Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день (средняя группа)
картотека по художественной литературе (средняя группа)
Вызвать интерес к художественной литературе, развивать речь, память, слуховое восприятие,вызвать интерес к поэтическим произведениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_srednyaya_gruppa.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование в средней группе «Чтение художественной литературы»
Цель: Программное содержание Материал, оборудование, Совместная деятельность
31 августа по 7 сентября Тема: «Чтение стихотворения С. Маршака «Первый день календаря»».
Цель: Вызвать интерес к художественной литературе.
- Развивать память, речь, слуховое восприятие, вызвать интерес к поэтическим произведениям
- Активизировать словарь по данной теме Книга С. Маршака, иллюстрации посвященные началу учебного года. - загадки
- физкультминутка
- заучивание отрывка из стихотворения
-чистоговорки, скороговорки
8-14 сентября Тема: «Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад»».
Цель: Учить передавать интонационную сторону речи.
- Вызвать у детей интерес к художественному слову
- Развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи
- Формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.
Стихотворение И. Бунина «Листопад». Иллюстрации. - Д. Игра «Назови признаки» (знакомых деревьев).
-Д. Игра «Назови действия» (знакомых деревьев).
-Загадки.
15 сентября-21 сентября Тема: Чтение рассказа И. Иваненко «Спокойной ночи»
Цель: Поддерживать интерес к художественной литературе.
Н. В. Елкина стр. 173 - Дать представление о том, как насекомые готовятся к приходу осени.
-Учить внимательно, слушать произведений.
- Учить детей понимать смысл произведения.
-Учить отвечать на вопросы.
Рассказ И. Иваненко «Спокойной ночи». Иллюстрации с изображением насекомых. -Загадки
-Д. Игра «Опиши, я отгадаю»
- Д. Игра «Четвертый лишний»
22-28 сентября Тема: Заучивание стихотворения А. Плещеев «Скучная картина». Повторение стихотворения об осени.
Цель: Учить передавать свое отношение к содержанию стихотворения - Вызвать у детей интерес к художественному слову
- Развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи
- Формировать навыки выразительного исполнения стихотворения Иллюстрация осенних пейзажей, стихотворение
А. Плещеев «Скучная картина». - совместное заучивание стихотворения
- рассматривание иллюстраций разных периодов осени.
- физкультминутка «Осенние листочки».
29 сентября-5 октября Тема: Чтение стихотворения М. Лермонтова «Край любимый».
Цель: Учить эмоционально, воспринимать поэтическое произведение.
- Развивать память
-Развивать интонационную сторону речи
- Развивать интерес к художественному слову
- Учить детей выразительно рассказывать стихотворение. Сборник стихов М. Лермонтова о России. Иллюстрации родной страны. - заучивать стихотворение о России.
-физкультминутка
6-12 октября Тема: Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Родина»
Цель: формировать у детей представления о происхождении слова Родина, его смысле, познакомить с текстом гимна Российской Федерации.
Формировать у детей представления о происхождении слова Родина, его смысле, создавать условия для личностно-значимых ассоциаций, связанных с родным краем; выучить наизусть стихотворение о Родине, познакомить с текстом гимна РФ.
Грамзапись гимна РФ, стихи о Родине В. Ф. Бокова, С. Дрожжина, А. Прокофьева, текст гимна России.
-Беседы о Родине.
-Чтение рассказов о родной стране.
-Рассматривание иллюстраций.
13-20 октября Тема: Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими писателями. Ушакова стр. 212
- Воспитывать гордость за нашу страну.
- Учить слушать литературные произведения
Сказка А. С. Пушкина «Золотая рыбка», иллюстрации к сказке. - Беседа.
-Обсуждение сказки.
21-26 октября Тема: Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»
Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества.
- Вызвать интерес к художественному слову
- Развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи
- Формировать навыки выразительного исполнения стихов Иллюстрации.
Стихотворение З. Александровой «Родина». -физкультминутка
-заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»
- рассматривание иллюстраций
27 октября-2 ноября Тема: Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Цель: Вызывать интерес детей к художественной литературе.
Ушакова стр. 94
- Дать детям представление о рассказе, как литературном жанре.
- Закрепить понимание его специфики
-Учить пересказывать от третьего лица.
