунин, А. Твардовский, Е. Баратынский, Ф. Тютчев, С. Михалков, А. Блок, Н. Некрасов, «Мама! глянь-ка из окошка...» Афанасий Фет; «Поет зима – аукает» Сергей Есенин; «Санки» Семен Островский; Александр Твардовский «Зимняя дорога»; «Декабрьское утро» Федор Тютчев; «Чудная картина...» Афанасий Фет; «Белые стихи» Сергей Михалков; «Зима» Сергей Есенин; «Чародейкою Зимою» Федор Тютчев; Сергей Есенин «Пороша»; «Дорога» Николай Огарев; «Ветхая избушка» Александр Блок; «Снежок» Николай Некрасов; «Береза» Заучивание стихотворений Оформление в группе книжной выставки с портретами поэтов. Экскурсия в библиотеку Беседы на тему: «Традиции и жизнь русского народа», «Жизненный путь С. Есенина». Слушание музыки: А. Вивальди, П. Чайковского «Времена года», А. Внукова «Если снег идет», романсы на стихи С. Есенина А. Флярковского, Л. Олифировой, Е. Дрейзин; старинный вальс «Березка». Пономаренко. Выставка детских рисунков «Зимушка – зима» | Познакомить детей с творчеством русских поэтов – классиков о зиме. Вызвать интерес к творчеству, желание заучивать стихи. В различных видах деятельности предложить детям применить литературный материал. |
январь | Познавательное развитие Чтение художественной литературы Трудовая деятельность Художественно-эстетическое развитие | Знакомство с жизнью и творчеством С.В. Михалкова. Познакомить детей с биографией С.В. Михалкова. Организовать выставку книг писателя, повесить его портрет в книжный уголок. Чтение произведений поэта. Рассматривание иллюстраций к книгам. Вводная беседа с детьми «Какие стихи написал С. Михалков». Какие стихи знают, какие книги читали им родители, какие смотрели мультфильмы? Презентация «Мир в книгах С. Михалкова». Знакомство со стихотворением «Дядя Степа» (презентация) Рисование героя дяди Степы. Знакомятся с деятельностью инспектора ГИБДД. Целевая прогулка к перекрёстку, пешеходному переходу, наблюдение за работой светофора. НОД «Автор Гимна России». Знакомство и прослушивание гимна России. Знакомство со стихотворение «Шел трамвай 10-ый номер» Нравственная беседа. Обсуждение. Рассказ из личного опыта. Д/и «Хорошо – плохо» Чтение стихотворения «Чудесные таблетки» Беседа. Делятся мнениями. Сюжетно- ролевые игры «Поликлиника», «Аптека» | Обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве С.В. Михалкова. Способствовать развитию речи, внимания, памяти, мышлению, фантазии детей; расширению кругозора. Формировать интерес к художественной литературе и читательской деятельности. Развивать творческие способности, через представление инсценировок стихотворений С.В. Михалкова. Воспитывать положительные качества; дружелюбие, товарищество, сотрудничество. Воспитывать детей, любящих Родину, гордящихся ею. Закрепить правила перехода через проезжую часть по дороге в детский сад и обратно. |
февраль | Познавательное развитие Чтение художественной литературы Игровая деятельность Художественно-эстетическое развитие | Знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина Организовать выставку книг писателя, повесить его портрет в книжный уголок. Чтение произведений поэта. Рассматривание иллюстраций к книгам. Стихи: «У лукоморья дуб зелёный…» «Зимнее утро» «Зимняя дорога» «Уж небо осенью дышало…»; Сказки: «Сказка о попе и о работнике его Балде» «Сказка о царе Салтане» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о золотом петушке» Создание мнемотаблиц по сказкам. Знакомство с историей Руси, её бытом, обычаями История старых вещей (корыто, изба, шатёр, землянка…) Подвижные игры «Море волнуется», Рыбаки и рыбки», «Коршун» Народные игры: «Дедушка», «Заря заряница», «Ловись рыбка», «Игра с «Петушком», «Колдун», «Рыбка в сети» Лепка «Золотая рыбка» Аппликация «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» Оригами «золотой петушок», «золотая рыбк». Ремонт книг в группе (подклеивание страниц) Выставка детских рисунков: «Мой любимый сказочный герой». | Учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать отрывок из сказки для чтения наизусть. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. |
март | Познавательное развитие Чтение художественной литературы Художественно-эстетическое развитие Музыка | Знакомство с жизнью и творчеством Э.Н. Успенского "Крокодил Гена и его друзья". "Дядя Федор, кот и пес". Колобок идет по следу: Повести-сказки «Вниз по волшебной реке» «Вера и Анфиса» Организовать выставку книг писателя, повесить его портрет в книжный уголок. Чтение произведений Э.Н. Успенского. Беседа о музее Чебурашки Э.Н. Успенского в Москве. Выставки в работ: по аппликации, рисованию, лепке. Делаем книжки-поделки по произведениям Э.Н. Успенского. Знакомство с песнями из мультфильмов Э.Н. Успенского.
