МКДОУ "ГАРМОНИЯ" ДЕТСКИЙ САД №33
проект по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Коми-зыряне
Коми-зыряне - один из уральских народов, относящийся к финно-угорской языковой группе. Коренное население республики Коми. Общую численность коми-зырян в России оценивают в 228 тысяч человек, из которых 202 тысячи живут на территории республики Коми. Они составляют 23,7% от населения республики.
Коми-зыряне значительно обрусели. Родным язык коми назвали лишь 169 тысяч человек.
Существует предположение, что название коми произошло от названия реки Камы. Также на древнем языке слово ком означало «мужчина» или «человек».
Ученые относят появление предков коми-зырян и коми-пермяков ко II тысячелетию до нашей эры. Позже из района впадения в Волгу Оки и Камы они ушли на север – в Прикамье. На территорию современной республики Коми предки зырян попали в I тысячелетии до нашей эры.
Зыряне стали первым финно-угорским народом, который перешел под власть Москвы. В XVI—XVII веках коми-зыряне заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII—XIX веках - Печору и Ижму. 22 августа 1921 года в составе РСФСР была образована автономная область Коми (Зырян) с центром в Усть-Сысольске. Позже, в 1929 году АО Коми (Зырян) вошла в состав Северного края, а в ноябре 1936 года автономная область была преобразована в Коми АССР. В 1992 году преобразована в республику Коми.
В составе народа выделяются несколько локальных этнографических групп: удорцы, печорцы, ижемцы, верхневычегодцы, нижневычегодцы, вишерцы, вымичи, прилузцы, сысольцы. Они сохранялись до начала XX века.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона о зырянах (фрагмент)
Зыряне — народ финского или уральского класса туранского семейства, обитающий в восточных частях губерний Вологодской и Архангельской. Составляя, вместе с вотяками и пермяками, пермскую группу народов, зыряне очень близки к вотякам и почти нисколько не отличаются, по языку, от пермяков.
Зыряне роста среднего, кроме удорцев, отличающихся высоким ростом; телосложения крепкого и правильного; следы финского типа на лицах едва заметны; цвет волос большей частью черный, при серых и темно-карих глазах; реже встречаются русые волосы и голубые глаза. Зыряне остроумны, хитры и находчивы. Изобретательность их выразилась во множестве разнообразных способов ловли птиц, зверей и рыбы. Зыряне любознательны, любят грамотность и способны к учению. Зыряне — православные (есть и раскольники); они религиозны и способны к глубокой привязанности; отличаются честностью, гостеприимством, бережливостью, смелостью и терпением. Им приписывают пристрастие к спиртным напиткам, хотя и не более, чем русским; зырянские девицы обвиняются в недостатке целомудрия; сутяжничество доведено у зырян до высших пределов.
Язык зырян распадается на шесть наречий: сысольское, печорское, ижемское, вашкинское или удорское, вычегодское и лузское (по К. Попову), или на пять говоров: сысольский, вычегодский, ижемский, удорский и камский (по Г. С. Лыткину). Произведений самобытной народной словесности у З. почти нет; они любят пение, но песни их — неудобопонятные искажения русских песен на зырянский лад. Сказки и загадки по большей части заимствованы у русских. Суеверия и предрассудки отличаются большей осязательностью и живостью, чем у русских. Они верят в леших, водяных, кикимор, в суседка, в овинных, банных, в орта, в колдунов, еретиков, чакыдчисей, в порчу, в ведьм, и своеобразно объясняют многие явления природы.
Зырянские поселения расположены исключительно по берегам рек, села их многолюдны и тянутся иногда на несколько верст. Избы их — керки — отличаются массивностью и строятся из соснового леса; план и фасад построек заимствован у русских; керки вообще не отличаются опрятностью.
Заимствованная у русских одежда пополнена лишь соответственно условиям климата и занятий; особенно выделяется промысловый, охотничий наряд.
