Планирование свободной деятельности по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы.
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа)

Золотарёва Наталья Викторовна

 Публикация ориентирована на детей подготовительной группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС. Данный материал дается в помощь педагогам по планированию художественной литературы в свободное время на 2 квартал ( с декабря по февраль). Он содержит в себе произведения русских и зарубежных писателей, сказки русского народа и народов других стран, а также стихи и произведения малых фольклорных форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud.literatura.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование  свободной деятельности

по ознакомлению с художественной литературой  для детей подготовительной группы

ДЕКАБРЬ I НЕДЕЛЯ

Понедельник:

    Чтение песенки (потешки): «Зима пришла…» Цель: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; запоминать короткие песенки и потешки.

Вторник:

   Закрепление стихов  А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». Цель: помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

   Чтение О.Пройслер «Маленькая Баба-Яга»,пер. с нем. Ю.Коринца. Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев.

Среда:

   Чтение о природе С.Маршак «Тает месяц молодой». Цель: учить внимательно и заинтересованно вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Чтение по выбору детей. Цель: продолжать знакомить с книгами, прививать интерес к чтению; обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

Четверг:

   Чтение заклички: «Коляда! Коляда! А бывает коляда…»  Цель: учить внимательно и заинтересованно слушать заклички, и запоминать их.

 Чтение рассказа М.Пришвин «Курица на столбах». Цель: закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; понимать главную мысль данного произведения

   Пятница:

Чтение по выбору детей. Цель: воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.

ДЕКАБРЬ  II НЕДЕЛЯ

Понедельник:

    Чтение песенки (потешки): «Коляда, коляда, ты подай пирога…». Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами; развивать выразительность речи, мимики, памяти.

Вторник:

   Закрепление стихов, считалок: «Дед хотел уху сварить…». Цель: помогать выразительно, с естественными интонациями читать потешку; формировать интерес к народному творчеству.

   Чтение р.н.с. «Как лисичка бычка обидела», обр. В.Глоцера и Г.Снегирева. Цель: закреплять умение понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.

Среда:

   Чтение стихотворения А.Фет «Что за вечер…»,( в сокр.). Цель: учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Чтение по выбору детей. Цель: продолжать знакомить с книгами, прививать интерес к чтению; обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

Четверг:

   Чтение М.Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В.Берестова. Цель: совершенствовать умение детей применять считалку для выбора водящего; создать у детей радостное настроение.

  Чтение рассказа К.Драгунская «Лекарство от послушности». Цель: закрепить умение понимать тему и содержание рассказа; развивать интерес к информации, которую несет текст.

Пятница:

Чтение по выбору детей. Цель: продолжать знакомить с книгами, прививать интерес к чтению.

ДЕКАБРЬ  III НЕДЕЛЯ

Понедельник:

    Чтение песенки (потешки): «Как пошла коляда…» Цель: закреплять знания о жанровых особенностях песенок и потешек; развивать выразительность речи, память, артистизм.

Вторник:

   Чтение стихов, считалок: Д.Хармс «Веселый старичок».  Цель: продолжать знакомство с творчеством поэта; помогать выразительно с естественными интонациями читать стихи, развивать у детей чувство юмора.

   Чтение «Серебрянное копытце» П.Бажов. Цель: учить понимать эмоционально – образное содержание сказки, ее идею; развивать образность речи.

Среда:

   Чтение о природе И.Суриков «Зима.» Цель: формировать умение понимать содержание стихотворения; закреплять умение использовать средства интонационной выразительности.

Чтение стихов о домашних животных. Цель: воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.

Четверг:

   Чтение потешек «Каждый свое получил» эстон., обр. М.Булатова. Цель: учить внимательно и заинтересованно слушать потешки и запоминать их.

   Чтение стихотворения Д.Хармс  «Иван Торопыжкин». Цель: закреплять знания об особенностях стихотворения, его композиции, отличии от других литературных жанров, закрепить понятие «рифма».

Пятница:

   Чтение по выбору детей р.н.сказки. Цель: обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации; выяснять симпатии и предпочтения детей.

ДЕКАБРЬ  IV НЕДЕЛЯ

Понедельник:

    Чтение песенки (потешки): «Мы пошли по ельнику» пер.со швед. И.Токмаковой. Цель: продолжать прививать интерес детей к творчеству других народов; побуждать к чтению потешки наизусть по выбору.

Вторник:

   Закрепление С.Маршак «Тает месяц молодой». Цель: повторить с детьми любимые стихотворения.

   Чтение литературной сказки Г.Х.Андерсон «Гадкий утенок», пер.с дат. А.Ганзен. Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев.

Среда:

   Чтение о природе С.Маршак «Пудель». Цель: учить внимательно и заинтересованно вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Чтение по выбору детей. Цель: продолжать знакомить с книгами, прививать интерес к чтению.

