"Детям о А.С. Пушкине" (рассказ педагога)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кувикова Анна Владимировна

Знакомство детей с детством поэта, формировать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detyam_o_detstve_a.s._pushkina.docx744.09 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТЯМ – О ДЕТСТВЕ А.С. ПУШКИНА

26 мая 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы у майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр.

На самом раннем портрете Пушкин изображен совсем маленьким ребенком двух-трех лет. С первого взгляда он кажется непохожим на известные портреты взрослого Пушкина. Но если приглядеться внимательно, можно заметить знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся рыжеватые волосы (позднее они потемнеют), большие голубые глаза. http://900igr.net/datai/literatura/Pushkin-poet/0005-006-Detstvo-poeta-1799-1811.jpg

Из рассказов бабушки: «Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались».

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии «нрава пылкого и до крайности раздражительного».https://www.metod-kopilka.ru/images/doc/50/44961/img5.jpghttps://cf.ppt-online.org/files/slide/c/CDjGJvncdeHQZsOAxFh7LgU2zumlVot6KqEIMy/slide-3.jpg

Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, да так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал ее и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его детская некрасивость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная ей сложность.

Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостающие ему материнскую любовь и ласку.

Няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от «господ», вынянчившая их детей, а потом и внуков. К Арине Родионовне поэт испытывал истинное родственное чувство, любил и уважал ее, заботился о ее здоровье, называл ее «мамой». Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Позднее со слов няни поэт записал семь сказок и несколько песен, Няне он посвятил стихотворение «Зимний вечер»https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0353/00051fea-76193285/img6.jpg

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего веретена.

Бабушка Александра - Мария Алексеевна Ганнибал. Она по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованного: говорила и писала прекрасным русским языком». Это она и няня спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с добрыми волшебниками и злыми колдуньями-с прекрасным миром поэтического народного вымысла.https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/10f9/00036c58-0e269610/hello_html_m13b05c6f.jpg

Ты, детскую качала колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Сильно занимали Александра рассказы о его предках. В семье часто говорили о Ганнибалах, о привезенном из далекой Африки маленьком Ибрагиме, крестнике и любимце великого Петра, о его удивительной жизни и необыкновенных приключениях.

Не менее интересными оказались и Пушкины - в их древнем роду были известные в истории бояре, воеводы, храбрые воины. А буйностью и неукротимостью характеров они могли поспорить с Ганнибалами: о тех и о других рассказывали ужасные истории. Интерес к предкам неизмеримыми нитями соединившим его с прошлым своей страны и народа Пушкин сохранит на всю жизнь.

Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметики, истории и др. Но главным источником знаний уже и в эти детские годы была книга. Читал Александр много и жадно.http://bigslide.ru/images/45/44534/960/img2.jpg

У Сергея Львовича бывали виднейшие писатели и поэты: Н.М. Карамзин, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский; вечера проходили в увлекательных разговорах и шумных спорах. Дядя Пушкина, поэт Василий Львович читал свои стихи и басни. Мальчик забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых. Он рано начал пробовать свои силы: «На восьмом году возраста, - вспоминал позднее брат Лев Сергеевич, - он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей». В девять лет писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом.

«Пушкин был родовой москвич, - писал П.А. Вяземский. - Нет сомнения, что первым зародышем дарования своего обязан он был окружающей его атмосфере, благоприятно, проникнутой тогдашней московской жизнию». Москва начала прошлого века была пестрым и шумным городом, где причудливые боярские хоромы, великолепные дворцы знати соседствовали с покосившимися лачугами, а рядом с роскошными садами и цветниками располагались совершенно деревенские огороды. Зимой из своих поместий приезжало в Москву все окрестное дворянство, чуть не в каждом доме гремела музыка, давались балы.

Первые «впечатления бытия» связаны у Пушкина о Московии прежде всего с Кремлем и Красной площадью, этими памятниками старины, овеянными историческими легендами и сказаниями. Московский быт, яркое, запоминающиеся просторечие московской шпаны, картины народной жизни, диковинные чудачества богачей, то ездивших в санях по летней мостовой, то строивших себе китайские дома с драконами, питали живое воображение юного Александра. Таким видел свой город Пушкин, будучи мальчиком, таким любил и вспоминал юношей: «…краса Москвы стоглавой, родимой прелесть стороны».http://images.myshared.ru/4/311574/slide_2.jpg

Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский Лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди Василия Львовича Пушкин отправился в Петербург. Он впервые покидал Москву.

Детство кончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ". Педагог Шкилева Елена Валерьевна

Чтобы правильно организовать образовательную деятельность необходимо заинтересовать дошкольников, мотивировать их на совместную деятельность......

МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. 3. Апробировать с педагогами несколько игр и упраж

учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категорииПавлова О. В.МАСТЕР-КЛАСС  «Гениальность на кончиках пальцев»Цель:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольн...

Консультация для педагогов на тему:" Дети с СДВГ и коррекционная работа педагогов".

             Вопросы психолого - педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в настоящее время приобрели сущест...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

laquo;Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов  В педагогической работе учитывая возрастные особенности детей 3 -7 года жизни (их естественную...