Главное основание хлебной пищи составляют ячная мука и крупа; главные напитки ырош — квас и сур — пиво, оба из ячного солода; праздничный напиток — гэрмога-чужва — сусло со стручковым перцем. Обычаи при родинах, свадьбах, похоронах, а равно и увеселения мало отличаются от русских. Паренье в банях — потребность каждого зырянина; парятся ежедневно. Зыряне занимаются хлебопашеством, огородничеством, скотоводством. На Печоре, в ближайшей части ее к Уралу, и на севере хлебопашества нет. Земледельческий район зырянского края Кл. Попов делит на две части: одна лежит по правую сторону р. Вычегды, начиная от Усть-Сысольска, и находится в полосе начального хлебопашества, другая лежит по левую сторону и считается местностью по преимуществу земледельческою. Господствующее хлебное растение — ячмень, затем следуют: рожь (яренская пользуется известностью), овес — только на юге, пшеница — плохого качества, лен и конопля — почти повсеместно.
Из овощей возделывают картофель, капусту, репу, редьку и лук, но не повсеместно; на юге — хмель и горох. Скотоводство обусловлено обилием лугов и сочных трав. Держат помногу лошадей, коров и овец, тех и других — исключительно комолых, также свиней, известных под названием чудских — тучных, с длинными ушами. Из домашних птиц — одни курицы, и то не везде.
Обилие лесов способствует развитию звериного промысла, составляющего главное и любимое занятие зырян. Предметом охоты служат зайцы, горностаи, олени, лисицы, случайно — куницы, медведи, волки, росомахи, выдры и рыси, главным же образом — белки, добыча которых на весь край достигает 1 млн штук ежегодно. Из птиц добывают куропаток, тетерь, водяную дичь, но в особенности рябчиков, которых в хороший год бьют до 500 тыс. пар. Звериные и птичьи промыслы производятся в два периода времени и называются лесованьями: с конца сентября до декабря и с января до первых признаков весны. На охоту отправляются партиями от 2 до 12 человек и уходят иногда верст за 500. Ружья винтовочные, кремневые, изделия местных мастеров; вместо литых пуль запасают свинцовые проволоки, от которых и откусывают пульки зубами.
Непременный спутник охотника — собака, отличающаяся у зырян неутомимостью, тонким чутьем и уменьем распознавать зверя. Дальнейшими принадлежностями охотника служат; матка, т. е. компас, вделанный в деревянную коробочку, нарты — узкие, длиною сажени в две; санки для провизии и добычи, и лыжи, с посохом особого устройства. Для остановок в лесах расположены промысловые избушки — пывзяны и около них щамьи — чуланы, в виде голубятни на столбах, для предохранения добычи от хищных зверей. В лесах же расположены у каждого промышленника многочисленные и разнообразные ловушки для приманки и ловли зверя и птицы.
Рыболовство также составляет любимое занятие зырян: ловятся лох, нельма, шип, налим, лещ, семга, а также чиры, пеляди, сиги, щуки, окуни и т. п.
Вологодские зыряне печорских волостей занимаются разработкой точильного камня на брусяных горах (Воя и Сопляс), а также сбором кедровых орехов.
Вымские зыряне рубят и доставляют дрова для Сереговского солеваренного завода. Лузские зыряне с большой выгодой занимаются постройкой, нагрузкой и сплавом судов. Множество зырян отправляется бурлачить на вологодскую и другие пристани, а также на заработки в Петербург. Начинает развиваться смолокурение, дегтекурение и сажекопчение. Ремесленной промышленности почти не существует. Торговля среди вологодских зырян развита мало. Большой предприимчивостью и способностью к торговле отличаются зыряне села Ижмы, занимающиеся также оленеводством и выделкой замши.
Н.Е. Ермилов о зырянах в путевых очерках «Поездка на Печору» (1888 г.)
