Роль родителей в приобщении ребенка к чтению
консультация по художественной литературе
Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет жизни. Литературные произведения выступают перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируя художественный вкус. Основная задача: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Клюевская СОШ»
Дошкольные группы
Консультация для педагогов
«Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»
Воспитатель: Перевозникова О.Н.
2016г.
Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги – лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец.
Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, которой мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Произведения художественной литературы являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Основной задачей является: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге.
В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие воспитательные задачи:
- Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников – читателей (зрителей), позитивными и негативными стереотипами.
- Расширить их представления о детской литературе.
- Научить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей), привлечь их к взаимодействию с ДОУ.
Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими (зрительскими) интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы. Затем можно прочитать лекцию «Возрастные особенности – дошкольника читателя», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения с ребенком.
Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Бориса Заходера», «Грамматика фантазии Дж. Родари», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза?» и другие. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.
Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников, просмотром телепередач. В дворянских семьях существовала семейная традиция вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто – нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое внимание о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтобы мотивировать родителей к семейному чтению, можно организовать в группе «Вечер семейного чтения», на котором воспитатель, дети, родители будут читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого-то принято семейное чтение, будет полезно организовать обмен опытом. Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям так называемые «взрослые» книги.
Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь ребенка. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах: «Книги не говорят, да правду сказывают», «С книгой поведешься – ума наберешься», «Хорошая книга – хороший друг».
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает ему прекрасные образца русского литературного языка.
Игры с книжками
«Прятки с книжкой»
Покажите ребенку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где – нибудь в комнате. Он с удовольствием отправится на ее поиски, а когда найдет – наградой ему будет прочтение этой книги.
«Угадай, о чем книга»
Дайте ребенку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он еще не знает, и предложите угадать, о чем это произведение.
«Маленькие художники»
После прочтения книги предложите ребенку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведение.
«Закончи сказку»
Вы рассказываете ребенку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребенку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой).
«Прыг – и в другой сказке!»
Предложите ребенку сочинить новую сказку про всем известного Колобка. Что еще могло с ним случиться? (Может, он чуть не утонул в реке, его спасла лиса?)
Памятка для родителей:
- Наполните день ребенка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками;
- Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом (перед сном);
- Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
Чтение перед сном.
Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
Читайте каждый день.
Примерно с года (а при желании и раньше) можно читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.
Многим детям нравятся книжки – игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться. Книги прежде всего предназначены для чтения – это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг – игрушек к минимуму.
Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15%, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.
Расширяем кругозор.
Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребенку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.
Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.
Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.
Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.
Даже, когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.
Литература:
- Безрукова С.В. Я люблю читать.- Феникс, 2001.
- Гурович Л.М., Береговая А.Б. и др. Ребенок и книга. Пособие Для воспитателей детского сада, - СПб.: Детство – Пресс, 2004.
- Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком – дошкольником литературного произведения, (в кн.: Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986.
- Козловский Я.А. У буквы – невелички волшебные привычки.- М.: Дет. Лит., 1966
- Линкова И.Я. Час книги. – М.: Книга, 1988.
- Львов С.Л. Книга о книге. – М.: Просвещение, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»
«Роль родителей в приобщении ребенка к чтению» Художественная литература сопровождает ребенка с пер...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»
Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"...
Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению". Старшая группа
Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус....
Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ ?...
Памятка для родителей : "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению "
Памятка для родителей : "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению "...
Памятка для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"
Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентиро...
Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"
Цель - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение....