Роль родителей в приобщении ребенка к чтению
консультация по художественной литературе

Ольга Николаевна Перевозникова

Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет жизни. Литературные произведения выступают перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируя художественный вкус. Основная задача: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Клюевская СОШ»

Дошкольные группы

               Консультация для педагогов

«Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»

                                                                                         

                                                                                     Воспитатель: Перевозникова О.Н.

                                                                    2016г.

   Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги – лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец.

  Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, которой мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Произведения художественной литературы являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

   Основной задачей является: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге.

В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие воспитательные задачи:

  1. Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников – читателей (зрителей), позитивными и негативными стереотипами.
  2. Расширить их представления о детской литературе.
  3.  Научить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей), привлечь их к взаимодействию с ДОУ.

  Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими (зрительскими) интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы. Затем можно прочитать лекцию «Возрастные особенности – дошкольника читателя», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения с ребенком.

     Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия  Бориса Заходера», «Грамматика фантазии Дж. Родари», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза?» и другие. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.

    Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников, просмотром телепередач. В дворянских семьях существовала семейная традиция вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто – нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое внимание о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтобы мотивировать родителей к семейному чтению, можно организовать в группе  «Вечер семейного чтения», на котором воспитатель, дети,  родители будут  читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого-то принято семейное чтение, будет полезно организовать обмен опытом. Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям так называемые «взрослые» книги.

    Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь ребенка. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах: «Книги не говорят, да правду сказывают», «С книгой поведешься – ума наберешься», «Хорошая книга – хороший друг».

    Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его  эмоции, дает ему прекрасные образца русского литературного языка.

   Игры с книжками

«Прятки с книжкой»

Покажите ребенку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где – нибудь в комнате. Он с удовольствием отправится на ее поиски, а когда найдет – наградой ему будет прочтение этой книги.

«Угадай, о чем книга»

Дайте ребенку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он еще не знает, и предложите угадать, о чем это произведение.

«Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребенку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведение.

«Закончи сказку»

Вы рассказываете ребенку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребенку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой).

«Прыг – и в другой сказке!»

 Предложите ребенку сочинить новую сказку про всем известного Колобка. Что еще могло с ним случиться? (Может, он чуть не утонул в реке, его спасла лиса?)

     Памятка для родителей:

- Наполните день ребенка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками;

- Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым  тихим часом (перед сном);

- Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.

Чтение перед сном.

   Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.

Читайте каждый день.

   Примерно с года (а при желании и раньше) можно читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать  яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

   Многим детям нравятся книжки – игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться. Книги прежде всего предназначены для чтения – это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг – игрушек к минимуму.

   Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15%, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Расширяем кругозор.

   Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребенку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

   Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

   Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

   Даже, когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.

Литература:

  1. Безрукова С.В. Я люблю читать.- Феникс, 2001.
  2.  Гурович Л.М., Береговая А.Б. и др. Ребенок и книга. Пособие Для воспитателей детского сада, - СПб.: Детство – Пресс, 2004.
  3. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком – дошкольником литературного произведения, (в кн.: Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986.
  4. Козловский Я.А. У буквы – невелички волшебные привычки.- М.: Дет. Лит., 1966
  5. Линкова И.Я. Час книги. – М.: Книга, 1988.
  6. Львов С.Л. Книга о книге. – М.: Просвещение, 1980.

                                                             

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»

«Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»                 Художественная литература сопровождает ребенка с пер...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»

Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"...

Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению". Старшая группа

Художественная  литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус....

Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ ?...

Памятка для родителей : "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению "

Памятка для родителей : "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению "...

Памятка для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"

Чем старше ребенок, тем много­граннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться рас­ширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентиро...

Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"

Цель - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение....