Кружок "Азбука вежливости"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Гаврюшенко Люция Юсуповна

Проблема нравственного образования и воспитания, согласно Конституции РФ, - это проблема государственная и внимание к ней сегодня исключительно актуально. В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев общества.

Исследования показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими  возможностями для нравственного воспитания детей: в разных видах деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. Поэтому в воспитательно – образовательной работе с детьми, начиная с дошкольного возраста, следует уделять особое внимание формированию нравственных ценностей.

На основании анализа результатов мониторинга выявилась проблема по формированию нравственных чувств и этических представлений у детей дошкольного возраста. Данная проблема вынесена на обсуждение родителей, которые являются заказчиками разработки дополнительной программы по нравственно – этическому воспитанию.

Дети должны иметь возможность практически осваивать и закреплять нравственно –  гражданских отношений между людьми через все виды деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

В том числе и через совместную деятельность взрослого с детьми, организуемую в непринуждённой форме, к которой можно отнести кружковую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_vezhlivosti_litsenziya.docx47.65 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №31

г. Яровое Алтайского края

Кружок

«Азбука вежливости»

Воспитатель: Гаврюшенко Л.Ю.

 

2020 г.

АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ

А – аккуратность

Б – благодарность, бережливость, благородство

В – вежливость, верность

Г – гуманность, гостеприимство, гордость

Д – доброта, дружба

Ж – жизнелюбие

З – забота

И – интернационализм

К – красота

Л – любовь

М – милосердие

Н – настойчивость, надёжность

О – ответственность, отзывчивость, опрятность

П – патриотизм, послушание

Р – радость

С – сочувствие, самостоятельность, смелость, совесть

Т – трудолюбие, терпение

У – уважение

Ф – фантазия

Х – храбрость

Ц – целеустремлённость

Ч – честность, чуткость

Щ – щедрость

Э – этикет

Ю – юмор

                                                          Пояснительная записка

         Проблема нравственного образования и воспитания, согласно Конституции РФ, - это проблема государственная и внимание к ней сегодня исключительно актуально. В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев общества.

Исследования показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими             возможностями для нравственного воспитания детей: в разных видах деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. Поэтому в воспитательно – образовательной работе с детьми, начиная с дошкольного возраста, следует уделять особое внимание формированию нравственных ценностей.

На основании анализа результатов мониторинга выявилась проблема по формированию нравственных чувств и этических представлений у детей дошкольного возраста. Данная проблема вынесена на обсуждение родителей, которые являются заказчиками разработки дополнительной программы по нравственно – этическому воспитанию.

Дети должны иметь возможность практически осваивать и закреплять нравственно –  гражданских отношений между людьми через все виды деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

В том числе и через совместную деятельность взрослого с детьми, организуемую в непринуждённой форме, к которой можно отнести кружковую работу.

Цель: формирование у детей нравственно – этических норм, воспитание социально одобряемых стереотипов поведения, формирование эмоционального отношения к ним, к фактам их соблюдения и нарушения.

Задачи:

1. Формировать первоначальные представления о нравственных ценностях (доброта, уважение, отзывчивость, сострадание, доброжелательность и др.), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.

2. Научить правилам вежливости и приучить к большей самостоятельности в поступках и мыслях. Учить культурно общаться, усваивая речевой этикет – правила речевого поведения (приветствие, выражение благодарности, извинение, просьба, вступление в разговор, прощание, обращение к собеседнику и т. д.).

3.Обогащать опыт нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». Закреплять нормы поведения и понимать необходимость их соблюдения в повседневной жизни.  

4.Воспитывать внимательное, заботливое отношение к др. людям доброжелательно относиться к собеседнику, уважать его мнение. Учить справедливо, оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми.

Принципы:

-Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально- нравственных, интеллектуальных).

-Принцип целостности приобщения ребёнка к познанию окружающего мира (ребёнок познаёт мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности).

-Принцип целостности погружения в проблему (создание проблемно – ситуативных заданий).

-Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребёнком строится на доброжелательной и доверительной основе).