Архангельские зыряне по наружности в общем не отличаются какими-нибудь особыми резкими признаками от наружности русского крестьянина. Большинство из них блондины, среднего роста, крепкого, коренастого телосложения. Женщины, по-видимому, обладают несколько большим ростом сравнительно с женщинами русских деревень. Одежда зырян ничем не отличается от обыкновенного крестьянского северного одеяния: те же малицы и совики, те же рубахи, сапоги и комарники, то же отсутствие шапок в летнее время. Как на особенность, можно указать на страсть зырянок к ярким цветам одежды: красный, желтый, синий и зеленый цвета, в самых резких оттенках и крайних контрастах, составляют их любимые сочетания цветов. Укажу также на головную повязку деревенских девушек, которая, впрочем, встречается повсеместно и у русских в Печорском крае: один цветной платок (чишьян) складывается в виде узкой полосы, которою обвязывается голова вокруг верхней части лба, концы же платка завязываются сзади у затылка; таким образом повязка эта образует род венка; сверху ее повязывается обыкновенным образом, узлом сзади, другой цветной платок, который, впрочем, на работах и в жаркое время дня снимается с головы, и девушка остается лишь в венкообразной повязке.
Пробыв весьма короткое время в зырянском крае, я не могу сказать много об их нравственных свойствах, но и поверхностному наблюдателю бросаются в глаза отличительные качества зырян – гостеприимство и честность. Редко кто из них решится взять плату с проезжего за хлеб-соль или за ночлег; напротив, нужно видеть с каким удовольствием принимают они путника, с какою радостью они видят, что он не отказывается от их угощения, чтобы судить, что действительно хлебосольство их бескорыстно. Мне рассказывали местные жители, что гостеприимство среды зырян развито до того, что проезжие, нисколько не знакомые с хозяином, заходят свободное в его избу даже во время его отсутствия и не только отдыхают и обогреваются в ней, но даже пользуются пищею, которую предусмотрительно гостеприимный хозяин оставляет на всякий случай прохода или проезда путника на видном месте в своей избе. Доказательством честности зырян служит отсутствие замков и в настоящее время: все помещения, даже амбары с имуществом и хлебом запираются простым деревянным засовом. Впрочем, это относится к селениям небольшим, в населенных же густо селах, например, в Ижме, даже и замки не оберегают владельца от покраж. Косвенным доказательством честности зырян служит отсутствие в их языке коренного собственного слова, означающего понятие «воровство». По ижемскому наречию вор обозначается словом «гусьясьись», которое производится от русского же слова «гусь» (подобно выражению «вот так гусь!»). По причине честности зырян все денежные и торговые сделки заключаются с ними на честное слово, без всяких документов; достаточно зырянину сказать: «вот тед веськыдкы», - даю тебе честное слово – чтобы всякий, знающий этот народ, безусловно ему поверил.
В религиозном отношении весьма многие из зырян Архангельской губернии коснеют в расколе. Причиною этого служит как разбросанность и малонаселенность их селений, так и отдаленность их от приходских церквей…
Зырянские избы, или «керки», строятся обыкновенно на две половины, сообщающиеся между собою входными сенями, в которые ведет пристроенное с лицевой стороны крыльцо; так как эти избы в большинстве случаев устраиваются таким образом, что пол и окна находятся высоко от земли, то крыльцо это делается на столбах и к нему приделывается сбоку лесенка в несколько ступенек. Крыльцо или покрывается крышей, тоже на столбах, или же остается открытым. Левая половина избы черная – в ней живут хозяева летом и зимою, в ней приготовляют пищу, в ней берегут своих домашних животных; воздух в ней всегда спертый, удушливо-жаркий. Правая половина избы чистая, так сказать, парадная: в ней не живут, но принимают гостей; вместо лавок вы в ней встретите иногда и стулья; вместо белых столов (пызан) – столы крашеные, глиняная русская печь (пац) с лежанкой заменяется нередко голландской печью. Понятно, что такое деление изб на две половины встречается в общем, или точнее, в господствующем типе зырянских построек и что существуют от него отступления. Заднюю часть избы составляет повет, в которой держат домашний скот; на этой же повети хранятся сани, лишнее платье и имущество, посуда и проч.; ход, или, вернее, въезд на повет устроен из бревенчатой настилки, расположенной наклонно от земли вверх до широкий ворот повети. Общее впечатление, выносимое из осмотра зырянских «керок», дает основание заключать о неряшестве из содержания: грязь, покрывающая пол и стены, обилие тараканов, копоть на потолке и прочее – все это указывает на то, что зырянин не любит поддерживать чистоту в своем жилище и не заботится о ней.