| Познакомить детей с творчеством Э.Н. Успенского Развивать творческое воображение, мышление, память. Учить детей создавать творческие работы на основе прочитанного произведения. Учить детей выполнять правила подвижных, настольных, дидактических игр. |
апрель |
| Знакомство с жизнью и творчеством Х. К. Андерсена Организовать выставку книг писателя, повесить его портрет в книжный уголок. Чтение произведений поэта. Рассматривание иллюстраций к книгам. «Гадкий утенок» «Дюймовочка» «Оловянный солдатик» «Принцесса на горошине» «Снежная королева» «Русалочка» Обсуждение произведений в свободной деятельности. Просмотр мультфильмов. Викторина «Сказки Х. К. Андерсена». Выставка детских работ по произведениям Х. К. Андерсена. | Познакомить детей с творчеством Х. К. Андерсена. Воспитывать способность сопереживать героям произведений. Способствовать коммуникативному и нравственному развитию детей путём расширения кругозора и обогащения словарного запаса речи. Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережное отношение к ней. Приобщение родителей к семейному чтению литературы. |
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями при реализации проекта
Дата | Мероприятие | Форма работы |
октябрь | Ознакомление родителей с планом работы по проекту. Консультация для родителей в родительских уголках «Читаем вслух» Оформление рекомендаций для родителей «Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг?» Знакомство с биографией В.В. Бианки Привлечение родителей к оформлению книжных уголков, мини-музеев, посвящённых творчеству В. Бианки. | Консультация Консультация Консультация Совместная работа с детьми. |
ноябрь | Знакомство с биографией Н.Н. Носова Оформление папки передвижки «Читать книги хорошая привычка» Домашнее задание совместное творчество детей и родителей по теме проекта | Консультация Консультация Совместная работа с детьми. |
декабрь | Знакомство с стихами русских поэтов – классиков о зиме. С.Есенин, А.Фет, С. Островский, И. Бунин, А. Твардовский, Е. Баратынский, Ф. Тютчев, С. Михалков, А. Блок, Н. Некрасов, «Семья и книги». «Учим стихи с детьми» | Консультация Консультация Консультация |
январь | Знакомство с биографией С.В. Михалкова. «Значение игр-драматизаций в развитии речи детей»
| Консультация Консультация |
февраль | Знакомство с биографией А.С. Пушкина Домашнее задание совместное творчество детей и родителей по теме проекта | Консультация Совместная работа с детьми. |
март | Знакомство с биографией Э.Н. Успенского «Подари книгу детям» | Консультация Акция |
апрель | Знакомство с биографией Х. К. Андерсена «Мой любимый литературный герой» | Консультация Выставка работ детей совместно с родителями |
3 этап – Заключительный.
Выставка работ детей совместно с родителями «Мой любимый литературный герой»