Режим занятий

Продолжительность занятий

Учебная группа

Объем образовательной нагрузки

(количество занятий)

Год обучения

Наполняемость

В неделю

В месяц

В год

30 мин

1

20

1

4

35

Планируемые образовательные результаты

1. Развитие коммуникативных умений: 

  • формирование умения слушать и слышать собеседника (поддерживать беседу);
  • овладение поведенческими умениями (пригласить присесть );

2. Речевой этикет:

  • овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба,  приветствие, благодарность, извинение);

Например:

 благодарность: спасибо за, благодарю за; 

 извинение: извините, простите;

   приветствие: здравствуйте, доброе утро;

просьба:  пожалуйста, будьте любезны, если вам не трудно.

Мониторинг      кружковой  деятельности:

Фамилия, имя ребёнка

Речевой этикет

Коммуникативные умения 

Всего

приветствие

просьба

благодарность

извинение

поддерживать беседу

пригласить присесть

Нач.

 г.

Кон. г.

Н.

г.

К.

 г.

Н.

 г.

К.

 г.

Н.

г.

К.

г.

Н.

г.

К.

г.

Н.

г.

К. г.

Н.

г.

К.

г.

Условные обозначения:   у-усвоил,      ч.у-частично усвоил,        н.у-не усвоил

Методы работы с детьми

Особая работа отводится методами передачи знаний, особенно чтению художественных произведений вслух.

Художественная литература является одним из самых важнейших средств нравственного воспитания детей. Воспитательная сила художественной литературы в её жизненной убедительности, эмоциональной действенности. Показывая детям правду жизни в виде ярких художественных образов, она учит их различать, «что такое хорошо и что такое плохо» в моральных проявлениях

людей, их взаимоотношениях и поступках.

Как специфический вид искусства, она занимает особое место в нравственном воспитании детей дошкольного возраста и требует применения особых методических приёмов, усиливающих её воспитательное воздействие.

При использовании художественной литературы нельзя ограничиваться эпизодическим чтением книг. Очень важно обеспечить повторность морально – эстетических впечатлений путём чтения художественных произведений на одну моральную тему. Тогда влияние художественной литературы будет ощутимо, так как неоднократное подкрепление определённых моральных понятий делает их подлинным достоянием ребёнка и формирует его поведение.

Художественные образы обладают большей привлекательностью и побудительной силой, чем безличные нормы, а поэтому легче присваиваются и становятся моральными регуляторами поведения самих детей. Рассказы, сказки, мифы, легенды, басни, притчи позволяют ребёнку овладеть языком культуры. Познавательные эмоции ребёнка при многократном повторении становятся моделью поведения. Содержание произведений на доступном ребёнку уровне, помогают осознать, осмыслить чувства, поступки героев произведений, сравнить с собственными.

Определённый вклад в формирование нравственных качеств и этических представлений вносят разные виды игр: сюжетно – ролевые, игры – драматизации, подвижные, имитационные, игры по самопознанию, организационно – деятельностные игры, игры с правилами.

Проблемные ситуации обогащают у детей опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, позволяют обратиться к самопознанию, самонаблюдению, самоанализу, самооценке, предоставляют возможность проживать интеллектуальные эмоции.

Обобщение собственного чувственного опыта – основной путь развития ребёнка-дошкольника. Собственный опыт, прошлый и настоящий фиксируется и обобщается взрослыми с участием детей. Ведение семейных дневников, фотоальбомов, конкурсы взросло – детских рисунков, коллекции поделок, организация в ДОУ персональных выставок, демонстрирующих групповую и индивидуальную успешность, позволяют осмыслить индивидуальное психологическое время, формируют сравнивающую рефлексию.        

Метод творческого самовыражения помогает каждому ребёнку соприкоснуться с собственным творчеством, реализовать свои желания и возможности. Самовыражение происходит в разных видах практической детской деятельности: рисовании, лепке, музицировании, сочинении загадок, сказок, небылиц о себе, составлении творческих рассказов.

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

Тема

Цель

Виды деятельности

Сроки

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

6

Первое «Волшебное

слово».

Знакомство с понятием «этикет». Воспитание вежливости. Формирование основ культуры общения с окружающими.

В. Осеева

«Волшебное слово»

«Будь вежлив»

Творческий рассказ

«Как мне помогают «волшебные слова».

I

неделя

«Слово доброе,

слово вечное».

Воспитание навыков вежливого общения.  Знакомство с разнообразными формами приветствия сверстников и взрослых.

Отрывки из сказок

«лиса и волк», «Морозко»

Игра – инсценировка «Приветствие»

Лепка героев сказок.

II

неделя

«Не зарься на чужое – своё береги».

Формировать эмоциональное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, притворство, простодушие и доверчивость.  

Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

Психоэтюд

«Притвора»

Драматизация отрывка из сказки.

III

неделя

«Доброта и сопереживание».

Уточнять представление о таких моральных качествах, как доброта и злость. Знакомить с такими моральными качествами, как вежливость и грубость.

Чтение русской народной сказки

«Морозко».

Разыгрывание ситуаций

«Доброта и сопереживание»

Оформление альбома

«Правила доброты»

IV

неделя

Октябрь

Тема

Цель

Виды деятельности

Сроки

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

6

«Правила акккуратности».

Формирование дифференцированной оценки образов художественного произведения. Воспитание культурно – гигиенических навыков.

К. чуковский «Мойдодыр»

«Шуточные телеграммы»

Составление памятки «Правила аккуратности»

I

неделя

«Твой внешний вид о многом говорит».

Воспитание опрятности. Формирование привычки следить за своим внешним видом, своевременно устранять недостатки своего костюма, причёски.

Стихи

«Чистота и здоровье».

«Как стать красивым».

Творческая игра

«День красоты».

П/игры

«Медвежата»,

«Подсолнух».

Творческий рассказ

«Мой лучший друг»

II

неделя

«Не зарься на чужое – своё береги».

Формировать эмоциональное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, притворство, простодушие и доверчивость.  

Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

Психоэтюд

«Притвора»

Драматизация отрывка из сказки

III

неделя

«Доброта и сопереживание».

Уточнять представление о таких моральных качествах, как доброта и злость. Знакомить с такими моральными качествами, как вежливость и грубость.

Чтение русской народной сказки

«Морозко».

Разыгрывание ситуаций

«Доброта и сопереживание»

Оформление альбома

«Правила доброты»

IV

неделя

Ноябрь

Тема

Цель

Виды деятельности

Сроки

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

6

«Доброе слово лечит, а худое калечит».

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, сочувствия и уважения к близким людям.

Э. Мошковская«Я маму свою обидел».

Д/игра

«Настроение» «Подбери нужные слова».

Раскрась картинку

I

неделя

«Делать добрые дела».

Знакомство детей с правилами поведения в общественных местах: уступать место в транспорте старшим и младшим»

С. Маршак

«Урок вежливости»

«Волшебные слова».

Ситуативный разговор

«Правила поведения в общественных местах»

II

неделя

«Жадная душа – без дна ушат».

Воспитание дружеских отношений между детьми. Формирование у детей способности находить положительные решения в конфликтных ситуациях – поиск компромиссного решения, умения считаться  не только с собственными желаниями.

Я. Аким «Жадина»,

З. Александрова «Подарили нашей Вере».

«Если бы…».

Разыгрывание ситуаций

III

неделя

«Что такое дружба?»

Развитие дружеских взаимоотношений, воспитание отзывчивости, внимания к сверстникам.

Пословицы и поговорки о дружбе.

«Хвастуны»

(называть лучшие качества друга).

Оформление альбома «Правила доброты»

IV

неделя

Декабрь

Тема

Цель

Виды деятельности

Сроки

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

6

«Наш верный друг телефон».

Обучение детей умению вести разговор по телефону. Формировать представление о важности телефона в жизни. Учить набирать номера экстренных служб.

К. Чуковский «Телефон».

Стихотворение «Вам кого?»

«Экстренный вызов».

Этюд

«Разговор с другом»

I

неделя

«Любишь кататься люби и саночки возить».

Воспитание чувства дружбы, товарищества, трудолюбия; формирование представлений о справедливости.

Н. Носов

«На горке».

«Поводырь»

«Колобок»

Рисование

«На горке»

II

неделя

«Как вести себя в гостях?»

Закрепление правил культурного поведения в гостях. Формирование элементарных этических представлений; развитие дружеских взаимоотношений.

Н. Остер

«Вредные советы».

Игра – упражнение: «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».

Составление свода правил «Как вести себя в гостях»

III

неделя

«Как аукнется – так и откликнется»ю

Формирование представлений о скромности, трудолюбии, справедливости. Формирование дифференцированной оценки поступков героев.

Нанайская сказка «Айога»

«Хорошо – плохо»

Ситуации

«Заботимся о родителях»

IV

неделя

Январь

Тема

Цель

Виды деятельности

Сроки

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

6

«Маленькое дело – лучше большого безделья».

Воспитание у детей положительного отношения к труду. Формирование умения оценивать поступки героев произведения.

Д. Лукич

«Четыре девочки».

В. Зайцев

«Я одеться сам могу».

«Сюжетно – гролевая игра

«Хозяюшка».

Творческое задание

«Маленькое дело»

I

неделя

«Скромность украшает человека».

Воспитание чувства уважения, гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки. Формирование представлений о смелости, скромности.

С. Маршак

«Рассказ о неизвестном герое».

Игра – соревнование

«Удальцы – молодцы».

Рисование

«Геройский поступок»

II

неделя

«Одна у человека мать, одна у него и Родина».

Воспитание патриотических чувств; знакомство детей с государственной символикой.

Стихи о России, Алтае, своём городе.

Словесная игра

«Мой город».

Оформление альбома

«Мой город»

III

неделя

Февраль

Тема

Цель

Виды деятельности

Сроки

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

6

«Есть люди хорошие, есть и плохие».

Воспитание у детей чувств, умение характеризовать литературные образы и оценивать их поступки. Формирование представлений о доброте и зле, о неизбежной наказуемости зла.

Русская народная сказка

«Сестрица Алдёнушка и братец Иванушка».

«Если чужой стучится в двери».

Творческое задание

«Карусель»

(Собрать на карусель все добрые поступки)

I

Неделя

«Доброму – добрая память».

Воспитание доброжелательности, отзывчивости, милосердия.

А. Барто

«На заставе»

«Цветик – семицветик».

Рисование

«Дерево доброты»

II

неделя

«Защитники Отечества»

Воспитание уважения к воинам – защитникам.

Знакомство детей с родами войск, формирование представлений о службе пограничников.

Стихи о России, Алтае, своём городе.

Подвижная игра

«Бравые солдаты»

Военно – спортивная игра

«Зарничка»

III

неделя

«Я вышел во двор».

Формирование представлений о поведении в общественных местах и на улице: вести себя сдержанно. Не привлекать излишнего внимания.

Отрывки из произведений

А. барто,

Н. Носова,

К. Чуковского.

Игра – упражнение «Повторяй движения и слова».

Составление свода правил поведения в общественных местах

IV

неделя

Март

Тема

Цель

Виды деятельности

Сроки

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

6

«Хвались, да не поперхнись».

Формирование у детей эмоционального отношения к поступкам: положительного к скромности и отрицательного к хвастовству. Закрепление представлений о скромности.

Русская народная сказка

«Заяц – хваста».

«Да – нет».

«Хорошо – плохо».

Заучивание поговорок о скромности

I

Неделя

«Умел ошибиться – умей и поправиться».

Формирование представлений о честности, справедливости. Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей.

С. А. Прокофьев

«Красный фонарик».

«Круг честности»

Рисование

«Как я исправил свои ошибки»

II

неделя

«Семья вместе – душа на месте».

Воспитание чувства любви и привязанности к близким и родным людям, развитие желания заботиться о маме, бабушке и других членах семьи.

К. Ушинский «Лекарство».

Е. Благинина

«Посидим в тишине».

Положи своё слово в шкатулку».

Рисование

«Моя  семья»

III

неделя

«Старый друг –  лучше новых двух».

Воспитание бережного отношения к игрушкам, своим вещам. Форм. дифференцированной оценки к поступкам героев произведений.

В. Драгунский «Друг детства».

А. Барто

«Игрушки»

«Подарки»

Акция

«Помоги игрушке»

IV

неделя

Апрель

Тема

Цель

Виды деятельности

Сроки

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

6

«Ум – богатство человека».

Развивать познав. интерес, способствовать развитию интеллектуальных способностей ребёнка. Развивать осознание ребёнком своего места в обществе.

Стихотворение

«Любознайка»

Упражнение

«Любознательные друзья»

Творческое задание

«Смешная клякса»

I

Неделя

«Совесть»

Продолжать формир. у детей положительные моральные качества, развивать способность передавать эмоцию чувств мимикой.

Чтение и обсуждение сказки

«Голос сердца»

Динамическая пауза

«Умные воробышки»

Рисование

«Солнышко наших сердец»

II

неделя

«Береги природу».

Продолжать формир. навыки культурного поведения в природе, расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными»

Чтение и обсеждение сказки

«Подснежники»

Игра «Разговор цветов»

Творческое задание «Мир природы»

III

неделя

«Верность»

Продолжать формир. любовь к животным, ответственность за своих питомцев.

«Сказка о верности»

Игра

«Верные друзья»

Рисование

«Мой верный друг»

IV

неделя

Май

Тема

Цель

Виды деятельности

Сроки

чтение

худ./лит.

игровая

практическая

1

2

3

4

5

6

«Хвались, там, что имеешь, а гордись тем, что умеешь».

Формировать у детей представление о гордости, чем отличается гордость от хвастовства, чем можно гордиться.

Стихотворение

«Чем я горжусь»

Игра

«Кто чем гордиться»

Аппликация

Горжусь тобой»

I

Неделя

«Фантазия».

Продолжать формировать положительный моральные качества у детей, объяснить, чем фантазия отличается от вранья, для чего людям нужна фантазия.

Рассказ

«Фантазёры»

Н. Носов.

Игра

«Мои фантазии»

Рисование

И

Аппликация

«Цветные человечки»

II

неделя

«Завистливый – по чужому счастью сохнет»».

Формировать негативное отношение к такому моральному качеству, как зависть.

Чтение стихотворения

«Завистливая Катя».

Игра

«Хорошо – плохо».

Заучивание

«Завитсь победить сумей…»

III

неделя

Развлечение

Быть хорошими хотим».

Закрепление знаний о моральных качествах людей, умение выражать эмоциональное отношение к сформировавшимся качествам и поступкам.

Любимые произведения

Коммуникативные игры.

Презентация альбома

«Правила доброты»

IV

неделя

Литература

Л. М. Гурович «Ребёнок и книга».  «Детство – Пресс», Санкт – Петербург», 2000 г.

Н.В. Дурова «Очень важный разговор»:Беседы – занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста./Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – М.:Мозаика-Синтез,2000.

А.А. Лопатина, М. В. Скребцова «Воспитание нравственных качеств у детей», «Книголюб», Москава. 2007 г.

   Т. Д. Пашкевич «Социально – эмоциональное развитие детей 3 – 7 лет: совместная деятельность, развивающие занятия / авт.-сост. Т. Д. Пашкевич. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2015.-123 с.

Журнал «Ребёнок в детском саду», 2010 г., № 3, 5.

А.А. Лопатина, М. В. Скребцова «Воспитание нравственных качкситв у детей», «Книголюб», Москва. 2007 г.

Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении», ТЦ «Сфера», Москва, 2008 г.

Т. А. Шорыгина «Добрые сказки». Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М.:ТЦ Сфера,2016. – 96 с. – (Сказки – подсказки).

  Т. А. Шорыгина «Общительные сказки»: Социально – нравственное воспитание. – М.: Книголюб, 2004 – 80 с. (Развивающие сказки для детей).

С. Г.Якобсон «Моральное воспитание в детском саду», Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вежливость - воспитывается вежливостью.

"Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели"Н.И. Пирогов...

Статья: "Вежливость воспитывается вежливостью".

 В детском саду мы воспитатели, особое внимание обращаем на воспитание вежливости, учим правилам р...

"Вежливость воспитывается вежливостью" Рекомендации для родителей

Именно с детского возраста закладываются первые ростки в воспитании вежливости. Недаром говориться: "Какого семя, таково и племя"....

«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей) Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна. Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14

«Вежливость воспитывается вежливостью»(рекомендации для родителей)Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна.Город Кропоткин  МАДОУ ЦРР детский сад №14...

«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей) Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна. Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14

«Вежливость воспитывается вежливостью»(рекомендации для родителей)Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна.Город Кропоткин  МАДОУ ЦРР детский сад №14...

Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»

Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обу­чение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. ...