Проект «Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР»
проект по художественной литературе (средняя группа)
Проект «Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР»
Паспорт проекта
Название проекта | «Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР» |
Руководитель проекта
| Учитель-дефектолог: Потапова Л.М. Воспитатели: Богапова Т.Г. Котельникова Е.Г. |
Консультанты | Старший воспитатель: Лобанова О.А. |
Состав и возраст проектной группы
| Дети разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. (от3 до 7 лет).
|
Срок реализации.
|
Долгосрочный.
|
Типология проекта |
Социальный
|
Направленность |
Коррекционная работа
|
0бразовательные программы, в рамках которых проводится проект
|
|
Образовательные области
|
|
Актуальность | Ознакомление с художественной литературой играет большую роль в коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Работа с книгой помогает в становлении личности ребенка, в модели его поведения. Художественная литература учит ребёнка отличать добрые поступки от плохих, учит детей быть добрее и справедливее. Художественные произведения для детей – это не только захватывающая история, но она ещё несет в себе педагогическое значение. Художественная литература – лучший друг педагога, т.к. используя художественную литературу, легко превратить занятие в игру. Используя героев различных художественных произведений в игровой форме мы развиваем интеллектуальные способности ребенка, речь, игровую деятельность, формируем навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, творческие способности, память, внимание, мышление, воображение. Однако для всего этого необходим базовый фундамент- интерес детей к книге, умение слушать, рассматривать и обращаться с ней, иметь представления о некоторых художественных произведениях и писателях. В начале учебного года был проведён диагностический опрос детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Опираясь на результаты данного опроса, мы сделали вывод, что у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР интерес к литературе, представления о различных произведениях и писателях находится на крайне низком уровне. Они не умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало художественных произведений, сказок, у большинства нет любимых книг и литературных героев. Следовательно, роль педагогов и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям. Поэтому педагогическим коллективом нашего ДОУ в составе:
было решено разработать долгосрочный проект на базе группы «Светлячок» компенсирующей направленности для детей с ЗПР, а так же их родителей по теме: «Художественная литература, как средство коррекции нарушений развития детей с ЗПР».
|
Цель проекта | Развивать интерес к художественной литературе, как средству развития социализации и коммуникации; способствовать раскрытию творческого потенциала детей; формировать важность совместного творчества педагогов, детей и их родителей.
|
Задачи: | Воспитательные:
Обучающие:
Развивающие:
Коррекционные задачи:
|
Этапы |
I этап-подготовительный II этап-основной III этап- итоговый
|
Характеристика деятельности участников | Воспитанники разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, учитель-дефектолог, воспитатели, родители.
|
Характеристика деятельности участников в рамках проекта
|
|
Рабочее планирование проекта
| 1 этап- подготовительный: Педагоги: Определяются с темой, вызывают интерес у детей к художественной литературе, составляют план проекта, знакомят родителей с проектом, собирают информацию, подбирают литературу, дополнительный материал.
Ведут работу: консультации и рекомендации для родителей, развивающие игры для детей, аудиосказки, фотографии из жизни детей в детском саду и другой материал, направленный на всестороннее развитие детей с ЗПР через художественную литературу как в ДОУ, так и в семье. Подбор материала для всестороннего развитиия детей с ЗПР через художественную литературу с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей (игры различной направлености, художественные произведения, музыкальные произведения, произведения искусства, иллюстративный материал, речевой материал, создание декораций для театрализованных игр по различным произведениям, раскраски, презентации; подбор консультаций и рекомендаций для родителей. Подборка фото, аудио и видеоматериала). Родители: 1.Анкетирование. 2.Знакомство с темой проекта.
2 этап- основной:
Педагоги:Работа группы: консультации и рекомендации для родителей, развивающие игры для детей, аудиосказки, фотографии из жизни детей в детском саду и другой материал, направленный на всестороннее развитие детей с ЗПР через сказку как в ДОУ, так и в семье. Подборка фото, аудио и видеоматериала.
Продолжить:
Родители: 1.Участие в совместной работе специалистов ДОУ и семьи направленной на своевременную помощь детям с ЗПР через сказку. 2. Использовать дома развивающий материал предлагаемый специалистами и следовать их советам и рекомендациям. 3. Участие в мероприятиях совместно с детьми предлагаемые педагогами ДОУ. 4. Изготовление декораций, костюмов.