Четверг:

   Чтение скороговорки: «Шла Саша…»  Цель: закрепить текст скороговорки; произносить с разной интонацией и разной силой голоса.

   Чтение М.Исаковский «Поезжай за моря – океаны…»  Цель: знакомство с творчеством писателя; воспитывать чувства патриотизма к своей Родине.

Пятница:

Чтение по выбору детей. Цель: продолжать знакомить с книгами, прививать интерес к чтению; обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

ЯНВАРЬ II НЕДЕЛЯ

Понедельник:

    Чтение песенки (потешки): «Федул, что губы надул?...»  Цель: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; запоминать короткие песенки и потешки.

Вторник:

   Закрепление стихов  С.Есенин «Береза». Цель: помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

   Чтение рассказа А.Раскин «Как папа укрощал собачку». Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие содержания рассказа, учить понимать и оценивать характер и поступки героев.

Среда:

   Чтение о природе А.Пушкин  «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин». Цель: учить внимательно и заинтересованно вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

   Чтение по выбору детей. Цель: воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.

Четверг:

   Чтение р.н.ск. «Снегурочка». Цель: продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в драматизациях (мимикой, жестом передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

  Чтение А.Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль». Цель: закреплять знания об особенностях художественного произведения, его композиции, отличии от других литературных жанров; понимать главную мысль данного произведения

   Пятница:

   Чтение стихов о домашних животных. Цель: воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.

ЯНВАРЬ  III НЕДЕЛЯ

Понедельник:

    Чтение песенки (потешки): «Как пошла коляда…»  Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами; развивать выразительность речи, мимики, памяти.

Вторник:

   Закрепление стихов  С.Маршак «Тает месяц молодой». Цель: помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихотворение; формировать интерес к русской природе.

   Чтение «Голубая птица» турк. н. ск. Обр. А.Александровой и М. Туберовского. Цель: закреплять умение понимать образное содержание и идею сказки, замечать интересные слова и выражения в тексте.

Среда:

   Чтение о природе А.Фет «Кот поет, глаза прищурил…». Цель: учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворение; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Чтение по выбору детей. Цель: обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации; выяснять симпатии и предпочтения детей.

Четверг:

   Чтение считалки «Лиса по лесу ходила… ». Цель: совершенствовать умение детей применять считалку для выбора водящего; создать у детей радостное настроение.

  Чтение рассказа Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилась». Цель: закрепить умение понимать тему и содержание рассказа; развивать интерес к информации, которую несет текст.

Пятница:

Чтение по выбору детей рассказов Л. Н.Толстого. Цель: продолжать знакомить с книгами, прививать интерес к чтению.

ЯНВАРЬ  IV НЕДЕЛЯ

Понедельник:

    Чтение стихотворения Б.Брехт «Зимний разговор чере форточку» пер. с нем. К.Орешина. Цель: закреплять знания о жанровых особенностях стихотворения; развивать выразительность речи, память, артистизм.

Вторник:

   Закрепление стихов  С.Маршак «Тает месяц молодой».  Цель: продолжать знакомство с творчеством поэта; помогать выразительно с естественными интонациями читать стихи.

   Чтение литературной сказки Б.Поттер «Сказка про Джемайму и Нырнивлужу» пер.с англ. И.Токмаковой.  Цель: учить понимать эмоционально – образное содержание сказки, ее идею; развивать образность речи.

Среда:

   Чтение о природе Н.Рубцов «Про зайца».  Цель: формировать умение понимать содержание стихотворения; закреплять умение использовать средства интонационной выразительности.

Чтение по выбору детей. Цель: продолжать знакомить с книгами, прививать интерес к чтению.

Четверг:

   Чтение считалки: «Раз, два, три, четыре, пять…». Цель: учить внимательно и заинтересованно слушать считалки, и запоминать их.

   Чтение А.Пушкин «Сказка о цере Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»  Цель: познакомить детей с творчеством поэта А.Пушкина, закреплять знания об особенностях стихотворной сказки, её композиции, отличии от других литературных жанров.

Пятница:

   Чтение энциклопедий по выбору детей . Цель: обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации; выяснять симпатии и предпочтения детей.

ФЕВРАЛЬ  I НЕДЕЛЯ

Понедельник:

    Чтение песенки (потешки): «По дубочку постучишь – прилетает синий чиж» Цель: продолжать прививать интерес детей к творчеству других народов; побуждать к чтению потешки наизусть по выбору.

Вторник:

   Закрепление Н.Рубцов «Про зайца».  Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

   Чтение литературной сказки Д.Самойлов «У Слоненка день рождения» (отрывки).  Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев.

Среда:

   Чтение о природе В.Берестов «Дракон» . Цель: учить внимательно и заинтересованно вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

 Чтение по выбору детей. Цель: продолжать знакомить с книгами, прививать интерес к чтению; обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

Четверг:

   Чтение  Б.Заходера «Приятная встреча..» Цель: закрепить текст стихотворения; произносить с разной интонацией и разной силой голоса.

   Чтение рссказа К.Ушинский «Слепая лошадь»  Цель: продолжать знакомство с творчеством писателя; воспитывать чувства милосердия к животным, ответственность и справедливость.

Пятница:

Чтение произведений Б.Житкова.. Цель: продолжать знакомить с книгами, прививать интерес к чтению; обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

ФЕВРАЛЬ II НЕДЕЛЯ

Понедельник:

    Чтение песенки (потешки): «Как на Масленой неделе…».  Цель: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; запоминать короткие песенки и потешки.

Вторник:

   Закрепление стихов И.Сурикова «Детство» . Цель: помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

   Чтение литературной сказки Г.Х Андерсен «Дюймовочка» пер.с дат. А.Ганзен. Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев.

Среда:

   Чтение о природе «Желтый аист», кит.пер. Ф.Ярлина. Цель: учить внимательно и заинтересованно слушать сказку других народов.; отвечать на вопросы по тексту.

    Чтение по выбору детей. Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе, помогать  детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Четверг:

Чтение стихотворения М.Валек «Мудрецы» пер.со словац. Р.Сефа. . Цель: учить внимательно и заинтересованно вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

 Чтение Д.Чиарди «О том, у кого три глаза» пер. с англ. Р.Сефа. Цель: закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; понимать главную мысль данного произведения

   Пятница:

Чтение стихов С.Михалкова. Цель: воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.

ФЕВРАЛЬ  III НЕДЕЛЯ

Понедельник:

    Чтение песенки (потешки): «Масленица, Масленица!»  Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами; развивать выразительность речи, мимики, памяти.

Вторник:

   Закрепление отрывка стихотворения А.Барто «Есть такие мальчики».  Цель: помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихотворение по ролям; формировать интерес к художественной литературе.

   Чтение былины «Добрыня и Змей» переск. Н.Колпаковой. Цель: закреплять умение понимать образное содержание и идею былины, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.

Среда:

   Чтение о природе С.Черный «Волк». Цель: учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворение; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

   Чтение по выбору детей. Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе, помогать  детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Четверг:

   Чтение «Докучные сказки». Цель: знакомить детей с разными видами сказок. Учить понимать их смысл; создать у детей радостное настроение.

  Чтение сказки «Мальчик с пальчик», из сказок Ш.Перро, пер.с франц. Б.Дехтерева.. Цель: закрепить умение понимать тему и содержание сказки; развивать интерес к информации, которую несет текст.

Пятница:

Чтение по выбору детей А.Барто. Цель: продолжать знакомить с книгами, прививать интерес к чтению.

ФЕВРАЛЬ  IV НЕДЕЛЯ

Понедельник:

    Чтение песенки (потешки): «Федул, что губы надул?...».  Цель: закреплять знания о жанровых особенностях песенок и потешек; развивать выразительность речи, память, артистизм.

Вторник:

    Закрепление стихов И.Сурикова «Детство» . Цель: помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

   Чтение литературной сказки А.Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» пер. со шведск. Е Соловьевой. Цель: закреплять знания об особенностях сказки, ее композиции, отличии от других литературных жанров.

Среда:

   Чтение стихотворения Г.Виеру «Мамин день», пер. молд. Я.Акимов.  Цель: формировать умение понимать содержание стихотворения; закреплять умение использовать средства интонационной выразительности.

  Чтение по выбору детей. Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе, помогать  детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Четверг:

   Чтение пословиц о смелости:   Цель: учить внимательно и заинтересованно слушать пословицы, понимать их идею,  запоминать их и впоследствии использовать их в режимных моментах.

    Чтение рассказа К.Аксаков «Лизочек». Цель: познакомить с новым произведением писателя; закрепить умение понимать тему и содержание рассказа; развивать интерес к информации, которую несет текст.

    Пятница:

   Чтение по выбору детей р.н.сказки. Цель: обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации; выяснять симпатии и предпочтения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе дети с ЗПР .

Познакомить детей с произведением Е. Пермяка «Самое страшное»; учить давать характеристику герою; обогащать речь....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей подготовительной к школе группы в МДОУ №162 г. Саратова воспитателя Перетрухиной Е.А. Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разб

Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.  Знакомство детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со ...

Презентация "Ознакомление с художественной литературой детей подготовительной к школе группы. Заучивание отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый», с элементами творчества".

Уже давно не секрет, что малыши с раннего возраста слушанию сказок предпочитают просмотр мультфильмов или игру с телефоном родителей. В итоге — дети не могут воспринимать окружающий мир в действ...