- Совершенствовать у детей умение регулировать темп речи и силу голоса. Рассказ М. Пришвина «Золотой луг». Иллюстрации к рассказу. -Обсуждение рассказа.
3-9 ноября Тема: Рассказывание русской- народной сказки «Сивка- Бурка»
Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.
Ушакова стр. 184 - Закрепить знания о жанровых особенностях сказки
-Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки.
-Умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Иллюстрации к сказке «Сивка-бурка» и к другим русским – народным сказкам. - Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Беседа по сказке
- Физкультминутка
10-16 ноября Тема:Чтение «Сказки про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка
Цель: Формировать у детей ценностное восприятия художественного текста в единстве содержания и художественной формы.
Ушакова стр. 201 - Закреплять знания об особенностях разных литературных жанрах; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов
- Воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Иллюстрацйии к сказке «Сказки про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»Д. Мамина-Сибиряка
- Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Беседа по сказке
- Физкультминутка
17-23 ноября Тема:Чтение стихотворения К. Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени
Цель:Учить детей составлять рассказ с использованием выразительно- изобразительных средств языка.
Ушакова стр. 219 - Развивать умение подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатления.
ТСО, картинки на темы «Листопад», «Начало зимы». Стихотворение К. Чолиева «Деревья спят». Рассказ М. Пришвина «Птицы и листья» - Д. Игра «Продолжи предложение»
-Музыкальная пауза «Осенние листья»
- физкультминутка
24-30 ноября Тема: Ознакомление с новым жанром- басней. Чтение басни И. крылова «Стрекоза и Муравей»
Цель:Закреплять представление детей о басни, о ее жанровых особенностях. - Подвести детей к пониманию аллегории басни, ее идеи.
- Воспитывать чуткость к образному строю языка басни
- Раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией. Портрет И. Крылова.
Басня «Стрекоза и Муравей». - Пословицы
-физкультминутка
-обсуждение
1-7 декабря Тема: Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег»
Цель: воспитывать любовь к природе.
Ушакова 226 - Продолжать учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы, при чтении наизусть стихотворения; учить замечать изобразительно- выразительные средства, составлять лирические сказки на тему «Танец снежинок» Стихотворение Е. Трутневой «Первый снег». Иллюстрации с изображением заснеженного леса, поля. - физкультминутка «Снежинки»
- заучивание стихотворения.
8-14 декабря Тема: Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»
Цель: Вызвать интерес к русским народным сказкам, к богатству русского языка.
Ушакова стр. 228 - Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения, показать ее связь со значением пословицы. Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». Иллюстрации к сказке.
- Беседа
- Физкультминутка
15-21 декабря Тема: Заучивание стихотворения Н. Некрасова «Мороз-Воевода»
Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение. -Вызывать интерес детей к художественному слову, интонационно передавать нежность, любование зимней природой.
- Учить умению сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием стихов. Стихотворение Н. Некрасова «Мороз-Воевода». Иллюстрации к стихотворению. Портрет Н. Некрасова. -Д. Игра «Бывает- не бывает», «Найди противоположенное слово», «Что происходит в природе».
- физкультминутка
22-28 декабря Тема: Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»
Цель: Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству. -Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;
- закреплять знания об особенностях сказочного жанра. Русская народная сказка «Снегурочка». Иллюстрации к сказке. -Д. Игра «Скажи по- другому».
-физкультминутка
12-18 января Тема: Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза». Творческое рассказывание
Цель: рассказать детям о березе, как о символе России, символе красоты русской природы.
Ушакова 241 - Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой.
-Воспитывать любовь к природе. Портрет С. Есенина. Иллюстрации к стихотворению. Стихотворение С. Есенина «Береза». - хоровод «Березка».
- Д. Игра «Береза белая подруга»
19-25 января Тема: Рассказывание сказки П. Бажов «Серебряное Копытце»
Цель: Приобщать детей к художественной литературе, художественному слову.
- Воспитывать эмоционально- образное восприятие содержания сказки
- Учить понимать и оценивать характер и поступки героев
- Портрет П. Бажова. Сказка П. Бажов «Серебряное Копытце».
Иллюстрации к сказке.
- Беседа по прочитанному.
- Физкультминутка.
26 января-1 февраля Тема: Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»
Цель: Углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы.