3 этап- итоговый:
1.Театрализованно-музыкальная постановка по сказке: «Теремок». 2. Подборка материала о литературных героях (стихи, песни, загадки, презентации, аудиозаписи, фильмотека) 3. Подборка иллюстративного материала художников детской книги. 4. Картотека материала на развитие графо-моторных навыков по художественным произведениям. 5. Картотека логических игр и упражнений на основе художественных произведений. 6. Картотека речевых игр и упражнений на основе художественных произведений. 7. Подборка игровых занятий и упражнений с элементами психогимнастики на основе художественных произведений.
|
Необходимое оборудование
|
Художественные произведения, природный и бросовый материал, наглядно-методические пособия.
|
Презентация итогов проекта
|
|
Предполагаемые итоговые продукты проекта (портфолио проекта)
|
|
Ожидаемые результаты по областям интеграции.
- Социально-коммуникативное развитие:активизировать систему работы с родителями по формированию и развитиюу детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР интереса к книге и различным литературным произведениям; повышение уровня навыков взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Познавательное развитие:сформироватьумение слушать различные произведения, концентрировать внимание, развить его произвольность, анализировать, устанавливать закономерности, определять последовательность событий, сравнивать, выделять героев различных произведений, характеризовать их и оценивать их поступки.
- Речевое развитие:развить все стороны речи: расширить и активизировать словарь, развить диалогическую и монологическую речь, уметь отвечать на вопросы, формировать практические навыки выразительного чтения, рассказывания через сказку.
- Художественно-эстетическое развитие:развить практические навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования через сказку; достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях;
- Физическое развитие:повышение эмоционального, психологического, физического развития.
Ход проекта
Этап работы над проектом | Продолжительность | Место работы обучающихся | Содержание работы обучающихся | Выход этапа |
Организационно-подготовительный
|
1 месяц
|
Очная |
|
Составление плана проектной деятельности по теме: «Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР»
|
Основной
|
7 месяцев | Очная, дистанционная. |
|
|
Заключительный
|
1 месяц
|
Очная, дистанционная. |
|
|
Содержание проекта
- Организационно-подготовительный этап:
- Выявить уровень знаний детей о различных художественных произведениях и писателях. Уточнить умеют ли дети слушать, рассматривать книги, а так же обращаться с ними. Соответствует ли количество и уровень знакомых художественных произведений возрастной норме.
- Изучить на сколько готовы родители к активному сотрудничеству.
- Составление плана проектной деятельности.
- Подбор материала для всестороннего развития детей с ЗПР через художественную литературу с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей (игры различной направленности, художественные произведения, музыкальные произведения, произведения искусства, иллюстративный материал, речевой материал, создание декораций для театрализованных игр по различным произведениям, раскраски, презентации; подбор консультаций и рекомендаций для родителей. Подборка фото, аудио и видеоматериала).
Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности:
Опираясь на результаты данного беседы-опроса детей по ознакомлению с художественной литературой, можно сделать вывод, что у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР интерес к художественной литературе не сформирован, представления о различных произведениях и писателях находится на крайне низком уровне. Они не умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало сказок, у большинства нет любимых книг и литературных героев. Следовательно, роль педагогов и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям.
Так же опираясь на анкетирование родителей воспитанников (см. опросники учителя-дефектолога и воспитателей), хочется отметить, что родители недостаточно уделяют внимание книги и не до конца понимают её значение в развитие ребёнка.
Поэтому педагогическим коллективом нашей группы в составе:
- Учитель-дефектолог
- Воспитатели
было решено разработать и начать долгосрочный проект на базе коррекционной группы «Светлячок» для детей с ЗПР по теме: «Использование художественной литературы, как средства коррекции нарушений развития детей с ЗПР».