Амбары, погреба и бани строятся отдельно от изб, причем последние устраиваются ближе к берегу реки и не отличаются обширностью помещения: площадь в две квадратных сажени составляет средний размер зырянской бани; по стенам внутри ее размещены скамьи и потолок, который отличается тою особенностью, что устраивается не высоко над полом, как в русских банях, а на одном уровне с лавками; в одном из углов расположена каменка. На эту до красна раскаленную каменку поливают холодную воду (горячей воды в бане не заготовляют) и в образовавшейся атмосфере пара, чада и угара парятся вениками, но не моются. Попариться в бане – любимое удовольствие зырян: в баню они ходят по несколько раз в неделю. Есть среди них такие любители, что могут пробыть в этой невыносимой жаре и чаду до 20 минут и их выводят оттуда даже силой. Летом прямо из бани большинство идет выкупаться в реке. Нужно удивляться выносливости и крепости зырянской натуры: на них не действуют страшные зимние холода, долговременное пребывание под дождем, ветром или снегом и вообще непогода; на них не действует даже ночлег во время крутого мороза в глуши лесов, наконец тот тяжелый труд и борьба с природой, которую зырянину приходится вести чуть ли не ежедневно, - все это дает основание полагать, что физическая крепость зырянского народа уже испокон века закалена в борьбе за существование и что все, кажущееся постороннему наблюдателю неестественным или непреодолимым, в жизни этого мало цивилизованного, но рабочего народа, для него самого представляется простым и естественным.
Названия народов коми
Зыряны, зюздинцы, кольские ижемцы, коми-пермяки, язвинцы, ижемцы – все входят в этническую группу коми. Наиболее логично рассматривать этот этнический пласт как общее структурное объединение, так как понятия общего быта, традиций и культуры имеют отличия лишь в незначительных мелочах.
Красотой и разнообразием исполнения стоит отметить достижения в сфере декоративно-прикладного искусства. Умение обращаться с металлом, кожей, кропотливость ювелирных мастеров, утончённые изделия из плетёной кожи, соломенного материала, резьба по дереву — творчество коми не имеет пределов, восполняя всевозможные его проявления, включая в себя поэтические и песенные произведения, активное развитие музыки и успехи в изобразительном искусстве.
Автономный Ямало-Ненецкий, Ханта-Мансийский округи и республика Коми — это главные места проживания народа коми.
Уральская языковая семья относится к основополагающему понятию возникновения национального языка. А письменность заложена в кириллическом правописании. Для публикаций отведены специальные издания в печати и передачи на телевидении.
Совершенство в сфере оленеводства было достигнуто народом коми к окончанию ХIХ века и стало крупнейшим занятием, почитаемым на Европейском Севере, в котором коми проявили себя с наилучшей стороны, заслужив всеобщее уважение. Они посодействовали возникновению ряда нововведений в плане развития качества селекции оленей, преобладании высококлассного товарного вида и оптимального подбора возрастных категорий состава. Собаки принимали участие в пастве более двух тысяч оленей под строгим наблюдением пастуха, который контролировал процесс на протяжении суток.
Занятия народа коми
Наиболее важные занятия коми в промышленной сфере — ловля рыбы и охота, которые берут истоки ещё давних традиций. Максимального развития это достигло у северных коми. Наилучший улов обычно предназначался для товарных целей. А для собственного употребления рыба добывалась в ближайших местах, предназначенных для ловли. Рыбальский быт несильно отличался от охотничьего. Способы добычи отличались достаточным разнообразием, но самым распространёнными орудиями в древние времена были запоры. Не пренебрегали добычу рыбы артелями, а также использовали неводы и ставные сети. Практически всю добычу засаливали. Существовал вид малосольной рыбы, которая отличалась особыми вкусовыми качествами, и считалась довольно популярной на те времена. Коми не пренебрегали приготовлением сушёных и вяленых рыбных продуктов. На второй план отходили, но пользовались спросом, сферы скотоводства и земледелия. Но из-за стремительного появления интереса к этому занятию, произошло мгновенное уменьшение популяции животных.
Скотоводство оставило свой отпечаток на составной части языка народа, образуя достаточно специальных терминов, которые берут своё начало у древнеиранских языковых истоков. Большое количество останков коров, овец и прочего скота было найдено археологами, и было включено в пермские археологические памятники. Это свидетельствует об активном разведении крупного рогатого скота, которое использовалось в основном для индивидуальных целей. Молочный скот не преуспевал в результатах из-за отсутствия организаторской деятельности, пастухи не участвовали в пастбище. В основном, коми направили свой потенциал на занятия земледелием и разводили оленей.
Коми были вынуждены заниматься замшеделием (изготовлением валенок выделкой кожи) из-за северных холодов, которые заставляли практически каждого жителя искать способы для сохранения тепла.
Женская половина населения знала толк в гончарном ремесле. Они отдавали предпочтение ленточно-жгутовому способу, игнорируя распространённые возможности гончарного круга. Русская печь позволяла делать обжиг изделий. Скатерть, рубаха и полотенце — составные части придания будущих невест, без которых невозможно было бы представить этот набор. Для этого женщины обязательно должны были освоить узорное ткачество.
Обеденный стол коми отличался особым разнообразием и блюдами на любой вкус. Растительные, мясные и рыбные продукты составляли основной рацион питания населения. Приём пищи осуществлялся трижды на день. В обычный день на столе можно было насчитать 3-4 блюда, а во время праздника это количество умножалось, как минимум, в 4 раза. Бывало, что ассортимент выбора составлял более 25 блюд. Обед начинался с употребления традиционных щи и супов. Летом готовили похлебку, которая подавалась в холодном виде. После жидкой пищи приступали к перловым или ячневым кашам. Благодаря активной ловле рыбы, без неё невозможно было обойтись в меню. Её подавали в разных видах, и даже начиняли ею пироги. Во время праздников пирог был одним из основных блюд на столе. Мясные продукты употреблялись реже, их можно было встретить, в основном, у охотников. Овощной рацион включал в себя капусту, репу, брюкву, редьку. Не менее значительным элементом были мучные изделия. И напитки радовали своим разнообразием, кроме наличия чая, варили травяные и ягодные отвары, компоты, наслаждались берёзовым соком и квасом. Не обходились и без домашнего пива.
Обычаи коми народа
Для молодожёнов совершали ряд обрядов, которые, по верованиям коми должны были гарантировать новоиспечённой паре большое счастливое потомство. Овечья шкура стелилась на постельное ложе, а в начале венчального процесса невеста сидела с ребёнком на коленях.
По традиции, на протяжении недели новорождённый с матерью должны были обитать в помещении бани и хлева. Это зависело от места рождения ребёнка.
В первый раз ребёнок мог взглянуть на себя в зеркало в возрасте одного года. И тогда разрешалось его постричь.
На сегодняшний день коми сохранили не все давние традиции, но сберегли свою уникальность и взаимоуважение. Благодаря этому возможна дальнейшая передача культурных ценностей последующим поколениям.