Ушакова стр. 247 - Формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов
- Учить передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании. Зимние пейзажи. Рассказ С. Иванова «Каким бывает снег». - физкультминутка
- Обсуждение по прочитанному
2-8 февраля Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»
Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества.
- Учить умению оценивать поступки героев.
- Развивать способность детей испытывать удовольствие от встречи с литературными произведениями.
- Учить умению отвечать на вопросы. Понимать основной смысл произведения.
- Вызывать интерес к народному творчеству.
Иллюстрации. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» - физкультминутка «Богатыри»
- Обсуждение по прочитанному.
9-15 февраля Тема: Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»
Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества.
- Вызвать интерес к художественному слову
- Развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи
- Формировать навыки выразительного исполнения стихов Иллюстрации.
Стихотворение З. Александровой «Родина». -физкультминутка
-заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»
- рассматривание иллюстраций
16-22 февраля Тема: Чтение былины «Добрыня Никитич и Тугарин змей»
Цель: Воспитывать патриотические чувства - Развивать эмоциональное восприятие, воспитывать гордость за свою страну, за тех кто защищает нас, охраняет наши границы.
- Развивать речь, развивать память, интонационную сторону речи. Былина «Добрыня Никитич и Тугарин змей». Иллюстрации. - Физкультминутка
-беседа
23 февраля-1 марта Тема: Заучивание стихотворения Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться»
Цель: Воспитывать у детей доброту сердца. - Развивать у детей действенную любовь к маме- самому родному человеку, уважение к ее труду, желание помогать ей.
- Средствами литературных произведений помочь детям осознать необходимость заботиться о маме.
- Учить понимать и оценивать характеры персонажей стихотворения и сказки.
- Побуждать при чтении стихотворения передавать интонации вопроса.
Стихотворение Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться».
Иллючстрации
-Беседа по содержанию
- Заучивание
- Физкультминутка.
- Д. Игра «Назови ласково»
- Д. Игра «Что делает мама», «Когда мама улыбается»
2-8 марта Тема: Чтение рассказа Л. Квитко «Бабушкины руки»
Цель: Воспитывать уважительное отношение к родным людям. - Продолжать развивать интерес к произведениям.
-Развивать усидчивость, память и речь.
- Воспитывать гражданские чувства. Рассказ Л. Квитко «Бабушкины руки». Иллюстрации.
-беседа по содержанию стихотворения
- заучивание
- физкультминутка
- Д. Игра «Помоги бабушке», «Назови ласково»
- Выставка фотографий «Вместе с бабушкой»
9-15 марта Тема: Чтение русской- народной сказки «Финист Ясный сокол»
Цель: способствовать развитию у детей интереса к устному- народному творчеству. - Воспитывать желание слушать сказку, следить за развитием действия, активно откликаться на события, сопереживать героям произведения.
Русская- народноя сказка «Финист Ясный сокол». Иллюстрации к сказке. - беседа по прочитанному
- физкультминутка
16-22 марта Тема: Заучивание стихотворения С. Маршака «Восемь кукол деревянных»
Цель: способствовать развитию у детей интереса к устному- народному творчеству
Бойчук стр. 152
- Развивать память, интонационную сторону речи
- Учить детей четко произносить слова и предложения. Стихотворение С. Маршака «Восемь кукол деревянных». Игрушки.
Песня «Матрешка» - беседа
- заучивание стихотворения
- физкультминутка «Матрешки»
- прослушивание песни «матрешка»
23-29 марта Тема: Чтение сказки «По щучьему велению»
Цель: Продолжать знакомить детей с народным творчеством.
Бойчук стр. 155 - Познакомить детей с небылицами, как жанром устного- народного творчества; русской народной сказкой «По щучьему велению».
- Формировать эмоциональное восприятие произведений фольклора, учить понимать выразительность образа и юмора.
- Воспитывать уважение к народной культуре. Сказка «По щучьему велению». Иллюстрации к сказке.
- беседа по прочитанному
- физкультминутка.
30 марта-5 апреля Тема: Заучивание стихотворения З. Александровой «Салют весне»
Цель: Показать напевность языка стихотворения, развивать понимание образной речи.
Елкина стр. 101 - Закрепить умение выразительно читать стихи, передавать их настроение и естественные интонации.