- Основной
Сроки реализации |
Содержание деятельности | Взаимодействие Специалистов |
Родители |
Сентябрь 2019 г.
| Определиться с темой проекта. Опрос-беседа с детьми по теме проекта. На родительском собрании познакомить родителей с проектом. Сбор информации, подбор литературы и дополнительного материала. Составление плана проектной деятельности | Учитель-дефектолог:
Воспитатели:
| -Беседы родителей с детьми на тему прочитанных произведений по рекомендациям педагогов. -Создание домашней библиотеки.
|
Октябрь 2019 г.
|
Викторина: «По дорожкам любимых сказок» Чтение художественных произведений. Беседы по содержанию сказок, обсуждение поступков сказочных героев. Творческие работы по прочитанным произведениям, игры различной направленности по сюжетам прочитанных произведений.
|
Учитель-дефектолог:
Воспитатели:
|
-Беседы родителей с детьми на тему прочитанных произведений по рекомендациям педагогов. -Создание домашней библиотеки. -Консультация «Сказка: что она дает детям?» |
Ноябрь 2019 г. . | «Сказка в гости к нам пришла». Выставка творческих работ по русским народным сказкам.
| Учитель-дефектолог:
Воспитатели:
| - Беседы родителей с детьми на тему прочитанных произведений по рекомендациям педагогов. -Акция «Книги детям» -Создание домашней библиотеки. -Участие родителей в выставке рисунков по русским народным сказкам
|
Декабрь 2019г.
| «Сказочная игротека». Развивающие игры различной направленности по сюжетам сказок.
| Учитель-дефектолог:
Воспитатели:
| - Консультация для родителей «Игры по сюжетам русских народных сказок» -Создание домашней библиотеки. -Изготовление сказочных персонажей (из бумаги, пластилина, природного материала). |
Январь 2020г.
|
«В гостях у любимых сказок». Развлечение драматизация сказки «Теремок» |
Учитель-дефектолог:
Воспитатели:
| -Создание домашней библиотеки. -Рассматривание -Анкетирование «Сказкотерапия, как средство развития эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста» |
Февраль 2020г.
|
«Мой любимый сказочный герой». Оформление тематического альбома.
|
Учитель-дефектолог:
Воспитатели:
|
- Акция «Книги детям» -Создание домашней библиотеки. -Создание книг-самоделок совместно с детьми -Творческие работы детей совместно с родителями «Мой любимый сказочный герой»
|
Март 2020г.
| «Я-артист». (Использование различных видов театрализованной деятельности ) Разыгрывание сказки «Три поросенка» с использованием настольного театра. | Учитель-дефектолог:
Воспитатели:
| -Участие в фотовыставки «Я – артист» -Акция «Книги детям» -Создание домашней библиотеки. -Создание книг-самоделок совместно с детьми -Изготовление костюмов, декораций, различных атрибутов.
|
Апрель 2020г.
|
Презентация: «В гостях у сказки» Развитие художественно – эстетических способностей у детей (раскрашивание сказочных героев с использованием раскрасок) |
Учитель-дефектолог:
Воспитатели:
|
- Участие в фотовыставки «Сказочный герой» -Акция «Моя любимая книга» -Создание домашней библиотеки.
|
3. Заключительный этап Май 2020г.
- Презентация по проекту
- Оформление итогового фотоотчета по проекту « Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР»
Список литературных источников
- Васькова О.Ф., Политыкина А.А. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- Сертакова Н.М. «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста: Метод.пособие для педагогов и психологов ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- Рыжова Л.В. «Методика работы со сказкой» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- Куликовская Т.А. «Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- Шорохова О.А. «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия» - М.: ТЦ Сфера
- Гончарова В.А., Колосова Т.А. «Моторные сказки для самых маленьких: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО
- Новиковская О.А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. – СПб.:Паритет
- Сказки. Игры. Загадки. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» - (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
- Поиграем в сказку. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» - (Серия «Программа развития и обучениядошкольника»)
- Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. «Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС
- Нищева Н.В. «Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитии речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Уч.-методическое пособие-конспект» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС
- Османова Г.А. «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы». – СПб.: КАРО
- Методическое пособие «Расскажи стихи руками» (по мотивам английского фольклора) – М.: Издательство А/О «СОВЕР»
- Никитина А.В. «Покажи стихи руками». – СПб.: КАРО
- ГейченкоИ.Л., Исавнина О.Г. «Пословицы и поговорки – детям дошкольного возраста» -СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. «Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие» - СПб.: КАРО
- АртёмоваЛ.В. «Театрализованные игры дошкольников» - М.: Просвещение
- Шиян О.А. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
- Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
- Сертакова Н.М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников» СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- Шорыгана Т.А. «Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях» - М.: ТЦ Сфера
- Галанов А.С. «Серия сказок с развивающими заданиями и играми» - М.: АРКТИ
- Екжакова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» - М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ»
- Карслиева И.В. «Комплексная коррекционная работа по подготовке дошкольнков с ЗПР к обучению грамоте» - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС
- Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты» - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС
- Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС
- Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалёва Л.Ю. « Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» - СПб.: КАРО
- Екжакова Е.А. «Методика исследования готовности детей к школьному обучению» - СПб.: КАРО
- Шалаева Г.П. «Большая книга логических игр» - М.: АСТ: СЛОВО
- Петухова С.А. «Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет» - СПб.: КАРО
- Кузнецова Л.Н., Новикова Е.Н. «Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков» - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет» - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС
- Серия развивающих раскрасок: «Лабиринты», «Что спрятано на картинке», «Найди отличия и совпадения», «Умные картинки», «Загадочные картинки» - М.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА»
- Нищева Н.В. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа» - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П., Журавлева Н.Н., Чернышова И.Н. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем» -М.: Центр педагогического образования
- Карпова С.И., Мамаева В.В. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» - СПб.: Речь; М.: Сфера
- Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика» - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика» - СПб.: Издательский Дом «Литера»
- Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи» - СПб.: Издательский Дом «Литера»
- Левчук Е.А. «Грамматика в сказках и историях» - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- Ушакова О.С. «Придумай слово» - М.: ТЦ Сфера
- Курицына Э.М., Тараева Л.А. «Игры на развитие речи» - М.: «РОСМЭН-ПРЕСС»
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь» - СПб.: КАРО
- ВоробьеваТ.А. «85 уроков для обучения письму» - СПб.: Издательский Дом «Литера»
- Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно» - СПб.: Издательский Дом «Литера»
- Крупенчук О.И. «Учим буквы» - СПб.: Издательский Дом «Литера»
- Крупенчук О.И. «Научите меня читать» - СПб.: Издательский Дом «Литера»
- ЖевнероваВ.Л., Баряева Л.Б., Галлямова Ю.С. «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» - СПб.: ХОКА
- Маниченко А.А. Сборники персонализированных сказок:»Как воспитать ребёнка ДОБРЫМ», «Как воспитать ребёнка СИЛЬНЫМ» - Челябинск: ООО « Бэби Эксперт»
- Синицына Е.И. «Умные сказки» Серия «Через игру – к совершенству» - М.: «Лист»
- «Психолог в детском саду» Ежеквартальный научно-практический журнал – М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки»
- Алябьева Е.А. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» - М.: ТЦ Сфера
- Шорыгина Т.А. «Общительные сказки» - М.: Книголюб
- СеменакаС.И. «Уроки добра» - М.: АРКТИ
- Сметанкин А.А. «Здоровье на 5+» - СПб.: ЗАО «Биосвязь»
- Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях» - М.: Айрис-пресс
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат» - М.: ТЦ Сфера
- Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
- Новиковская О.А. «Веселые пальчиковые игры» - М.: АСТ; СПб.: Сова
- Крупенчук О.И. Сборник «Тренируем пальчики – развиваем речь» -СПб.: Издательский Дом «Литера»
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - СПб.: КАРО
- Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» - СПб.: КАРО
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография» -М.: Издательство «Скрипторий 2003»
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности(ВИР на курсы ХРИПк и ПРО)
АктуальностьОтечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средства...
«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».
Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....
Подвижные игры как средство про¬филактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе фи¬зического воспитания.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие Игровая деятельность для дошко...
Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.
Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.В сообщении даны рекомендации по использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими наруш...
Статья "Театрализованная деятельность, как средство коррекции нарушений у детей с расстройством аутистического спектра", в журнале "Педагогическая позиция" № 34; Статья в Методическом вестнике ДАЙДЖЕСТ-Сопровождение "особого ребенка" в СРП, 2017г.
Зная особенности детей в группе и изучив возможности настольной театральной деятельности, я решила использовать ее на своих занятиях. Это оказалось одним из самых эффективных способов воздействия на д...
Проект «Художественная литература как средство становления нравственной личности детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Художественная литература для детей старшего дошкольного возраста»....
Консультация для педагогов «Театральная деятельность как средство коррекции нарушений речи детей»
Театральная деятельность - это самый яркий, интересный, активный вид детского творчества....