- Закрепить знания о весенних явлениях природы.
Стихотворения З. Александровой «Салют весне». Иллюстрации. - заучивание стихотворения
- беседа
- физкультминутка
6-12 апреля Тема: С. Есенин «Черемуха» (чтение)
Цель: развивать память, любовь к весенней природе.
Голицына стр. 382 - Показать детям напевность языка стихотворения, развивать понимание образной речи.
- Упражнять в составлении предложений, произнесении их с разной эмоциональной окраской.
- Закреплять умение выразительно читать. Стихотворение С. Есенина «Черемуха». Иллюстрации различных деревьев. Репродукция картины И. Москалевой «Цветущая черемуха» +- беседа по прочитанному
- физкультминутка «Ветер тихо клен качает»
13-19 апреля Тема: Заучивание стихотворения «каждый мальчик хочет быть солдатом»
Цель: Воспитывать желание быть похожими на защитников Родины.
- Развивать эмоциональное восприятие, воспитывать гордость за свою страну, за тех кто защищает нас, охраняет наши границы.
- Развивать речь, развивать память, интонационную сторону речи. Иллюстрации. Стихотворение «каждый мальчик хочет быть солдатом»
- Заучивание стихотворения.
- Пословицы и поговорки.
- Физкультминутка.
20-26 апреля Тема: Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Цель: Поддержать интерес детей к художественной литературе как к источникам знаний.
Ушакова стр. 266
-Учить детей эмоционально воспринимать образное содержания произведения, осмысливать идею.
- Закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений;
- Учить осмысливать значение образных выражений. Рассказа В. Драгунского «Друг детства». Иллюстрации - чтение
- беседа
- физкультминутка
- рассказ на тему «День Победы»
27 апреля-3 мая Тема: Чтение рассказа «Знамя победы»
Цель: Расширить знания детей о мужестве солдат в годы войны. - Дать знания детям о Красном Знамени Победы, которое храниться в музее советской армии.
- Воспитывать уважение к советским воинам- победителям. Рассказ «Знамя победы».
Иллюстрации.
- беседа по прочитанному
- физкультминутка
4-10 мая Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик- семицветик».
Цель: Учить детей слушать сказки. - Учить умению оценивать поступки героев.
- Развивать способность детей испытывать удовольствие от встречи с литературными произведениями.
- Учить умению отвечать на вопросы. Понимать основной смысл произведения.
Сказка В. Катаева «Цветик- семицветик». Иллюстрации к сказке.
- Чтение.
- Вопросы и ответы.
11-17 мая Тема: Заучивание стихотворения В. Шуграева «От чего цветы в лугах»
Владимирская стр. 105
Цель: Развивать память. - Развивать речь, интонационную сторону речи.
- Развивать эмоциональное восприятие.
Стихотворение В. Шуграева «От чего цветы в лугах». Иллюстрации
- заучивание
- загадки
- физкультминутка
18-24 мая Тема: Заучивание стихотворения Н. Караваевой «Что такое детский сад»
Цель: Создать эмоциональный настрой, воспитывать любовь к детскому саду. - Закрепить умение выразительно читать стихи, передавать их настроение и естественные интонации.
- Показать напевность языка стихотворения, развивать понимание образной речи.
Стихотворение Н. Караваевой «Что такое детский сад». Иллюстрации
- заучивание
- загадки
- физкультминутка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день
1 НЕДЕЛЯ «Детский сад» Чтение «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (отрывки из повести)знакомить детей с произведением А. Линдгрен; подвести детей к по...
Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день (старшая группа)
1 НЕДЕЛЯ «Детский сад» Чтение «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (отрывки из повести)знакомить детей с произведением А. Линдгрен; подвести детей к по...
Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день
Чтение художественной литературы на каждый день...
Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день (старшая группа)
Рекомендации по чтению художественной литературы для старшей группы детского сада....
Тема: Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день.
МБДОУ "Детский сад №52 "Аленький цветочек"Город Смоленск 2022 годСтаршая группа № 7 " Кузнечики" ...
Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день»
Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день»(2 младшая группа)СЕНТЯБРЬ1 Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки&raqu...
Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» в младшей группе. (осень)
Данная картотека поможет педагогам в планировании работы по чтению художественной литературы с детьми младшей группы....